Сообщество «Оборонное сознание» 00:03 17 июня 2017

Огненное дыхание «Самума»

почему ракетоносцы класса «Сивуч» называют кораблями, опередившими время
23

Пуск! …Рёв стартового двигателя был подобен смерчу, и через долю секунды огненный "джинн", сорвавшись с левого "плеча" "Самума", унёсся к горизонту, оставив за собой дымный хвост и скрученное в гармошку ограждение палубы за опустевшей трубой контейнера…

Медленно, как чётки в пальцах, потянулись по кругу секунды. Оборот, ещё оборот… Наконец из динамика хрипло прокаркал "изувеченный" эфиром доклад наблюдателя: "Цель уничтожена!".

Капитан второго ранга Олег Сардин облегчённо откинулся на спинку командирского кресла: "Задача выполнена!"…

Меньше всего он похож на корабль в том виде, в каком обычно представляют корабли. Никаких изящных изгибов бортов, ажурной архитектуры надстроек, этажей палуб, высоких мачт. Нет даже обязательного для всех кораблей гордого "клюва" форштевня. Скорее он напоминает плавучую цитадель. Прямые рубленые борта — мощный квадрат палубы, тяжёлые "наплечники" ракетных контейнеров, "грибы" антенн, невысокая глухая — без иллюминаторов — плита надстройки.

А ещё окраска! Совсем не военно-морская — однотонная серо-голубая, "шаровая", а какая-то "спецназовская" — пятнистая серо-чёрно-синяя. Странная конструкция! И только Андреевский флаг, плещущийся в черноморской синеве, утверждает: перед вами боевой корабль российского военно-морского флота. Причём не просто боевой корабль! За внешней "утюговостью", неуклюжестью на самом деле скрывается настоящий морской гепард. Ни один другой корабль ВМФ не сможет развить на полном ходу скорость в пятьдесят морских миль — больше девяноста километров в час!

И секретом такой стремительности является именно его внешняя неуклюжесть: под "квадратом" внешнего корпуса и резинового "фартука" скега находится не один, а целых два корпуса. Это настоящий катамаран! Причём не просто катамаран, а катамаран на воздушной подушке. Один из самых удивительных кораблей современного флота — ракетный корабль проекта 1239 "Сивуч". Один из последних "осколков" футуристической кораблестроительной программы СССР, создававшей удивительные проекты — ракетоносцы на воздушной подушке, тяжёлые ударные экранопланы, атомные подводные истребители-полуавтоматы…

Дорога "Сивучей" к морю была, в прямом смысле слова, извилистой. Создавался этот проект за тысячу километров от моря, почти в центре Евразии, под Казанью, где в 1984 году в Зеленодольске на Волге был заложен первый корпус, получивший название "Бора". За ним рядом на стапеле был заложен его "систер-шип" "Самум", а ещё через год и третий корпус, который так и не получил имени…

Программа предусматривала строительство двенадцати таких катамаранов, но распад Союза порушил все планы. И третий корабль, стоявший на стапелях, за отсутствием финансирования был разобран заводом на металл. Его уникальный алюминиево-магниевый корпус продан за гроши...

Почти шесть лет ушло на отработку всех технологий и строительство "Боры". И в марте 1992 года по извилистой системе каналов "Волга — Дон" он был переведён на Чёрное море, в ноябре 1992 года прибыл в Керчь, а в марте 1993 года — в Севастополь. За ним через два года сюда же был переведён "Самум". После нескольких лет испытаний и опытной эксплуатации корабли были приняты в состав флота.

Оба "Сивуча" на долгие годы стали последними кораблями Черноморского флота, пополнившими его главную базу в Севастополе. Больше ни одного корабля "самостийная" Украина ввести в состав флота, базирующегося в Севастополе, не позволила.

Почти сразу и "Бора", и "Самум" продемонстрировали уникальные свои возможности. Оказалось, что это едва ли не самые мореходные корабли нашего флота. Им нипочём даже свирепые восьмибалльные черноморские шторма. Вторым открытием стала уникальная ходовая живучесть "Сивучей". Даже с полностью отключёнными движителями на одних только двигателях-нагнетателях воздушной подушки они сохраняли возможность перемещаться. И за всю историю эксплуатации "Сивучей" ни один из них ни разу не лишился хода!

Любой рассказ о военном корабле будет бессмысленным без рассказа о его оружии. По своей огневой мощи "Бора" и "Самум", являясь, по сути, малыми ракетными кораблями, равны эсминцам, стоящим в военно-морской иерархии кораблей  на целых две ступени выше. У каждого "Сивуча" на "плечах" по восемь контейнеров с "москитами" — самонаводящимися сверхзвуковыми маловысотными противокорабельными крылатыми ракетами (по классификации НАТО  Sunburn или "Солнечный ожог"). Дальность их пуска — от 120 до 250 км, в зависимости от задач и способов стрельбы. Вероятность попадания в цель 94−99%.

 двойной клик - редактировать изображение

При этом сами "Сивучи" за счёт свой огромной скорости становятся в бою почти неуязвимыми. Головки самонаведения крылатых ракет противника, рассчитанные на стандартные морские цели, просто не успевают захватывать наши корабли. По этой же причине против них бесполезны и торпеды.

Но не только "Москитами" способен "ужалить" противника "Сивуч". Также на борту катамарана комплекс ПВО "Оса-М" (20 ракет для самообороны), 76-мм артустановка и автоматические установки АК-630.

В ходе эксплуатации выяснилось и ещё одно удивительное качество "Сивучей", ранее не изученное, — его оптическая невидимость. Движущийся в режиме "воздушной подушки" корабль поднимает своими нагнетателями такое огромное облако водяной пыли, что почти исчезает в нём и становится незаметен на фоне моря…

Конечно, корабль — это, прежде всего, люди! Его экипаж, который и превращает мёртвое железо в боевой корабль — живой совершенный организм, симбиоз людей и техники. Рассказывая о "Сивучах", нельзя не упомянуть о первом командире "Боры" Николае Гончарове. Капитаном второго ранга он принял "Бору" в 1992 году и больше пятнадцати лет не сходил с его палубы. Упорно отказывался от всех повышений и предложений о переводе на штабные должности. Корабль был для него не просто родным домом, он был его душой! И именно Гончаров заложил традиции службы на "Сивучах". Ведь уникальный корабль требует уникального экипажа и особой его подготовки. Это не просто слова. Даже управляются "Сивучи" не привычными всем "колёсными" штурвалами, а настоящими авиационными "рогами". И тому есть свои причины: скорости, на которых перемещается "Сивуч", таковы, что обычное рулевое колесо просто не справится с маневрированием. Каждая секунда — это сотни метров. Поэтому нужны чуткие авиационные штурвалы. Тем более что и разгоняют корабль до таких скоростей две, можно сказать, "авиационные" газовые турбины.

Всё это нужно было изучить, освоить и довести до полной боеготовности.

Именно поэтому "Сивучи" стали настоящей школой офицерских кадров флота, подготовив за двадцать пять лет десятки отличных командиров и специалистов.

За особые заслуги в освоении новой техники Николай Гончаров награждён орденом "За военные заслуги" и стал лауреатом Государственной премии.

В этом году "Сивучи" отмечают юбилей — двадцать лет принятия в состав Военно-Морского флота России. Солидный срок! Но не для "Сивучей". Черноморский климат и уникальные свойства сплава, из которого выполнены их корпуса, позволяют им ещё много лет нести службу на южных рубежах нашей страны.

 двойной клик - редактировать изображение

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн: стандартное — 850, полное — 1.050

Основные измерения, метров: длина наибольшая — 63,9, ширина наибольшая — 17,2

Осадка на ходу на воздушной подушке >1

Осадка на ходу в водоизмещающем режиме — 3,3

Главная энергетическая установка: ДГТУ — 2 газовые турбины М-10-1, суммарная мощность,

л.с. (кВт) — 36.000 (26.500);

2 дизеля М-511А для водоизмещающего режима, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 20.000 (14.700)

2 дизеля М-504 для нагнетателей, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 6.600 (4.850)

4 тандемных гребных винта в двух колонках

2 гребных винта на валах

Скорость хода, узлов: наибольшая — 53; экономическая — 12.

Дальность плавания, миль: (при скорости, узлов) — 2500 (12), 800 (45)

Автономность, суток: 10

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) — 68 (9)

 

 


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
17 июня 2017 в 14:18

Я,естественно,не специалист в этой отрасли,но судя по водоизмещению,это катер с ракетками на борту,хоть и большой.
Я далеко не молод,поэтому,когда я слышу фразу о том,"что не имеет мировых аналогов",делаю мгновенный перевод на общечеловеческий: никто больше не строит,т.к. и на хрен не нужны.
Помните Конкорды и Ту-144,полностью с того срисованный? Где они? А вот американцы подсчитали,что коммерческого будущего у этих самолётов нет.
Всё это фуфло на воздушной подушке бегало по Москва реке и Днепру ещё 60 лет назад и представлять это последним словом в техническом прогрессе может не очень умный человек.

17 июня 2017 в 16:23

Успокойся, джимми, никто и не думал подозревать в тебе специалиста. Хоть в чём то)

17 июня 2017 в 19:52

По Москве реке бегали "Ракеты" на подводных крыльях, совершенно другой принцип.
А ТУ-144, кстати, поднялся на полгода раньше Конкорда. А то, что у СПС нет коммерческого будущего в СССР поняли лет на 10 раньше Европы и причем здесь американы, если Конкорд чисто европейский самолет.
И не факт, что у СПС нет будущего, там проблема, что в то время для сверхзвуковой скорости двигатели работали только на форсаже, это очень не экономично, создадут экономичные двигатели для свехзвука и еще полетаем.

17 июня 2017 в 22:29

Кудинов,наверно это только вам неизвестно,что Ту-144,уворованная (как обычно) копия Конкорда.Он потому и дербалызнулся,что так спешили.
Я ничего не знаю о форсаже,но понимаю,что спустя 20 лет,ни о каком будущем речь не может идти.
А американцы при том,что подсчитали,что у этого самолёта нет будущего.
И оказались правы.

18 июня 2017 в 09:02

Форсаж это когда топливо подается не в камеру сгорания ТРД а почти на выхлопе, в специальную форсажную камеру; появляется дополнительная реактивная тяга, но расход топлива непропорционально возрастает, кпд падает.
Однако я ошибся, 144-й поднялся на 2 месяца раньше Конкорда и был круче.
Как это могло произойти, если по-вашему его скопировали?
И 1444 был замечательный самолет.
И в эти же годы Мясищев создал великолепную М-100, а Туполев сделал "Белого лебедя", а еще раньше ТУ-22, потом ТУ-22М.
И зачем бы нам с таким заделом и с такими людьми что-то копировать.

18 июня 2017 в 11:16

Джимми, перефразируя один старый анекдот "common sense, у меня, правда,иногда распухает и мешает при ходьбе")

17 июня 2017 в 17:21

Джимми

Кому то ожет и не нужны, а нам в самый раз.
Не стоит упрощать, ради того, чтобы лишний раз
лягнуть отечественное, да по сути Советское.

17 июня 2017 в 17:46

Нам главное,
Чтобы блестело.
Ведь мы дураки
В военном деле,
А как известно,
Дурак предпочитает
Красное,
А умный
Ясное.

17 июня 2017 в 19:55

"Дурак предпочитает
Красное,
А умный
Ясное."

И что сие означает? Наверное чой-то такое.... умное.

18 июня 2017 в 13:05

Дурак любит
Красное*,
А умный —
Ясное.

(*) Красное (Красивое, привлекательное)
"Любит" — свойство души; "предпочитает" — свойство ума.

18 июня 2017 в 07:32

Умные» все – за бугром.
Там у них - Родина, дом.
Люди, душой красивые —
Те все живут в России!

18 июня 2017 в 07:53

Невыполнимое "Всё и сразу" как способ дезертирства патриотов из политики

1. Есть такое выражение "Чем выше планка - тем выше прыгнешь". Но всё хорошо в меру. Ведь если перед перворазрядником поставят планку мирового рекорда - то он даже и прыгнуть не посмеет. Именно в эту ловушку и попали патриоты:
а) Они "задрали планку" до нереальной высоты - считая, что Путин должен сменить курс по принципу "всё и сразу", причём, со сталинскими чистками элит и т.д. ("революцию сверху" им подавай, никак не меньше):
http://evolution-march.livejournal.com/1652056.html
б) Разумеется, Путин на это не пойдёт - у него не хватит ни сил, ни решительности. Вот он и давит ух-патриотов в зародыше - чтобы не будоражили массы, нагнетая актипутинские настроения невыполнимыми требованиями. Поэтому патриоты, загнанные под плинтус, не принуждают Путина к смене курса (массовой улицей), а всего лишь болтают об этом (детская болезнь предлагательства):
http://evolution-march.livejournal.com/1479624.html
в) В итоге патриоты торжественно умывают руки, делая "потом-патриотический" вывод - мол, Путин безнадёжен, смута неизбежна, а значит, надо не предотвращать её сейчас, а готовиться к победе в ней (хотя знают, что это будет невозможно - их "подтоговка" давится властью на корню):
http://evolution-march.livejournal.com/1562500.html

2. А ведь многие из них знают о тактике Эволюционого Марша, которая предполагает поэтапную смену курса - для начала реализацию плана Глазьева, перспективного в силу своей компромиссности. Путину не потребуется для этого масштабных чисток, потрясений и т.д. А заработав "глазьевскую индульгенцию", Путин сможет безбоязненно уйти из власти - передав её патриотам как своим союзникам по смене курса, после чего реформы можно будет включать на полную:
http://evolution-march.livejournal.com/1650280.html

3. А ведь есть и ещё два фактора:
а) Массовая улица, которая достижима опять-таки только в Эволюционном Марше:
http://evolution-march.livejournal.com/1463613.html
б) Игра на сложном положении Путина - да, он либерал в экономике, но жить-то хочет:
http://evolution-march.livejournal.com/1567038.html

4. Итак, поэтапность, улица и "Куй Путина, пока горячо!" - вот три козыря Эволюционного Марша. То есть - умеренно высокая планка плюс помощь-принуждение со стороны "болельщиков" плюс личная мотивация. Только так смена курса становится перспективной - но патриотам это скучно, не героично, видите ли:
а) Умеренность цели они считают соглашательством. Первого шага от пропасти им мало - они хотят сразу взлететь над ней, хотя крылья ещё не отросли:
http://evolution-march.livejournal.com/1548895.html
б) Помощь-принуждение они считают "маранием в дерьме". Только что вот так же проспали Януковича и получили кучу проблем, но ничему не научились:
http://evolution-march.livejournal.com/1622239.html
в) Игру на расколе во власти они отвергают по причине чистоплюйства "В сортах дерьма не разбираемся" или детской обиды "Назло Путину уши отморозим!":
http://evolution-march.livejournal.com/1389920.html

5. Ссылки на Ленина, который весной-1917 поставил планку предельно высоко (курс на Октябрь) - несостоятельны. Сейчас другие условия, причём, настолько, что Ленин шёл бы к власти Эволюционным Маршем:
http://evolution-march.livejournal.com/1649830.html

6. На причину русского "всё и сразу" указал ещё академик Павлов - это поверхностность русского мышления:
http://evolution-march.livejournal.com/1588403.html
Русские не любят прорабатывать детали - иначе патриоты давно бы уже сравнили шансы и риски компромиссного плана Глазьева и радикальной "революции сверху". И предпочли бы рациональную поэтапность смены курса эмоциональному пустозвонству.
Умомроссиюнепоймизм - главный враг Эволюционного Марша:
http://evolution-march.livejournal.com/22245.html

18 июня 2017 в 09:07

Коллега Евгений, мы тут корабли-самолеты обсуждаем, причем здесь Путин. Давайте по теме.
- Мы что сюда приехали,- за водкой или за рыбой!?
- За рыбой.
- Вот и лови рыбу, а про водку ни слова!

18 июня 2017 в 13:28

Родина — это Мать.
Покинул — она больная,
Не стоит ее пинать,
Свои грехи заминая.

18 июня 2017 в 13:38

Владислав Шурыгин,
Статья добротная, но я бы воздержался приводить личные данные действующего экипажа.

18 июня 2017 в 16:40

Статья толковая.

Но до оптимизма ай как далеко! - корабли-то еще, по большому счету, советские...

18 июня 2017 в 22:44

Да не по большому счёту, а исключительно Советские. И уж если они такие хорошие, так можно бы было и ещё построить. А денег-то тютю - всё у олигархов (считай за бугром), да в американских казначейках (считай там же). Так "эффективно", что и не пересказать.

Клоуны капиталистические.

(Владимир, я, понятно дело, не вас так-то охарактеризовал).

18 июня 2017 в 23:45

Бровкин,вот читаете вы всю эту херню.Неужели не приходит вам в голову простая мысль: на что мы тратим деньги,которых и так нет? Могли бы их нивестировать в модернизацию промышленности или,на худой случай,в улучшение жизни людей.
Всё равно,при военном бюджете США в $700 млрд.в год,и российском,около $60 млрд.в год,ни о каком паритете и речь не может идти.
Не кажется ли вам это разумным? Это же полный идиотизм!

19 июня 2017 в 06:28

Джиму осталось только добавить в свои комментарии: - Рус, сдафайся, у тебя будет много еды и водка!

18 июня 2017 в 22:30

Смотрел очень давно документальный фильм об этих 2х кораблях. Их конструктор все инстанции оббегал, чтобы они были вместе "Бора" и "Самум". Именно так проявляется вложенная в них боевая задумка - когда они в паре. А их изначально раскидали - один в Чёрном, другой был на Балтике. Но когда и второй пригнали на Чёрное, разведка сообщила, что турки докладывали своему командованию - при наличии у русских 2х таких кораблей, нам там делать нечего.

А техническое решение действительно интересное. Хитрость-то была в том, что ракетами с воздушной подушки не выстрелишь - сносит. А вот в этих кораблях, как раз и удалось реализовать скорость с ракетным ударом. Ну и как рассказал автор, много ещё приятных побочных эффектов обнаружилось.

Служу Советскому Союзу!!!

18 июня 2017 в 22:36

Кстати, в том же док.фильме рассказали, что такое Бора и Самум. Это неожиданные шквалистые ветра, создающие бурю.

19 июня 2017 в 05:28

«Кстати, в том же док. фильме рассказали, что такое Бора и Самум. Это неожиданные шквалистые ветра, создающие бурю».
Александр Трифонов


Что такое Бора, что такое Боря?
Это тонны счастья, это горы горя.
Сонмы восхищения —
В ямах углубления.
Жизни с ветром шквалистым выгода и суть —
Либеральный путь.
Подсказал бы кто-то —
Как с него свернуть?

19 июня 2017 в 09:21

Владимир, в данном случае аналогия не уместна.