Сообщество «Салон» 11:24 30 декабря 2016

Общественное и личное

новогоднее кино советского времени
12 9 449

…Каждый год 31 декабря Женя Лукашин ходит в баню, вечно молодая Гурченко поёт про "пять минут", а НИИшные чародеи пытаются сварганить волшебную палочку для нужд системы обслуживания. Так было и так, вероятно, будет очень долго — пока существует новогодняя телепрограмма. В этих фильмах зашифрованы культурные коды советского мировоззрения — не только официального, но и народного. Если хотите — обывательского, ибо Новый Год считался "неформальным" праздником.

Во всех новогодних кинолентах мы прослеживаем отношение социума к дилемме "общественного" и "личного". Неслучайно оттепельные герои справляют Новый Год в своём рабочем коллективе, интеллигенция времён Застоя — в уютных, но при этом стандартных квартирах, а предперестроечный коллектив опять стремится в банкетный зал, на грандиозную дискотеку… Итак, наша "Карнавальная ночь" (1956) случается в разгар Оттепели — то была эра коллективизма, когда всё персональное и частное задвигалось, считалось малоценным. Точнее — мещанским, тухлым. Фестивальные танцы на площадях. Чтение стихов в громадных аудиториях. Пение авторских песен в походах и загородных электричках. Встречи друзей в молодёжных кафе — чтобы к любой компании мог присоединиться всякий посторонний гость. Просто так. До хрипоты спорить о кибернетике, а на выходе затянуть про "солнышко лесное". Весёлая суета и бесконечность дружбы. Энергичная потребность быть вместе, танцевать в большом зале, устраивать курьёзы и розыгрыши. Не просто так — с особым "оттепельным" смыслом. Современные киноведы склонны видеть в Огурцове характерного сталинского чиновника, боящегося сделать или хотя бы сболтнуть лишнее, полагающего, что праздник — дело нешуточное. Даже его секретарша выглядит как стандартная блондинка с "тоталитарных" плакатов предыдущего царствования. Её тонко противопоставляют диоровской лёгкости Крыловой-Гурченко. Смех без причины стал чем-то вроде знаковой детали времени. Одно дело — развенчать Большой Стиль с трибуны и совсем другое — в новогодней кинокомедии. Доходчивее, живее… вкуснее. В мелодраме "Карьера Димы Горина" (1961) восприятие смещено в сторону лирики и романтики. Тайга, строительство ЛЭП, бывший клерк Дима Горин и — фантастическая девушка из грёз, у которой даже имя сказочное — Галя Берёзка. Они — наедине. Однако же — наедине со всеми. Принудительная коллективность новогодней ночи. Тосты, посвящённые свершениям. Но становится ясно: люди вместе не только потому, что им некуда деться. Им хорошо в тёплой компании. Радиоприёмник "Турист" выдаёт задушевное: "…А снег идёт, а снег идёт / И всё вокруг чего-то ждёт…".

Новогодний фильм "Зигзаг удачи" (1968) каждый раз хочется назвать "зигзагом неудачи", причём не режиссёрской — Рязанов талантлив, не актёрской — в кадре мы видим филигранную игру, а… всеобщей неудачи. Какое-то унылое безнадёжье, помноженное на зависть всех ко всем. Не получилось Прекрасное Далёко, вильнули в сторонку, но кипучий коллективизм всё ещё бьёт по нервам и требует расправы. В том фильме кошмарно всё: от феерического предновогоднего соцсоревнования — до метаморфоз, происходящих с людьми при виде купюр. Логичный финал 60-х. Модерновая стекляшка фотолаборатории с не менее зовущим названием — "Современник". Провинция, где откровенно скучно. Тоска буквально разлита в атмосфере. В круге первом. И ничего — никогда. Склочно-утомляющий мирок "Зигзага…" уже не может бытовать по правилам "Карнавальной ночи", но пока ещё не смеет жрать салаты, как в "Иронии судьбы". Громыхать и трубить о доблестях — требуемо, но не нужно. Затоваривать квартиру и хвастаться импортными трофеями ещё не вполне комильфо. Поэтому приходится уличать и подличать. И друг друга фотографировать для выполнения плана. Если человек не знает, чем заняться и куда плыть, — он всегда пребывает в унынии. Фильм про зигзаг удачи — талантливое отражение социальной кручины. И снег валит из серых туч, и ни одного солнечного блика. Куда грести?

Огневую радость коллективизма попытались воссоздать и в претенциозной комедии "Эта весёлая планета" (1973), когда приём давным-давно не работал. Натужное веселье молодых интеллектуалов, песни-пляски, цирк и маскарадность. Прибытие инопланетян — они вливаются в кутерьму празднования. Примечательно, что их, в общем-то, никто не замечает, и это тоже — маркер времени. Ощущается усталость — друг от друга, от общения. И от всей этой шестидесятнической суматохи, которая хороша только в юности, когда у тебя нет квартиры, машины и детей.

Разгар 70-х — это вовсе иное. Материальная суть вещей оказалась интереснее космических идеалов. Бородатые физики-лирики закрылись на шестиметровых кухнях, чтобы спорить о Булгакове и Кафке, а их заскучавшие жёны (бывшие скалолазочки) выстроились в очередь за импортными батниками, блейзерами и шузами. Новогодняя сумятица "Иронии…" вся пронизана культом быта. Насмешка над тезисом "чтоб всё как у людей" превращается в гротеск: одинаковость квартир, мебели… судеб, желаний, интересов. Бесконечное смакование французских духов и домашних выпечек, салатиков, заливных рыб (которые, конечно, гадость, но без них уже никак не возможно). Компания — это для пацанов и студенточек. Лукашин не хочет ни к каким Катанянам, а Галя бездарно врёт про ресторан "Седьмое небо". Зачем друзья, когда можно жевать вдвоём? Остаётся только баня как некий жест старинной традиционности — вы можете себе представить положительного героя Оттепели, который бухал бы с друзьями в бане?! Здесь же всё на своих местах: банька, водочка, а дома — телевизор и наряженная ёлка. Даже попадая в передрягу, наш Лукашин оказывается… в точно такой же квартире, но уже в Ленинграде. То бишь выбора-то и нет — всё та же мебель фасона "стенка" и модная электробритва страдающего Ипполита… Налицо социальный конфликт, хотя он и подаётся в формате борьбы за красивую женщину. Ипполит — из породы негнущихся, правильных, всё запрещающих людей, которые испытывают сложности при столкновении с любой иррациональностью. Его главный враг — тот самый "смех без причины". Он для него, как в русской пословице, — признак дурачины. Забавная деталь: фоном прокручивается "Соломенная шляпка", где повзрослевшая, но всё ещё искромётная Людмила Гурченко выплясывает в пышном кринолине. Печальный монолог Ипполита: старое уничтожить просто, а вот новое создать — очень и очень трудно. Лукашин — этот нечаянно-негаданный, но закономерный разрушитель — выпрыгивает, как чёрт из табакерки. Типичный кухонный интеллигент с бардовским настроем и гонором образованщины, воспетой как раз в те годы Александром Солженицыным. Когда из всех щелей прокричат: "Перемен! Требуют наши сердца!" — Лукашин пойдёт и растопчет, а пока он всего лишь увёл блондинку…

В 80-х снова затеялась эра тусовок, больших компаний, дискотек и сборищ. Люди хотели выйти на улицу, а молодёжь начала собираться в стаи. Это произошло не в момент Перестройки, а задолго до. В 1981-83 годах организовывались юношеские объединения "по интересам", стали активно создаваться молодёжные кафе — как и в 60-х, а комсомольские лидеры делали себе имя на организации диско-клубов. В программу тщательно вписывались "беседы о высокой культуре и опасностях современной поп-индустрии", а под шумок устраивались танцплощадки с маленькими барами. Но даже не в этом суть: в 80-х люди испытывали острую потребность в коллективности, которая не была бы связана с типичной советской риторикой. Дискотека VS демонстрация. Диспут о рок-музыке VS сбор металлолома. Клуб любителей фантастики при районной библиотеке VS вечер политпросвещения при ЖЭКе. Именно это общественное бурление мы наблюдаем в "Чародеях" (1982): всем кажется, что быть вместе, отмечать новые рубежи в шикарном зале, — это остро и волнующе. "Этот мир ослепительно молод — столько лет ему, сколько и нам!" — поют герои в финальной песенке, и кажется, что всё-всё будет хорошо!.. "Чародеи" — творение братьев Стругацких. Вещь написана как продолжение знаменитого "Понедельника…". Вроде бы всё на месте: сказочный НИИ, волшебные палочки, говорящие коты. Но смысл катастрофически поменялся. В 60-х культ любимой работы постулировался и не обсуждался. Вкалывать оказывалось интереснее, чем отдыхать. Понедельник из "дня тяжёлого" становился днём праздничным, а работники фантастического института даже в новогоднюю ночь срывались из дома, чтобы сегодня, сейчас ещё немножко поработать.

В "Чародеях" всё иначе: "поумневшие" доктора околовсяческих наук с ленцой фланируют по коридорам монструозного здания и увлечённо готовятся к новогоднему балу. Модно одетые, динамичные, амбициозные. Воюют друг с другом за начальственные кресла, делают карьеру, подсиживают. Реально работают во всём этом нарядном гадючнике только двое — Брыль и Ковров — этакие последние "могикане" 60-х. Ещё одна занятная деталь — волшебная палочка. Она материализует объекты и услуги, которые, по идее, должны выпускаться лёгкой промышленностью и предоставляться сферой обслуживания. Безо всякого чародейства! Палочка не бесплатно раздаёт конфеты — там всегда прилагается товарный ценник. Однако вызвать такси без помощи волшебства становится затруднительно, как, впрочем, и получить сдачу у таксиста. В "Понедельнике…" учёные занимались, по их же словам, "счастьем человеческим", а нынче — колдуют с целью получения обыденной вещи. Целый НИИ работает над проблемой! Потому что… не работает система?! В этой милой новогодней сказочке зарыто больше, чем явлено. Белый костюм с чёрной рубашкой а-ля Джон Траволта можно только наколдовать. Букет цветов? Не вопрос — один взмах. Даже скатерть-самобранка — и та кормит всякой гадостью, пока на неё не прикрикнешь. Озабоченность "дефицитом" превратилась в навязчивую мысль и перестала монтироваться с реальностью…

Но главное, что все эти фильмы (за исключением "Зигзага удачи") давали стойкое ощущение радости, причём радости — перманентной, явной, необсуждаемой. Они транслировали: "Мы живём хорошо, а завтра будет ещё лучше!". Всё идёт по плану. Поэтому мы до сих пор так любим старое новогоднее кино.

На фото: кадр из фильма "Карнавальная ночь"

13 января 2017
Cообщество
«Салон»
9 0 8 077
23 декабря 2016
Cообщество
«Салон»
5 0 4 365
Комментарии Написать свой комментарий
30 декабря 2016 в 11:56

30 лет прошло,а лучшее кино так и не создали.Почему сегодня советское кино,как источник радости жизни? Почему мало кто хочет смотреть порно (только больные) и фильмы ужасов Голливуда?Так почему Вы сегодня продолжаете тосковать по-советскому кино,ведь Вы уже достигли чего хотели? Вы достигли счастья индивидуального - красивое авто,красивые шмотки,разряженные девицы,красивые особняки,супермаркеты,набитые товарами (правда качества отвратительного).
И Огурцов высмеивается не как сталинский чиновник,таких при Сталине к стенке ставили за саботаж,а высмеивается как хрущевский и брежневский чинуша,которые тормозили любое дело и позорили дело коммунизма.
А знаете почему так любят люди советские фильмы? А потому что в них у людей глаза горят, улыбки счастливых людей. А сегодня посмотрите на людей.Тоска беспросветная.Вот поэтому все хотят назад вернуть советское прошлое,которое у народа отобрали обманным путем.Все уже сыты по горло грязью,свалившейся на наши головы.Мы никак не можем от неё отмыться.Противно включать телевизор.Противна вся власть.Такая вонь от неё.Такой маразм.Фашизм одним словом.

3 января 2017 в 17:18

Если так рассуждать (что в Голливуде только порнуха да ужастики), то куда деть Вуди Аллена, Романа Полански, Стена Креймера и многих других, снимавших далеко не ту шелуху, которую Вы тут в манере агитатора из РК КПСС "обличаете"?
Всё сложнее. Та же классика СССР в разные годы воспринималась по-разному разными людьми.
Хотя доброты и стремления к лучшему у нее не отнять.

30 декабря 2016 в 12:05

Мне вот всегда интересно- почему такие вещи пишут от имени "МЫ".
Каждый фильм - это ведь личное ощущение и своя история.
Обобщения мне кажется чем то не очень верным.
Мне бы было интересно почитать все таки личную историю вашу связанную с каждым перечисленным фильмом.
"зигзаг" всегда смотрю с удовольствием. Потому что был в жизни период, когда я очень любил женщину и постоянно психовал, уходил, донимал...Прошло время и я понял- Ну и гад я был.
Прошло время и я еще понял- Это была любовь и это было здорово. А она пропустила это все и ее жаль.

С новым годом!

31 декабря 2016 в 00:21

Одна из двух комедий в этом обзоре новогодних - сказок, которые сняты не Э. Рязановым,
фильм "Эта веселая планета".
Фильм не просто сказочная встреча Нового 1973 Года, фильм продолжение сказочной эры покорения Космоса начавшейся в 1961 году! Я родился в начале этой Эры и кажется в продолжении этой не раскрывшейся эры живу. Говорят что сказки заканчиваются, детство проходит - неправда, пару недель посмотрел "Эту веселую планету" еще раз- впечатление такое же сильное! ( Если сделать скидку на различие яркости восприятия в 12 лет и в 55, блин).
Что за правда показана в этом фильме, поданная в несерьезной комической форме?
Следуя духу статьи , правда такова: в 61-м открыли физически Космос, который ждали и знали из произведений А. Толстого, Э. Циолковского, И. Ефремова, А . Казанцева и даже Жуля Верна.

Да закладывался оптимистическое предчувствие скорой встречи с Космическим Человеком с Иных Планет. И что же получили? Получили голливудские Космические Войны. Почему?
А потому что нас постепенно отвели от этой чистой и оптимистической, и научной мечты.
И вот она показана, как возможность, которая была но её упустили, потому что отнеслись к ней легкомысленно... Не дочитали Циолковского, не поняли серьезных предупреждений Ефремова, не поверили до конца В. Вернадскому и поэтому инициативу перехватило зло с пропагандой злого, вечно воющего Космоса - получите звездные войны господа.

Не пытаюсь анализировать другие фильм, представленные автором статьи, интересно,... но согласиться со всем не могу.

31 декабря 2016 в 01:55

У Рязанова "Зигзаг удачи" это нечто вроде облегченного "Гаража" снятого позднее, но мысль примерно такая же. Сначала люди кажется милые и дружелюбно настроенные При появлении личных кровных интересов начинают выпускать коготочки и меняются до неузнаваемости. Это обыграно еще у Пристли и у Рязанова, видимо, эта масль не давала ему всегда покоя. В целом же люди тогда были выпуклыми личностями не то что сейчас все как штампованные безделушки без эмоций, без своего я, без проявления искренних сильных человеческих чувств. Если же актеры и пытаются что-то натужно изобразить хочется сказать по-станиславски "Не верю".

31 декабря 2016 в 08:15

Цитата: "... Каждый год 31 декабря Женя Лукашин ходит в баню ..."
Сколько же "Лукашин" убил и споил народу, а сколько семей было разрушено и сколько детей стали ни кому не нужны ... Подымая тост за обрезание Иисуса не забудьте что алкоголь яд, убивающий наше будущее.

" Государственный комитет стандартов СССР Москва. Утверждён и введён вдействие Постановлением Госкомитета стандартов Совета Министров СССР от 26.12.1972 г. №2329.

Пункт 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 5.1.

1972 год: Этиловый спирт – легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим накотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы. "

31 декабря 2016 в 15:39

В статье верна мысль, что советское кино смотришь всегда с удовольствием. В капиталистической РФ тоже пара фильмов есть, которые смотришь по несколько раз и не надоедает. К примеру, "Приходи на меня посмотреть". Кстати, тоже новогодний фильм.

А вот все остальные рассуждения автора притянуть любимые фильмы к деградационным процессам общества, не нашли во мне отклика и согласия. Каждый комедийный фильм (да любой другой), всегда отражает в себе какие-то недостатки общества (если только построен не на шутках ниже пояса), которые присутствуют в обществе всегда. То есть даже те отрицательные моменты я бы не ввёл в системный характер, как это делает автор.

И опять. Даже по отношению к тем недостатка мы лучше-то не стали, а опустились в морально-этическом плане гораздо ниже. И если там отрицательные моменты отмечались и назывались сами собой. то сейчас они введены в ранг "добра" и "блага".

А в отношении оценки современного кино сказал хорошо Боярский - "таких фильмов, как в СССР, больше уже не будет".

31 декабря 2016 в 16:39

Путен впадина русского народа!!!

31 декабря 2016 в 17:59

Эти фильмы классика советского кино, а классика она вечна, и она всегда будет востребована людьми, как шедевры великих художников, композиторов и поэтов!
Всех с наступающим Новым годом! Здоровья всем и удачи!

2 января 2017 в 18:36

Характерно, что в 90-е, после "Небес обетованных" Рязанов не снял ни одно стоящего фильма, он тогда страшно деградировал, занимаясь в основном перепевами на тему самого себя в ту эпоху, в которой он сам был уместен и был в расцвете.

3 января 2017 в 09:09

Люблю советское кино 30-60-х за его оптимизм. В 70-80-е уже чувствуется в людях какая-то усталость, одержимость бытовыми проблемами. Уже пропали те светлые идеалы о счастливом будущем. Достать сапоги или колбасу - вот идеалы людей тех лет.

7 января 2017 в 23:03

Я бы объяснил успех новогодних фильмов Рязанова несколько иначе. И взглянул, если будет позволено, под несколько другим углом. И в фильме «Карнавальная ночь» и в фильме «С лёгким паром» Рязанов снял двух актрис, которые не успели замылить взгляд и в глазах зрителей того времени стали секс-символами (их подбор-плюс Рязанову). И та и другая. И в этих фильмах всё совпало и талант Рязанова (а у него ведь были и неудачи), и замечательный актёрский состав. И не соглашусь с автором, что в фильме «Слёгким паром» всё так печально, как она пишет в статье. Для многих – эта история, в которой происходит волшебная встреча с девушкой своей мечты! И как в сказке и делать-то ничего не надо, а вдруг, раз – и счастье! Самый новогодний фильм.

Причина удаления
Действия