Об околоцерковной субкультуре
Авторский блог Виталий Яровой 13:20 9 сентября 2019

Об околоцерковной субкультуре

17

Христианство, если кто не знает – это религия целенаправленных, стойких и мужественных людей.

Однако же, если судить о духовном состоянии и умонастроениях многих современных верующих, более же всего – по поползновениям их в культурные сферы, этого никак не скажешь. Потому что все они, за очень редкими исключениями, происходят в сфере субкультуры. В так называемой «духовной» музыке, литературе, театре тон задают песенные пересказы евангельских событий, выражение чувств по поводу этих событий, бесконечные женские рассказики для души.

На православных праздниках – один и тот приторный компот из нравоучительных стишков, душевных песенок под гитару, иногда даже сентиментальных фильмов, демонстрируемых под занавес.

Все это – не какое-то новшество, все это снова и снова повторяет процесс, который я бы назвал гуманизацией религии при помощи субкультуры. Или, если воспользоваться более привычным для верующих термином – обмирщвлением. Который, напоминаю тем, кто об этом забыл или же над этим не задумывался, начался очень давно и особенно расцвел в эпоху западноевропейского Ренессанса.

Посмотрите западноевропейские картины на религиозные сюжеты в музее на Волхонке – начиная с эпохи Ренессанса и заканчивая чуть ли не началом двадцатого века. Послушайте музыку лучших западных композиторов – Вивальди, Альбинони, более поздних -  Шумана, Брамса. В конце концов - нашего Петра Ильича Чайковского с его чувственными придыханиями. О худших уж и не говорю.

Кстати, религиозный регресс наиболее заметен на Западе именно в области музыкального театра, в основе которого, как известно, были представления в жанре религиозного моралите. Но дальше... От религиозных ораторий – к опере, от оперы – к оперетке, от оперетке – к мюзиклам с несложными песенками на жалкой музыкальной основе, и еще далее – к мурлыкающему проборматыванию под гитару. Что особенно актуально стало во второй половине двадцатого века, когда в этом жанре стал самовыражаться каждый, кому не лень. Но и в других видах заметно обедневшего духовностью искусства – тоже.

Везде воспевание не самого лучшего свойства страстей, движение этих страстей – в самой основе развития сюжетов. Если у Баха Бог однозначно присутствует, более того – Бог в этой музыке – единственная данность, центр, к которому стягиваются все музыкальные коды, то у Бетховена это движение отмечено уже минусовым значением: к Богу направлены чисто человеческие претензии автора. А у последующих сочинителей Его присутствие вообще не подразумевается.  И тогда главной данностью становятся страдания Травиаты и Батерфляй, мармеладные Онегин с Ленским и прочее в том же духе.

Опасность была заложена уже в средневековом моралите, где обычные грешные люди представляли ангелов и святых. Дальнейшая логика закономерна: почему бы вовсе не убрать святых, а на их место вывести обычных людей с обычными человеческими страстями, представлять которых исполнителям легче, да и уместней. Да и представлять нужно не всерьез, понарошку. Что касается серьезных вопросов, которые ставились в тогдашних трагедиях, то упомянутый регресс заметен здесь, может быть, даже более. Показательны финалы трагедий Шекспира. Все они отмечены неким суховатым рубежом, отмечающим переход человека из этого мира в мир загробный. Трагедия не в том, что наступает смерть – она лишь итог происходящему прежде. Трагедия – в тех обстоятельствах, которые этому рубежу предшествуют. В частности – отказе от Бога и уповании на чисто человеческое разумение мира.

Наиболее печальное в этом смысле – стремительная деградация русского церковного пения – от сурового знамения до расслабленного партеса. А также - обмирщвление русской иконописи, у истоков которой – Андрей Рублев, Дионисий, безымянные псковские и новгородские мастера с их строгими каноническими, и при этом – у каждого своими, линиями, чьи традиции были живы вплоть конца 17-го века; затем, в восемнадцатом появляется Симон Ушаков с его дебелыми фигурами и барочными завитками. А дальше, в веке 19-ом – и вовсе аляповатые раскрашенные доски в стиле передвижничества.   

Здесь я подхожу к тому главному, о чем хотел сказать. А именно: теперь, когда в русской культуре вроде бы намечается обратный процесс возвращения Бога на надлежащее место, когда Бог вроде бы освящает косвенным своим присутствием русское искусство, перед творцами такого искусства встает ряд проблем.

Прежде всего – как выражать свою веру в стихах, песнях, живописи? Казалось бы, ничего сложного: выражать ее в той мере и в тех формах, на которые автор способен. Многие, собственно, к большому удовольствию точно так же чувствующих и воспринимающих христианские категории потребителей, так и делают, пытаясь выразить себя именно так – вплоть до православной попсы или православного рока, на которых они воспитаны.  

Попытки, конечно, есть, нет ощутимых результатов. Более того – нет сближения с Богом. Почему же?

Потому, что огумазированный человек никуда не делся, он по-прежнему стоит в центре создаваемого или переосмысленного мира, а Бог если и возникает в нем, то где-то на его обочине.

Вместо того, чтобы предпринять усилия, чтобы начать путь, приближающий к Богу, авторы многочисленных современных «духовных» сочинений считают возможным одним махом приблизить Бога к себе. Точнее, создать некоего Бога из машины для своих нужд и по своим представлениям. Путь вполне протестантский. Убогость такого метода отмечена много лет назад Рене Геноном:

«Протестантизм открыто отрицает авторитет той организации, которая ответственна за законную интерпретацию религиозной традиции на Западе (в данном случае Генон имеет ввиду авторитет католической церкви, но сказанное можно применить и к авторитету Священного Писания, которое современные авторы пытаются дополнить измышлениями от себя), а на ее месте стремиться утвердить «свободный критицизм» (для удобства заменим для последнее эти два слова на «свободный взгляд», чтобы приблизить суждение философа к нашей теме), то есть интерпретацию, полученную на основании частного суждения...  основывающегося, кроме всего прочего, на заключениях сугубо человеческого рассудка. От рационализма религия должна была опуститься и до сентиментализма, шокирующий пример которого мы видим в англо-саксонских странах. То, что осталось в результате всех этих извращений, уже нельзя более назвать религией даже в самой искаженной и ухудшенной формой. Это простая «религиозность», то есть смутное и несмысленное душевное влечение, не основанное ни на каком подлинном знании. Этой предельной точке религиозного возрождения соответствует  «религиозный опыт» Уильяма Джеймса, который доходит до того, что видит в человеческом подсознании средство для вхождения в прямой контакт с Божественным миром. На этой стадии финальные продукты религиозного и философского извращения перемешиваются друг с другом, и «религиозный опыт» легко сливается с прагматизмом, во имя которого «ограниченный бог» признается наделенным большими преимуществами по сравнению с бесконечным Богом, посколько «ограниченного Бога» можно любить так же чувственно, как возвышенного человека.

Об этом же – в одном из писем игумена Никона Воробьева. «Душевность не есть ли проявление плотскости у верующих? Почему-то большинство очень склонно к душевности, любят сентиментальность, лирику в пении, в проповеди, елейность в голосе, обращении, поведении и т. д.? Не у верующих, а на верующих лишь заметнее эта душевность, поскольку особенно неестественна она христианам. Вместо ожидаемой духовности, вдруг видишь ее суррогат – душевность, поэтому невольно и обращаешь внимание. Для меня это особенно было очевидным, когда я служил в Минске и видел пение верующими так называемых псальм. Ждут не дождутся они, когда окончится литургия, после которой начинают петь эти псальмы. Положит тетушка в платочке щеку на ладошку, наклонит голову и чуть ли не со слезами поет какую-нибудь псальму, вроде «Гора Афон, гора святая». Сердце щиплет, бегут воспоминания. Она уже не в храме, а вся в прошлом: как была невестой, вышла замуж, хорошо или плохо жила в новой семье, а вот теперь старость, дети разлетелись и не слушаются, а то и обижают, некому пожалеть. И от этих сладких или горьких воспоминаний, от жалости к самой себе слезы уже сами собой потекли из глаз. Есть ли здесь хотя малейшая духовность? Это слезы душевные, плотские, Богом не приемлемые, ибо Господь лишь сердце сокрушенно о грехах и смиренно не уничижит».

Этой гуманистической розовой слюнявостью, не имеющей никакого отношения ни к духовности, ни к религиозности, тем более – православной,  отмечены почти все произведения, создаваемые ныне в жанре так называемой духовной прозы (с превеликим изумлением обнаружил этот термин на обложке одного из издательств – так называтся серия сентиментальных книжек для женщин), в творениях многочисленных бардов, в пока еще редких опытах самовыражения тех, которые считают себя верующими (по крайней мере – воцерковленными) в театре, в кино…

Все это наводит на весьма грустные, мрачные даже, пожалуй, размышления. Какие – нетрудно догадаться.

Хотя, казалось бы, что может быть грустней исполняющего чувствительные романсы иеромонаха, при большом скоплении публики гастролирующего по городам и весям России? Может быть, лишь стучащий на барабанах на рок-концерте игумен.

Остается дожидаться появления молодого прогрессивного епископа, поющего и отплясывающего хип-хоп.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
9 сентября 2019 в 14:13

Бог, это продукт человеческого сознания, индивидуального и общественного. По мере эволюции человеческого сознания эволюционирует и этот продукт. У диких людей и бог диковат, у интеллигентов и бог интеллигентен, у чувствительных он чувствителен, а у жлобов он жлобоват. Российское общественное сознание тоскует о былом имперском величии, поэтому бог представляется в этом общественном сознании в виде императора, генсека президента Путина. Не удивлюсь, если образ Путина вскоре появится на русских иконах вблизи образа бога.

9 сентября 2019 в 16:21

А Путин уже мироточил однажды с собственной иконы - перед выборами, кажется. В «Новой газете» был репортаж с фотографиями иконы Путина. Было дело, но потом все быстро замяли.

9 сентября 2019 в 16:38

То, что по мере развития человеческого сознания, эволюционирует и представление людей о Боге - факт. Но из этого факта вовсе не следует, что Бог есть лишь «продукт человеческого сознания, индивидуального и общественного» и что на самом деле Его нет - это ничего не доказывает.

9 сентября 2019 в 15:35

Начнем с истории. Более 1000 лет назад произошло в истории России знаменательное событие – крещение Руси князем Владимиром. Даже мне, человеку не религиозному, это событие видится грандиозным по его результатам.
Отмечу два важнейших факта. Во-первых, процесс объединения славянских княжеств был
значительно облегчен из-за отказа от язычества и переходу к единой для всех вере. Во-вторых, именно церкви мы обязаны становлением и развитием русского национального характера и русской духовной самобытности, которые отличают Россию от стран с иным вероисповеданием.

Каковы же, на мой взгляд, главные черты характера нации, выработанные исторически?
Перечислю некоторые: справедливость, честность, доброта, сострадание и взаимопомощь, мужество, стойкость, терпеливость и, главное, любовь к Отечеству, к народу т.д. Казалось бы, что Революция с ее негативным отношение к религии должны были уничтожить эти качества и заменить их новыми! Но коммунисты даже не пытались серьезно что-то изменить. У них хватило здравого смысла.

Были веяния типа «свободной любви» (со ссылкой на Маркса), но они быстро развалились. Сталин, например, ясно понимал, что крепкая семья это крепкая страна! А при Брежневе написанный «Моральный кодекс строителя Коммунизма» был прямым плагиатом 10 заповедей «Нагорной проповеди» Христа, как это ни покажется смешным на фоне антирелигиозной пропаганды!

Вернемся к нашему времени. Каким бы религиозным ни старался казаться наш Президент, сколько бы он ни славословил в адрес РПЦ, но эти слова никак не вяжутся с делами его. Я не знаю: кто является у Президента консультантом? Но это или бездарный политик, или же высокомерный чиновник, считающий всех тупыми! Президент, обвинив Сталина чуть ли не во всех смертных грехах (опираясь на мифы и «фрики», а не на исторический анализ), выдвинул стратегию «декоммунизации» (уничтожение в памяти людей воспоминаний о социализме).

Президентский «патриотизм» должен опираться на РПЦ и эту самую «декоммунизацию».
Итак, мы должны подавить в народном сознании то, что воспитывалось на протяжении
тысячелетия, поскольку коммунисты опираются на «10 Заповедей»! А чем их заменить? МВФ дало Правительству Медведева занятную идею. Чтобы обеспечить обмен студентами и школьниками разных стран (для оттока специалистов в Европу и США из России), в России нужно ввести Европейскую систему образования: ЕГЭ в школах и двух уровневую в ВУЗах (бакалавр-недоучка и магистр).

Вряд понимал Путин, тем более Медведев, что разрушение образования есть путь к
феодализму (и далее к феодальной монархии?). Но идея разрушения советского образования и воспитания хорошо «укладывалась» в идею декоммунизации. Министр образования Фурсенко это прекрасно понимал. Он прямо говорил: «Нам не нужны творцы и созидатели! Нам нужны грамотные потребители!». Внедрение не «творческой», а «потребительской» идеологии в сознание молодежи означает подмену ценностей.

В СССР был творческий труд главной ценностью. Теперь главной ценностью и главной
целью стал принцип «обогащения любой ценой». Количество денег в кошельке, а не знания в голове! Такая идеология отвергла честность и справедливость, как основные принципы бытия.Она оправдывала пещерный эгоизм, алчность, предательство, лицемерие, стяжательство. Она разрешила ради обогащения использовать обман, двойную мораль, узаконила воровство, вымогательства, убийства и коррупцию и внедрила «право сильного (и богатого)»! Скольких хапуг-богачей Президент «простил» (спас от правосудия)? Посмотрите на ТВ или рекламу в Интернете. Пропаганда игромании, стяжательства, сексуальной распущенности… . А грязное белье из семейной жизни современной «элиты» на ТВ (меняют в жизни по 5 жен или мужей!).

А это есть прямое разрушение тысячелетней христианской морали! Это есть разрушение
российского менталитета, т.е. разрушение духа России и России, как государства, поскольку без моральных скреп и бессмысленно говорить о «патриотизме». Путин слаб в этих вопросах, а его помощники либо невежды, либо желают выставить Президента, как посмешище. А мы теряем молодежь, значит, страна теряет будущее. Что касается РПЦ, то ее руководители давно превратили РПЦ строительную фирму. Интересы прихожан их не волнуют .

9 сентября 2019 в 19:30

Виктор , а что Вы скажите об уроках исторического развития Китая, Индии и др.стран, имеющих непрерывное развитие в течение более чем 6000 лет, без кровавого изменения ,как в развитии Руси ? Вы думаете без христианства не было бы развития ?

9 сентября 2019 в 16:01

Моральный кодекс православных и его воплощение в жизнь самым ярким образом проявился в период гражданской войны. Моральный кодекс строителя коммунизма мы наблюдали лично, в процессе брежневских запойных, андроповских расстрельных, перестроичных и, как апофеоз, бандитских ельцинских. Нынче какой-то посткоммунистически-православный кодекс. Я бы порекомендовал на нынешние времена научно-технический кодекс строителя технократизма с цифровым контролем за его исполнением. Первым пунктом этого кодекса должно быть требование – Не надо врать. Может быть этого пункта и достаточно.

9 сентября 2019 в 16:16

В дохристианские времена, язычники создали из разных племён античные народы с великой античной культурой и наукой, которая стала фундаментом для науки и культуры Возрождения после тысячелетнего мрака раннего христианства с его мрачным моральным кодексом.

9 сентября 2019 в 16:52

По существу статьи хочу сказать, что душевность и духовность - действительно, очень разные вещи. Это земля и Небо Но… Но до духовности надо еще дорасти. Дух есть в каждом, но люди, в которых он еще не проснулся, не могут понимать духовное. Поэтому и тешатся душевным. Дух же просыпается лишь по мере развития человеческого сознания - начиная с определенной ступени.
Генон написал, что ««религиозный опыт» Уильяма Джеймса, доходит до того, что видит в человеческом подсознании средство для вхождения в прямой контакт с Божественным миром». Генон - известный ретроград. Я бы снял эти кавычки. Потому что единственный реальный Бог - есть человеческий Дух внутри каждого человека, и никакого внешнего Бога нет. И дух бесконечно раскрывает себя через бесконечную эволюцию.

9 сентября 2019 в 22:43

Спрыгнув с подоконника на завалинок, Колобку невозможно самому забраться обратно. Отсюда следует: заботится нужно о тех кто на подоконнике, а те кто на завалинке позаботятся сами о себе.

10 сентября 2019 в 00:47

Качественный секс залог крепких отношений и крепкого здоровья обоих партнеров, и теперь есть средство которое изменит вашу сексуальную жизнь раз и навсегда, это реально секрет мужского величия ((опробовал лично и всем советую попробовать хоть раз), а вычитал нем здесь---- http://gg.gg/zevss

10 сентября 2019 в 19:40

Я бы сказал так. Когда мы говорим об "обмирщвлении", то можно сказать, что жизнь берёт своё. Когда говорим о вере и догме, то это как бы смерть берёт своё. Душевность-свойство жизни. Духовность-свойство материи. И лишь человек всё пытается представить по своему образу и подобию.

12 сентября 2019 в 00:03

"Как бы" указывает на туман. "Духовность - свойство материи." А можно ли подобрать синоним понятию "духовность"?

12 сентября 2019 в 10:55

«Духовность-свойство материи»
Духовный путь «совершенно неправильно называть это идеализмом, ведь материализм и идеализм - относительные, условные понятия. На самом же деле существует Единый мир. Иными словами, все, что существует - это материя, но разных видов - грубая (то, что сегодня подразумевается под материей вообще) и тонкая вплоть до высшей (огненной), из которой состоят «идеальные», т.е. духовные миры - средний (Тонкий мир) и высший (Мир Огненный), и из которых, соответственно, сотканы душа и дух человеческий. Человеческая наука на сегодняшний момент более-менее познала лишь первый из этих трех видов - материю грубую, или физическую; остальные виды предстоит еще открыть и изучить. Таким образом, и духовный путь - это вполне материалистический путь, надо лишь смотреть на вещи шире. Критерием же Истины тут можно считать саму жизнь - все ее нынешних противоречия могут быть ясно и четко разрешены только если принять, что дух и духовные миры - это базис, основание Мироздания, а «материя» (в земной смысле) - всего лишь надстройка, отсюда главное в человеке - духовные, а не физические потребности и устремления, именно в них - смысл жизни».

12 сентября 2019 в 23:17

В идеализме правит Дух, а в материализме - инстинкт самосохранения. Так?

В чем духовность мат-ого пути?

13 сентября 2019 в 12:09

«В идеализме правит Дух, а в материализме - инстинкт самосохранения. Так? В чем духовность мат-ого пути?».
Хотелось бы ответить, но невозможно ясно понять (из столь короткой реплики), о чем, собственно, Вы спрашиваете.
Повторю, что т.н. «материальный» и т.н. «идеальный» миры - это все материя, просто в разных видах. Поэтому все пути материальны, и Ваш вопрос «В чем духовность материального пути?» означает просто вопрос «Что такое духовность?».
Отвечу так: духовность - это жизнь сознания в Высших Мирах, а материальность - в низших (ибо Вселенная вовсе не исчерпывается одним только физическим миром, который мы привыкли видеть перед собой и который по наивности своей считаем единственно существующим). Человек живет (хотя еще четко не осознает этого) во всех этих мирах - от низшего до Высшего, но какой из миров (и в какой мере) доминирует в его сознании - этим и определяется степень его духовности.

13 сентября 2019 в 12:15

Необходимое пояснение:
Все, что только существует - есть материя, и если о чем-то говорят, что оно нематериально, то, на самом деле, это означает, что его попросту нет. Всю материю (многие из видов которой пока еще неизвестны человечеству, т. е. научно не открыты) условно можно разделить на две очень неравные и неравнозначные части - на грубую материю и на материю тонкую, вплоть до Высшей, называемой иначе Огненной. Все то, что можно купить-продать за доллары (а это и есть то, что под материей подразумевают сегодня) - это лишь материя грубая, физическая. Но она, на самом деле, составляет как меньшую, так и второстепенную по своей роли часть общей материи Вселенной, и является (в философском значении) только надстройкой. Надстройкой, но не базисом. Подлинным же базисом является материя тонкая, а еще точнее - как высший вид тонкой материи - материя Огненная (в христианской религии ее прообразом - но уже довольно искаженным - является Дух Святой).
Дух - это Огонь, тот Огонь, о котором Библия говорит, что «Бог есть Огонь». Тонкая материя - это материя наших мыслей и чувств (и мысли, и чувства наши тоже материальны), а грубая - это материя физических вещей. Мир Высший, построенный из Огненной материи - мир Духа - вечно и непоколебимо существует. Но все миры более низшего порядка (из которых наиболее низшим является наш грубоматериальный физический мир), являются лишь его временными порождениями и вторичны по отношению к нему. Отсюда следует, что именно Дух, как и та вечная и высшая Огненная материя, из которого Он соткан, составляя субстрат всего, что называется моралью, нравственностью, вечными духовными ценностями, и т.п., лежит в основе всего Мироздания и Жизни.

10 сентября 2019 в 21:45

"...у Баха Бог однозначно присутствует, более того – Бог в этой музыке – единственная данность, центр, к которому стягиваются все музыкальные коды."

"авторы многочисленных современных «духовных» сочинений считают возможным одним махом приблизить Бога к себе. Точнее, создать некоего Бога из машины для своих нужд и по своим представлениям. Путь вполне протестантский."

Бах был протестантом.