Очередные задачи русской философии.
Авторский блог Объединённое Движение Русская Философия 15:59 21 ноября 2019

Очередные задачи русской философии.

"И позор всем детям века, для кого сан Человека не превыше всех корон". Ф. Шиллер.
33

Конечно, у философии не может быть никаких задач в общепринятом смысле. В том смысле, в котором задачи могут быть и у любой науки, и у любого социально-культурного, а уж тем более общественно-политического явления. Понять, чем занимается философия бывает очень сложно, причем не только людям далеким от философии, но и самим философам. Свидетельство – непрекращающаяся полемика относительно того, что такое философия. Разве согласятся все представители философского цеха, например, с известным определением Новалиса о том, что философия – это ностальгия, тяга повсюду быть дома? Конечно нет. Огромные пласты научно и религиозно настроенных философов сразу отпрянут в ужасе от такого «бредового» понимания философии. И так далее.

Но с другой стороны, это как раз доказательство какой-то невероятной мощи философии, по поводу которой можно сказать лишь то, что она занимается самым важным для человека, при том, что это самое важное оказывается фатально неопределимым. Философия обворожительна и притягательна, она не отпускает того, кто однажды попал под ее обаяние. «Ничто, кроме философии», – говорит Марк Аврелий, указывая на единственный истинный путь жизни.

Но это, так сказать, вечное метафизическое ядро философии, возвышающееся над временем и пространством, над эпохами, языками, культурами, религиями, народными традициями и обычаями, то есть над всем тем, что всегда разделяло и разделяет людей. Философия в своем высшем измерении несет абсолютный универсализм. И когда человек вкушает этого плода от древа «человеческого в человеке», то он соприкасается с такой разящей истиной, что забывает о всех национальных, культурных и прочих разделениях. Ему уж нет никакого дела ни до Востока, ни до Запада, ни до византизма, ни до славянства, вообще ни до чего, кроме той ошарашивающей истины, которая открывается в философии.

Однако, помимо этого идеального измерения философии, последняя, как и человек всегда бытует в определенном времени, в той или иной исторической ситуации. Тогда и можно говорить о «задачах» философии по отношению именно к этому времени. Всегда в своем историческом бытии философия так или иначе определялась по отношению к культуре и социальной реальности в целом. И в этом нет никакого ущемления или умаления философии. Если только она полностью не растворяется в социальной практике и не превращается, как часто это было, в служанку того или иного института, не важно духовного, научного, политического и т.д.

Если окинуть современную чрезвычайно пеструю и многоголосную философскую палитру и выделить в ней ядро национально мыслящих, понимающих самобытность русской культуры и, соответственно, особый тип русской философии, то окажется, что в своем большинстве они мыслят категориями и задачами XIX века. Эта благодушная архаика имеет отношение лишь к истории философии, но не имеет уже никакого отношения к современному актуальному философскому процессу, который требует иного языка, иного понимания, иного ответа на те вызовы, которые бросает ему современность.

В данном случае речь идет о русской религиозной философии как действительно оригинальном, ярком и плодотворном феномене, который зачался в недрах первых исканий русских любомудров начала XIX века, находившихся под непререкаемым влиянием Шеллинга, затем вставшем на ноги в лице Владимира Соловьева и достигшем своего пика и расцвета в религиозно-философском ренессансе начала XX века и закончившем свое существование в эмиграции.

Какие задачи стояли перед этим направлением русской мысли? Помимо того, что необходимо было создавать собственную философскую традицию, основанную на национальных началах (амбиции любомудров, а затем и славянофилов), они, прежде всего, занялись апологетическими задачами по отношению к церкви и христианству в целом. Не зря Соловьева называли русским Оригеном. Отечественные интеллектуалы, получив достаточно хорошее европейское образование и обнаружив в себе талант к самостоятельной мысли, а значит, к философской работе, все свои силы и способности отдали на очень благородное дело – защиту христианства и христианского понимания человека от набиравшего силу материализма, который давал весьма примитивную, одномерную антропологию, основанную на научных, прежде всего, биологических факторах.

Примитивный материализм парадоксальным образом стал властителем дум, и «рыцари Софии» во главе с Владимиром Соловьевым дали бой этому течению, раскрыв все глубочайшие дары христианской метафизики и антропологии, в которой явлен бесконечно превышавшей по сложности и глубине образ человека, нежели тот, который мог дать позитивизм. И в условиях общего духовного, этического, эстетического понижения культуры русские религиозные философы выглядели очень достойно и возвышенно; они были в истинном смысле аристократами духа, подлинными интеллектуалами, которые на бесконечность возвышались над этой серой массой материалистов, позитивистов, демократов-разночинцев, народников и т.д., то есть тех малообразованных и малодаровитых людей, которые представляли собой, увы, большинство.

И в этом была величайшая миссия русской религиозной философии – сохранение божественного образа человека. Огромный массив наследия этой мысли – нетленный пласт русской философской культуры, который, несмотря на то, что он практически весь уже опубликован, возможно и не прочитан еще должным образом.

Что происходит сегодня? Если посмотреть не на метафизическое ядро философии, а на ее современною социальную миссию и на те новые понижения человека, которые стали гораздо наглее и агрессивнее, и примитивнее тех, которые были в XIX веке, то правомерен такой вопрос: в какой мере наследие русской религиозной философии может быть востребовано сегодня, на фоне новой дегуманизации?

Сегодняшнее уничижение человека связано с покушением на его глубочайшую антропологическую сакральность, которая проявляется в том, что с одной стороны, в маскульте самым востребованным жанром на рынке развлекательных услуг является примитивный хоррор, (не настоящий философский и психоделический ужас(!), а именно примитивный), в котором главные персонажи – монстры, расчленяющие, пожирающие и всячески глумящиеся над человеком. Человек – пища, человек – мясо, человек – то, что может безболезненно быть подвержено самой зверской аннигиляции.

А с другой стороны, победное шествие биотехнологий, подогревшее пост гуманистическую идеологию в различны ее вариантах, согласно которой, человеческая жизнь с ее старостью, болезнями и смертью находится в полном ведении науки, которая может совершать чудеса по оздоровлению, продлению жизни и даже достижению бессмертия. За вычетом одного – исчезает человек как таковой. Раньше дьяволу продавали душу, теперь отдают всего человека с потрохами.

Такое отношение к человеку и в массовой культуре, и в пост гуманистической идеологии стало возможным не потому, что человек потерял свою ценность, потеряв исключительность. Это следствие. Причина в том, что человек престал быть тайной, поскольку тайной перестала быть смерть как хранитель самого глубокого метафизического ядра человека. Если со смертью возможны различные манипуляции, вплоть до ее уничтожения, тогда и с человеком в целом возможны любые манипуляции. И настоящий конец человека произойдет тогда, когда будет устранена смерть. Этого, конечно, не произойдет никогда, потому что сторонники этих воззрений просто не понимают, что смерть не биологическое, природное, а метафизическое явление, не находящееся в зоне, доступной для человеческих манипуляций. И не только манипуляций, а вообще какого бы то ни было понимания. Все-таки нужно иметь некую образованность в области философии и богословия, чтобы понимать, что смерть неприступна.

Все это свидетельство одного – беспрецедентной в истории профанации человека на основании абсолютной его биологизации. И если в XIX веке защищали и спасли человека тем, что видели в нем образ Божий, то сегодня надо сохранять человека тем, что нужно научиться видеть в нем тайну и научиться благоговению перед этой тайной. Об этом и говорил Шиллер, слова которого приведены в эпиграфе, и про которого Достоевский сказал, что он у нас «в душу русскую всосался, клеймо в ней оставил». И сам Достоевский предельно ясно выразил свое кредо: «человек есть тайна». Но все это забыто, и человек забыт.

И поэтому сейчас задача русской философии не в том, чтобы защищать религию, христианство, церковь; для пост секулярной эпохи – это совершенно не актуально, а в том, чтобы защитить человека от унижающих его достоинство массовых идеологий, которые, конечно, ни к чему практическому не приведут, но значительно поглумятся над человеком. Человек будет, как это было всегда – рождаться, болеть, стареть и умирать, и в этом величайший духовный смысл человеческой жизни. И тот, кто хочет быть человеком, должен пройти через это испытание, через эту муку, о которой Иустин Попович вслед за Достоевским говорил: «жуть быть человеком».

Но дело в том, что сегодня многие не хотят быть людьми. То есть не хотят ни страдать, ни умирать, ни мыслить. И это самая большая проблема. В самый раз вспомнить Льва Платоновича Карсавина, его гениальную «Поэму о смерти», в которой он не перестает говорить о том, что человек еще не достаточно хочет умереть…

И вот вопрос: может ли русская религиозная философия со всей ее блестящей армадой всеединства, соборности, имяславия, софиологии, неопатристического синтеза и т.д., то есть той ветви, которая выполняла, как было сказано выше, апологетические задачи, может ли она сегодня как-то противостоять этим процессам новой дегуманизации?

Ответ очевиден. Это не значит, что нужно списать религиозную мысль в архив. Она достаточно богата и интересна, и может еще многих вдохновлять на ратные подвиги служения отечеству и церкви. Но у нее нет главного, чего требует нынешнее время. Во-первых, необходимой для сильного критического дискурса автономии от религии; во-вторых, того, что можно назвать, метафизикой тайны – тайны человека, тайны зла и тайны страданий, а за всем этим – тайны бытия. Не зла человека и зла смерти, не зла страданий и больного бытия, а именно тайны всего этого.

Все всякого сомнения, этикоцентризм русской мысли, который глубинно чувствует зло, и прежде всего зло смерти, есть гениальный дар русской философии, дар «Иова многострадального». Это неотчуждаемая ценность русской философии. Но сегодня нужно видеть не только зло, но и тайну. И поэтому важна сейчас не только этика, но и метафизика русской философии.

Есть ли она? Да есть. Она есть у наших писателей и поэтов, которые, много говорили и о зле в том числе. Именно в литературе – исток нравственного вопрошания и негодования, а не в религиозной философии апологетического свойства. Но в нашей литературе есть еще неразведанный запас метафизики, метафизики тайны. Вокруг этого и должны быть сконцентрированы сегодня самые свежие и здоровые силы русской философии.

Сопредседатель Движения.

Владимир Варава.

Новости Регионального Объединенного Движения "Русская Философия".

1 ноября состоялся очередной клуб мышления "Возможность Русской Философии" с заглавной темой "Русская философия жизни и смерти: вчера, сегодня, завтра". Видео сюжет.

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
21 ноября 2019 в 17:17

Вряд ли все богатство философской мысли в обществе, раздираемом социальными противоречиями и тем, и ничем иным дегуманизирующих человека, можно свести к метафизике религиозного понимания ее через те или иные национальные и религиозные стереотипы, претендуя при этом на возвышение ее над пространством и временем.

И понимая ее как противовес материализму, который, получается, что как бы повинен в дегуманизации человека и который, как в тексте утверждается, дает примитивную, одномерную антропологию, основанную на научных факторах.

Вот краеугольный камень большого сомнения и скепсиса в том, что на базе всего этих выводов, сделанных в тексте, эта задача может быть решена. Скорее, эта задача со знаком прямо-таки противоположным. И хорошо, будем на это надеяться, если в нем есть только неосознанное начало.

21 ноября 2019 в 19:55

- "...Понять, чем занимается философия бывает очень сложно, причем не только людям далеким от философии, но и самим философам...".

Ага, это ИМЕННО ТАК!!!
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
"ФИЛОСО́ФИЯ одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления".
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Чтобы стать ФИЛОСОФОМ, прежде всего, нужно ИМЕТЬ МОЗГИ, и получить хоть элементарное представление о реальном окружающем МИРЕ: физике, химии, биологии, психологии, всей совокупности сегодня существующих религиозных верованиях...
Когда-то так и было...
А сегодня "философов" штампуют всевозможные ВУЗы...

Странное название статьи - "...задачи русской философии...".
Ладно бы сказали о РОССИЙСКОЙ философии...
Нет, подавай именно "русскую" философию.
Это уже совсем - НЕ смешно...

И, ГДЕ РЕЗУЛЬТАТЫ тех сотен и тысяч ДИССЕРТАЦИЙ???
НОЛЬ....................

21 ноября 2019 в 20:09

Дополню:

- МГУ имени М.В. Ломоносова – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

47.03.01 – Философия бакалавриат 4 года
Философский факультет
обществознание, русский язык, история, обществознание (дополнительный экзамен)
форма обучения очная
места 66
стоимость 350 500 / год
баллы егэ 321

+++++++++++++++++++++
СПбГУ – Санкт-Петербургский государственный университет

47.03.01 – Философия бакалавриат 4 года
история, русский язык, обществознание
форма обучения - очная, места - 25, стоимость - 200 100 / год
баллы егэ - 267

+++++++++++++++++++++++++++

И так по всем ВУЗ-ам России...

Какие из них могут получиться "ФИЛОСОФЫ" ?????????

Что они могут знать о ПРИРОДЕ и ОБЩЕСТВЕ?????????????????

НИЧЕГО...................

И, КТО из них получаются???????????

Догадайтесь сами...

22 ноября 2019 в 04:44

“Отечественные интеллектуалы, получив достаточно хорошее европейское образование и обнаружив в себе талант к самостоятельной мысли, а значит, к философской работе, все свои силы и способности отдали на очень благородное дело – защиту христианства и христианского понимания человека от набиравшего силу материализма, который давал весьма примитивную, одномерную антропологию, основанную на научных, прежде всего, биологических факторах”.

Авторы такие же философы как Кастанеда антрополог.

22 ноября 2019 в 06:29

Чем заковыристей тем многозначительные, убеждает в основательности.
Хотелось бы одному автору-комментатору, с очень добрым лицом высказать небольшое несогласие : над Пространством--временем нет ничего такого, что бы возвышалось ...ни ф-ой мысли, обременённой национальными и религиозными стереотипами, ни каких других, более материальных субстанций. Пространство-время- это данность, ВНЕ которой нет ничего сущего, а всё что есть, находится ВНУТРИ его.
Читаем труды Уилера, Бома, Эйнштейна наконец.
Да, есть всё же одно исключение: Вне Пространства - времени может находится, только лишь чья-то глупая мысль, отважившаяся покинуть умную голову.

22 ноября 2019 в 09:30

7 миллиардов живёт не думая о Пространстве и Времени и ...ничего - кушает и какает не хуже тех, кто читал Уилера, Бома и Эйнштейна, наконец.

22 ноября 2019 в 22:51

Такие люди вокруг, даже оторопь берёт. Мысли философские низвергаются из из голов, как бушующий вулкан извергает магму, а вы, Иван, какашки вплотную притулили к Дэвиду Босу и Джону Уилеру.
Между прочим, СТО ( специальная теория относительности), обязанная во многом этим учёным, увлекательная наука. Здесь и тонкая игра разума (парадокс близнецов) и высшая математика (геометрия Римана) и квантовая физика, с её корпускулярной волновой теорией; в общем, когда будете выдавливать из себя глину, прочтите хотя бы несколько страниц, уверен, вам понравится да и время не здря пройдет... пространство- время.

22 ноября 2019 в 23:13

Иван, я допустил неточность.
" Парадокс близнецов" из ОТО (общей теории относительности). А вот особенности размеров тел, движущихся со скоростями близкими к световым, это другая история . И если предположить, что мысль материальна и существует как результат некоторой химической реакции, обусловленной скоростью взаимодействия между собой нейронов, своеобразных катализаторов этих реакций, то становится, понятно, почему одни решают проблему за час, а другие за год.
А некоторые "мыслители" 27 лет не могут решить единственную актуальнейшую философскую проблему ---как прожить на 10 000, в условиях постоянного роста ВВП и постоянного повышения рейтинга российской финансовой системы на мировом уровне.

23 ноября 2019 в 03:22

В одной палате собрались: “философы”, “физики” и мистики.

23 ноября 2019 в 09:26

---Да, вот именно, собрались в одной палате физики, мистики и лирики ...заметил пациент из другой, 5-ой палаты,---Заходи, х-ле в дверях застрял, побеседуем---раздались голоса пациентов ...

23 ноября 2019 в 09:49

О чём с Вами беседовать? Раз упомянули СТО, раз ОТО, и два раза ошиблись.

23 ноября 2019 в 10:03

Я прекрасно знаю в чём я ошибся, не стройте из себя доктора. Скучно здесь.
Каждый задрот программист или филолог, пытается укусить.
Каждый просвещённый и умудрённый
опытом беЗпонтового п-жа пытается претендовать на роль властителя дум.

22 ноября 2019 в 10:50

Русская религиозная философии есть лишь этап ее развития в стране именуемой Россией. И ни к каким национальным, к атропологическим и рассовым особенностям человека, которого эта философия как бы желает поднять из грязи нынешней жизни и обожествить, в силу этого не сводимая. Она есть ко всему, если быть объективным, лишь ее определенный исторический сегмент. Пусть даже в силу тех исторических причин и заметный. Громкий. И не более того.

Такая постановка вопроса — это сведение философии без всяких ограничений к чистейшему фидеизму.

Ну да и славненько это было бы все!

При том вселенском как бы нынешнем плюразизме, правда, заточенном, будем честными, более чем однобоко. И честными будем, по сусанински не туда и ведущим.

Если не претензия подвижников ее вызывающая много вопросов как бы обожествить человека? Не претензия посредством ее к снятию всех тех противоречий общечеловеческих и социальных, раздирающих ныне общество в клочья.
В русской философии были, навскидку привожу другие примеры, фидеизму (впрочем и идеализму различного толка) стоящие в оппозиции: Герцен, Писарев,Чернышевский… Список можно продолжать.

Так что сводить современную философию в России к русской религиозной философии — как минимум, не правомерно.

22 ноября 2019 в 10:52

« … с известным определением Новалиса о том, что философия – это ностальгия, тяга повсюду быть дома?»
Ну, положим, определением это назвать никак нельзя - это всего лишь метафора. Глубокомысленная - да, но, как любая метафора, очень уж условная.
«Быть дома»? Ну, это смотря что понимать под домом. Можно избушку в своей деревушке. Или квартирку-двушку в родном городке. Или саму деревню, город. Или - свою страну. Или - весь земной шар. Или - нашу Солнечную систему. Или - нашу Галактику. Или - Метагалактику. Или - всю Вселенную, Космос. Или, наконец, вечное и несотворенное, то, «откуда все исходит и куда все возвращается» чисто духовное изначальное Бытие (скажем так). Если Новалис имел в виду последнее - то да.
А также если он имел в виду, что человек есть Вселенная в миниатюре. «Тяга повсюду быть дома» означает в таком случае стремление к осознанию человеком-микрокосмом своего полного единства (даже - тождества) со Вселенной- Макрокосмом. «Ностальгия» при этом означает, что дух - есть истинный человек, и когда из царства чистого Духа он входит в материальную Вселенную (для совершения очередного цикла своей эволюции), то, страдая там от соприкосновений с материей, он в глубинах своих помнит об этом Царстве и , тоскуя о нем, мечтает вновь вернуться туда. Осознание человеком всего этого и есть, собственно, философия.
В этом смысле «определение» Новалиса верно.

23 ноября 2019 в 15:22

быть дома - это значит вернуться к СверхЯ, причем крайне желательно, не в момент смерти, как это происходит у большинства(как говорил Христос-вкусить смерть, ну это кому все таки повезло), а все таки несколько раньше, что бы интерес к этому дому у людей оставался и не чувствовали они себя совсем уж бездомными и никому не нужными.

22 ноября 2019 в 17:49

Теперь по существу статьи.
Так-то оно так, что есть «вечное метафизическое ядро философии, возвышающееся над временем и пространством, над эпохами, языками, культурами, религиями». И что, с другой стороны, философия «всегда бытует в определенном времени, в той или иной исторической ситуации». И что такая историческая ситуация начала XIX - начала ХХ веков состояла в том, что «примитивный материализм стал властителем дум». И надо было кому-то защитить от него и сохранить «божественный образ человека».
Сделали ли это русские религиозные мыслители? В чем-то да, но в чем-то и нет.
То-то и плохо, что они «занялись апологетическими задачами по отношению к церкви и христианству в целом», но не поиском Истины, а это разные вещи. Как разные вещи, собственно, Христианство - Учение Христа» и церковное «христианство» - учение попов. Ибо первое - От Духа Святого, второе же - кроме того, еще и от человеческого невежества и корыстолюбия.
По сути, из высокодуховного Учения Христа т.н. «святыми отцами» (или просто попами) были вычленены (надерганы) отдельные фрагменты, которые устраивали их (и их покровителей из числа власть имущих). Все же остальное было либо опущено (вымарано), либо подправлено в нужную сторону, а также кое-что и присочинено вдобавок. Из этих субпродуктов и состряпали затем церковное «христианство», коим двадцать веков подряд морочили людям голову (и до сих пор продолжают морочить). Впрочем, конечно, в этом «христианстве» многое сохранилось и из подлинных заветов Христа
Поэтому «благородное дело – защита христианства и христианского понимания человека от набиравшего силу материализма» оказалось действительно благородным лишь в той степени, в какой в «христианстве» церкви сохранились смыслы настоящего Христианства - того, каковому учил сам Христос. В остальном же это обернулось невольной работой на укоренение в сознаниях людей средневековых «христианских» суеверий и предрассудков.

23 ноября 2019 в 15:27

все учение Христа сводится к одной первой заповеди. А все проблемы о которых Вы говорили , они оттого и проблемы ибо заповедь эту первую очень мало кто сумел и понять и, тем более , войти в соответствующий контакт со СверхЯ.

22 ноября 2019 в 17:50

Однако, несмотря на все это, деятельность русских религиозных философов того времени все же можно оценить скорее положительно, нежели отрицательно. А именно: их великая заслуга состоит в том, что (вкупе с некоторыми поэтами, писателями, учеными) они положили начало новому направлению религиозно-духовной мысли - русскому космизму. Блестящая плеяда этих мыслителей (Н.Ф. Федоров, Е.Н. Трубецкой, В.И. Иванов, Вл. Соловьев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев и др.), несмотря на то, что они не сумели полностью вырваться на свободу из церковной ограды, в своих работах утверждала и развивала такие прогрессивные философские положения, как 1) космическое предназначение человека 2) единства всего сущего во Вселенной, 3) одухотворенность всей Вселенной, и.т.п. Поистине, этим было положено начало духовной революции в России - революции, которая рано или поздно перевернет мир и обратит его к духовному, а не к технологическому, развитию.
Однако, этот ранний русский космизм отнюдь не решил всех проблем. (К примеру, проблема т.н.«теодицеи» или «богооправдания» (т.е объяснения, почему, если Бог благ, в мире так много зла) так и не нашла своего удовлетворительного и логически убедительного обоснования). И по сути явился лишь (как бы) предтечей главного Учения нашего времени - Живой Этики, наведя для его появления на сцене жизни необходимые мосты и подготовив для него соответствующую почву. В этом и есть его главное значение.
Учение Живой Этики - это не личные философствования Елены и Николая (а также Юрия и Святослава) Рерихов, через которых это Высшее Знание было «сведено с Неба на Землю». Это надземное Знание - знание наших Старших космических Братьев, которые постоянно присутствуют у нас на планете и руководят нашей Космической Эволюцией. Именно они во все времена являлись из своей обители в Гималаях (Шамбалы) в мир земных людей в таких великих обликах, как Гаутама Будда или Иисус Христос, Рама или Кришна, Лао-Цзы или Конфуций, и т.п,. и учили человечество нравственным законам Космоса. И их Единое Учение люди затем перекраивали по-своему в различные религии. Живая Этика - это их современное Послание человечеству Земли накануне наступления Новой Эры - Эры Света и Духа, т.е, по сути, Новейший Завет, философия которого представляет собой высшую (на сегодняшний день) точку Космизма.
В статье задается вопрос: «В какой мере наследие русской религиозной философии может быть востребовано сегодня, на фоне новой дегуманизации?» Именно в этой: как переходные «мостки», переброшенные от старой религиозности, которая полностью себя исчерпала и выродилась, к научно-философскому духокосмизму Будущего, который заменит собой все прошлые религии и станет новым этапом в духовной эволюции землян. Поэтому сначала самим распознать, что это именно «мостки» к новой ступени постижения Истины, и затем самим первыми пройти по ним, дабы потом служить грамотными проводниками для остальных - вот истинные «очередные задачи русской философии» и современных русских философов.
Но увы - они занимаются чем угодно, только не этим. Блукают в тумане.

23 ноября 2019 в 09:18

Отдельно хочется высказаться по проблеме смерти.
Единственный абзац в статье, который вызывает категорическое неприятие - это тот, где идут рассуждения о «тайне смерти». Что смерть - «явление, не находящееся в зоне, доступной для человеческих манипуляций. И не только манипуляций, а вообще какого бы то ни было понимания». Что якобы «человек будет, как это было всегда – рождаться, болеть, стареть и умирать, и в этом величайший духовный смысл человеческой жизни». И даже - вот до чего дорассуждались! - что тот еще не человек, кто не хочет умирать.
Все эти измышления имеют одну природу и одну причину: незнание и непонимание, что существует закон реинкарнации. Этот закон изначально содержался во всех религиях мира, в том числе - и в Христианстве (истинном), но попы, завладев ситуацией, втихаря вымарали его из поучений Христа, на Пятом своем Соборе (в Константинополе) объявив это ересью. А до этого великого Оригена, который пытался утвердить это важнейшее положение в раннем Христианстве (в виде учения о предсуществовании души), засадили в тюрьму. Ибо, будучи принятым, этот закон (вкупе с другим важнейшим законом - кармой) разом лишил бы их самозваного привилегированного положения и власти, как якобы посредников между Богом и людьми. Это одна из самых существенных и трагичных подтасовок в поповском «христианстве».
На самом деле, никакой особой «тайны» в смерти нет. Сказано, что «смерть не более чем стрижка волос». Смерть - есть сброс пришедшего в негодность (по изношенности или из-за травмы, болезни) физического тела человека с последующим переходом его - человека - для продолжения своей жизни в т.н.«загробный» (или Тонкий) мир. Вот и вся «тайна» Ну а рождение - обратный процесс: переход из Тонкого мира для продолжения жизни опять в физический, земной мир. И т.д Этот цикл, напоминающий круговорот воды в природе, бесконечен. И это есть реальное человеческое бессмертие. Люди изначально бессмертны, просто сейчас они проходят такой этап своей эволюции, когда у них временно заблокирована память об этом.
Вот ответ, который дает Живая Этика на «страшный» вопрос о смерти

23 ноября 2019 в 09:37

На днях смотрел по»Культуре» очередную передачу Архангельского «Тем временем». Тема была - «Судьба». Пять человек - приглашенных интеллектуалов - и сам ведущий битый час на разные лады рассуждали о феномене судьбы в человеческой жизни - и со стороны лингвистики, и литературы, и психологии, и социологии… И, что поразительно, за этот час так и не прозвучало ключевое (для этой проблемы) слово - карма. Ну а с ним и - реинкарнация. Только один, специалист по Китаю, как-то робко и вскользь произнес один раз слово (причем, не «реинкарнация» и не «перевоплощение») «перерождение». Но на это никто не обратил внимания. В итоге откуда берется судьба - так и не решили. Вот насколько сильны «христианские» предубеждения! А между тем, именно концепция кармы- перевоплощения просто и ясно расставляет здесь все точки над I, позволяя найти спасительное «единство противоположностей» - предопределенности и свободы воли и разрешить данный сложный бинер.
Точно так же и со смертью: ключевое слово здесь - реинкарнация. И только оно дает ясный ответ, что такое смерть. (и что такое бессмертие).

23 ноября 2019 в 15:15

ключевое слово карма легко вписывается в вариант диамата -https://www.facebook.com/sima.anwar.7/posts/1196340310519881
в котором концепция сознания заменена понятием информации, в виде нашего личного следа на серверной части ноосферы(зазеркалье). Реинкарнация при этом вполне может рассматриваться как сбой фильтров связи конкретной личности с его же базой данных(кармы по Вашему), либо целенаправленное со стороны управляющих структур зазеркалья воздействие, но никак уж не обязательное и для всех явление. Смерть она и есть смерть - конец функционирования физического тела - куда уж ясней. Так что не все лишь там в прошлом было известно-вот и мы можем кое что предложить. А для философов задача конечно же есть - таки обеспечение массового сознательного контакта со СверхЯ( у Христа при жизни это так и не получилось) и, попутно ,таки постараться уточнить, точнее выяснить, структуру ноосферы и постараться перевести это на человеческий язык.

23 ноября 2019 в 15:50

Ваши рассуждения противоречат например вот такому факту - число жителей земли растет и вообще из одной пары выросло, откуда же столько душ для реинкарнации взять? У всех базовая душа одна-проекция души СверхЯ на конкретное дитя, с последующими её модификациями от суперЭго.
А также и такому - матч Корчного с умершим шахматистом из Венгрии, по моему, через медиума(
https://jew-observer.com/eto-interesno/shaxmatnaya-partiya-mertvyj-protiv-zhivogo/ ), так вот тот гроссмейстер венгерский действительно играл по гроссмейстерски, но явно в той еще, старой школе-понятно? То есть про продолжение жизни говорить здесь просто не уместно , поскольку свое гроссмейстерское мастерство мастер не увеличил, хотя и сохранил.

23 ноября 2019 в 18:25

«Ваши рассуждения противоречат, например, вот такому факту - число жителей земли растет и, вообще, из одной пары выросло, откуда же столько душ для реинкарнации взять?».
То, что число, как Вы выражаетесь, «жителей Земли» растет - действительно, факт (в отличие от того, что оно «из одной пары выросло»). Но это только внешняя видимость. Потому что на самом деле число жителей на планете есть величина постоянная.
Как это может быть?
Очень просто, ведь истинный человек - это вечный и бессмертный Дух (или Монада), а не та его физическая оболочка (организм или тело), к которой - по невежеству своему - мы сегодня сводим самого человека.
Поэтому при беременности этот Дух (или Монада) лишь постепено входит в формирующееся в чреве женщины тело, а вовсе не формируется сам вместе с ним и внутри него. Аналогично, при смерти человек (Дух) лишь покидает свою физическую телесную оболочку, но вовсе не разлагается вместе с ней в могиле. И так - в каждом инкарнационном цикле. Дух - вечен, тела - временны. При этом, планом космической эволюции для каждой конкретной планеты устанавливается определенное - и целесообразное - число Монад, которые будут эволюционировать в условиях данной планеты в течение всего периода ее существвания. И конкретно для Земли - это около 60 миллиардов (на человечской стадии развития), из которых большая часть пребывает в невилимом «загробном» мире (ибо жизнь там много длиннее земной). Таким образом, если «здесь» сейчас 10 миллиардов, то «там» 50 миллиардов. Поэтому всегда есть кому вновь воплощаться с Неба (Тонкого мира) на Землю (в физический мир).
Также Адам и Ева - вовсе не первая пара людей. Это лишь эзотерические символы, обозначающие начало эволюции человечества: сначала андрогинное (бесполое) - Адам, потом двуполое - Адам и Ева. Верить же, что некий Бог и впрямь вынул ребро из Адама и сотворил из него женщину… - ну, это тоже «христианство», а не Христианство.

24 ноября 2019 в 13:54

отлично и интересно. Ну и , естественно , вопрос - чем Вы, хоть в каком-то виде , можете подтвердить , то что Вы написали про 50 миллиардов монад. И вообще, существует ли хоть что-то объективно подтверждающее это? Дело в том, что мое утверждение о проекции СверхЯ на любого новорожденного логически следует из опыта контакта с ним-ощущение , что все мы как бы пальцы на его руке и являемся одной семьей. Причем после этого контакта это ощущение бытия в семье стало устойчивым, хотя раньше были периоды как бы, ну не то что тоски, но наличия явного недостатка в этом плане у меня время от времени появлялись.

25 ноября 2019 в 16:35

«Чем Вы, хоть в каком-то виде, можете подтвердить то, что Вы написали про 50 миллиардов монад»
Действительно, это можно подтвердить только «хоть в каком-то виде».
Эту цифру - около 60 миллиардов монад земного человечества - я встречал в статьях о «Тайной Доктрине» Блаватской. (Более конкретную ссылку, к сожалению, дать не могу, так как не зафиксировал для себя, в какой именно статье об этом говорится). То есть Блаватская где-то на страницах «ТД» об этом упоминает. А то, что это именно так - то есть, что число земных человеческих душ, находящихся в Тонком Мире планеты, всегда в разы превышает их число, воплощенных физически на коре Земли - подтверждается и в другом Источнике - «Гранях Агни Йоги» Б.Абрамова. Конкретно: в 1970 году ему было Сказано: «Если на Земле насчитывается более трех миллиардов воплощенных людей, то сколько же их находится в Мире Тонком в развоплощенном состоянии! Очевидно, что во много раз больше, ибо развоплощенное состояние обычно длительнее, чем воплощенное. Трудно даже представить себе эти огромные массы людей» («Грани», 11-256). И еще там Сказано, что пространства Тонкого Мира намного обширнее земных. Все это хорошо согласуется одно с другим.

25 ноября 2019 в 17:01

По поводу СверхЯ.
С точки зрения Нового Провозвестия, это СверхЯ может быть только одним - тем Богом- Огнем, из которого каждый из нас - Монада или «Искра Божия» - изошел когда-то (для прохождения очередного цикла своей эволюции в материальном мире) и к которому (после завершения этого цикла и растворения материального мира) затем вернется. Этот Бог - Вселенский единый Дух, частичками которого все мы являемся. Именно поэтому все люди - братья в духе. Именно Он - ладонь, если уж мы - пальцы. По крайней мере, лично я так понимаю это.

26 ноября 2019 в 15:46

не согласен про растворение-либо Вы это как-то по своему понимаете. Аргументы у меня такие-слова Христа-вкусить смерть-вряд ли это о событии очень уж не приятном. Другое дело примет ли вас СверхЯ или нет-про что собственно Христос и сказал-не в силах человеки то решать. А вот , когда мама умирала( а мы и не знали что это именно и происходит), заглянул ей в глаза-и вот тут я удивился , впервые увидел у нее сияющие глаза абсолютно счастливой женщины. А когда пришел с работы уже все и кончилось, но длилось это несколько часов.
Теперь про - изошел когда-то. Непонятно , почему не при рождении ребенка. Недаром же так часто совсем маленькие дети удивляют своей гениальностью, а уж улыбка ребенка(маленького)- разве Вы не чувствуете какой свет и ощущение счастья при этом от него исходит и какую радость дарит его маме ?

28 ноября 2019 в 17:16

Очень трудно говорить словно бы на разных языках.
Сначала поясню о «растворении». При чем здесь смерть? Я сказал о «растворении материального мира», а не тела человека в могиле после похорон. К тому же, это растворение произойдет еще очень и очень нескоро - вероятно, через сотни, а то и тысячи, миллиардов лет.
Суть в том, то материальная Вселенная не вечна - она рождается, живет и умирает. И умирание ее и есть «растворение». А вечен только духовный Космос - Бог-Огонь, или единый вселенский Дух.
Именно Мир Высший, построенный из Огненной материи, вечно и непоколебимо существует, но все миры более низшего порядка (из которых наиболее низшим является наш грубоматериальный мир), являются лишь его временными порождениями. «Единая, бесконечная и до конца никогда не непознаваемая Сущность - Мир Высший - существует от Вечности, - говорит Новейший Завет, - являясь пассивной либо активной в регулярной и гармонической последовательности».
Чтобы было понятнее, приведу «расшифровку»: «При начале периода деятельности (активного) в силу повиновения вечному и непреложному Закону, совершается распространение этой Божественной Сущности изнутри наружу; и феноменальный или видимый мир (т.е. наш грубоматериальный) является конечным результатом длинной цепи космических сил, последовательно приведенных в движение. Также, когда наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит сокращение Божественной Сущности, и предыдущее созидание (грубо и тонкоматериальные миры Вселенной) постепенно и последовательно растворяется. Видимый мир разлагается, его материалы рассеиваются. Таким образом, как это метафорически выражено в одной из сокровенный Книг, «Выдыхание Непознаваемой Сущности рождает мир, а вдыхание заставляет его исчезать. Этот процесс продолжается извечно, и наша Вселенная - есть лишь одна из бесконечных серий, не имеющих ни начала ни конца»

28 ноября 2019 в 17:54

Трудно сказать определено, почему глаза Вашей мамы, когда она умирала, светились от счастья. Возможно, она увидела своих умерших родственников, которые пришли встретить ее Или какой-либо ученик Братства в сияющей ауре своей, принятый ею за ангела, пришел к ней, видя что она умирает, чтобы помочь ей спокойно и без страха перейти через черту миров. «Смерть - великая утешительница» - писала Блаватская. А Елена Рерих говорила, что «Если бы люди знали истину, если бы они могли убедиться, что для светлого и устремленного духа момент смерти есть момент величайшего блаженства, то страх смерти оставил бы их навсегда». Обратите внимание, Сима, речь идет только о светлых душах, а не обо всех подряд. Но раз уж глаза Вашей мамы сияли, то, наверное, она была светлым, очень хорошим человеком.
Впрочем, почему была?!. И сейчас есть. Просто живет теперь «там» - в мире Тонком.
Еще одно недоумение: «Теперь про - изошел когда-то. Непонятно, почему не при рождении ребенка». Да, при рождении ребенка тоже происходит нечто подобное Ибо, вновь воплощаясь на землю, он уже полностью очистился в тонком «загробном» мире от грехов своей земной предыдущей инкарнации («жизни»). Но я в данном случае говорю не о микроцикле, а о Макроцикле - не об отдельном человеческом индивидууме и его одном обороте «колеса рождений и смертей» на маленькой планетке Земля, а о всем человечестве и его обороте этого колеса в масштабе жизни всей физической Вселенной. То есть в масштабе «лишь одной из бесконечных серий, не имеющих ни начала ни конца».

29 ноября 2019 в 15:19

ну вот какие практические навыки действия и тд могут вытекать из того , что Вы нам рассказали. В рамках клиент серверной модели ноосферы, например, довольно прозрачно следуют , в частности, такие вещи. Для тех , кто таки входил в прямой контакт со СверхЯ, первая заповедь Христа становится просто очевидной истиной(см описание контакта). Так же очевидным становятся и проблемы взаимодействия с суперЭго, то есть они , конечно не решаются автоматически, но появляется довольно не плохо работающий признак для различения ситуаций когда ваше личное Я захватывается зоной Нави, становится ясным роль центра удовольствия и много чего еще. А как использовать на практике знания высказанные Вами ?

23 ноября 2019 в 11:16

Автор слишком многословен. Философия это дисциплина мышления, нужна ли она нам? Звучит дико, но подавляющее большинство людей не в ладах с элементарной логикой: путают причины и следствия, делают абсурдные выводы, используют бессмысленную терминологию... Собственно, причина этого не столько глупость, сколько многозначность всех языков и русского в том числе. В прежнее время философия была крайне политизирована и вызывала часто полное неприятие, а логику в школе после 1957 г. уже не преподавали. И вот результат: сплоченная банда проходимцев в "перестройку" (не без помощи Запада) НАДУЛА ВСЮ СТРАНУ! И теперь уже не скажешь: "Ах, мы не знали"... А ведь тогда, 30-40 лет назад уже печатали приличным тиражом брошюрки типа "Умение думать, как ему учить?" (применительно к математике). Задуматься бы, что в жизни не только математические задачи приходится решать... Нет, "все сами с усами"! Самый серьезный критик "реформ" это выдающийся наш философ С.Г. Кара-Мурза (химик по образованию), он несколько десятилетий как лев боролся с Большой Ложью. Сколько блестящих книг опубликовал... Есть и другие: философ Р.Л.Лифшиц ввел точный диагноз перестройщиков - "демшиза"! Это было воспринято как хлесткая метафора, а ведь это точный диагноз. Видимо, этого не поняли. Р.Л. Лившиц и сейчас преподает, терпеливо объясняет студентам смысл происходящего. Так что польза от настоящей философии есть и немалая: она учит мыслить и бороться. Недаром нобелевский лауреат биохимик Сент-Дьёрди писал, что "вопреки распространенному мнению мозг не орган мышления, а орган выживания как клыки и когти"...

23 ноября 2019 в 17:06

Философам и комментаторам...

Напоминаю, ЧТО такое философия:
"ФИЛОСО́ФИЯ одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления".

Получается, ЧТО именно ФИЛОСОФЫ, как специалисты, ДОЛЖНЫ УКАЗАТЬ ПУТЬ всему Человечеству в его Будущее!!!

И, КАКОВ этот ПУТЬ в Будущее?

Так, чему УЧИЛИСЬ и УЧАТСЯ философы прошлого, настоящего, ЧЕМУ их УЧАТ сегодня???

Каковы эти самые ЗАКОНЫ развития ОБЩЕСТВА, чтобы нам знать, КУДА ИДЁТ Человечество, и Россия???

Или философы нужны только для того, чтобы ТРЕПАТЬ языком и ПРОСЕРАТЬ государственные (бюджетные) средства???
Может лучше эти средства отдать РАБОЧИМ, КРЕСТЬЯНАМ, УЧЁНЫМ и ИНЖЕНЕРАМ в области ФИЗИКИ, ХИМИИ, БИОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ????????????????

Давно бы это следовало сделать!!!

23 ноября 2019 в 17:43

Свободных коек в палате нет.