Авторский блог Рами Аль-Шаер 16:14 14 февраля 2020

Опасный сигнал

в деле ликвидации конфликта на территории Сирии турецкие военные являются партнёрами России, а не противниками

В последние дни из Сирии приходят тревожные новости. Существенно усложнилась ситуация в районе города Идлиб. Сирийскими военными были обстреляны турецкие наблюдательные посты, в результате чего погибли пять турецких военнослужащих, несколько было ранено. Министерство обороны Турции заявило, что сильный артиллерийский огонь вёлся правительственными войсками Сирии. В ответ турецкие власти ввели в район дополнительные подразделения, в том числе танковые, а их части нанесли удары по 115 целям в зонах расположения сирийских правительственных войск. Чтобы избежать более серьёзных столкновений, понадобилась координация усилий со стороны руководителей Турции и России.

На мой взгляд, это очень опасный сигнал. До сих пор и сирийские правительственные войска, и турецкие силы всячески воздерживались от любого рода столкновений, чтобы не провоцировать друг друга. Подписывая Астанинские соглашения, Россия, Турция и Иран гарантировали не только уменьшение числа боестолкновений со стороны противоборствующих сил, но и оказание влияния на них с целью недопущения любых потерь военных контингентов самих стран-гарантов. Теперь получается, что Россия, которая выступает в защиту суверенитета Сирии и за прекращение войны на её территории, оказалась неспособна удержать сирийские правительственные войска от ударов по турецким позициям. И в западных СМИ тут же появилась ехидная фраза: «Россия неспособна контролировать своих клиентов».

Между тем сирийские власти вовсе не являются «клиентами» России. РФ выступает за прекращение вооружённого конфликта в регионе, за сохранение сирийской государственности и суверенитета, за выполнение чаяний сирийского народа на мирную и достойную жизнь, но это делается именно в интересах всего народа, а не властей страны. Я уже не раз выступал против тех действий Дамаска, которые, на мой взгляд, являются непродуманными, провоцирующими турецкую сторону, вредными с точки зрения интересов самой Сирии. Считаю крайне вредными акции, которые наносят ущерб военным Турции, и заявления сирийских политиков, что «турецкая сторона является агрессором, попирающим суверенитет сирийской республики», едва ли будут способствовать улучшению ситуации.

Моя позиция ясна и понятна. Турция, как и Россия, и Иран, являются участниками Астанинского соглашения и, следовательно, совместно выполняют задачу по ликвидации причин и факторов продолжения конфликта. Россия действует в строгом согласии с пунктами Астанинского соглашения, и она не может одобрять действия, которые этому противоречат. Поэтому не соответствующими истине следует считать заявления сирийского командования, что якобы военные действия были предприняты совместно с российскими военнослужащими.

Более того, подобные заявления являются провокационными, потому что фактически предполагают, что российские командиры в Сирии знали об ударах по турецким наблюдательным постам или даже принимали в них участие. В деле ликвидации конфликта на территории Сирии турецкие военные являются партнёрами России, а не противниками. Заявления такого рода должны были вызвать – и вызвали! – крайне негативную реакцию со стороны турецкого руководства.

Хочу обратить внимание на то, что на Западе и на самом Ближнем Востоке немало провокаторов и интриганов, которые хотели бы резкого ухудшения отношений между участниками Астанинского процесса. Их не устраивает согласие между Россией, Ираном и Турцией по основным пунктам повестки дня, которая предполагает мир в регионе и политическое урегулирование в Сирии. И поэтому голоса, враждебные и России, и всему Ближнему Востоку, смакуют последние события вокруг Идлиба.

Представители сирийского правительства заявляют, что Турция не выполнила один из основных пунктов соглашения: она не смогла вычленить из сил, противоборствующих правительственным войскам, террористические организации, и, как следствие этого, эти войска порой не могут разобраться – где террористы, а где – отряды, сражающиеся с Дамаском из-за резких политических разногласий. Но кто в этом виноват? Ряд оппозиционных движений по-прежнему заявляют о непримиримости, и их стало даже больше. Но это потому, что и сирийские власти тоже по большей части вопросов придерживаются прежних позиций, не идя на уступки. Сами сирийские власти стали в последнее время словно «непримиримой оппозицией» - по отношению к резолюции Совбеза ООН 2254. Но резолюция Совбеза – это не рекомендация, это требование международного сообщества, обязательное к исполнению

Как следствие такой позиции Дамаска, все больше сирийцев перестают верить в то, что какое-либо соглашение между сирийским правительством и политиками других спектров будет когда-либо возможным, а выборы будут проведены. Новые атаки на оставшиеся в руках оппозиции районы, при отсутствии прогресса на переговорах, не оставляют у противников режима никаких сомнений в том, что «непримиримая группа» внутри правительства Сирии по-прежнему делает ставку на военное решение, на ликвидацию оппозиции силой.

Здравомыслящие, реалистично настроенные политики и в Сирии, и в других странах, уже знают, что это невозможно. Ситуация в этой стране отличается даже от той, какая была всего полгода назад. Возьмите, к примеру, районы на севере Сирии. Там сейчас - около семи миллионов человек, включая беженцев, и в своей массе они относятся к режиму отрицательно. Они считают, что власти в Дамаске утратили легитимность, потому что категорически отказываются осуществить перемены в обществе и в политике, а все эти люди жили надеждой на эти перемены. Территории, включающие города Идлиб и Алеппо, а также районы вокруг них довольно долгое время не были под контролем Дамаска, и большинство жителей в этих районах искренне надеялись, что вскоре начнётся процесс политического урегулирования, и власть либо начнет реформы, либо сменится. Они, как и остальные жители страны, надеялись, что районы прекращения огня и создаваемые при участии российских военных зоны деэскалации помогут в реализации свободных выборов и утверждении демократических норм во всей стране.

Но что мы видим сейчас? В районы, освобожденные от ДАИШ и от сил оппозиции, возвращается прежняя местная власть. Правительство практически не сделало ничего, чтобы договориться с оппозицией хотя бы по вопросу о проведении будущих выборов, чтобы в полной мере выполнить резолюцию Совбеза 2254 и, таким образом, начать процесс восстановления демократии и мирной жизни. Не удивительно, что наращивание правительственных сил в северных районах Сирии все эти люди воспринимают как предвестие беды.

Они болезненно реагируют и на антитурецкую кампанию в сирийских СМИ. Турецкие войска называют «оккупационными», и это не может нравиться ни туркам, ни жителям этих районов: ведь многие считают турецких солдат защитниками. А благодаря активной пропаганде западных и частично арабских СМИ у многих жителей этих северных районов, да, впрочем, и в некоторых районах на юге страны, у местных жителей создаётся впечатление, что Россия является союзницей власти, которая, как думают эти люди, ведёт войну против собственного народа.

Мне кажется, мы не имеем права забывать, что именно помощь и поддержка России смогли предотвратить такую масштабную гражданскую войну в Сирии, которая принесла бы неисчислимые жертвы и разрушения. В огне и бомбардировках были бы полностью разрушены такие исторические города, как Дамаск, Алеппо, Латакия; жизни бы лишились полтора, а то и два миллиона человек. Но угроза такой страшной войны ещё не миновала. Боюсь, что нынешнее сирийское правительство до сих пор не поняло, что «чистой» военной победы в современных условиях оно не может достичь ни при каких условиях. И, значит, единственный политический курс, который ему необходимо избрать, – отказаться от тактики проволочек, от затягивания процесса политического урегулирования и встать на путь последовательного выполнения резолюции Совбеза 2254.

Что же касается вопроса о возможных разногласиях между Турцией и Россией, я уверен, что и президент Путин, и президент Эрдоган – опытные, реалистично мыслящие политики, несомненно, выберут путь разумный и логичный для данной ситуации. Он будет, как и раннее, строиться на договорённостях, достигнутых в Сочи на взаимодействии, направленном на благо ближневосточных народов. А как ближневосточным, так и западным СМИ я всегда советую: если хотите знать, какова истинная позиция России, базируйте свои сообщения о ней на заявлениях, которые исходят из Кремля и официальных заявлений МИДа России.

1.0x