Сергей КУРЁХИН. Музыка к фильму "Оно" ("ГЕОМЕТРИЯ").
Пока киноманы яростно обсуждают блокбастер "Оно", свежий ужастик по роману Стивена Кинга, музыкальное издательство "ГЕОМЕТРИЯ" неожиданно одарило нас одноимённым раритетом. Экранизации Кинга к русскому "Оно" никакого отношения не имеют, хотя действие ленты Энди Мускетти происходит как раз и в 1989 году, когда режиссёр Сергей Овчаров представил широкой публике картину "Оно", поставленную по мотивам "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина.
Настоящий диск — специальное издание, объединившее отреставрированную версию фильма и ремастированный саундтрек к фильму авторства Сергея Курёхина. При реставрации были использованы "позитивные" плёнки-копии, так как оригинальный негатив картины ни на "Ленфильме", ни в архиве Госфильмофонда не был обнаружен. Работа осложнялась тем, что часть изображения была концептуально "состарена", дабы привести к »бытовому восприятию хроникальных кадров».
Саундтрек к фильму издаётся впервые, тем более часть музыки в фильме не была использована. Так что речь идёт о неожиданном пополнении курёхинской дискографии. В записи приняли участие музыканты, известные по составам "Аквариума", и прочие видные "игроки" питерской сцены — как-то: Александр Ляпин, Владимир Волков, Александр Кондрашкин, Сергей Щураков и другие. Возможно, в записи участвовали ещё какие-то исполнители, но пока за давностью лет полный список неведом.
Яркий представитель "новой питерской волны" Сергей Овчаров известен также по фильмам "Небывальщина", "Левша", "Барабаниада", "Сказ про Федота-стрельца". Режиссёр — удивительный, эксклюзивный. Конечно, апофеоз перестройки отпечатался и на тогдашнем эффекте от "Оно", являющем, однако, не что иное, как «метафизический взгляд на историю России». Причём взгляд, в котором режиссёр позволил себе щедринский здравый смысл погрузить в глубокие воды сюрреализма, а социальное перемешать с парадоксальным.
Очевидно, что для Сергея Курёхина всё это было прекрасной площадкой для реализации своих идей. К тому же «у Курёхина была своеобразная манера работать над фильмами. Он совершенно не принимал во внимание визуальный ряд. У него были определённые ощущения от фильма, и он набрасывал музыкальные темы, которые режиссёр Сергей Овчаров затем расставлял самостоятельно. А финальная тема (Угрюм-Бурчеев. — А.С.) к фильму была придумана прямо в студии», — вспоминал ныне влиятельный кинокомпозитор Андрей Сигле.
Здесь выдающимся образом сработали интуиция и многообразные интересы Капитана, его умение мимикрировать и нарушать границы жанров. Посему звучат и салонные пьесы, и уместные "трагедии в стиле рок", и тревожные ноты всамделишного dark wave. Словом, курёхинская музыка — это и значительный элемент фильма Овчарова, и вполне самодостаточная пластинка, которая может быть некоторым проводником в мир Курёхина-композитора.
А вот бонус, где представлены три песни харьковской "Группы продлённого дня", одна из которых, "Россия", вошла в фильм, — смущает. С Курёхиным этот наждачный перестроечный пафос как-то не сочетается. Уважаю выбор издателей, но точнее было бы, если б песни "ГПД" ушли на какой-то ещё дополнительный дисочек. (Признаю, избаловали "геометры" серьёзным подходом к выпуску пластинок).
Хотя блистательный Сергей Курёхин мог и не такое устроить, если бы посчитал необходимым и правильным.