Авторский блог Агамали Мамедов 14:51 14 октября 2019

Остались еще Марь Васильны в наших деревнях

Марья Васильевна сколько помнила себя, так видела себя лишь в школе. И только в школе. Казалось она и школа «обнявшись, будто две сестры, струи Арагви и Куры». И был монастырь. Точнее был монастырь под другим названием, а там она жила. Практически все время. Просто ее «учительствование» требовало «подвига» и, причем ежедневного. Уроки и тетради занимали весь день. Хотя нет. Точно нет. Было еще время на родительские собрания, педсоветы (будь они неладны), беседы с детьми и их родителями. А еще ее бесили методсеминары, занятия вела Людмила Петровна, которая в школе-то особо не работала. Но «знала все» и всех поучала. Приходила раз в месяц, не отягощенная учениками и тетрадями, но была вооружена вырезками из новых журналов. Алка-коллега все поучала (тоже блин поучала), да ладно, не обращай внимание, и просто отдыхай с открытыми глазами. Марь Васильевна так не могла, она была для этого очень ответственной. Как же ведь и мать была учительницей. И всю жизнь она иной профессии не видела для дочери. Почему не банкиром или нотариусом? А вот так. Традиция наша - говорила мама. Трагедия наша - добавлял отец, который не понимал этой жертвенности.

Как бы, между прочим, закончила с отличием столичный ВУЗ и конечно же домой. Аспирантура, куда ее приглашали тоже не манила. Кто ж поднимет школу без Марьи Васильевны? Вроде и некому. Велика вроде страна, а как школу поднимать, лишь женские плечи. Собрав все книги и вырезки журналов, конспекты, помчалась домой. Школа приняла ее хорошо, помнили ведь мать ее и да и саму не успели забыть. О личной жизни особо не думала. А тетради? Кто ж их проверит? Первые же посиделки с друзьями в ресторане обернулись конфузом. Ее узнали родители учеников, пришлось долго отбиваться от их назойливых ухаживаний. Нет. Не то. А кто-то вообще полез делать сэлфи. Вот этого нам точно не надо. И романов с родителями учеников «нам не нать». А посиделки в школе, где после трех рюмок тройка-«завхоз, физкультурник и трудовик» «преображались» в трио знаменитых теноров ее тоже не устраивали. Причем, они реально считали, что поют замечательно. Да и ухаживали, если это можно так назвать, примитивно и однообразно. Физкультурник в танце шептал, что он крепкий и гибкий и без него ей будет скучно. А завхоз просто предлагал утеплить класс. Трудовик тоже фантазией не отличался. Постепенно М.В. забыла о своем озорном характере, танцы не предвиделись. Может только на свадьбах родственников. Но ничто не напоминало студенческие беззаботные вечеринки.

Школа понемногу отвоевывала место у молодости. Как-то незаметно, но настойчиво молодость сдавала свои позиции. И даже покупая какую-то обновку, она вначале думала о том, как школа оценит это. Нет, она не превратилась в Женщину в футляре, одевалась по-прежнему красиво, но строгость стала ее «шинелью». На все времена года. Но не все было так уныло, декаданс не правил ей. Вот уж 3 года как ее ученики завоевывали престижные места в Олимпиадах. А в прошлом году. Да, все-таки в прошлом, ее выпускники набрали самые высокие баллы по ЕГЭ. Ее даже публично похвалили, правда указали только школу, но все знали (знали же?) о ком идет речь. А нынешний шестой класс, что ей достался, не шел ни в какое сравнение с ее выпуском. Конечно же. И как их можно было сравнивать?! Те (ее выпускники) знали зачем учатся, радовали ее. И как они после поступлений в престижные ВУЗы благодарили ее. На том выпускном у нее были самые красивые дети. А эти? Боже ж, сколько в них еще надо труда вложить. И будет ли толк? Вот это гложет ее постоянно. Всё понимала М.В. – всё! И про иное поколение и про телевизор с интернетом. Но почему все «блага цивилизации» должны привести к появлению детей типа Кузищева и компании. Конечно Александр Македонский великий человек, но зачем же стулья ломать. Запущенных и дерзких. И почему они все как на подбор собрались в ее новом классе? Конечно, это была плата за успех ее выпуска. Завуч заправляла всем процессом, ничто нигде не падало и катилось без ее ведома. А заказ видно был – обуздать девчонку. Как-то еще с этим надо жить, размышляла М.В. А надо ли? И все это за 22 тысячи?

Вдруг ее осенило, она вспомнила, что ей настойчиво предлагали в какую-то закрытую спецшколу. За городом в красивом месте, в бывшем пансионате химиков. О господи, может решиться? Правда, директор их не вызывал симпатий. «Природная ласковость лица», вернее ее (ласковости) отсутствие, некая кособокость настораживала. И тот елейный голосок, которым он ее заманивал тоже не притягивал к себе. Но мы рационалисты и с лица воду не пить, люди разные бывают. Голоса тоже. А попробовать стоит. Наверняка, 70 тысяч в нашем городе не заработаешь. Во всяком случае трудом праведным. Наутро за ней прислали машину, добротную «Шкоду». Уже хорошо. Работа начинала понемногу нравиться. Директор встретил ее у подъезда и вызвался стать гидом. Показал уютные номера для учителей. Главное, здесь было все необходимое, вплоть до стиральной машины и кофеварки. Вот уж где она насладиться «чарующим ароматом свежемолотого кофе» - сказала она голосом какого-то обаятельного прибалта. Школа была оснащена всем, аудитории все светлые и чистые. Она внимательно осмотрела «свой» кабинет географии. Готовая сделать хоть какое-то замечание, вдруг поняла - а придраться-то особо не к чему. О таком кабинете она лишь мечтала. Кем же мечтают стать дети этого класса-спросила она директора. Мы (с нажимом сказал) директор планируем их всех в банковскую сферу. Ну что ж, была не была. М.В. подписала многостраничный контракт по схеме 1+4 года. Оплата первый год 70 в месяц, затем по результатам.

Так незаметно прошли первые 3 месяца, с трудом она привыкала к таким детям. Все домашние задания выполнялись беспрекословно. На уроках все были готовы. География, по сути, сведена была к страноведению. Ее просили особый упор делать на уроках на экономическую географию. М.В. и этому была рада. В той школе (ей вдруг взгрустнулось) особо и не интересовались зарубежной экономикой. Никто не нарушал дисциплину и отвечал на вопросы. Отвечали все правильно, даже очень, но по учебникам и разрешенным материалам из интернета. Да и внешне дети были чистенькими и ухоженными. Всего 20 детей. Мальчики в голубых пуловерах, девочки в зеленых пиджачках. Даже прически были одинаковые. Странно, но прикольно. У мальчиков зачес справа налево, у девочек ровно посередине. Как же это здорово смотрелось?!! Ни тебе допзанятий с отстающими, ни долгих и главное бессмысленных бесед. Настораживал рубрикатор дисциплин. Здесь не было истории, литературы и вообще гуманитарных дисциплин. Директор четко ей пояснил, что все предметы «нравственного цикла» не приветствуются, ибо лишь мешать им будут в профессии. Но и нечего там считать. Тогда зачем это все? Да… интересно. Но я отвечаю за свои уроки. И только.

Как-то от скуки, многое же в мире делается от скуки, М.В. наблюдала за игрой в футбол детей. Она со студенческих лет любила футбол. И как ни странно, что-то в этом понимала. Мальчики играли мастерскИ. Поражала дисциплина, все действовали по плану, каждый игрок знал свое место. Долго наблюдала М.В. за сим действом. И ее осенило. Так это же «Бундеслига», только еще юниорская, а потому и какая-то карикатурная. Никакой импровизации, но нет и ошибок. Все расставлено, все просчитано. Все идет по какому то Плану. К ней подошел тренер: Любуетесь? Мне пока не очень они нравятся. Не всегда выдерживают нашу линию на игру. Но так им же нет еще 17. Пусть импровизируют, пусть ошибаются. Возраст же такой-воскликнула, не сдержавшись, М.В. и пожалела. Да, сколько раз себе говорила-молчи и не встревай. Но ведь надо было. Тренер наоборот весьма спокойно к этому отнесся. Он ей напомнил сектантских проповедников. Он очень, даже слишком, словно ожидал это, спокойно ответил, что ошибаться нельзя ни в каком возрасте. Поэтому они (кто они?) взяли за основу не бразильский или французский футбол, а сугубо рациональный немецкий. М.В. поблагодарила его и отправилась к себе. Может Шопен с Григом ее успокоят? Не помогли. Другие песни здесь нужны.

Впервые нотки сомнения закрались в душу. И поселились кажется надолго. С одной стороны, ежемесячно на счет в банке «капает» энная весьма солидная сумма. Проверяла. Все чисто. Условия только в мечтах такие бывают. И главное, школу НИКТО не проверяет. Никто не лезет в душу. В душу - про себя повторила М.В. Вот. Вот что ее тревожит. В школе нет души. МВ была современной учительницей и всегда отметала подобные сентенции. Но как-то и сама почувствовала это. Нет, не то. Что-то другое должно быть. Иное. Она вспомнила, как детям к какой-то ситуации прочитала Рильке, Цветаеву и Ахматову. И??? А ничего. Ноль реакции. Напротив, смотрело 40 непонимающих глаз. Лица были словно каменные. И лишь Роман спросил: это нам тоже надо учить к уроку? М.В. с детства не любила уроки литературы, зато она любила саму литературу. И неплохо разбиралась в поэзии. Но такой реакции она просто не ожидала. Даже девочки, которые как правило, первыми «клюют» на литературу, сидели откровенно скучая. Просто не понимали. Может просто таких собрали вместе? Или она неудачно читала? И почему один день дети целиком проводят в медцентре? Почему весь день и все сразу? Вопросы копились и копились, не найдя ответа они (продолжали) терзать душу. Опять душу.

Ответ пришел неожиданно. Сгорел какой то медицинский кабинет и несмотря на сопротивление администрации, в комплекс ворвались пожарные, а вслед за ними и еще кое-кто. Причем, много их было. Увиденное и прочитанное ошарашило всех. Директор и его свита просто сбежали, сложно ли, имея гражданство другой страны. Раскрылась и страшная сторона этой школы (все надзирающие тетки перекладывали друг на друга вину). Задним числом появились их докладные. Ну ладно, так было всегда. Оказалось ,что все дети были генетически подкорректированы. Брались социально запущенные дети (во всех вариантах) и их «корректировали», блокируя нежелательные участки и вкрапливая «нужные». Дети подбирались на вокзалах, некоторых сдавали или даже продавали родители-алкоголики, затем корректировка и «путевка в жизнь». Но с дальним, очень дальним прицелом. Ее класс был «заточен» на банковскую карьеру. Руководство ведь и не скрывало это. М.В. долго таскали по инстанциям. Она давала подробные показания, как и другие учителя. Еще бы, они там работали, несмотря на предупреждения и предостережения Управления образованием района. Наиболее активная тетка даже предлагала им в трудовую что-то вписать. Что, она не знала. Но вписать надо. Так она привыкла работать. Виновные всегда должны быть и желательно из непричастных.

С тех пор прошло несколько лет. М.В. работает в маленькой деревенской школе, ведет множество дисциплин. Учителей-то нет. Проданная в городе квартира с лихвой покрыла все траты на добротный дом и хозяйство. Задумалась уже о семье. Если уж сама не родит, обязательно возьмет кого-то себе. А может и не одного. Вспоминает тех детей. Жалко их всех. Дети же. Но в интернете часто в руководстве банков и финансовых корпораций видит очертания знакомых лиц. Пробились все-таки. Или удачно так их продвинули?

P.S. …От шарлатанских экспериментов к массовому внедрению!

1.0x