Авторский блог Андрей Болдырев 17:03 9 января 2020

О вкладе Софьи Ковалевской в Палеонтологию

получается, что С.В. Ковалевская, чей вклад в математику сомнителен, внесла прямо негативный вклад в палеонтологию, отвлекая мужа от научной работы в пользу коммерческих предприятий ради своей роскоши. И мы вынуждены говорить о, в принципе, отрицательной роли С.В. Ковалевской в мировой науке.

Думаю, прочитал заголовок статьи, читатели усомнились, правильно ли они поняли написанное. С.В. Ковалевская известна в связи с математикой – наукой, которая имеет весьма отделенное отношение к палеонтологии – науке о вымерших животных. Тем не менее, такое отношение есть и не просто отношение, но отношение трагическое. Нет, она не занималась раскопками или описанием строения костей конечностей вымерших лошадей. Но влияние оказала и весьма существенное.

Мне в руки попала книга Лео Шиовича Давиташвили «В.О. Ковалевский»[1], посвященная выдающемуся русскому геологу и палеонтологу Владимиру Онуфриевичу Ковалевскому. Нужно сразу сказать, что книга написана профессиональным геологом и палеонтологом. Аргументы автора основательны, но понятны, скорее профессионалам. Так что увлекательным чтением её назвать затруднительно. Однако приведенные факт и документы навели на очень серьезные размышления, в том числе о вкладе Софьи Ковалевской в мировую науку.

Оценке уровня работ В.О. Ковалевского современниками посвящены несколько страниц. Только оценке Чарльза Дарвина отведена в книге целая страница[2]. Своим учителем В.О. Ковалевского называли Луи Долло (1857 — 1931) — бельгийский палеонтолог, ставший известным благодаря своим работам по изучению динозавров, австрийский палеонтолог Отенио Абель, американский Генри Осборн[3]. И это при том, что время, в течение которого он занимался наукой едва насчитывает десяток лет.

И на фоне этих оценок было крайне удивительно прочитать, что в России В.О. Ковалевский занимался коммерцией. Причем это делалось не с целью обеспечить достаточные для занятий наукой условия, но именно роскошь. И толкала на это С.В. Ковалевская – супруга Владимира Онуфриевича. Вот как пишет о супругах шведская писательница Ковалевской А.К. Лефлер: «»Жизнь, которую она начала вести [в Петербурге], требовала больших расходов. … Владимир лично был глубоко равнодушен ко всякой роскоши. …»[4]

О том же писала Е.Ф. Литвинова[5]: «Ковалевский для самого себя не нуждался ни в каком комфорте. Жена говорила о нем: ему бы стакан чаю да книга. Потребности её были сложнее и разнообразнее: она любила театр, наряды, блеск и шум … ей страстно хотелось всего этого и муж ей вполне сочувствовал; не признавая для себя никаких земных благ нужными, он считал их необходимыми для Софы».

В описании жилья Ковалевских фигурируют «барская квартира» в Москве с дорогой мебелью и обстановкой и даже дом с садом в Петербурге.

При этом сама «Софа» в России не занималась наукой в принципе, «не находя для себя условий». Вместо того, чтобы работать, создавая славу России, В.О. Ковалевский занимался коммерцией ради блажи жены. Кончилось это вступлением в «общество русских фабрик, минеральных масел Рагозина и Ко». Судя п тому, как описывает деятельность этого «общества Л.Ш. Давиташвили, это была «пирамида», которых мы предостаточно насмотрелись в 1990-е. там покупались паи; причем В.О. Ковалевский под свою репутацию привлекал к покупке паев своих друзей и знакомых; по началу выплачивались сумасшедшие дивиденды, а затем был крах. С.В. Ковалевская тем временем жила в Европе на деньги, которые высылал ей муж.

Таким образом, получается, что С.В. Ковалевская, чей вклад в математику сомнителен, внесла прямо негативный вклад в палеонтологию, отвлекая мужа от научной работы в пользу коммерческих предприятий ради своей роскоши. Предприятия эти, в конце концов, привели к преждевременной смерти В.О. Ковалевского[6]. И мы вынуждены говорить о, в принципе, отрицательной роли С.В. Ковалевской в мировой науке.

Хотелось бы затронуть некоторые обстоятельства, связанные с книгой Л.Ш. Давиташвили. Она вышла в 1946-м году под общей редакцией комиссии АН СССР. Председатель комиссии был сам. Президент АН СССР С.И. Вавилов. То есть издание было не просто одобрено, но санкционировано на «самом верху». Кроме того, автор книги в 1949-м получил Сталинскую премию II степени за вышедшую в 1948-м году книгу «История эволюционной палеонтологии от Дарвина до наших дней», где по определению он должен был упомянуть В.О. Ковалевского. А в 1952-м в СССР была выпущена марка, посвященная В.О. Ковалевскому (к 110-летию). Возникает вопрос, почему в 1946-м, в разоренной, только что начавшей восстанавливаться стране, руководство озадачилось наукой о вымерших животных?

Ответ видится в том, что в условиях начавшегося противостояния с бывшими союзниками, Сталин счел необходимым напомнить о наших приоритетах в естествознании, включая эволюционное учение, где Британия со времен Дарвина отстаивает свои приоритеты.

Наконец, хотелось бы приподнять еще одно загадочное обстоятельство. В книге только вскользь упоминаются супруги Виктор и Анна Жаклар, Анна была родной сестрой С.В. Ковалевской, а оба супруга играли важную роль в мировом революционном движении, лично знали и сотрудничали с Марксом, Бакуниным, Герценом. А с 1874-го по 1880-й жили в России. Тем не менее, о них сказано минимум. Что-то связано с ними такое, о чем советское руководство предпочитало умалчивать.

ИСТОЧНИК



[1] Москва – Лениград, издательство АН СССР. Все ссылки на это издание.

[2] Стр. 10-11

[3] Стр. 21

[4] Стр. 325

[5] (1845-1919), Доктор математики, философии и минералогии Бернского университета, первый русский биограф С.В. Ковалевской

[6] При внимательном рассмотрении, версия самоубийства В.О. Ковалевского вызывает сомнения.

1.0x