Сообщество «Форум» 17:48 19 января 2020

О развале СССР

Рассмотрены причины развала СССР.

О развале СССР

В предыдущей статье я писал о том, что Россия жила при коммунизме, но судя по комментариям к статье не все согласны со мной, а я не согласен с несогласными. Ведь что такое коммунизм?

КОММУНИЗМ, — общественный строй, покоящийся на крупном научно-организо­ванном общественном производстве, на общественном владении средствами производства и орга­низованном распределении.

В ходе развития коммунистического общества Маркс различает две фазы: 1) первую, или низшую ступень коммунизма (социализм), когда об-во «только что выходит из капиталистического общества и потому во всех отношениях — в экономи­ческом, нравственном и умственном — носит еще отпечаток старого общества, из недр которого оно вышло (Маркс). «Средства производ­ства принадлежат всему обществу» (Ленин), но продолжают еще сохраняться деньги, зарплата, некоторые формы буржуазного права, харак­тер прошлых порядков. «Каждый отдельный рабочий за вычетом получает от общества в точ­ности то, что он сам ему дает». Вычет идет на расширение воспроизводства (см.), на удо­влетворение общественных нужд и т. д. Это — еще буржуазное право, как говорит Маркс, пото­му что каждому дается по его труду, а это предполагает неравенство, так как не все одинаково сильны, неодинаково одарены, неодинаково работают.

2) Только на высшей ступени коммунизма можно будет осуществить прин­цип «от всех по способностям и всем по потребностям». Огромная производитель­ность труда сведет необходимое рабочее вре­мя (см.) к минимуму, обязательный труд уступит место творческому труду, дающему наслаждение. Только на этой ступени коммунистическое об-во сможет свободно развивать­ся на «своей собственной основе» (Маркс), а не на узкой материальной основе, унаследо­ванной от капитализма, и сможет разрешить великие культурные задачи. Все это де­лает коммунизм самым передовым, самым культур­ным, самым выгодным для человечества хо­зяйственным и общественным строем.

Коммунизм — это реальность, а не утопия как некоторые думают, и он несомненно будет в России восстановлен как бы этого кому-то, не хотелось. Но для этого необходимо нам самим разобраться о причинах развала передового строя в нашей стране. Для этого я использую материал статьи Юрия Заркевича «Интеллигенция». Поисковики усиленно скрывают эту статью от читателя. Диво дивное произошло: — за восемь лет после страшной войны народ России стал есть досыта, не стало безработицы, всех бесплатно учили и лечили, давали бесплатное жилье, путевки в санатории, был дешевый транспорт и т. п. — всего не перечислить.

Статья Ю. Заркевича начинается с текста И.В. Сталина: — «Роль интеллигенции — служебная, довольно почётная, но служебная. Чем лучше интеллигенция распознаёт ин­тересы господствующих классов и чем лучше она их об­служивает, тем большую роль она играет. В этих рамках и на этой базе её роль серьёзная.

Следует ли из всего этого, что у интеллигенции должно

быть меньше прав? В капиталистическом обществе сле­дует. В капиталистическом обществе смотрят на капитал — у кого больше капитала, тот умнее, тот лучше, тот распола­гает большими правами. Капиталисты говорят: интеллиген­ция шумит, но капитала не имеет. Поэтому интеллигенция там не равноправна. У нас совершенно иначе.

Если в капиталистическом обществе человек состоит из тела, души и капитала, то у нас человек состоит из души, тела и способностей трудиться. А трудиться может всякий: обладание капиталом у нас привилегий не даёт, а даже вызывает некоторое раздражение. Поэтому интел­лигенция у нас полностью равноправна с рабочими и крестьянами. Интеллигент может развивать все свои спо­собности, трудиться так же, как рабочий и крестьянин».

Следует заметить, что большая часть тех граждан, которых принято относить к интеллигенции участвует в производстве товаров, — это учителя, медицина, инженеры т. п.

В последние время стало модным к месту и не очень цитировать слова Ленина о русской интеллигенции. А точнее то место, где пролетарский вождь говорит, что она есть не мозг нации, а, пардон, конечный продукт физиологических процессов в организме. Как-то ленин­скую характеристику в отношении политических оппонен­тов Владимира Путина повторил, причём дословно, руководитель его избирательной кампании известный ки­норежиссёр Станислав Говорухин. А затем в передаче ка­нала НТВ те же слова о сторонниках «честных выборов», собравшихся в Москве на улице Сахарова, сказал некий «ветеран демократического движения» России.

Конечно, если вспоминать, что именно отечественная интеллигенция двадцать с лишним лет назад взяла на себя роль могильщика социализма и Советского Союза, то остаётся только ещё раз удивиться ленинской прозорли­вости. Но это даже не полдела. Куда важнее понять, как так получилось, что значительный социальный слой, во все времена занимавший в нашем отечестве привилегированное положение, раз за разом это самое отечество даже не предавал, а попросту продавал за ничтожные тридцать сребреников. И в частности — что из себя представляла интеллигенция позднесоветского образца, которой, как выяснилось, ничего не стоит в одночасье сдать с потрохами все свои идеалы, за которые до этого она якобы боролась всю свою жизнь.

В своём завершённом и наиболее массовом виде советская интеллигенция оформилась к середине 60-х годов прошлого века, когда завершился процесс урбанизации страны.

Сергей Кара-Мурза пишет:

«70% населения стали жить в городах и это была принципиально новая генерация, во многих смыслах уникальная для всего мира. Это были люди, которые не только не почувствовали сами, но даже не видели зрелищ массовых социальных страданий. Возникло первое в истории, известное по своим свойствам сытое общество. Оно утратило коллективную память о социальных страданиях». Кара-Мурза «Матрица «Россия»).

Таким образом, чувство сострадания к «униженным и оскорблённым», чем всегда славилась российская интеллигенция, было по объективным причинам утрачено. Одновременно широкие массы новых интеллигентов стали усиленно заниматься ростом собственного материального благосостояния, вполне в соответствии с духом хрущёвских реформ. Государственный строй ума и общенародные интересы постепенно перестали быть актуальными, а на интеллигентских московских кухнях чаще стали обсуждать последние новости из-за бугра — что там сейчас носят, на чём ездят и вообще, чем занимаются? Именно в те времена появилось шутливое, но с явным привкусом горечи выражение — «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Впрочем, до «продажи родины» было ещё далеко, сначала нужно было прикупить «через задний крыльцо» польский унитаз, итальянские сапоги, немецкие обои и изо всех сил за презирать все отечественное, а стало быть, заведомо никуда не годное. Вот это то безрассудное презрение к собственной стране и стало психологической основой того массового движе­ния, которое привело к уничтожению социализма и СССР. Изнеженная и избалованная кремлёвскими сибаритами столичная интеллигенция всё больше отрывалась от собственного народа. Всё меньше желала трудиться и всё больше хотела критиковать все и вся, невзирая на то, на­сколько такая критика вообще целесообразна.

Вся эта интеллигентская публика неутомимо хихикала по поводу советских «хрущоб», которые не шли ни в какое сравнение с заморскими пентхаусами. Помните, как славно поиздевались над этой совдепией в безусловно та­лантливом и оттого ещё более мозг дробительном Рязановском фильме «Ирония судьбы»?

За кадром:

И никому из этих хихикающих не было ровным счётом никакого дела до того, что совсем ещё недавно страна пе­режила страшную войну, потеряла десятки миллионов своих граждан и если бы не эти презираемые ими «хру­щобы», то оставшиеся в живых миллионы до сих пор юти­лись бы в бараках и даже в землянках.

Точно так же хихикали и над советскими «жигулями», которые, разумеется, не шли ни в какое сравнение с «мер­сами» и «тойотами», а то, что у населения страны были деньги только на «жигули», потому их и делали в массовых количествах, столичный бомонд совершенно не волно­вало. Им хотелось только всего и сразу. Причём только для себя любимых - про остальных пускай политбюро думает.

В Советском Союзе была, разумеется, и другая - под­линная интеллигенция. Стоит напомнить, что при Сталине люди умственного труда пользовались наивысшим пре­стижем и имели значительно более высокий уровень жизни, чем большинство населения. В подтверждение этого тезиса приведём такие цифры: в 50-е годы про­шлого века зарплата профессорско-преподавательского состава вузов составляла 263% относительно средней по промышленности, причём зарплата ассистента превы­шала её в 1,2 раза, доцента - в 2,6 раза, профессора - более чем в 4 раза. Такая по-настоящему народная интел­лектуальная элита должна была стать прочной опорой со­ветского государства.

Лучшие произведения советской литературы и ки­нематографа утверждали, что именно за такими людьми будущее.

Но после смерти Сталина интерес властителей к таким духовным «опорам» общества стал быстро сходить на нет. Определённая часть высшей партийно-государственной номенклатуры возжелала из временных управляющих об­щенародной собственностью превратиться в её хозяев.

Для каковой цели потребовалось формирование так на­зываемой новой интеллигенции, готовой обслуживать ин­тересы переродившихся партийных бонз.

«Новая» интеллигенция в Советском Союзе сделала всё для того, чтобы принизить «интеллигенцию массы». Она потворствовала диким выходкам Хрущёва, устраивав­шего разносы творческим работникам, направляла дея­тельность агитпроповцев на полное выхолащивание марксистско-ленинского учения. Относительно «интелли­генции массы» применялись принципы уравниловки, её загоняли «на картошку и овощебазу». Что нашло отраже­ние в классических кинолентах того времени.

За кадром:

И, конечно же, плодилось огромное количество псевдоинтеллигентов, для которых открывались многочислен­ные рабочие места, где интеллектуальная деятельность лишь имитировалась (Вспомним слова Ленина об интеллигенции). Так формировался слой образованщины - полунищих, недовольных жизнью людей, которые имели амбиции и претензии на статус интеллектуальной элиты общества, и в котором растворялись подлинные творцы. Эта новая псевдоинтеллигенция несла в себе дух поражения, она была запрограммирована на историче­ский проигрыш. Когда в перечне житейских ценностей же­лание обладать последней моделью холодильника занимает место стремления к творческим свершениям, можно, как говорится, сливать воду.

«Новой» интеллигенции (или антисоветской элите) уда­лось навязать всему обществу комплекс неполноценности своего народа, комплекс его исторической вины. Внедре­ние этого комплекса в массовое создание продолжается и после крушения СССР и социализма. Только сегодня оно происходит в ещё более откровенных и грубых формах. Маски окончательно сброшены. Демократия и человеко­любие пущены побоку. И то, что осталось сегодня от так называемой интеллигенции, сегодня, не стесняясь, про­рочит собственному народу окончательную погибель и ис­торическое крушение. Впрочем, и это ещё не предел совершенства. Самые продвинутые «интеллигенты» уже возвестили, что никакого народа и вовсе нет. А есть только быдло и демографический балласт, и чем скорее избран­ные его сбросят, тем лучше и красивее они заживут. Таким образом, акт национальной измены интеллигентствующих предателей родины совершается во всей своей отврати­тельной полноте.

Это и есть одна из основных причин распада СССР. Однако есть еще причины, которые были нами не затронуты в тексте, но являются не менее важными. Одна из центральных причин — это право собственности. Коммунизм в своей основе запрещал наследование и диспропорциональное приращение активов и собственности. Вырожденная коммунистическая элита утратила веру в идеологию коммунизма и была поражена капиталистической чумой, т.е. желанием получить все и сразу. Для этого необходимо было разрушить основу государственности с целью завладения ключевыми активами в стране. Поэтому распад СССР начался с верхушки и был подхвачен низами. Деконструкция снизу шла на траектории расширения продовольственного дефицита, утрате импульса развития в технологическом плане и несоответствия идеологии и концепции развития страны духу времени. То, что было актуально и хорошо работало при Сталине теряло актуальность и привлекательность в конце 80-х, т.е. советская элита не сумела адаптировать национальную идею и вектор развития государства современным на тот момент трендам в обществе. Также, потеря импульса развития в сравнении с передовыми западными странами, что увеличивало технологический и научно-производственный разрыв, ослабляя способность парировать внешнюю угрозу.

Финальный гвоздь в крышку гроба забили сами власти СССР, — они пренебрегли интеллигенцией. Прослушав обращение В. В. Путина к Федеральному Собранию (15.01.20) появляются мысли, что нынешняя «элита» наступает на те-же грабли, на которые наступили в свое время «коммунисты», получившие мощный удар по голове от ручки граблей, от которого не могут опомниться до сих пор. Напрашивается перефразирование строки из басни дедушки Крылова: — А вы друзья как не садитесь, все в управленцы не годитесь.

Л. П. Рябов.

1.0x