О победе над гражданской войной и русско-советских континуумах
Авторский блог Евгений Фатеев 03:37 7 ноября 2019

О победе над гражданской войной и русско-советских континуумах

нам нужно избавляться от зацикленности на событийной накипи
20

Мы сегодня сытые. А потому у нас дошли руки до истории. Сегодняшний исторический тренд нельзя игнорировать. Сегодняшний гул на тему прошлого не является какой-то патологией. Напротив. Это совершенно нормальная реакция на ненадёжность текучего настоящего и тревожность навязываемого будущего. Более того,  сегодняшнее многословие на исторические темы – признак здоровья, т.к. оно, слава Богу, мешает производству  осмартфоненного, аисторичного  существа, горожанина, обильно чувствующего, обезоруживающе невежественного и уверенного в том, что нарративы вроде «Звездных войн», «Игр престолов» и «Властелина колец» настоящее самой настоящей истории, нарративов о каких-то неведомых и плохо рассказанных Иване Грозном, Иване III и прочих. И может неплохо, что про многое сегодняшнее  мы говорим при помощи образов, взятых из прошлого. Понятно, что это не корректно – описывать настоящее, используя реалии XV или XVI вв. Но пусть будет. Пусть хоть таким образом мы будем актуализировать нашу историю. Это особенно важно для нашей страны с ее непредсказуемым, постоянно пульсирующим, живым и вечно ускользающим прошлым. Нам постоянно нужно быть в форме.

Можно говорить о том, что очень долго наше прошлое было нормативным, дисциплинарным пространством. Обычным, простым русским прошлое очень долго не доверяли. Если честно, широкие слои русских не особенно резвились на тему своего прошлого. По сути, только в последние лет тридцать у нас случилась демократизация исторического знания. Слетела резьба избыточной нормативности, приплюснутости государственной пропагандой. Перестроечное время не считается, т.к. оно стало временем нашего коллективного младенчества на ниве истории. Собственно благодаря этой наивности и неискушенности нас классически развели как лохов и украли у нас великую страну.

Сегодня же мы стали гораздо более искушенными. Благодаря Интернету, многочисленным лекциям в онлайне, оцифровке музейных, библиотечных и архивных коллекций, выходу огромного количества книг, наше коллективное историческое стремительно наполняется, переполняется, расщепляется и сегментируется.  Наше историческое распирает от избыточности, его начинают покрывать трещины. По швам трещит исторический мейнстрим под ударами фолк-хистори, которая задает, кроме всего идиотского и дилетантского, множество вполне справедливых вопросов, на которые академической истории нужно искать понятные и популярные ответы. Но это особенная и требующая  отдельного и продолжительного разговора тема.

Сейчас же мне хотелось бы коснуться темы очевидного и властно управляющего нами сегодня раскола на «красных» и «белых». От этого раскола не удастся убежать в некое примиряющее всех будущее. С будущим всё в порядке, ему не до нас, и оно обязательно случится, но не обязательно закроет наши исторические счета. Весь вопрос – какого качества будет это будущее? Еще более важный вопрос – заметим ли мы наступление этого желанного будущего? И не явится ли оно нам сразу прошлым? Или мы нечаянно пролистнем его, будущее, в излишней суетности и рассредоточенности? 

Чтобы  этого не случилось, нам нужно настойчиво продолжать разговаривать наше прошлое. А в нашем прошлом, кроме всего прочего живёт гражданская война. И она до сих пор не закончилась. И эта гражданская война продолжает управлять сегодняшними нами. И сейчас эта гражданская война очень хорошо устроилась. Она сидит в уютном домике недоговоренности, не разговоренности, до которой добираются всё равно немногие. А еще наша гражданская война совершает регулярные вылазки в настоящее, разделяя людей, озлобляя их, подбрасывая в топку страстной актуальности топливо легитимности (в социологическом, веберовском смысле этого слова). Это гражданская война по требованию. Это услужливый повод к любому расколу.

Не разговоренная и не заговоренная гражданская война – это наша цивилизационная слабость, пища для подлецов всех мастей. Как показывает опыт, такие войны не заканчиваются очень долго. Раскол и война, порожденные Великой французской революцией, сохраняли свою актуальность более двухсот лет. Американская гражданская война ХIХ века не закончилась до сих пор, о чем свидетельствует недавний памятникопад в южных штатах. В этом ряду наша гражданская война пока ещё довольно юна и только-только вступает в возраст исторической зрелости. От нас относительно недавно ушли её непосредственные участники. У нас еще живы их внуки и даже дети. Из наших цивилизационных комнат еще не выветрился солоноватый, металлический привкус гражданской войны. Буквально. Сознание многих еще сдается на милость-немилость страстности. Многие из нас ещё надеются победить в этой войне. Победить не саму войну, а победить в этой войне.

Надо сказать, что нам все-таки может помочь в этой войне с гражданской войной наше собственное настоящее. Это чудо, но мы до сих пор есть! Мы еще не разучились быть. Мы уже взобрались на высокую гору и можем осмотреться и сравнить. Мы, правда, пока ещё не производим в своем настоящем настолько много событий, чтобы на время забыть о нашей не законченной гражданской войне. Вообще было бы неплохо на время забыть о ней, настоять ее до необходимой степени забытости, чтобы потом заново её вспомнить. Видимо, так не получится. Видимо, с не законченными гражданскими войнами такой фокус не проходит.

Мне хотелось бы предложить другой метод, другой опыт. Опыт усложнения. Не политкорректного забытья, нездорового полусна политкорректности, а усложнения. Странное дело, но и наши интеллектуалы, и большая публика тяготеют к упрощениям. Наше прошлое, описанное в логике гражданской войны, пребывает в состоянии какой-то не родившейся, не осуществленной, не осознанной, не номинированной сложности. Оно всегда упаковывалось в какие-то простые как три копейки формулы. Не хочется их вспоминать, если честно.

Нам нужно как-то избавляться от зацикленности на событийной накипи. Из гражданской войны просто невозможно выйти, пребывая в логике событийного понимания истории. Только событийного. В только событийной истории кто-то обязательно симпатичнее, говорливее, стилистически привлекательнее и т.п. В событийной истории всегда так. Пребывая в наивной событийности, мы никогда не увидим то, что я называю «русско-советскими континуумами». У нас как-то принято сегодня заострять внимание на различиях между дореволюционным русским и революционным советским. А ведь было много общего. Это:

- и Русская модель управления, описанная в одноименной книге А. Прохорова. Мобилизационная, распределительная модель управления экономикой была примерно одинаковой во времена Ивана Грозного, Петра Великого и Сталина. Согласно принципу неэффективной результативности строились Транссиб и Турксиб, Петербург и БАМ;

- и исполнение большевиками таких дореволюционных грез, как ГОЭЛРО и реформа орфографии, переход на метрическую систему и Северный морской путь;

- и характер русской экспансии, какого-то благотворного «колониализма», который истощал метрополию и цивилизовал, обогащал национальные окраины;

- и какое-то невероятное воспроизводство классической русской «интеллигентности», этого странного наваждения, какого-то неизменного антипода русской государственности нового времени;

- и столпы нашей ментальности, такие, как отношение к труду, детству, понимание времени и прочее, оставшееся неизменным, несмотря на бурные и кажущиеся переломными события.

Все эти вещи для специалистов не являются новостью. Не исключено, что сегодня многим профессиональным историкам приходится отстаивать беззащитные факты. Ведь врут! Наша либшиза, мне всё-таки кажется, не просто тупа, она ещё и осознанно врёт. Ну не всё же там настолько безмозглы и тупы. Хотя если посмотреть на дудя, может и правда они просто глупы. Я пишу с маленькой буквы, т.к. почитаю это существо функцией. Как его зовут в разное время – не важно.

Я понимаю, что сегодня приходится переругиваться с этими…редисками, несущими откровенную дурь. И это очень нужно. И у меня вызывают восхищение историки, бесстрашно противостоящие либеральному невежеству и мракобесию в области истории. Понимаю, как это не просто. Понимаю, сколько времени это отнимает, насколько это отвлекает от реального умножения исторического знания, созидания столь нужных сегодня новых исторических концепций, ввода новых исторических источников.

Но все-таки где-то в тылу необходимо готовиться к следующему этапу – победе над самой гражданской войной. А для этого просто необходимо перечитать труды великих представителей школы «Анналов» - Марка Блока и Люсьена Февра, Фернана Броделя и Эммануэля Леруа Ладюри, Карло Гинзбурга и Жоржа Дюби, Жака Ле Гоффа и Филиппа Арьеса…А еще нам не помешает вспомнить о трудах Франсуа Фюре, посвященных Великой французской революции. И нужно освежить «Метаисторию» Хейдена Уайта. Вообще поэтика истории – очень важная штука. Нам нужно вспомнить об отношении к истории как к Другому. Нам ещё предстоит превратить свою историю в прекрасный, вкусный, экспортный продукт. А великие французские историки умели это делать. Пока же мы сидим в окопах и глухой обороне. Но обязательно наступят времена великой символической, культурной экспансии. И мы должны быть готовы.

Ну и самое интересное. Ведь вот какой интересный парадокс! Изучение визуальной Россики (зарубежных изображений, визуализаций России) за последние 200 лет приводит любого вдумчивого и честного исследователя к следующему выводу: 1917 год – это незначительная деталь, относительно незаметная дата, лишь повод к некой стилистической правке глубокого и мощного потока визуальной русофобии. Отрицать существование этого потока нельзя. Посредством визуальных искусств западная цивилизация и разговаривает, и проговаривается. За последние 200 лет визуальная Россика – это почти сплошной поток русофобии. Уверен, количественные показатели визуальных презентаций, представлений России будут в пользу именно русофобских искажений. И этот густой поток лишь иногда разбавлялся вымученными, вынужденными и прагматичными островками позитива, такими, как наше союзничество в считанные годы Второй мировой войны. Было, наверное, что-то еще. Но основной тренд – именно русофобский. А стилистические одежды исторической России – это лишь частности, детали. В итоге получается, что акцентирование внимания на разломе 1917 года – это больше наше внутреннее, это наш внутренний раскол, с которым нам самим необходимо разобраться. Уверен, у нас получится.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
7 ноября 2019 в 12:12

Увы, не первый случай, когда первые же слова заставляют ставить отрицательную оценку! Роль заголовка, первых слов настолько значительна, что нельзя так небрежно к ним относиться.

Ну, что это такое: "Мы сегодня сытые. А потому у нас дошли руки до истории."?!

А ведь неглупый мужик, судя по предыдущим урокам.

10 ноября 2019 в 15:57

Виталий. Про сытость...Когда разговариваешь со старушками - "нам при Путине хоть пенсию начали платить, а при Эльцине вообще не платили".... и далее про полные прилавки, очереди и "колбасные" электрички. На вопрос - Ну допустим, вы стали жить лучше, а за счет чего?- стали лучше работать, стали больше выпускать рубашек и ботинок, появилось больше коров, свиней, стало меньше воровства и коррупции? За счет подачек со стола Абрамовичей и Дерибасок? За счет чего???? В ответ естественно неопределенное мычание... Совершенно очевидно, что и автор из категории таких же СТАРУШЕК, как и наши КУДИНОВЫ и ПЕРЕПЕЛКИНЫ.

10 ноября 2019 в 17:24

николай нелидов
Сегодня в 15:57ботинок,
появилось больше коров, свиней, стало меньше воровства и коррупции? За счет подачек со стола Абрамовичей и Дерибасок?
////////////////////////
Между прочим Абрамович поднял Чукотку с ,,колен ,,
отстроил город Анадырь ,и чукчи до сих пор вспоминают о нём с благодарностью .

7 ноября 2019 в 15:10

Нас, советских, хотят примирить с "романовской россией" ну и одновременно с белогвардейщиной = антантой. И кто? Те самые монархически-белогвардейско-либеральные, которые сосут из страны и нас себе в закрома? А что вам в нашем примирении? Только чтобы спокойнее сосать из нас было? А иди-те ка вы куда подальше... Примиряться. Хрен вам. Жертву с хищником не примиришь. А вы господа - звери. Поэтому миритесь вон... с кошками.

Товарищи, поздравляю всех, с годовщиной ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ !!! РЕВОЛЮЦИИ !

(А господа пусть валят в парижи и там примиряются с кем захотят.)

7 ноября 2019 в 21:08

Внутренний раскол очевиден.
Одни выступают за выборную и сменяемую власть, за свободу слова, за человеческие и гражданские права, за сотрудничество с передовыми странами.
Другие выступают за диктатуру, цензуру, за холуйство перед начальством, за холодную войну, а то и не холодную.
Примирение тут невозможно.
P.S. сегодня общался по работе и не только с десятками людей. Никто не вспомнил про мерзкий собачий праздник, напомнили о нём только в интернете разные трифоновы. Вымирают красно-коричневые твари, воздух становится всё чище и чище.

7 ноября 2019 в 22:06

Мы то уйдём, вот с кем вы останетесь? Или удачу за хвост, думаете, держите? Ничто не вечно под луной. А вашем "чудном" обществе на всех принципиально не хватит и сегодняшний хищник завтра же так же станет жертвою. Не желай другому того, чего не хочешь себе. Ну, а коли вы за эволюцию и естественный отбор, то наверно и пищать, и дёргаться не станете, когда вас жрать начнут такие же, как вы сами.

7 ноября 2019 в 22:30

Я буду уважительно говорить о краснопузых, уважать ваши убеждения, терпимо относиться к периоду вашей власти, я к этому готов. Но только после того, как краспопузые подадут пример. Я пытался с самого начала вести тут с людьми нормальный диалог, но столкнулся с бешеной ненавистью совков к любому человеку, не желающему жить при коммунизме (а таких примерно 99% человечества).
Но это всё лирика. С шакалами надо разговаривать по-шакальи, красные другого языка, судя по всему, не приемлют.
Понятно, что "ничто не вечно под Луной". Но совки почему-то уверены, что их социализм был вечен, а уж если развалился вдребезги, то чисто по недосмотру или злому умыслу власть имущих.
Что характерно - совки уверяют, что в СССР власть принадлежала народу, но развалила СССР небольшая группа лиц. То, что первое противоречит второму, совки в упор не видят. Они кроме своих плакатов и лозунгов ничего не видят.
Что касается эволюции и отбора, то это неизбежно. Главное, чтобы отбирались лучшие, а не худшие. Пока этого нет. Не было этого и в совдепии. Там по закону природы наверх всплывал самый настоящий навоз - комсорги, парторги, профорги и прочая мразь, из которой потом формировалась советская элитка. Та самая, которая бездарно профукала свой СССР.
Сейчас похожая ситуация. Пока каждый чиновник отвечает перед тем, кто его назначил, а не перед тем, кто его выбрал, будет работать отбор худших.
А хищниками меня пугать не надо. Насмотрелся на них в СССР. Кто такой советский чиновник или офицер? Существо с челюстями шакала и мозгами барана, как точно подметил мой тёзка Иван Солоневич, русский писатель.

8 ноября 2019 в 00:08

И при СССР не было всё идеально (не сказка), и при эрэфии тоже не всё хорошо. Только при СССР было в 1000 раз логичнее, объективнее, справедливее и лучше для большинства. Только и всего. Вот поэтому мы, сравнив, и остаёмся "совками". А примиряться с кадым встречным поперечным, только потому что он проживает на этой же территории, в планах у нас как бы нет - "не подавай руки нечестивому, дабы неправда каждого видна была".

10 ноября 2019 в 12:03

Александр, правы.

"Прежде чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, надо решительно и бесповоротно размежеваться".
"В одну упряжку впречь неможно коня и трепетную лань".

10 ноября 2019 в 18:21

Маркелов. " Главное, чтобы отбирались лучшие, а не худшие". Ну вот поэтому и появилась теория диктатуры, в лице большевицкой партии , как наиболее зрелых, сознательных и убежденных членов общества. Но к сожалению других критериев отбора, кроме СУБЬЕКТИВНЫХ не существовало и НАСТОЯЩИЕ большевики это прекрасно понимали, поэтому для руководящих работников и был введен ПАРТМАКСИУМ и зарплата не выше средней. И только после его отмены и разрастания партии до 20 миллионов , все и посыпалось, когда в нее пролезли разные Ельцины, Шеварнадзе, Яковлевы, Гайдары и Бурбулюсы. И если Ленин и Сталин действительно обладали непререкаемым авторитетом ( культом личности) даже в среде РАВНОПРАВНЫХ ближайших соратников и были действительно ВОЖДЯМИ, то называть коммунистами Гайдара или Собчака.... ну как-то... И оказалось, что кандидатского стажа и поручительства явно недостаточно для отбора самых лучших. К сожалению "Детекторы лжи", тогда не применялись - и где они действительно нашли бы достойное применение. Ну а насчет выборов и ответственности перед народом - это прекрасно видно и на примере Ельцина, да и сегодняшней власти. Маркелов, "вам" никогда не приходилось сталкиваться на выборах с вопросом "А за кого голосовать - подскажи..." Так что выборы являются лишь условной сакрализацией власти и не имеют практического объяснения. А управлять должны действительно лучшие, и именно честные и неподкупные, а также обладающие логико-аналитическим складом ума. Ну, а поскольку практически все выдающиеся люди исповедуют левые (краснопузые), а не либеральные и черносотенные убеждения, то к "вашему" сожалению в таком случае и произойдет бескровная СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ революция. А определять логико-аналитические способности в наш компьютерный век вполне возможно с помощью системы разных тестов, вроде той или иной разновидности айкью, и конечно со своей спецификой для соответствующего уровня власти. Ну, а для определения морально-нравственного облика наверное вполне применимы и "Детекторы лжи". Хотя действительно умный человек априори не может безнравственным и бесчестным. Так, что если определять лучших, то боюсь, что вас мракобесов - среди них не будет...

11 ноября 2019 в 15:18

Николай, сильно высказались - поддерживаю.

8 ноября 2019 в 02:00

Рационализм и технократизм очень хорошо способствует снижению уровня эмоций в социальных разборках, в том числе и исторических. Если бесстрастно и объективно оценить вклад разных личностей, организаций в исторический процесс, взвесить плюсы и минусы для общества, страны, мира результаты их деятельности на весах Фемиды, то это переводит ситуацию из области эмоций в область рацио, в область рассудка. Вот мудрые китайцы таким рациональным способом оценили спорную историческую личность Председателя Мао и теперь каждый может прикинуть на калькуляторе как и что получится у него, но большинство согласилась с предлагаемой оценкой и не погружается в утомительные расчёты, а когда видят портрет Мао то вспоминают, что он семьдесят пять на двадцать пять – и всё. Такой подход можно применить к любой личности или организации, партии, церкви, правительства и т.д. Одно дело эмоции, а другое расчёты – тут у большинства сразу пропадёт желание сражаться на калькуляторах. Историю надо рационализироват, технократизировать, калькулировать, как, впрочем, и фантазии, мечты и проекты о будущем. Ну а буйных историков и мечтателей лечить медикаментозно, таблетками или ввести налог на буйство в общественной жизни.

10 ноября 2019 в 12:10

Виктор, Вы, как и большинство, оцениваете Китай по тому, что есть. Даже не по тому, что есть, а по телевизионной картинке и официозным цифрам. А есть оценка по направлению движения. Это сложнее, но точнее. И тогда восторги поубавятся. В истории Китая чего только не было!

10 ноября 2019 в 14:16

В только событийной истории кто-то обязательно симпатичнее, привлекательнее .

Но как же действовать? Всё захвачено антикоммунистами, либералами. (Раньше они же вступали в партию для карьеры).
Они разрушают сейчас сотни тысяч русских предприятий, бомбят. А иностранцев не трогают, насаждают. Вот и история будет в России.

А если антилибералов везде ставить?

10 ноября 2019 в 14:19

Маркелов это Липорт, Седов, Асташкин . Слова те же самые.

10 ноября 2019 в 17:37

Александр2 Сердюк
Сегодня в 14:19
Маркелов это Липорт, Седов, Асташкин . Слова те же самые.
*********************
ШУРИК , в чём дело ? Поясни чётко по русски своё виденье
истории , с точки зрения парадоксальных эмоций !
Пишешь какие то несвязные тексты ,такое впечатление что у тебя образование 4 класса
церковно приходской школы .
И вообще ,ты за какой интернационал ,за второй или за третий ?
Ты за большевиков или за коммунистов ?

10 ноября 2019 в 20:51

Так пусть же Красная
Сжимает властно
Свой штык мозолистой рукой,
И все должны мы
Неудержимо
Идти в последний смертный бой!

Раньше вы, суки маркеловы, призывали сначала мозоли выращивать и с ними потом обязательно умирать, а сегодня новые песни об этих годах. Пока вы пишите русским песни, они так и будут прозябать и стоять на коленях на литургиях. Только рабы могут разрешить своим детям изучать вашу ложьницу с солженицами.

11 ноября 2019 в 09:52

Маркелов с другими такими же либерами как-раз и есть шакал, стаи которых набросились на раненного медведя, преданную Россию. И рвут и тащат по частям и клочьям, да всё в свои шакальи норки. И ещё воют и скулят тут. Дык шакалы !

11 ноября 2019 в 20:45

Думаю,что статья актуальна содержанием гражданской войны, не только для России,но для любой страны,а русофобия формирует соответствующее сознание и мотивацию населения за рубежом и внутри самой России,способствуя поддержанию гражданского напряжения,тем более, если учесть историю СССР и постсоветской РФ !!!

13 ноября 2019 в 08:53

Капитализм есть сатанизм. Коммунизм ведёт Человечество к Горней Правде и Справедливости.
По мифологии сатана от собственной гордыни отделился от Единства с Богом.
Капиталисты и помещики они тоже в собственной гордыне уж послали так послали простой народ, который считало быдлом всем и всегда им обязанный. Одним словом возомнили сами себя божками, по аналогии с сатаной.
И что, возможно ли в таких условиях Единство?
Вы бы ещё предложили Богу объединиться с сатаной, без всяких условностей.
А ведь хорошо известно, что такое Единение в принципе возможно, но только после полного покаяния сатаны перед Творцом.
Так же и с этими сатанистами капиталистами. Бог через Своего Сына показал и им Путь Единения - добровольное отречение от излишних, разжигающих тщеславие и гордыню богатств и уже на этом основании Объединяться в Правде и Справедливости с народом.
Пока этого не произойдёт, - сатанисты = капиталисты всегда будут ненавидемы, биты и проклинаемы. А если надо то и как плевелы расточаемы. Тот же Моисей по Воле Бога Живого убивал в среде еврейского народа клятвопреступников, которые изначально давали клятву исполнять Божьи Законы, но потом для удовлетворения своей звериной гордыни и тщеславия вновь вернулись к поклонению культа золотого тельца - капитала.

Вывод: Новый Мир Истинно Духовного Коммунизма, в котором Иисус Христос будет признан Первым Коммунистом на Земле эти плевелы звериные = сатанические точно не узрят, если конечно пусть даже в самый последний момент не последуют Праведным Заветам Сына Божьего.