Авторский блог Борис Пономарев 12:42 21 марта 2014

Особо опасные водители

До сих пор Россия в дорожных авариях за год теряет больше людей, чем Советская Армия солдат за все годы Афганской войны. Мы сильно отстаем по этим показателям от европейцев, хотя и автомобили и дороги у нас уже вполне приличные. Ситуацию можно и нужно исправлять...

Находясь за рулем автомобиля, каждый из нас пытается предугадать опасные ситуации. Естественная водительская реакция – снизить скорость – помогает безотказно. В таких случаях критически важна своевременная информация в виде специальной разметки и дорожных знаков. Предупрежден – значит вооружен. Увы, большинство дорожных коллизий становятся для нас полной неожиданностью, и их, по большей части, создают водители, для которых закон на дороге не писан.

Важный факт: водитель, систематически нарушающий правила дорожного движения, будет нарушать их и впредь. Все! Вот он, профиль коллективного преступника. Того, кто в следующем году убьет десятки тысяч российских граждан и травмирует еще сотни тысяч. Нанесет чудовищный ущерб государству в размере 2,5 процентов от нашего ВВП. Известны его имя, фамилия, прописка, номер банковского счета, марка, модель и цвет автомобиля.

Казалось бы, по аналогии с дорожными знаками, предупреждающими об опасных местах на трассе, точно также следует отметить специальными знаками и особо опасные для окружающих автомобили. Чтобы остальные участники дорожного движения были, со своей стороны, готовы к возможным нештатным ситуациям. Но, увы, автомобильные рецидивисты преспокойно разъезжают по нашим дорогам, ничем не отличаясь от законопослушных водителей.

Будем считать это недоработкой ГИБДД, которую некоторые из нас пытаются исправить в инициативном порядке – частенько на заднем стекле авто можно увидеть стикер с «туфелькой», «чайником» или «восклицательным знаком». Без сомнения, такой акт доброй воли становится существенным вкладом в повышение общей безопасности. Однако, этого явно недостаточно.

В отличие от России, в ряде стран практикуется выделение в общем потоке представляющих повышенную опасность участников дорожного движения. Речь в данном случае идет об автолюбителях, а не о профессионалах, управляющих бензовозами, автопоездами и им подобными автомобильными монстрами, которые обязаны нести специальные опознавательные знаки, видимые днем и ночью.

Интересен опыт Японии. Все водители старше 75 лет, в соответствии с требованиями японских ПДД, наклеивают на автомобиль крупный, видимый издалека отличительный знак – цветок-четырехлистник. В Стране восходящего солнца престарелые водители – наиболее опасная группа участников дорожного движения. Второе место по непредсказуемости поведения на дороге занимает японская молодежь с водительским стажем менее двух лет, у них свой значок – “Wakaba”, стилизованный молодой росток. Оба знака должны размещаться на передней и задней частях автомобиля, а езда без них рассматривается как серьезное правонарушение и строго наказывается.

Однако, престарелому японцу далеко до наших убийц на колесах. Россия за год теряет погибшими на дорогах в два раза больше людей, чем Советская Армия бойцов за все годы Афганской войны. Если не можем спасти, то следует, хотя бы, предупредить население о грозящей ему опасности.

Как же выявить особо опасного водителя? Несложно. Попался на «встречке» – получи специальный стикер, и, будь добр, размести его на заднем и лобовом стекле своего автомобиля. Отдельный знак для любителей прокатиться с ветерком, третий – для дальтоников и торопыг на перекрестках. За езду без знака – карательные санкции, как за отсутствие государственных номеров. И надо особо выделить любителей пропустить за рулем рюмочку-другую – чтобы держаться от них подальше не только водителям, но пешеходам.

Такую меру ни в коем случае не стоит рассматривать в качестве наказания, это всего лишь опознавательный знак, как на особо опасном бензовозе. Разумеется, «награда» не дается пожизненно, отъездил год без нарушений – свободен, стикер можешь снять. Если же сотрудникам дорожной полиции дифференцированный подход покажется слишком сложным, то хотя бы два знака надо ввести обязательно – для пьяниц за рулем и молодежи со стажем до двух лет, с одновременным ограничением для них скорости движения.

Современный технический уровень ГИБДД, располагающей специальными видеокамерами, сканерами, цифровыми базами данных, позволяет выявить водителей, систематически нарушающих правила, в автоматическом режиме. Немаловажно, что финансовые затраты со стороны государства почти нулевые, все издержки за счет проштрафившейся стороны.

А привычное наказание – от воспитательной беседы инспектора до лишения водительских прав – само собой, его никто отменять не собирается.

Борис Пономарев

1.0x