Авторский блог Виктор  Власов 12:47 20 ноября 2017

Основа казачьего уклада - Православие

Казачество всегда представляло особую общность.

Казачество всегда представляло особую общность. Это вольные люди, не желающие склонять голову под напором врага, имеющие честь и высоко чтущие своё достоинство. Отношение к роду и к своей семье у них также особое. И сейчас казачество представляет собой силу, которая растёт с каждым годом – по мере участия в различных мероприятиях. Да, существует некоторая разрозненность среди казаков, но касается она несущественного, потому что казак – это казак, независимо какому атаману он служит, и Бог для него один, и честь одна!

Если бы я не читал новости в интернете и не интересовался образовательными мероприятиями, организованными в том числе Омской епархией, то узнал бы о казаках у своей мамы – она учитель истории. И ещё казаки ночевали у нас несколько дней, когда мне было лет пять. Дядя Володя Ясько, курганский казак, вместе с братьями в те дни рассказывал много интересного. И катал на лошади меня и моего папу, когда мы пару дней жили в Полтавке.

– Своевольные люди, которые охраняли рубежи российской империи, – напоминает недавно мама. – Налогов не платили, принимали бежавших заключённых, поэтому отношения к ним было неоднозначным. За советскую власть они воевать не хотели. Имея землю и свободу, кому нужно погибать?

В соответствии с рядом источников, слово «казак» имеет тюркское происхождение. «Qazaq» впервые достоверно зафиксировано в словарях XIII–XIV вв. «Codex Cumanicus» и мамлюкско-арабском словаре в значениях «бессемейный», «одинокий», «неприкаянный» или «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник», а также «свободный». Но точное происхождение слова почти не установлено, это может означать, что возникло оно намного раньше, и данная народность имела особый социологический тип.

С настоящим казаком, атаманом, я познакомился на 13 Межмуниципальном фестивале творческих проектов «Держава». Владислав Леонидович Буланкин находился там в жюри.

– Владислав Леонидович, вы настоящий казак? Расскажите о становлении.

Не смотря на то, что являюсь родовым казаком по отцовской линии, и сам уже 25 лет возрождаю казачьи традиции и заповеди, полноценным казаком я себя назвать не могу! Я рождён в Советское время, и то что мои предки казаки с верхнего Дона узнал уже когда мне было лет 15. Конечно, в моём детстве не было посажения на коня, и никто мне не одел шашку «на зубок»! Единственное что меня связывало с моими предками это Православная Вера! Бабушка по материнской линии была женщиной верующей, утром и вечером вычитывала правило, а в течение дня постоянно пела псалмы. Она и договорилась о моём крещении в Свято-Никольской церкви хутора Атаманский в 1973г., больше известной омичам как «Церковь на Труда». Так что первый свой церковный опыт я получил благодаря бабушке в раннем детстве, а дальше – октябрятское детство, пионерская юность….. Когда призывался в ряды советской армии необходимо было указать своих предков, я написал в анкете, что род Буланкиных из Донских казаков, увидев это, капитан военкомата порвал анкету, и сказал, с такой анкетой, мол, ты в лучшем случае в стройбат попадёшь, а может и ещё куда подальше, пока власть не смениться везде пиши из рабочих-крестьян, а потом добавил, я сам казачьего рода. Вернувшись в новую Россию, где нас учили свободе наши «западные партнёры», а по армейской классификации «вероятный противник», я как человек имеющий отношение к спорту и единоборствам начал трудиться в только что зарождающихся охранно-сыскных предприятиях. Меня спросил мой товарищ, почему я родовой казак и не участвую в движении по возрождению?! В тот момент я скептически отнёсся к данному вопросу, я, как и большинство обывателей, искренне верил, что всё движение сводится к тому, что некоторые потомки казачьих родов одевают парадную справу и употребляют алкоголь, помятуя о славе своих великих предков! Но Павел Геннадьевич несколько раз мне предлагал встретиться и пообщаться с участниками возрождения казачьего уклада жизни, прежде чем делать выводы. Так я и познакомился с врачом сборной команды РСФСР по борьбе самбо, заслуженным тренером РСФСР Александром Ивановичем Неживых, а через неделю мы создали службу безопасности при «Казачьем Торговом Доме», который он на тот момент возглавлял. Я узнал Волина Олега Валентиновича, атамана 2-го военного Омского отдела, пишущего в жанре исторического романа, и других достойных представителей казачьих родов, каждый из которых достоин отдельной публикации.

двойной клик - редактировать изображение


Так здорово атаман ОРОО «Объединённое казачество Прииртышья» рассказывает о казачестве, что я невольно жалею, что узнал только в своё время о казаках из популярной видеоигры-стратегии «Казаки» – на персональном компьютере или на приставке «Sony Playstation».

Надо сказать, что 30. 03. 1996 г. в Омске прошёл объединительный круг, а в сентябре Волин О. В. предложил на сходе казаков мою кандидатуру на должность хуторского атамана, продолжает Владислав Леонидович. – Начало возрождения казачьих традиций – конец 80-х, начало 90-х годов прошлого века, это сбор по крупицам наследия, которое сумели сохранить казачьи семьи во время богоборческой власти. Конечно, основа казачьего уклада, казачьего быта это Православие, недаром в казачьих сказаниях и преданиях таких как «Древнее Азовское предание о крещении казачества», говориться о том, что казаки приняли Веру Православную задолго до Крещения Руси. Казачья отвага, удаль, безудержная лихость, всё это исполнение заповеди Божией: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13.).

В 90-х в Омске невозможно было зайти на двунадесятый праздник в Свято-Никольский Казачий собор, и не увидеть казаков в парадной справе на Богослужении. К глубокому сожалению зачастую это превращалось в ритуал, завещанный нам предками, но не имеющий глубокого смыслового наполнения в наших душах. Я считал себя «воцерковлённым» человеком, потому что старался на великих праздниках обязательно побывать в храме с братьями-казаками, помолиться о них, и о своих родных и близких, поставить свечку, искренне полагая, что этого достаточно, а всё что сверх этого уже «фанатизм». Как и подавляющее большинство обывателей, казаки оправдывают своё зачастую ритуальное отношение к Вере, словами: «Главное чтоб Бог был в душе», «Казаки своей жизнью Богу служат», «Меня Бог простит» и многое другое, что нам постоянно приходится слышать в повседневной жизни! Нельзя не отметить тот факт, что в 90-х возрождающееся движение казаков было неразрывно связано с возрождающейся духовностью народа. При любом удобном случае митрополит Феодосий собирал казаков за столом, чтоб за братской трапезой обсудить с ними дела духовные. Мне неизвестно не одного случая, чтоб увидев казака в справе, владыка не подошёл и не пообщался с казаком. Однажды входя в Свято-Никольский казачий собор, на паперти которого казаки как обычно приветствовали владыку Феодосия почётным караулом, он остановился напротив меня и обратился к войсковому атаману Калетину: «Добрый казак, его ко мне в дьяконы нужно». На что Виктор Александрович ответил: «Так у него и спрашивайте!» Владыка обратился ко мне: «Пойдёшь ко мне в диаконы?» На что я ответил: «Хотелось бы, владыка, ещё делу казачьему послужить, а уж потом к Вам на службу! Митрополит заулыбался, похлопал по плечу: «Ну добре, добре!»

Конечно, нельзя не сказать о войсковом священнике Александре Горбунове, который во второй половине 90-х, проводил беседы с казаками, неся им слово Божие. В зале, рассчитанном на 50 человек, собиралось 80-100 казаков, а не вмещавшиеся в зал – стояли в коридоре! В моём воцерковлении, Господь отвёл большую роль потомственному сибирскому казаку иерею Сергию Голубцову. Однажды, придя в храм «Святого Духа», где мы помогали делать ремонт, настоятель пригласил меня зайти в алтарь, объяснив как это правильно делается, и сообщил, что владыка Феодосий благословил меня на службу в алтаре, я облачился в стихарь и начал помогать о. Сергию на службе, и только через несколько месяцев узнал, что стоящие в зале казаки удивлялись: «Где это видано, чтоб атамана в «бабье платье» рядить?!» Дальше я окончил духовное училище, и по благословению епископа Савватия (у которого Господь меня сподобил послужить), поступил в Омскую Духовную семинарию. Я убеждён, что для того что бы соответствовать высокому званию «рыцарей Православия», заслуженному множеством жизней наших великих предков, мы должны не только защищать нашу Веру, но и знать её основы! Для того чтоб защищать, надо это сначала возлюбить больше своей жизни, а для того чтоб возлюбить, необходимо познать! И если наши предки буквально впитывали свою Веру с молоком матери, то после многих десятилетий гонений на Веру и нынешними попытками подменить её либеральными ценностями, нам необходимо сначала взрастить православную любовь в своих душах, чтоб потом передавать её детям и внукам!

Нужны ли казаки сегодня?

Для меня ответ очевиден, если кому-то непонятна роль современных казаков, рекомендую внимательно изучить историю «смутного времени» и участие в нём казаков. Сегодня такая же «смута», но она не вокруг нас, она в наших умах и душах, и Господь показывает нам, что наше СПАСЕНИЕ через возвращение к своим корням, в Вере и заповедях наших предков. А вот выберем мы этот путь, или продолжим сами разрушать тот социум, который создавали наши предки на протяжении веков, зависит только от нас!

Атаман Владислав Леонидович Буланкин подписал договор о сотрудничества с Тарской епархией. Совместно с представителями Омской епархии он провёл ряд мероприятий. Одно из них было посвящено теме «Общественная инициатива в поддержке традиционных семейных ценностей и патриотического воспитания». Инициаторам проведения, в том числе, как раз было ОРОО «Объединённое Казачество Прииртышья».

Если человек настолько чтит свой род и православную веру, то наверняка патриот родной страны. У него можно поучиться. Мне хочется верить, что российская молодёжь не станет заглядываться на западные ценности, потому что яркие примеры перед глазами и нужно сделать лишь правильный выбор.

Приглашаю в нашу православную группу вк: https://vk.com/pravirtish

1.0x