Одна из самых обсуждаемых фигур последних дней — новый министр культуры Ольга Любимова. Одни её слёту поддержали: «Красивая тётка! Молодая! Бодрая! Она потянет! Наконец-то нормальный, живой человек во власти!» Прочие — возопили: «Она — типичный экс-хипстер и даже лет 10 назад писала в блоге, что ненавидит классическую музыку!» Я полагаю, что живость, бодрость и статус «нормальной тётки» - это вообще не те качества, которые важны в политике. Милое лицо — тем паче. От того, что Людовик XV слыл красавцем, а Уинстон Черчилль обладал наружностью спившегося бульдога, ничего не менялось - у первого с Властью отношения были скверные, а у второго — полюбовные. У гарного парубка Петро Порошенки тоже как-то не заладилось с управлением. Поэтому, господа, вот уж где с лица воду не пить — это в высших эшелонах. На мой взгляд, аппаратчик обязан быть компетентным в той отрасли, куда его «закинули». Ольга Любимова ещё не приступила к обязанностям, а народ уже колышется и отнюдь не безмолвствует.
Иные граждане, возлагая некоторые надежды на дивное будущее, сравнили её (уже!) с Екатериной Фурцевой. Мол, женская рука — она мягкая да к искусствам нежная! При Екатерине-то советская культура невероятно расцвела и — буйно заколосилась. Евтушенко с Вознесенским залы собирали в Политехническом. Как не вспомнить? Милостивые государи! У вас причина и следствие постоянно не там располагаются — и у хулителей, и у лоялистов. Это не советская культура при Фурцевой вырвалась на передовые рубежи, а — Фурцева при советской культуре достойно функционировала. Послевоенный СССР делал ставку на образованность, книжность, культ учёных и — важность всестороннего развития, что привело к появлению целой прослойки «новых аристократов» - людей умственного труда — физиков-лириков. В моду, помимо твиста и причёски «бабетта», вошли Хемингуэй, кибернетика и геология. Престижно — быть высокообразованным и делать большое, захватывающее Дело. Неслучайно главная книга того десятилетия называлась «Понедельник начинается в субботу» - о том, что наука — это новая магия, а вкалывать интереснее, чем отдыхать. Переполненные залы театров, рост числа библиотек, триумф русского балета за рубежом — впервые после дягилевско-павловской «диверсии» (sic!) в Париже. Не надо забывать и тот — вроде бы не относящийся к балету с оперой — факт, что СССР взял первенство в космосе. Поэтому Фурцева — это приложение к обществу, а не гегемон его. Культура такова, каков настрой в целом.
Современный же социум не вызывает радостного оптимизма — посмотрите, что с удовольствием обсуждают неглупые и в общем-то образованные люди: тухлые скандальчики, связанные с эстрадными звездульками, автомашины олигархов, словеса инстаграмных шалашовок с силиконовыми полушариями (я имею в виду полушария головного мозга — эталонно-гладкие, без вмятин-извилин). В начале января Фейсбук и прочие блоги полыхали дня три на тему: «София Ротару посмела выступить на российском Новогоднем Огоньке!» Да нормальные хомо-сапиенсы это «варево» уже лет 30 не включают. Ну, чем вам поможет министр культуры, если вы сами — образчики бескультурья? Чем она вам помешает? Куда пододвинет? Прочие — которые всё ещё читают книги и ходят на выставки — тоже никак не зависят от мнения вышестоящих организаций. Грамотеи не перестают читать и писать даже в ситуации, описанной Рэем Бредбери в одном из его романов.
Человек должен начинать с себя, а не с министра, ибо власть рекрутируется из народа, а не прилетает с другой планеты. Если ты не любишь классический балет и засыпаешь в опере, то какая тебе разница, что об этом думает министр? А то всё ждут поводырей, что будут насильно и с применением пастушьих кнутов «тянуть к свету» и просвещать наивно-пассивные биомассы. А сами — что? В Третьяковке-то когда последний раз был?
Фото: Александр Рюмин/ТАСС