Авторский блог Александр Елисеев 13:47 25 сентября 2019

«Оно» и Душа

На экраны вышел фильм «Оно-2». Это повод порассуждать о том, что же это за персонаж такой – клоун Пеннивайз.

На экраны вышел фильм «Оно-2». Это повод порассуждать о том, что же это за персонаж такой – клоун Пеннивайз, вышедший из-под пера «короля ужасов» С. Кинга. «Оно» - весьма глубинный, во всех смыслах, образ. Уже неоднократно обращалось внимание на связь с одноимённым фрейдовским термином. У З. Фрейда «Оно» - темная и недоступная часть личности. Его сравнивают с «хаосом, бурлящим котлом возбуждений». Его можно свести к Влечению.

Не трудно заметить, что Фрейд имеет ввиду именно «яростно-желательные» начала, о которых писали православные теологи. Они составляют основу души, которую следует отличать от духа. Душа – некие психические, эмоциональные энергии. Дух – райско-ангелический центр внутри человека, он созерцает высшие реалии. При этом, для души присущ рационализм, только кажущийся некоей противоположностью душевным, психическим, эмоциональным энергиям. В православной Традиции нус (духовный ум) противопоставляется рациональному логикону, который определяется как «блуждающий». И если нус собран в себе, то логикон блуждает повсюду, его приходится собирать. Перед нами всё тоже яростно-желательное, абсолютное Движение – Блуждание (кстати занятно этимологическое сходство со словом «блуд»). Оно стремится разложить все «вещи» на некие части, чтобы потом собрать их и получить образ вещей. Нус, напротив, не разбирает «вещь» на части, он ищет некий нетварный логос Бога, который придан каждой «вещи» и который определяет её истинную сущность.

Однако, «рациональное» познание может быть направлено и в Высь – например, с его помощью можно обосновывать необходимость духовного (мистического) познания. Безусловно, логикон необходим и в плане «практическом», это некая неизбежность, главное не ставить его на первое место. (Образ блуждающего логикона, подчиненного Духа сказочный Кот Баюн. См. «Кот Баюн, укрощенное Рацио»)

В принципе, душа – женского рода, она есть Она. Однако, все принципы в мирах, находящихся вне Рая, искажены. Поэтому, у души есть свой темный аспект. Вот именно на нём и сделал акцент Фрейд. Если душа подчинена духу, то она представляет чистую, во всех отношениях, женственность. Но когда душа пытается выйти из повиновения духу и занять центральное, господствующее положение, то она – это Оно.

Душа находится между духом и телом (веществом, материей). Ввиду этого, она и не духовна, и не телесна. Но она же менее материальна, чем тело, и более материальна, чем дух. Это создаёт возможность для некоей пародии – как на дух, так и на тело. Отсюда, собственно говоря, и образ именно Клоуна.

Среднее положение души создаёт соблазн считать её срединной, центральной. Собственно, и сам человек есть нечто большее, чем духовное, и материальное. Он создан по образу и подобию Абсолюта, который выше как духовного, так и материального. Поэтому, в древности и возникла некая общность мистических адептов, решивших сделать ставку именно на душу. Одним из наиболее зловещих порождений подобного, душевного мистицизма стал вампиризм, который как раз и основан на работе с душой. Ведь сказано же: «Душа всякого тела есть кровь его, она душа его, поэтому я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому, что душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17, 14). («Метафизика вампиризма»)

Фиксация именно на душе и составляет основу контр-инициаиции, которая есть пародия на инициацию. Также можно говорить и о контр-традиции, как о пародии на Традицию. Современный мир и есть мир контр-инициации, жёстко фиксированный именно на душе и душевности. Собственно, и сам капитализм основан на магической работе с регионом Души, а также на потреблении душевной, психической энергии. («Магия Капитала». Ч.III)

Однако, для того, чтобы утвердиться, адепты Капитала использовали материализм. Мир Традиции был основан на преобладании райско-ангелической Духовности. Подрывным силам необходимо было, чтобы люди от этой Духовности отказались. Но, при этом, им нужно было и что-то предложить взамен. Предлагать сразу Душевность было весьма рискованно. Дело в том, что человек мира Традиции обладал духовным зрением и мог распознать подделку, которую ему подсовывали. Поэтому, ему сразу предложили отрицание всего нематериального - для того, чтобы лишить духовного зрения. И человеку оказалось легче принять именно материалистическую картину мира. Да, это был мир без Бога и ангелов, но, в то же самое время, там отсутствовали зловещие сущности – сатана и демоны. Человек решил «отдохнуть» от прежнего духовного напряжения, реализовав себя в мире материального абсолютизма, обещавшего достичь всего уже в этой жизни, и в этом мире.

В «нормальной», традиционной оптике дух преобладает как над душой, так и над телом. Их соотношение можно представить себе в виде некоего треугольника. Вершину его составляет дух, двумя точками основания являются душа и тело (плоть, материя, вещество). Именно вершина дает начало как духу, так и телу. При этом, душа взаимодействует с телом, осуществляя его движение, витализацию, оживотворение. В свою очередь, тело фиксирует и стабилизирует душу, которая, сама по себе, есть некое абсолютное движение. Человек есть некая троица, началом которой является дух. Тем самым, он подобен Абсолюту – Богу-Троице.

На западе, в своё время, произошла некая догматическая революция. В Символ Веры было введено филиокве – дополнение, согласно которому Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Это оказало разнообразное воздействие на разные сферы. В частности, западный человек поставил в троице дух-душа-тело вторую составляющую на один уровень с первой. Произошло некое слияние духа и души, причем вторая даже подменила первый и растворила его. Вместо троичности возникла дуальность – нематериального (по сути, душевного) и материального (плотно-вещественного). Поэтому, современному человеку предложат выбор между первым и вторым. И он, прошедший через обработку материализмом, выберет именно душевность, не разглядев тех демонов и монстров, которые таятся в Навьем регионе Души. («Вторжение теней»)

Контр-Традиция восторжествует и свершится Великая Пародия, в ходе которой воцарится Антихрист, пародирующий Бога: «В храме Божьем сядет он как Бог, выдавая себя за Бога». (2 Фесс. 2:3–4)

Итак, современный мир есть строй Души, которую пытаются поставить в центр всего. Поэтому, можно говорить о господстве андрогинного Оно. И не случайна мощная волна трансвестизма, который не сводим к одной лишь сексуальности. (Андрогинизм может быть и не связан с ней напрямую.) Дело тамплиеров, поклоняющихся двуполому Бафомету, живёт и, во многих сферах, побеждает. Не исключено, что Пародист-Антихрист будет именно андрогином. К слову, сама андрогинность как бы «пародирует» и мужское, и женское.

При этом, надо иметь ввиду, что любой символизм всегда двойственен. И «клоунское», «шутовское» может быть использовано для консервативно-революционного преодоления ветхого «Я» внутри Царского. («Царь и его Революция»)

1.0x