Авторский блог Людмила Диковицкая 11:36 1 ноября 2018

Осенняя прогулка

Осенняя прогулка была удивительно солнечной, чему подтверждением и это фото. Так мне хотелось летней прогулки, что, кажется, само Солнце, Небо, Небеса услышали зов сердца, и по-летнему порадовали "осеннею порой - очей очарованьем". Эссе Николая Диковицкого и об этом...

Западная Беларусь радует огненно-яркой, необычно солнечной октябрьской погодой и удивительной чистотой в сравнении с Подмосковьем, но удручает отсутствием лёгкости мысли, новых идей. Прагматизм и слегка раздутое самолюбие пинской шляхты перемежается на Полесье с необычной для русского человека услужливостью и желанием помочь в бытовых вопросах. Здесь не встретишь споров на грани, а порой и за гранью криминала, здесь не рвут рубаху на груди, доказывая свою правоту за бутылкой водки как в России, но постоянно видишь недоверчивый взгляд, подозрительно смотрящий на тебя, при попытке озвучить какую-либо идею. Отношение почти христианское: "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого". Всё сверх этого наталкивается на прищуренный взгляд полещука, который всегда у себя на уме... Совсем недалеко польская граница и живы ещё предания как жили "при польще" до 1939 года. К Польше отношение почти святое — поляки служат примером добропорядочности и хозяйственности, и ещё более пиететное отношение ко всему что западнее Польши. Там "за бугром" текут молочные реки с кисельными берегами, к которым полещук стремится всеми фибрами своей души. И уж совсем призрачным раем видится ему далёкая Америка. Ездят и в Россию на заработки, хотя по причине экономического кризиса всё реже, но Россию рассматривают лишь как "титьку", где можно заработать, но тратить лучше, конечно же, в Беларуси.

Нынешнее "финансовое" время в Беларуси нашло свою благодатную почву. Здесь любят считать деньги. Чувствуется близость и влияние Запада, хотя можно встретить и тут бомжа, гордящегося своей волей, которую он не готов променять на сытую жизнь. Но в целом, если полещуку нужно будет выбирать между материей и духом он без колебания выберет материю. Дух — это в храме. Храмов на Полесье много, православные, католические, евангелистские, баптистские молельные дома, иудейские синагоги, большинство храмов восстановлены из музеев и кинотеатров, а также вновь построены за последние двадцать лет. Строятся и поныне... В храмах такая же деловитость, как и везде: моментально образующиеся без лишней суеты очереди к иконам, к исповеди, в церковной лавке. При подходе к священнику исповедальники бросают денежку в стоящий здесь же у аналоя поднос. На реплику, что в России так не принято следует ответ: это добровольная жертва. Так что дух здесь также с меркантильным колоритом. Вообще-то за материю готовы голову свернуть кому бы то ни было: хоть самому Лукашенко. Если русские в силу своей покорности могут терпеть от барина любую несправедливость, то здесь терпеть не будут: попытка Батьки протолкнуть "закон о тунеядстве" встретило в обществе такую оппозицию, что властям пришлось отступить. Из-за покорности "барину" в России с успехом реализуется тактика варёной лягушки, когда народ уничтожают при помощи своих же бояр, медленно доводя "воду" до состояния кипятка, в котором и должны свариться последние из могикан, когда-то населявших Великую Московию и Великую Тартарию...

Несмотря на обилие на белорусском телевидении советских патриотических фильмов, в том числе и о Великой Отечественной войне, в народе всё больше набирает силу предание о грабежах партизан. Кстати, предание вполне обоснованное, грабежи были. Можно, конечно, списать это на бульбовцев, шаливших в местных лесах, но местные старики уверены, что это были партизаны. Неоднозначное время было. По словам моего покойного отца, мой дед, участник первой мировой, служивший в армии Российской Империи, с нетерпением ждал прихода русских, но когда в 1939 году пришли большевики он возненавидел их за колхозы, трудодни и ещё больше возненавидел во время немецкой оккупации за ночные партизанские набеги на местные сёла. Масла в огонь добавило и то, что в брежневские времена в партизаны стали записывать кого ни попадя. Даже тех, кто в это время был ребёнком. Эти "партизаны" получали правительственные награды, их приглашали в школы...

В целом полещуки, невзирая на свою подозрительность, такие же наивные, как и русские. Так же делят мир на белый и чёрный, так же подвержены "общественному мнению". Только мнение это законсервировалось где-то в годах 70-80-х прошлого века с верой в процветающий Запад. Слегка угасла эта вера под напором обстоятельств, но в целом осталась моя малая родина страной непуганых идиотов* …

*"Идиот" - происходит от древнегреческого ἰδιώτης «отдельный, частный» (так в древних Афинах называли, в частности, граждан, не принимавших участия в общественной жизни), из ἴδιος «свой, собственный ; особенный», далее из праиндоевропейского *swe- «свой; себя». В ряде европейских языков слово заимствовано через латинское idiota.

13.10.2018

г. Пинск

Источник

1.0x