Авторский блог Татьяна Воеводина 03:50 8 ноября 2019

«Оденем родину в леса»

раскрутить народное движение за посадку деревьев – можно, но без государственного плана – эта инициатива захлебнётся и увянет

Раскрутить народное движение за посадку деревьев – можно, но без государственного плана – эта инициатива захлебнётся и увянет.

Александр Проханов в «Завтра» зовёт молодёжь восстанавливать гибнущий в ежегодных пожарах русский лес. Реально ли это?

Что молодёжь способна увлечься этим делом – мне кажется, реально. У нынешних молодых нет большого, нужного дела. Именно по отсутствию такого дела они либо напускают на себя тотальный скепсис, либо развлекаются кто во что горазд: шатанием из угла в угол, ролевыми играми, а то и втягиваются в чужую игру на несанкционированных митингах. Дай молодёжи прилично организованное умное дело – увлекутся. Собственно, в нашем районе уже несколько лет сажают молодые сосенки взамен погибших от короеда елей. Мой сын, местный экологический активист, весной и осенью проводит по нескольку лесовосстановительных субботников, и окрестные жители участвуют. Сначала приходило очень мало, а потом народ подтянулся. Так что со стороны молодёжи это вполне реально.

А вот со стороны практического результата – по-моему не слишком реально. Эта громадная работа не может быть проведена, по-старинному выражаясь, на общественных началах. Все большие работы по мелиорации земель – осушение болот, проведение каналов, насаждение лесов - под силу только государству. Не только общественник, но и просто частник даже и не возьмётся. Не случайно особыми успехами в этом деле отмечены диктаторские режимы – от Муссолини до Сталина.

Т.н. «Сталинский план преобразования природы», принятый непосредственно после войны, предусматривал масштабные лесонасаждения, главным образом лесополосы для защиты полей от суховеев. Этот план был, выражаясь по-современному, широко распиарен, превращён в истинно всенародное дело. Было громадное движение за лесопосадки. Деревья сажали все и всюду. Была развёрнута мощнейшая пропагандистская кампания, о лесопосадках писали очерки, статьи, повести и пьесы. Композитор Дмитрий Шостакович в 1949 г написал ораторию "Песнь о лесах" на стихи Евгения Долматовского. «Оденем родину в леса!» - выводили солидные, имперские какие-то, голоса.

Школьники собирали жёлуди, детские писатели воспевали это движение.

В "Родной речи" 60-х годов было стихотворение: "В Орле, в Сталинграде, в Рязани, в Клину,/ Пусть каждый посадит сирень иль сосну./ Пусть лучше и краше, сама как весна,/Становится наша родная страна". Это из мультфильма 1949 г. (sic!) "Сказка старого дуба".

Почему именно дуба? Он считался главнейшим деревом в культуре; к тому же жёлуди обладают высочайшей всхожестью. Между прочим, положительная героиня первого романа молодого Юрия Трифонова "Студенты" – учащаяся лесного техникума - отправляется в Сталинградскую область сажать дубы. Это 1950 год. Дуб – крайне медленно растущее дерево. Вообразите, какое было триумфальное жизнеощущение, какая вера в будущее: послевоенная разруха, необходимость создавать атомную бомбу и – дубы.

В нашем подмосковном посёлке в те времена насадили немало леса. Есть у нас две чудные берёзовые аллеи, спускающиеся к пруду, посаженные в 1946 г. До конца советской власти наша местность считалась "лёгкими Москвы", и в ней нельзя было без разрешения срубить дерево даже на СВОЁМ участке. Яблоню, которую сам посадил – можешь, а, положим, сосну, - не разрешалось.

Даже на засохшее дерево надо было вызывать лесничего. Детское воспоминание: мой отец, директор завода в этой зоне, распорядился срубить какой-то особо пылящий тополь, так отца оштрафовали, он заплатил из своего кармана.

Сегодня значительная часть тех посадок, превратившихся во взрослый лес, отдана под приватную застройку: огромные особняки, каменные глухие заборы, вооружённая охрана. Лес сегодня только рубится, а лесничество для удобства ликвидировано. Лес отдан на съедение вредителям всех биологических видов; и аппетит у них преотличный.

Можно ли сегодня снова начать сажать деревья? Конечно, можно. Надо сделать посадку деревьев модной, престижной, частью ЗОЖ. Родился ребёнок – сажай дерево. Между младенцем и деревом – мистическая связь: хорошо растёт дерево – и ребёнок хорошо развивается. Значит, надо ухаживать за деревом, а на всякий случай – посадить запасное. Закончили школу – сажаем аллею выпускников: девочки берёзки, мальчики – устремлённые ввысь ели. Поженились молодые люди – сажают парочку: дубок и рябину (из народной песни «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина»). При начале большого дела коллектив сажает небольшую рощицу. Народная примета: хорошо примется рощица, быстро пойдёт в рост – значит, и дело будет успешно, а потому за посадкой надо ухаживать. Когда-то участники фестиваля молодёжи и студентов 1958 г. посадили Парк Дружбы, что у Речного вокзала.

К сожалению, в Москве сегодня очень всё застраивается плотно стоящими бетонными монстрами до небес, но вне Москвы – места достаточно. Дело местных органов – указать это место. Для этого нужен план развития городов и посёлков, за что, по-моему, боятся даже приняться.

Так что раскрутить народное движение за посадку деревьев – можно. Но решить вопрос восстановления лесов оно одно – не может. Его роль – вспомогательная. Важная роль, нужная, но без государственного плана – эта инициатива захлебнётся и увянет.

1.0x