Судя по всему, история восстания в Орегоне закончена, после месяца противостояния все закончилось непродолжительным боем, в котором ополчение разбито. История закончена, но осталось очень много вопросов: что произошло в самой демократической стране? Кто были восставшие? За что боролись? Будут ли новые восстания?
Присказка
Началось все с того, что 73-летнего дедушку Дуайта Хэммонда и его 46-летнего сына обвинили в «терроризме». В 2012 году дедушка и сын совершили страшное преступление – после того, как судебным решением у них, в пользу госзаповедника, отжали последний выпас для скота и обрекли на бегство с родной земли, они пошли по принципу – не доставайся ты никому, взяли все и подпалили. Самый демократический суд был предельно строг со смутьянами: деду, как организатору «террористической группировки», влепили 5 лет, сыну 4. Выбор статьи и реальное наказание было и своего рода педагогическим решением, как мне рассказал знакомый, более полутора сотен семей оказались в той же ситуации, что и дедушка. Потому хотели бить сильно, но аккуратно.
Орегонская народная республика.
Но все это была присказка, сказка началась, когда после отсидки и выхода по УДО на свободу с чистой совестью, апелляционный суд признал первый приговор незаконным и потребовал деда обратно на нары.
Журналист Лес Зайтц (Les Zaitz) из Oregonian рассказывает: «Этих людей осудили за поджог, но по расплывчатому федеральному закону, направленному против терроризма. Они отбыли тюремные сроки, которые назначил им суд, после чего апелляционный суд заявил, что этих сроков мало.
Это дело спровоцировало возобновление споров о том, как федеральное правительство управляет своими землями. Соединенным Штатам Америки принадлежат три четверти округа Харни. На существующие больше века ранчо давят экологи, туристы и охотники…».
Сказать, что пенсионер офигел – ни сказать ничего, возмущению его не было предела. И вот тут появляется свой, местный Стрелков с отрядом. Явившиеся, как черти из табакерки, вооруженные ополченцы, выступили в открытую против «тирании» правительства, захватили 2 января дирекцию орегонского федерального заповедника. В размещенном в «фейсбуке» видео они призвали патриотов со всей страны приезжать в заповедник с оружием и присоединяться к борьбе.
Ополчение возглавили братья Аммон и Райан Банди, которые имели опыт службы в морской пехоте и противостояния американским властям. Их отец был одним из лидеров вооруженного противостояния с властями, из-за прав на выпас скота в Неваде в 2014 году, едва не закончившемуся кровопролитием, во время которого сотни вооруженных повстанцев столкнулись с федеральными агентами. Тогда местным удалось по сути победить: федералы собрались и ушли без предупреждения, оставив землю ковбоям.
С этого момента трагедия кучки фермеров получает политический окрас, а известность отца обеспечило сыновьям доступ к СМИ. Ополчение обвинило правительство США в тирании, припомнив им все, что может припомнить житель той, старой Америки О,Генри. Вот как это объясняет лидер ополченцев Аммон Банди.
Если верить полиции, то изначально на помощь к деду прибыли Аммон Банди, его брат Райан, Джон Ритцхаймер, Блейн Купер и Райан Пейн, все с военным прошлым, некоторые из них участвовали в невадской истории 2014 года, другие состояли в патриотических и национал — патриотических организациях.
Почему Орегон не Донбасс?
Расчет прибывших добровольцев был по революционному прост. Орегон наиболее традиционный штат США с 80% белого населения: шахтеры, рабочие, ковбои. Все новейшие инициативы постмодернистского Белого Дома здесь встречали в штыки задолго до восстания, постоянно росло недовольство ростом влияния корпораций, а разорение и отжим земли у фермеров создавало, казалось бы, революционную ситуацию.
Но именно что, казалось. Вначале все шло хорошо – отряд Банди занял дирекцию Национального заповедника «Малур», расположенного в удаленной местности примерно в 50 милях к юго-востоку от города Бернса. Они надеялись создать «базу», где могли бы собираться вооруженные патриоты, намеренные бороться против «тиранического» федерального правительства. Ополченцы хотели поднять восток Орегона против федерального правительства.
Дела пошли не так, после того, как поддержавшие восставших фермеры пообщались с полицией. Аммон постарался привлечь местных жителей. По слухам, он встречался примерно с десятком людей, но не смог их убедить.
Сперва, как пишет Oregonian, они «приняли предложенную ополчением помощь», но изменили свое решение, когда прокуратура призвала их «прервать контакты с ополченцами». Oregonian опросил окрестное население. Оказалось, что люди сочувствуют Хэммонду и «конституционным аргументам» ополченцев, однако бояться выступают против правительства и оказаться самим на месте дедули.
«Мы — не ополченцы. Мы не собираемся браться за оружие и свергать правительство», — заявила местная фермерша.
Второе, что окончательно привело к провалу восстания – довольно быстрая локализация силами американского АТО зоны восстания, отрезав подход новых добровольцев с состав отряда. Будь у Орегона граница с Россией, как у Донбасса и хрен бы его знает, чем все закончилось. Но, да будь у бабушки этот самый, быть ей дедушкой.
Дальше почти месяц длилось противостояние: просто прийти и перестрелять всех в заповеднике теперь мешала пресса и опасность уже массовых протестов в защиту восставших, договориться тоже не получалось, как из-за немалых сроков, которые грозили ополчению, так и из-за идейности и личных счетов лидеров.
К тому же силовики не знали точно, сколько народа успел собрать Банди. Oregonian писал: «Занявшие заповедник ополченцы утверждают, что с ними находятся до сотни сторонников. На праздничных выходных заповедник был закрыт и пустовал.
Аммон Банди и его брат Райан заявили по телефону из захваченного здания, что они не хотят никому повредить, но могут прибегнуть к силе, если правоохранители попробуют их выгнать».
Один из репортеров Oregonian Иэн Каллгрен (Ian Kullgren) также сообщил в «Твиттере»: «Я еще раз говорил по телефону с Райаном Банди. По его словам, они готовы убивать и умирать. #OregonUnderAttack».
Бывший морской пехотинец Джон Ритцхаймер, встревоживший в ноябре 2015 года ФБР своими антимусульманскими заявлениями, разместил 31 декабря на YouTube видео, в котором он прощался с семьей и объяснял, почему он считает необходимым сражаться с правительством в Орегоне.
Разгром восстания
Первый реальный бой стал для ополчения и последним. 26 января сотрудники правоохранительных органов после боестолкновения арестовали шесть лидеров ополчения, в том числе братьев Банди.
Один ополченец был убит, еще один — ранен и сейчас находится в местной больнице. Остальные отступили в лес.
(погибшй ополченец Лавой Финикам)
В своем обращении Аммон призвал их разойтись по домам ввиду бесполезности сопротивления. Восстание подавлено – Орегонская народная республика умерла, так и не родившись.
Неутешительные выводы.
Несмотря на поражение ополчения, оно показало, что внутренних проблем у США не меньше, чем в ЕС и России. За последние два года кроме восстаний ковбоев в Неваде и Орегоне, Америку сотрясали массовые волнения, перерастающие в бунты в Фергюсоне и окрестностях. И первые, и вторые протесты не имели ничего подобного ни в ЕС, ни в России, по форме, так и по реакции, скорей напоминая Украину как с жестокими разгонами демонстрантов, так и с обвинениями в терроризме за поджог поля и последующим АТО против своих граждан.
Но, в отличие от Украины, правительство США узурпировало право на названия «хороших» и «плохих» в масштабах планеты и Путин, не может с трибуны ООН высказать поддержку повстанцам. Если выступление Лаврова по поводу изнасилования в Германии своей несовершеннолетней гражданки вызвало такую бурю, то вмешательство в дела США кем бы то ни было, будет там расценено, как прямое объявление войны. И это не шутки, если вспомнить истерику из-за радиостанции на Кубе в советские времена.
Заяви Путин о недопустимости вооруженного решения конфликта в Орегоне, да еще и обвини правительство США в нарушении прав его граждан и про любое партнерство можно забыть. Как еще пару лет назад писал мой знакомый оттуда, вся их система построена на абсолютном превосходстве Штатов над остальным миром, где людьми еще с трудом, но признаются европейцы, а остальные же – говорящие двуногие животные, которых надо пасти и направлять. Об этом никогда не скажут в открытую с экрана, но вся пропаганда последних 25 лет учила их именно этому, из этого исходит и их внешняя политика.
Отсюда довольно просто просматриваются перспективы самих США – дальнейшее движение по пути постмодерна и тотальной власти корпораций не может не привести к конфликту с традиционной хоть черной, хоть белой Америкой и единственный вариант решения – жесткая диктатура олигархии, которая потихоньку уже и устанавливается. Сопротивление там, конечно, будет нарастать, но не имея поддержки из вне и финансов оно оберчено.
Так что в ближайшие лет 5-10 мы сможем наблюдать постепенное превращение «страны свободных» в натуральный «новый рейх», где будет два мнения – одно элиты, второе приговор за неправильное.
Притом становление этого рейха планируется за счет Европы, Ближнего Востока, России и Китая.
Руслан Ляпин, редактор отдела публикаций ИА «Новороссия»