Авторский блог Ильгиз Халин 18:45 8 июня 2014

Особенности ментальности украинского народа.

Социальный фатализм украинского народа.

Менталите́т (от лат. mens или mentis – ум и лат. alis – другие) – устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли конкретного человека.

Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета весьма объемное и включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности. Черты менталитета ярко проявляются в поведении его носителей и становятся особо заметными, если человек попадает в другую культурную среду.

Как на Украине? Ссылаясь на (Сергей Беляев,
Кадровая компания НАВИГАТОР,
Ассоциация кадровых агентств АРКА):


Суть украинской ментальности лучше всего характеризует термин “Хуторянство”.
“Хуторянство”- это естественное состояние украинской нации.

Большинство политиков, в т.ч. и президент, – продукт украинского хуторянства, его воплощение, по сути - его классический образец. Ему не приходится притворяться, заявлять о своей принадлежности к народу. Украинский хуторянин видит в нем себя, смотрится в него, как в зеркало. А хуторян-украинцев, даже живущих в городах, не менее 60%. Значителен их процент и в самом Киеве, который удвоился в последних полвека за счет притока из глубинки.

Менталитет отечественного хуторянина описан в произведениях украинской художественной классики. Кратко обрисуем его характерные черты:
- Хуторянин считает себя достаточно “умным”, а если же и не очень умным, то по настоящему “мудрым”. Ум и мудрость хуторянина проявляются в его хитрости и способности своевременно уклониться от риска, избегая реальной (и мнимой) опасности и ненужной работы.
- Хуторянин сам себе на уме: он люто ненавидит представителя власти, ругает его в присутствии близких, переносит свой гнев на жену и тещу, восхищается своей смелостью и радикальностью убеждений, но при встрече с объектом ненависти (чиновником) подобострастно нагибается, приветствуя и желая ему крепкого здоровья. Еще он (хуторянин) устраняется от участия в решении общественных проблем, живет по принципу: “моя хата с краю”.
- Хуторянин чаще всего остерегается людей смелых и инициативных, видя в них скрытую опасность своему благополучию. Потому-то и держится от них подальше. Не понимает он инициативных и смелых людей. Его умозаключения сводятся к следующему: “Если я боюсь, почему он не боится?”. “Если я не решаюсь, почему он решается?”. “Может быть, ему велено, и разрешено быть смелым, а если не разрешено и не велено, то не последует ли наказание?”. В итоге он заключает: “Лучше быть мудрым и осторожным, чем смелым и битым”.


Итак, попробуем привести в систему основные отличия «украинского характера» от российского

«Российский характер»

«Украинский характер»

«Широкая, открытая русская душа», расточительность

Бережливость

Коллективизм

Индивидуализм, «моя хата с краю»

Открытость, доверчивость

Недоверчивость, подозрительность к новому/неизвестному

Эмоциональная преданность лидеру

Вольнолюбие, подчинение ради выгоды

Трудолюбие в коллективе

«Хозяйственность», трудолюбие (для себя)

Конформизм

Самостоятельность в суждениях, «себе на уме»

Великодержавность, высокое самомнение, уровень притязаний

Постколониальный синдром периферийности, провинциальность, комплекс «младшего брата»

«Не выделяться», «быть как все», Не «отрываться от коллектива»

Личная инициативность

Импульсивность, неорганизованность, спонтанность

Терпеливость, смирение

Тяготение к тоталитаризму, авторитарной власти, «твердой руке»

Тяготение к более демократической, республиканской форме управления

Щедрость

Жадность

Прямота

Лукавство, скрытность

Лень

трудолюбие

Участливость

Равнодушие

Упрямство

Гибкость, изворотливость

Социальная активность

Социальный фатализм

Нетерпимость

Толерантность к др. нациям, сообществам

Большая склонность к агрессии, криминалу, насилию

Терпимость



Следует учесть и неравномерность распространения описанных выше факторов по территории Украины, ибо она отнюдь неоднородна ни по хронологическим, ни по региональным признакам. Не надо быть специалистом, чтобы сделать вывод, что на Западе мы получим совершенно иные результаты, чем в Восточных или Южных областях страны. В разных регионах разное отношение к историческому прошлому, культурному наследию, языку, религии, перспективам развития и т.д.

Обобщая сказанное, еще раз отметим основные черты украинского менталитета.
Во-первых, духовная связь украинцев со средой их обитания. "Привязанность к определенным территориям или местностям в их границах... – пишет Э.Смит, – носит мифический и субъективный характер. Для этнической идентификации более важны привязанность и ассоциации, чем жизнь на этой земле или обладание ею".
Во-вторых, верховенство индивидуализма над коллективизмом, что отмечают практически все исследователи данного феномена. Как писал А.Кульчицкий, "наш персонализм гораздо более, чем в Западной Европе, был направлен в сторону интровертного углубления, во внутренний мир личностного переживания.
В-третьих, верховенство эмоциональности над рациональностью, чувства над интеллектом, "сердца" над "головой" – кордоцентризм, особенно в философии, о чем достаточно много говорят современные украинские историки философии.
В-четвертых, определенный социальный фатализм, то есть вера в автоматичность исторического процесса, откуда вытекает постоянный уход в малые группы, в семью воздержание от участия в решении серьезных социально-политических проблем.
В-пятых, двойственность внутреннего мира, совмещающего в себе авантюрно-казацкий (активный) психологический тип и тип "потаенного существования" (пассивный).
В-шестых, «всеобщая уравнительность» и лояльность украинцев, обусловленная спецификой семейных отношений, традициями политической саморегуляции и религиозной жизни.
Итак, взвесим все "за" и "против". С одной стороны, мы имеем общие с западноевропейской цивилизацией корни и вплоть до XVII века развивались в общеевропейском контексте, что нашло отражение в ментальных созвучиях украинской и европейской мировоззренческих принципов. С другой стороны, за последние 350 лет и в ментальности украинцев, и в ментальностях европейцев произошли коренные изменения, связанные с различными путями исторического развития. Мы больше не представляем с ними единой ментальной общности, зато у многих украинцев пока очень высокий уровень идентификации с событиями недавнего советского прошлого.
Есть такая притча. Англичанина спросили: сложно ли вырастить газон? – Очень просто, – ответил тот. – Нужно обработать землю, посеять хорошие сорта, регулярно поливать и подрезать траву. – И все? – В основном все. Пройдет триста лет – и получится отличный газон...
Несколько поколений людей родились и прожили в условиях расслабленного состояния, психология у них и их детей сформировалась потребительская, нетребовательная ни к себе, ни к людям, ни к качеству жизни. Вместе с тем строительный материал самостоятельного государства – это люди. Так что, видимо, сменится несколько поколений, прежде чем возникнет по-настоящему предпринимательский высококультурный класс, развитое гражданское общество и устойчивое государство".

И у русского населения, проживающего на Украине такая же ментальность. Мне приходилось быть на Украине дважды, и, действительно, я всегда испытывал некоторую «затрудненность» в общении с украинцами, даже, на бытовом уровне.

Мне долгое время было непонятно отношение населения городов Юго-Востока, таких, как Харьков, Одесса, Днепропетровск, Николаев, Херсон к происходящим сегодня событиям на Украине, их митинги против Киевской хунты, в поддержку ополчения городов Славянска, Донецка и Луганска. Оценкой истинной гражданской позиции населения были выборы президента Украины 25.05.2014г. Можно привести множество оправдательных причин такого поведения людей, объяснить фальсификацией высокий процент явки избирателей. Но, как известно, народ достоин того президента, которого избрал. Видимо, необходим фактор времени, способный изменить социальный фатализм украинцев на социальную активность, терпение и смирение превратить в активность, импульсивность, из комплекса «младшего брата» возродить великодержавность, высокое самомнение.

Сегодня мы, непременно обязаны, в первую очередь, помочь и защитить восставшее против фашизма население Донецкой и Луганской народных республик.

1.0x