Сообщество «Китай-Го (中国)» 22:50 30 октября 2017

О.В. Шубаро Искусство китайского кино

Принято считать, что родоначальниками кино являются европейцы, поскольку именно в Париже 28 декабря 1895 года братья Люмьеры продемонстрировали первый в истории человечества кинофильм. Однако существует и другой взгляд на эту проблему – прообразом современного кинематографа является театр теней, известный в Китае уже во II-м тысячелетии до н.э.

Театр теней – это форма визуального искусства, основанная на использовании плоских кукол. Куклы, которые обычно делали из картона, кожи или специальной цветной пленки, находились между источником света и экраном. В театре теней использовался полупрозрачный экран, на который проецировались освещенные сзади движущиеся картины или «кадры». Куклы, управляемые бамбуковыми, деревянными или металлическими тоненькими палками, были центральной частью представления, и обычно представляли собой произведение искусства. Они не были бесцветны, но раскрашивались так, чтобы цвет каждой детали различался через экран. Цвет часто играл символическую роль, предупреждая зрителя о характере и амплуа персонажа. Подобное представление сопровождалось музыкой или рассказом.

Искусство театра теней считается народным. Но его происхождение, согласно древней легенде, связано с горем императора, потерявшего жену. Император был настолько опечален, что даже оставил управление государством. Тогда его сановник, подсмотрев за играющими на улице детьми, изобрел театр теней. Самое первое представление изображало жену императора, который, увидев ожившую тень жены, немного утешился. Театр теней стал поистине синтетическим видом искусства, поскольку помимо изображения и рассказа он сопровождался игрой небольшого оркестра, в который входили как традиционные струнные инструменты, так и ритмичные удары палочек из бамбука. Таким образом, в Китае считают, что кино все-таки было изобретено в Поднебесной, а в Париже оно лишь было технически усовершенствовано.

Первая демонстрация кинофильма в Китае состоялась в Шанхае 11 августа 1896 года, а первый китайский фильм на тему пекинской оперы «Дин цзюнь шань» («Битва при горе Дин цзюнь шань») был снят в ноябре 1905 года. Первое время кинокомпании на китайской территории принадлежали иностранцам, которые играли важную просветительскую роль. Так, первую киностудию в Шанхае открыл в 1909 году американец Бенджамин Браски. На этой студии, получившей имя «Азия», было снято несколько фильмов. Однако ни один фильм не имел успеха. Причина была простой: иностранцы не понимали психологию китайцев: то, что им казалось увлекательным и интересным, у коренного населения вызывало скуку. Компания понесла большие убытки и оказалась на грани банкротства. Шанхайские финансисты пытались продолжить производство кинофильмов, однако после начала в 1914 году первой мировой войны и прекращения поставок немецкой кинопленки киностудия «Азия» была вынуждена закрыться.

В 1916 году Чжан Шичуань создал киностудию «Хуаньсянь», которая стала первой самостоятельной китайской кинокомпанией, по-настоящему свободной от контроля иностранных инвесторов. Фильмы, снятые на этой киностудии вошли в историю китайского кинематографа как первые качественные китайские фильмы.

Собственно китайская киноиндустрия начала развиваться в 20-х годах ХХ века. Именно в этот период появились такие кинокомпании, как Минсин и Тяньи. В 1920-х годах киноспециалисты из США стали обучать китайцев в Шанхае, и американское влияние продолжало ощущаться в течение нескольких последующих десятилетий. Несмотря на то, что первая партия полнометражных художественных фильмов имела главным образом коммерческую, нежели художественную направленность, китайские режиссеры включали в фильмы оригинальные элементы китайской культуры.

С 1922 года наблюдается подъем киноиндустрии Китая, который был связан прежде всего с деятельностью кинокомпании «Минсин». Китайские кинематографисты старались органично сочетать в кино элементы пропаганды, художественное начало, зрелищность и национальную специфику. Историки китайского кинематографа разбили историю развития своего кинематографа на пять этапов:

- «Освоение целины» – от возникновения китайского кинематографа в 1905 году до начала 30-х годов (в Китае было открыто 170 киностудий, большое количество кинотеатров);

- «По пути взросления» – охватывает последующий период до образования в 1949 году Китайской Народной Республики (появились исторические фильмы, а также фильмы на тему восточных единоборств; развивается звуковое кино);

- «Период неустойчивого развития» – от образования КНР до начала «Культурной революции» в 1966 году (фильмы о жизни рабочих, крестьян и солдат; возрастает количество кинозрителей: с 47 млн в 1949 году до 415 млн в 1959. В 1956 году открывается Пекинская академия киноискусства.

Большую популярность приобретают мультипликационные фильмы, в которых активно использовались такие традиционные китайские народные виды искусства, как вырезание из бумаги, театр теней, традиционные китайские виды кукольного театра);

- «Застой и спад» – до 1976 года (резко снижается производство кинофильмов, преимущественно развивается документальное кино);

- «Поиск и развитие» – до 1989 года (китайское кино существует в условиях конкуренции с другими видами искусства; формируется Министерство по делам кино, телевидения и радио; знаменитый выпуск учащихся Пекинской академии киноискусства: Чжан Имоу, Тянь Чжуанчжуан, Чэнь Кайтэ, Чжан Цзюньчжао; выход китайского кино на международную арену).

Институт статистики Юнеско по итогам трех последних лет составил рейтинг пяти стран, производящих самое большое количество фильмов в год. Согласно этим данным, США находится на третьем месте, почти в 2 раза уступая Индии и Нигерии. Стоит отметить, что в пятерку лидеров кинопроизводства входит также Китай и Япония. В последние 10-15 лет Китай стал мировым лидером не только по темпам экономического роста, но и по качеству кинематографа. Современный период в развитии китайского кино часто называют периодом расцвета китайского кинематографа. Для этого этапа характерно производство совместных с иностранными режиссерами фильмов.

Совместные работы также начинают появляться после воссоединения Гонконга и Макао с КНР: «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», (2000) «Клятва» (2005), «Красный утес» (2008-2009). Иногда современный китайский кинематограф подразделяют на кино континентального Китая, кинематограф Гонконга и тайваньскую школу. Но более приемлемым является подразделение китайского кино на авторское, коммерческое и реалистическое. И в этом смысле китайское кино ничем не отличается от киноиндустрии ведущих кинематографических держав. К огромному сожалению, в сознании многих людей китайский кинематограф часто ассоциируется с бездумными боевиками, посвященными восточным единоборствам и низкопробной буддийской мистике.

Действительно, одной из наиболее распространенных тем для сюжета китайского кино является тема боевых искусств. Талантливо снятые боевые сцены и спецэффекты проложили китайскому кино путь в мировое кино. В то же время следует отметить, что драматические сюжеты для фильмов часто имеют свое начало в традиционном театральном искусстве Китая. Современное китайское кино иллюстрирует легенды и предания, показывает самобытность культуры Китая, любуется красотой природы.

Однако у многих европейцев сформировалось специфическое отношение к китайскому кино, отражающее стереотипы общественного мнения. Широкие массы кинозрителей часто судят о нем по наиболее известным фильмам Джеки Чана, Джета Ли, Дэнни Йена. Более сведущие в современном кинематографе слышали о Чжан Имоу, Вонге Кар-Вае, Цян Мин-ляне. Однако подобные взгляды и оценка китайского кино не отражают реальную ситуацию, сложившуюся в китайской киноиндустрии. Китайское кино давно и прочно занимает заметные позиции в мировом кинематографе, о чем свидетельствуют многочисленные награды на больших и малых международных кинофестивалях. Оно популярно не только у себя на родине, но и в Европе, Америке. Больше сотни китайских режиссеров, актеров и киноактрис успели поработать в Голливуде и вернуться, набравшись опыта, в Китай. Американские звезды охотно снимаются в картинах китайских режиссеров.

Китайское кино достигло определенных успехов в мировом кинобизнесе во многом благодаря политике сотрудничества с Голливудом (один из последних крупных совместных проектов – недавно вышедшая в прокат картина «Петля времени» режиссера Райана Джонсона). Однако в этой ситуации важно сохранить национальное своеобразие китайской киноиндустрии, иначе национальный кинематограф страны может быть полностью «захвачен» Голливудом.

Отчитываясь в канун праздника Весны (китайского Нового года по лунному календарю), глава кинематографического департамента Государственного комитета по делам телевидения, радиовещания и кинематографа Тун Ган обнародовал весьма внушительные цифры, имеющие отношение к делам китайских кинематографистов. Кассовые сборы от показа кинофильмов в Китае в 2011 году составили 13,12 млрд. юаней, или 2,07 млрд. долларов США. Таким образом, показатель 2010 года превышен на 29 процентов. В 2011 году в Китае выпущен 791 отечественный фильм, а кассовые сборы от проката достигли 7,03 млрд. юаней, что составило около

53,6 процента от общих кассовых сборов страны в 2011 году. Остальные доходы получены от проката иностранных фильмов.

В 2011 году в стране открылось 803 новых кинотеатра, 90 процентов из которых были оборудованы цифровыми проекторами. Проводилась также работа над увеличением количества кинопоказов в деревнях. В течение прошлого года для жителей деревень было организовано более 8 миллионов киносеансов. В то же время нельзя не заметить, что порой достаточно успешные в плане коммерции китайские фильмы не всегда оказывались качественными. Часто они эксплуатировали старые кинематографические шаблоны и рецепты: древние китайские легенды, громкие имена артистов, элементы кун-фу, китайского фэнтези и массовые батальные сцены. Это обстоятельство позволило критикам заговорить о том, что в китайском кинематографе наблюдается кризис киноисторий, нехватка качественных и оригинальных сценариев. Существует еще одна проблема, с которой сталкиваются производители фильмов во всем мире – большинство киноманов часто даже не слышали о новинках в кино из-за отсутствия хорошей рекламы.

Однако стремительный взлет китайского кино, начавшийся в 80-х годах ХХ века, представляет собой феномен в какой-то мере уникальный. Он свидетельствует о том, что киноискусство может обрести новое дыхание, восстановить нарушенные связи с традицией, вернуть себе достойную роль в духовной жизни общества. Новый этап в киноискусстве Китая начался с выхода на экраны фильма "Желтая земля" (1984 г.), в создании которого принимали участие такие талантливые мастера кино, как режиссер Чэнь Кайгэ и кинооператор Чжан Имоу.

В качестве режиссера Чжан Имоу дебютировал в 1987 году, сняв фильм «Красный гаолян», который завоевал главный приз Берлинского фестиваля в 1988 г. Главную роль в этом фильме сыграла Гун Ли, ставшая впоследствии исполнительницей ведущих ролей во многих его картинах. В 1990 году Чжан Имоу делает блестящий фильм «Цзюйдоу», который стал первым китайским фильмом, номинированным на Оскар. А год спустя режиссер снимает «Красный фонарь», за который получает «Серебряного льва» на Венецианском фестивале. Затем следует фильм «Цюцзю идет в суд» который завоевал уже «Золотого льва» в Венеции. В этой картине представлена поразительная история простой крестьянки, которая решает заступиться за своего мужа, избитого председателем, и отправляется в город искать справедливость.

В середине 90-х годов выходят такие известные картины Чжана Имоу, как «Ни одним меньше» и «Дорога домой». В первом фильме – трогательная история 13-летней девочки, которая вынуждена подменить учителя в сельской школе. Кроме Чжан Чжэи, сыгравшей главную роль, в картине заняты непрофессиональные актеры, что придало фильму особую правдивость и притягательность. Фильм «Дорога домой» снят ручной камерой. Это лирическая история о том, как бизнесмен Юшенг приезжает в родную деревню в Северном Китае на похороны своего отца, сельского учителя. В день похорон на кладбище собирается сотня учеников покойного учителя, и тут Юшенг вспоминает о самом заветном желании отца – тот хотел, чтобы сын учил детей в сельской школе. Перед своим возвращением в город Юшенг решает попробовать себя в роли школьного учителя.

Режиссерские работы Чжан Имоу отличает неподдельная любовь к своему народу и своим героям. Он предлагает зрителям проникнуть в сложнейший мир, в котором существуют его герои. Это мир не надуманный или примитивно-поверхностный. Напротив, его персонажи живут настоящей жизнью, испытывают настоящие чувства, сталкиваются с настоящими проблемами.

Сегодня Чжан Имоу – китайский режиссер номер один. А в годы «культурной революции» он был исключен из школы и отправлен на принудительные работы в сельхозкоммуну. Позже Чжан Имоу работал на прядильной фабрике, где одновременно был художником-оформителем и фотографом. В 1978 году он успешно выдержал вступительные экзамены в Пекинскую киноакадемию и, хотя из- за возраста получил отказ в приеме на учебу, после обращения в Министерство культуры его все же зачислили. О популярности этого режиссера, а также продюсера, сценариста, оператора, актера свидетельствуют симпатии критиков, цифры мирового проката, многочисленные призы на главных европейских кинофестивалях. Возможно, подобный успех объясняется тем, что Чжан Имоу проецирует все истории, рассказанные им в своих фильмах, на китайский фон, китайское общество, китайскую историю, китайское представление о законах, нравственности, порядке. Если учитывать, что почти все его фильмы основаны на солидных, романного типа литературных произведениях, то его кинематограф без преувеличения можно назвать ожившим письмом, иллюстрированным рассказом Китая о самом себе. О таланте и популярности этого режиссера говорит тот факт, что в период подготовки к Олимпиаде в Пекине, Чжан Имоу являлся главным постановщиком церемоний открытия и закрытия Игр.

Часто любители китайского кино проводят довольно четкое различие между китайскими фильмами, сделанными в Гонконге, Сингапуре, на Тайване и в так называемом континентальном Китае. При всей условности этого разделения несомненная доля истины в нем есть. Например, в Гонконге фильмы снимают в расчете на определенную аудиторию, поэтому здесь можно увидеть как непритязательные по содержанию фильмы-«экшн», которые успешно конкурируют с голливудскими блокбастерами, так и подлинно элитарное кино. Некоторые гонконгские кинорежиссеры приглашены в Голливуд и стали там звездами мирового уровня, например, Джон Ву. Получив приглашение в Голливуд, он снимает там такие известные картины, как «Трудная мишень» (1993), «Сломанная стрела» (1995), «Без лица» (1997), «Миссия невыполнима-2» (2000), «Говорящие с ветром» (2002), «Битва у Красной скалы» (2009).

Особый интерес представляет творчество выросшего в Гонконге Вонга Кар-Вая. Вонг Кар-Вай, считающийся одним из самых модных азиатских режиссеров, родился в Шанхае в 1958 году. В возрасте 5 лет он вместе с родителями переехал в Гонконг, где в 1980 году окончил Политехнический университет с дипломом графика-дизайнера. Во время учебы в университете Кар-Вай увлекся фотографией, а затем начал работать на телевидении. В 1982 году он ушел с телевидения и за последующие пять лет написал множество сценариев, среди которых были и боевики, и комедии.

Режиссерским дебютом Кар-Вая стал фильм «Пока капают слезы» (1988), сделанный под явным влиянием творчества Мартина Скорсезе, но все же отмеченный индивидуальным режиссерским почерком. В 1994 году он снимает «Прах времени», а после – «Чанкингский экспресс». Последний фильм – невероятно динамичный и во многом новаторский – был признан в Гонконге лучшим фильмом года и получил ряд призов на международных фестивалях. Вершинами его творчества последних лет стали картины «Счастливы вместе» (приз Каннского фестиваля за режиссуру в 1997 г.) и «Любовное настроение» (приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль в 2000 г.). Драма «Любовное настроение» стала венцом творчества режиссера.

Этот фильм посвящен одной из самых целомудренных историй любви. Фильму свойствен завораживающий ритм, тщательно воссозданные детали, виртуозная игра актеров – Мэгги Чун и Тони Люна. Это фильм о любви, об ускользающем времени, о памяти, о вечном и преходящем. Один из его самых интересных фильмов – фантастическая мелодрама «2046» (2004), в которой герой пишет книгу о том, каким станет Гонконг через 50 лет после его передачи под юрисдикцию Китая. А в 2007 году Вонг Кар-Вай снял фильм «Мои черничные ночи», в котором приняли участие американские актеры. Этот режиссер обладает ярко выраженным индивидуальным стилем, что не позволяет ему затеряться среди иных представителей киноиндустрии Гонконга. В 2006 году режиссер был председателем жюри Каннского кинофестифаля, а в 2013 году он возглавит жюри 63-го кинофестиваля в Берлине.

Кроме Чжан Имоу и Вонга Кар-Вая, мировую известность приобрели такие китайские режиссеры, как Чэнь Кайгэ, Хоу Сяосянь, Фэн Сяоган и многие другие. Всему миру известны такие китайские актеры и актрисы, как Брюс Ли, Джеки Чан, Джет Ли, Чжан Цзыи, Гун Ли, Бай Лиин. Их персонажи завоевали сердца любителей кино.

Но сегодня в китайском кино появилась новая плеяда режиссеров, родившихся в 60-70-х гг., которых принято относить к «шестому поколению» китайских режиссеров – Ван Сяошуай, Чжан Юань, Лоу Е, Цзя Чжанкэ и другие. Фильмы этих режиссеров ориентированы на рядового и массового зрителя, отличаются использованием отдельных приемов документалистики, интересом к повседневным проблемам обычного человека.

Молодой режиссер Ван Сяошуай участвует во многих международных кинофестивалях. Его картина «Пекинский велосипед» (2001) завоевала на 51-м Берлинале не только Гран-при и "Серебряного медведя", но и оба актерских приза (актеры Суи Лин и Ли Бин). Картина китайского режиссера оказалась открытием Берлинале и лучшим фильмом конкурса.

Творчество Ван Сяошуая характеризуется не только вниманием к эстетической стороне фильмов, но и анализом социального контекста. В 2005 году Ван Сяошуай стал фаворитом 58-го фестиваля в Каннах, где получил премию жюри за фильм «Шанхайские мечты». В 2008 году он представил на конкурс кинофестиваля в Берлине семейную драму «Вера в любовь» (2007).

Этот фильм завоевал сразу два приза – он стал лауреатом премии «Серебряный Медведь» за лучший сценарий и получил приз экуменистического жюри. В основе этого фильма сюжет о больной девочке, излечить которую можно, только если родители заведут еще одного ребенка. Но родители давно развелись, у каждого новая семья, и им предстоит трудный моральный выбор. Ситуация усложняется запретом на второго ребенка: в перенаселенном Китае пытаются законодательно ограничить рождаемость. Кредо этого режиссера – рассказывать только о том, что он знает и видит вокруг. Для режиссера важно то, что происходит в душах его героев, какой выбор они сделают, оказавшись в пограничной ситуации.

Творчество Вана Сяошуая отмечено не только специалистами в области кино, но и ведущими мировыми политиками. Так, 24 февраля 2010 года в посольстве Франции в КНР режиссер Ван Сяошуай был удостоен высокой французской награды: он стал кавалером Ордена искусств и литературы. Орден Ван Сяошуаю вручил посол Франции в Китае Эрве Ладсу. Вслед за Чжан Имоу, Цзян Вэнем, Цзя Чжанкэ, Ван Сяошуай стал следующим режиссером континентальной части Китая, который получил этот орден.

Одним из признанных лидеров «шестого поколения» китайских режиссеров считается Чжан Юань, творческая судьба которого складывается непросто. В конце 80-х, после окончания Пекинской киноакадемии, Чжан Юань отказался от распределения на одну из государственных студий. Он предпочел полностью самостоятельный путь профессионального становления. С начала 90-х гг. Чжан Юань начинает снимать фильмы о матерях-одиночках, а также о маргинальных слоях китайского общества – панках, геях, алкоголиках. Его фильмы участвуют в престижных европейских кинофестивалях, и к режиссеру приходит успех – такой, неглянцевый, Китай западной аудитории видеть еще не доводилось. Похоже, Чжан Юань смог отыскать формулу разумного компромисса с официальной линией развития кино. Возможно, «страховочным тросом» оказывались иностранные деньги, вложенные в его проекты. Например, фильм «Маленькие красные цветы» (2006), хоть и снимался на базе государственной студии, финансировался как китайскими, так и иностранными продюсерами.

Сюжет фильма прост, но затрагивает очень серьезные проблемы, свойственные как западному обществу, так и восточному. Время, отраженное в фильме, – период культурной революции. Четырехлетнего Цянцяна отдают в образцовый детский сад, в котором малышей обучают полезным навыкам – одеваться самостоятельно, умываться и т.д. За примерное поведение малыши получают поощрение – красный бумажный бутон. Цянцяну не достается награда, так как он не умеет самостоятельно одеваться, нарушает распорядок дня. Режиссер дает понять, что процесс воспитания в некотором смысле нивелирует личность. Цянцян бунтует против уравниловки и строгой дисциплины и убеждает товарищей по группе, что строгая воспитательница на самом деле – оборотень, сказочный монстр…

Неоднозначные отзывы вызывает творчество молодого китайского режиссера, сценариста и продюсера Лоу Е. Уже третий фильм этого режиссера – «Тайны реки Сучжоу» (2000), посвященный проблеме уникальности личности, принес ему мировую известность. Этот фильм режиссера был отмечен такими наградами, как Гран-при Парижского кинофестиваля, приз Международного кинофестиваля в Роттердаме и наградой ФИПРЕССИ. Фильмы Лоу Е вызывают множество споров и с трудом пробивают себе дорогу в Китае, поскольку точка зрения режиссера не всегда соответствует взглядам официальных властей. Так, из-за выхода на экраны драмы "Летний дворец" (2006), рассказывающей о страстной любви двух студентов на фоне политических событий прошлого, Лоу Е запретили снимать фильмы в течение пяти лет.

Однако работы Лоу Е регулярно участвуют в конкурсе Каннского кинофестиваля: «Весенняя лихорадка», «Летний дворец», «Пурпурная бабочка» были номинированы на «Золотую пальмовую ветвь». В итоге его фильм «Весенняя лихорадка» (2009), посвященный теме гомосексуальных отношений, стал лауреатом кинофестиваля в Каннах, завоевав там «Золотую пальмовую ветвь» за лучший сценарий. Этот фильм был также показан на Московском кинофестивале. В своих фильмах Лоу Е исследует вопросы сексуальности и одержимости, поэтому все они вызывают бурное обсуждение внутри китайского общества и не менее бурный восторг у западных критиков.

Величие китайской культуры, насчитывающей тысячелетия, объясняется уважением к своему прошлому, своей истории, сохранением традиций. Поэтому увлечение отдельных режиссеров проблемами развития современного общества уравновешивается поиском другими режиссерами фундаментальных оснований китайской культуры в историческом прошлом.

Истории жизни древнекитайского философа Конфуция посвящен одноименный фильм «Конфуций» (2010) режиссера Ху Мэй. Фильм представляет собой исторический эпос. Выпуск фильма был запланирован на конец 2009 года, чтобы приурочить его к празднованию 60-й годовщины со дня образования Китайской Народной Республики, а также к 2 560-му дню рождения самого Конфуция.

Современное китайское кино – это и китайский вестерн «Пусть летят пули!» (2010), автором которого стал режиссер Цзян Вэнь, а также такие трагические фильмы, как «Землетрясение» (2010) – режиссер Фэн Сяоган и «Город жизни и смерти» (2009) – режиссер Ли Чуань. Фильм Ли Чуаня посвящен страшным событиям второй японо-китайской войны, на фоне которых разворачивается человеческая драма. Картина посвящена «Нанкинской резне» – массовому уничтожению жителей города Нанкин после его захвата японской императорской армией в 1937 году. Черно-белая лента представила реалии того времени с точки зрения китайского солдата, гражданских лиц и офицера японских оккупационных войск.

Этот фильм получил Гран-при в Сан-Себастьяне. Этому фильму сопутствовал также коммерческий успех – только за премьерные выходные дни проката фильм заработал 10 млн долларов. Успех примечателен тем, что на создание фильма было потрачено 11 млн долларов, и в нем нет ни одной звезды китайского экрана.

Постоянно расширяющийся рынок кинематографии в Китае привлекает внимание к этой деятельности многие негосударственные компании, занимающиеся инвестиционной деятельностью в этой области. В целом в Китае сформировалась новая модель развития киноиндустрии, которая предоставила большие возможности как отечественным государственным компаниям, так и негосударственным. Национальная кинокорпорация Китая ежегодно тратит 200 млн. юаней и снимает больше 30 фильмов.

Кинокорпорация «Чанчунь» разрабатывает новые туристические маршруты по местам, связанным с отечественным кинематографом. Шанхайская кинокорпорация работает по принципу расширения рынка сбыта с наименьшей прибылью, чтобы привлечь больше зрителей для просмотра фильмов в кинотеатрах.

В последнее время многие китайские актеры стали чрезвычайно востребованы в Голливуде: это не только уже известные актеры Гун Лин, Джет Ли, Джеки Чан, но и молодые – Чжоу Сюнь, Сюй Цин, Юй Нань, Лю Бин-бин, Ян Ми и другие. Как видно, китайские актрисы более востребованы в Голливуде, но и актеры-мужчины приобретают популярность – Ван Сюэ-ци, Энди Лоу.

В зарубежных кинематографических кругах Китай, китайская культура вновь входят в моду и благодаря этому становятся популярными. Следует учитывать, что выросло новое поколение кинозрителей, для которых китайское кино становится понятым и приятным. В то же время некоторые голливудские актеры стали изучать китайский язык. В одной из американских газет появилось сообщение о том, что в настоящее время наблюдается тенденция выпуска совместных китайско-американских фильмов, и голливудские киноактеры изучают китайский язык. В качестве примера называют обладателя Оскара Фореста Вайтэкера, который две недели занимался изучением китайского языка, чтобы сняться в фильме, сюжет которого связан с Азией.

Западные режиссеры охотно приглашают китайских актеров в свои фильмы, а также используют китайскую тему в своих фильмах, поскольку китайский кинорынок впечатляет своими масштабами. Не последнюю роль в совместном участии американских и китайских актеров играет также талант артистов из Поднебесной, их высокий профессионализм и ответственное отношение к работе. Эти процессы часто называют взаимным культурно-коммерческим обогащением, ведь благодаря американо-китайскому сотрудничеству китайские ценности, китайская культура, китайский язык становятся все более популярными в западном мире.

Следует отметить, что китайское кино приобретает популярность и в Беларуси. С 26 сентября по 3 октября 2012 года в Минске проходили дни китайского кино. В день открытия кинонедели Китая – 26 сентября была показана эпическая драма «Моя монгольская мать» (2010) – режиссер Нин Цай. В ходе программе были показаны еще пять кинокартин: «КОРА» (2011) – режиссер Ду Цзяи, мелодрама «Если ты единственная-2» (2010) – режиссер Фэн Сяоган, историко-биографическая драма «Конфуций» (2010) – режиссер Ху Мэй, а также боевик «Шаолинь» (2011) – режиссер Бенни Чан и историческая драма «Жертвоприношение» (2010) известного китайского режиссера Чэня Кайгэ.

Таким образом, в современном китайском кино сосуществуют разные тенденции – процесс коммерциализации, с одной стороны, и развитие артхаусного кино, с другой; разные жанры – боевики, мелодрамы, исторические драмы, комедии; ориентация на западные стандарты кинематографа и сохранение особенностей национальной культуры. Китайское кино – сложный и неоднозначный феномен. Несомненно одно – у китайского кинематографа – отличные перспективы развития в сфере мировой киноиндустрии.

III межд. науч. конф. «Китайская цивилизация в диалоге культур»: Пути Поднебесной. Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 1.- Минск: РИВШ, 2013

Cообщество
«Китай-Го (中国)»
Cообщество
«Китай-Го (中国)»
1.0x