11 января канцлер ФРГ Ангела Меркель по приглашению президента РФ Владимира Путина посетила Москву. 13 января в Москве при посредничестве российской стороны состоялись переговоры ливийских лидеров: главы правительства в Триполи Файеза Сараджа и главнокомандующего Ливийской национальной армией фельдмаршала Халифы Хафтара.
Два этих, на первый взгляд, вроде бы абсолютно разноплановых события, заставляет объединить между собой одно обстоятельство: по итогам встречи с бундесканцлерин президент России полностью поддержал её идею о создании, аналогично "нормандскому формату" по Украине, "берлинского формата" по Ливии, да ещё под эгидой ООН, что должно было резко повысить авторитет Германии на международной арене. Но вот, буквально через два дня после этого, обе главные враждующие стороны ливийского конфликта, словно по мановению волшебной палочки, оказались в российской столице и начали мирные переговоры. Лучшей демонстрации того, кто в возникающем тандеме Москва — Берлин реально способен влиять на решение самых сложных международных проблем, кто в нём является ведущим, а кто — ведомым, даже трудно придумать.
Ещё важнее то, что формально переговоры Сараджа и Хафтара (а также параллельная встреча министров иностранных дел РФ и Турции) подаются в качестве первого шага к пока ещё гипотетическому "берлинскому формату", который в итоге может быть вообще не востребован, по факту начавшись и закончившись в Москве. Если такое развитие событий станет реальностью, то это будет означать закрепление за Россией функции глобального военно-политического арбитража — функции, с момента вывода советских войск из Афганистана (конец 1989 года) и операции "Буря в пустыне" (начало 1991 года) вплоть до 2015 года практически всецело принадлежавшей США. Впрочем, не исключён и вариант, при котором Россия специально "включила политический форсаж" на ливийском направлении, чтобы продемонстрировать немецким партнёрам перспективы сотрудничества.
Это выглядит особенно интересным на фоне того, что в Германии уже 13-й месяц подряд наблюдается рецессия реального сектора экономики, а это значит, что даже весьма слабый, на уровне 1,6%, рост российского ВВП по паритету покупательной способности может привести к тому, что РФ по итогам 2019 года весьма неожиданно обгонит ФРГ и выйдет на 5-е место в мире, после Китая, США, Индии и Японии. По крайней мере, в 2018 году разрыв между двумя странами был, согласно данным МВФ, минимальным: 4,343 трлн. долл. у Германии и 4,227 трлн. долл. у России, сократившись со 140 до 116 млрд.долл. Но всё это было фактически до начала американо-китайской "торговой войны", сильно ударившей по экспорту немецкого оборудования в Поднебесную. Помимо такого косвенного, хотя и мощного, удара по Германии, в Вашингтоне не скрывают, что намерены установить прямой контроль над экономикой ФРГ, угрожая санкциями не только компаниям и банкам, связанным со строительством "Северного потока — 2", или торгующим с Ираном, но и практически всем субъектам рынка, экспортирующим свою продукцию в США. Самая большая угроза висит над крупнейшим банком Германии Deutsche Bank, чьи "токсичные" активы превысили астрономическую сумму в 60 трлн. долл.
Продолжение беспрекословного следования в американском кильватере начинает всё в большей степени противоречить интересам Германии и немецких элит. "Однополярный мир" Pax Americana терпит крушение буквально на наших глазах: США усиливают давление на своих недавних союзников по "коллективному Западу" согласно известному лагерному принципу "Умри ты сегодня, а я — завтра". В этих условиях единственное рациональное решение для Евросоюза в целом и для Германии в частности, — как можно быстрее покинуть американский "Титаник".
Но такой курс неминуемо будет означать сближение с другими современными "центрами силы", прежде всего — с Россией и Китаем. Россия для Германии сегодня — это надёжные и дешёвые поставки ресурсов, в том числе — энергетических, это эффективная военная сила и это, наконец, весьма объёмный и платёжеспособный рынок сбыта товаров и услуг, плюс логистический коридор в Китай и другие страны Азии.
Не случайно на итоговой пресс-конференции Ангеле Меркель был задан вопрос, не является ли её визит в Москву, о котором официально было заявлено только 7 января, антиамериканским демаршем, будет ли теперь "больше сотрудничества между Россией и Европейским союзом, а может быть, и против Соединённых Штатов"? На что бундесканцлерин ответила в том духе, что Германия намерена отстаивать и продвигать на международной арене свои интересы и интересы Европы. "По умолчанию" это означало "независимо от того, кто является её контрагентом". И это, несомненно, геополитическая сенсация, которой не противоречат конкретные заявленные результаты российско-германских переговоров на высшем уровне.
Как было заявлено, газопровод "Северный поток — 2", является "чисто экономическим проектом" и будет достроен во что бы то ни стало — несмотря на действующие и любые иные санкции со стороны США. Практика подобных "экстерриториальных санкций" была охарактеризована Меркель как "неправильный путь".
Ответственность за выход Ирана из "ядерной сделки" также возложена на США. При этом институт INSTEX для финансового обеспечения торговых обменов с Ираном в обход американских санкций должен начать работу.
Конфликт в Сирии, как согласились участники встречи, должен решаться исключительно политическими средствами — в соответствии с Резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН.
Минские соглашения являются основой для урегулирования внутриукраинского конфликта, а особый статус Донбасса должен стать бессрочным и имплементированным в Конституцию Украины — в этом Путин и Меркель оказались также солидарны.
Про ситуацию в Ливии уже подробно говорилось выше. К этому стоит добавить, что президент Турции Реджеп Эрдоган сегодня выступает в качестве основного натовского "диссидента", чьи заявления и действия фактически способствуют развалу Североатлантического альянса изнутри — что также способствует делегитимизации НАТО как одного из главных инструментов американского влияния на Европу. Поэтому гармонизация в Ливии интересов Анкары с интересами других европейских акторов и России — далеко не последнее условие для формирования геополитической оси "Москва — Берлин", которая, в дополнение к российско-китайскому стратегическому партнёрству, грозит стать большой головной болью для Америки.
P.S. 14 января Халифа Хафтар покинул Москву, не подписав условия перемирия с Файезом Сараджем.