Авторский блог Максим Калашников 00:05 19 апреля 2024

О народном ВПК

техноэнтузиасты и Министерство обороны

Один из парадоксов нынешней войны в том, что с обеих сторон задействованы целые армии гражданских волонтёров. Без преувеличения можно утверждать, что без их помощи Вооружённые силы и России, и Украины потерпели бы тяжёлые поражения. СВО породила уже и "народные военно-промышленные комплексы" по обе стороны фронта. Добровольцы разрабатывают и производят беспилотники, боеприпасы к ним, разнообразные полезные устройства и т. д. Они работают более быстро и гибко, чем неповоротливые и часто коррупционные бюрократии, в том числе и военных ведомств.

Но при этом у бандеровцев, увы, "народный ВПК" уже вписан в государственную систему и получает деньги из казны. А в России — нет. Ему приходится работать исключительно на пожертвования небогатых граждан и частных предпринимателей. Буквально ходить с шапкой по кругу. Как исправить это положение?

В пику военной бюрократии

Именно этой проблеме и посвятили специальную секцию Московского экономического форума 2024 года, которую вёл один из организаторов знаменитой "Дронницы" Алексей Чадаев. Сравнению "народных ВПК" посвятила своё выступление Юлия Аносенко, заместитель председателя комитета по СМИ и массовым коммуникациям Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа", спецкор газеты "Спецназ России".

По словам Алексея Чадаева, на Украине просто вывели "народный ВПК" из ведения тамошнего Минобороны. Мол, пускай оно клянчит на Западе готовые образцы вооружений и боевой техники. А волонтёрскими проектами и разработками занимается внешне совсем не военное Минцифры. Во главе её стоит не бюрократ, а бывший IT-предприниматель. 1991 года рождения. Запорожец. Ныне — вице-премьер. Он организовал дело не как бюрократическую машину, а как предпринимательскую схему (венчурный бизнес а-ля Кремниевая долина). Что об этом говорится в докладе Ю. Аносенко?

"Наш противник строит достаточно эффективную систему народного ВПК. Она разумно вписана в процессы создания у ВСУ современного оружия тактического и оперативного уровня. Они отказались от попыток создания инноваций в контуре Министерства обороны.

Создан субъект Brave 1 — специальный военный фонд, который соединил в себе деньги от государства (Минцифры) и все наиболее успешные практики развития и масштабирования проектов, взятые из практики венчурного финансирования…"

Поясню: Brave 1 ("Брэйв 1", "Храбрый 1") — не просто фонд, а настоящая цифровая платформа, объединяющая высокотехнологичных предпринимателей, техноэнтузиастов-волонтёров и собственно государственные структуры. Как то: Минобороны, Министерство стратегической промышленности и Минэкономики Украины. Задача — создавать нужные образцы вооружений не за годы и месяцы, а за недели. Бюджет платформы на 2024 год — 39 миллионов долларов. Что это даёт? Снова обратимся к докладу Ю. Аносенко.

"…Результат: наш противник выигрывает у нас:

а) по экономике войны. В среднем себестоимость изделий тактического и даже оперативного уровня у них ниже нашего в 2,5–3 раза (разные эксперты из разных "фронтовых гаражей" дают разные оценки);

б) по скорости внедрения инноваций.

При этом идут:

— централизованная постановка ТЗ со стороны армии (через Brave 1);

— итерационный отбор квалифицированных команд на отдельно нарезанные задачи (целостное понимание задачи — только на уровне постановщиков задач) через хакатоны (мозговые штурмы, конкурсы-марафоны хакеров. — Авт.) и предварительные квалификации;

— "вертолётные деньги" на разработку MVP (минимально жизнеспособного продукта, опытного образца, прототипа. — Авт.) от Минцифры Украины отобранным командам;

— помощь с испытаниями MVP в реальных условиях;

— деньги на масштабирование производства…"

Успехи такого подхода налицо. Тысячи команд собирают дроны для ВСУ по всей Украине. В рекордные сроки созданы системы шифрованной связи, радиоэлектронной борьбы и разведки, электромагнитного подавления беспилотников, помехоустойчивые разведывательные, ударные дроны и даже БПЛА для постановки мин и их сапёрного поиска (СТ-1 и "Ящер"). Подчеркнём: при крайне скромных вложениях из казны.

Враг здорово опередил нас по части создания и наземных дронов, роботов-тележек. Прежде всего тех, что могут доставлять на передовую грузы и эвакуировать раненых (этакие механические мулы). Например, машинка в 200 кг грузоподъёмностью "Сирко-С" фирмы SkyLabUA.

Таких машин остро не хватает в нашей армии. Побывав в войсках лично, знаю, как трудно и опасно доставлять в цепь передовых блиндажей и окопов воду, провиант, боекомплект. Сперва на квадроцикле — к точке сбора носильщиков. А оттуда уже они волочат на себе по 30 кило поклажи. При этом вражеские дроны норовят атаковать и квадроциклы, и тех, кто забирает груз, чтобы унести на передовую. Так же трудно вытаскивать и раненых, когда и они, и те, кто тащит носилки с ними (групповая цель в 5 человек) становятся объектами охоты для бандеровских артиллерии, снайперов, пулемётчиков и дронов-камикадзе. А в это время Министерство обороны РФ (МО РФ) тратит огромные деньги на "Маркер" — роботизированную танкетку, которая должна вести бой. И каковая уязвима даже для пулемётов, представляя собой такой же тупик, как и "картонные" танкетки с экипажами начала 1930-х.

Но есть у врага и наземные дроны других назначений. Например, для разведки наших позиций. Или те, что могут с подрывным зарядом уничтожать наши бронетехнику или полевые укрепления. Или для разминирования. Хотя есть и боевые гусеничные роботы — с пулемётами.

Наконец, создана роботизированная мини-подлодка (или торпеда?) "Толока Т-150", способная атаковать наши корабли, только из подводного положения, а не на поверхности, как робокатера "Магура". Словом, список новаций получается солидным.

А у нас — сквозь сто бюрократических рогаток. И за свой счёт

Даже волонтёры на Украине жалуются, что для работы с "Брэйв 1" приходится заполнять гору бумаг. Но у нас дела ещё хуже. Приведу как пример одних своих знакомых, которые за свой счёт смогли разработать и построить робокатер-камикадзе, что в 10 раз дешевле вражеской "Магуры". Через голову МО РФ они смогли даже испытать его в деле — спасибо спецназу. И что? Если идти по официальной процедуре МО РФ, то они должны (за свой счёт!) построить прототип техники и представить его министерской комиссии. Та должна дать согласие на проведение первичных испытаний. После них (в случае успеха) комиссия должна присвоить новой технике особую литеру и дать список необходимых усовершенствований, равно как и недостатков для устранения (всё это делается за счёт самого новатора). Потом рассмотреть новый образец техники и направить его на комплексные испытания (в сочетании с имеющимися образцами техники). После чего изучить их итоги — и вынести решение.

По такой процедуре изобретатели-техноэнтузиасты должны потратить изрядные суммы из своего кармана. И занимать она может многие годы. В итоге государство примет на вооружение изобретение волонтёров, когда война кончится.

Но, допустим, чудо случилось. Прорывная разработка одобрена МО РФ. Что дальше? Вожделенный государственный оборонный заказ? И снова засада. Чтобы производить те же робокатера серийно, нужно развернуть фабрику. Организовать промплощадки с инженерными сетями, и закупить парк станков, и работников нанять. Государство всё это финансировать не будет. Хорошо, если энтузиаст-разработчик — владелец большого завода. Хотя у нас заводы все закредитованы, и рентабельность производства у них не выше десяти процентов. Брать кредит в банках на расширение производства? С нынешними процентными (двузначными!) ставками ты просто разоришься. Да и поди ещё возьми ссуду: банки требуют огромных залогов, причём занижают их стоимость. Аванс, что государство даёт при выполнении оборонзаказа, слишком мал. Немудрено, что многие просто плюют и не имеют дела с военным ведомством, производя всё на пожертвования и отправляя оружие в войска по своим каналам, мимо МО РФ. Например, как производитель снайперских винтовок "Лобаев Армз".

Но ещё хуже, если разработчик — гаражная команда небогатых энтузиастов, которые делали всё на свои кровные и на собранные пожертвования-донаты. Им-то как налаживать серийное производство? Опять шапку по кругу пускать: "Помогите, граждане!" Обивать пороги спонсоров?

Но даже если такие проблемы и удаётся решить, то дальше ты получаешь оборонный заказ, который тебе все кишки вымотает. Ты сразу — потенциальный фигурант уголовного дела. Во-первых, для начала тебе придётся на каждых двух работников нанять одного клерка. Иначе с отчётностью не справишься. Тебе придётся показать цену всех комплектующих и материалов, их поставщиков. При этом, если из-за инфляции у них цены поднимутся, тебе придётся переделывать гору бумаг, обосновывая себестоимость продукции и свои накладные расходы. Каковые профильные департаменты и аудиторы МО РФ тебе постараются срезать. При этом ты должен расписать все производственные операции при изготовлении своей техники, указать нормо-часы и тарифы на оплату труда. И отбить претензии чиновников: "А чего это у вас рабочие и инженеры так много зарабатывают? Почему выше среднего по вашему региону? Не жирно ли? Вот мы в министерстве столько не получаем!"

Из-за изменения цен приходится переделывать кипы документов. Так что, исполняя оборонный госзаказ, ты должен нанять ораву юристов и клерков, чтобы обеспечивать переписку с военным ведомством. Исчисляемую килограммами каждый квартал. Включая сюда и отчётность (МО, Федеральная антимонопольная служба, Минпромторг, иногда и силовые органы). И не дай бог, если в бумагах что-то не сойдётся: можно и уголовное дело получить.

Поэтому волонтёры и техноэнтузиасты попросту не хотят попасть в такие круги ада. Мол, проще на пожертвования что-то делать. Вот и мои знакомые: разработали, помимо робокатера-камикадзе, морской дрон, который не "смертник", а "стрелок" — может бить ракетными снарядами и по надводным, и по наземным целям. Вот только как его делать?

В таком же положении находятся другие мои знакомые. Создатели максимально дешёвых дронов-аэроторпед (заменителей крылатых ракет) типа "Привет". Или команда, создавшая дрон-носитель четырёх дронов-камикадзе, обладающих искусственным интеллектом и способных самостоятельно определять и атаковать цели. Кстати, это отличное оружие для охоты на вражеские системы залпового огня (РСЗО) типа "хаймарсов" или "вампиров", коими бандеровцы терроризируют и Донецк, и Белгород. Они же выехали на позиции, быстро отстрелялись — и стремительно ушли в укрытия. Пока их засекут, пока сообщат артиллеристам или лётчикам ВС РФ их координаты, РСЗО успевают скрыться. А выпущенные ими "эрэсы" уже рвутся в Белгороде, Шебекино, Донецке. Вот если бы стаи таких дрононосцев висели в небе в тех же "санитарных зонах" на укротерриториях, прилегающих к нашим рубежам! Они могли бы разить вражьи самоходки и РСЗО, едва их заметив…

Но нет у нас ни таких стай БПЛА, ни аналога украинского Минцифры с платформой "Брэйв 1". Если бы дело было поставлено так же в Великую Отечественную, то не успели бы ни истребители Лавочкина Ла-5 к Сталинградской битве, ни кумулятивные авиабомбы Ларионова — к Курской дуге. Победы бы не добились. Напомним: истребитель Ла-5 разработан и испытан в рекордные сроки весной 1942 года. А в серию пошёл уже летом. Немыслимые в нынешней России сроки…

Сегодня русским бойцам приходится биться не только с бандеровцами, но и с собственной косной бюрократией…

Самые неотложные меры! Ставка на честных пассионариев

Понятно, что нужно безотлагательно принимать меры и преодолевать преимущество врага в деле интеграции гражданского технообщества в боевые действия! У нас из-за этого блокируется масса отличных низовых инициатив. Не идут в серию отличные разработки по радиоэлектронной борьбе и дроннице, не вышла на серийное производство транспортная платформа "Барракуда" — аналог украинской "Сирко-С". Вот есть у Алексея Чадаева отличный план: задействовать в рамках "народного ВПК" те учебные станки и обрабатывающие центры, что стоят в нынешних профтехучилищах — лицеях и колледжах. Чтобы раскидывать на них заказы и создать "распределённое производство". Почти так же, как это делали генерал Семён Ванков и русские промышленники в производстве снарядов в Первую мировую. Но…

В своём докладе Юлия Аносенко предложила набор первоочередных шагов.

1. Создание единого оператора или нескольких единых операторов (по направлениям) "народного ВПК" с привлечением уже доказавших свою эффективность волонтёрских групп и проектов (КЦПН, "Ушкуйник", "Призрак Новороссии"/"Народная сеть" В. Грубника и т. д.).

Ведь уже есть сложившиеся, проверенные делом волонтёрские сети. Такие как Координационный центр помощи Новороссии (КЦПН) Александра Любимова (Акелы) или организация Владимира Грубника. Эти люди не украдут деньги и сами задушат того, кто им такое предложит. Ибо они — идейные пассионарии, победа для них — кровное дело. Они уже освоили целые ниши (дроны, цифровая связь, маскировочные сети). Вот они (а здесь перечислена лишь часть таких проверенных делом) и могут стать теми самыми операторами.

Каковы функции оператора?

— Постановка задач с прямым выходом на МО (Главное управление исследовательских работ);

— организация и сопровождение предварительных квалификаций, отборов и хакатонов;

— организация венчурного (разработка) и проектного (масштабирование) финансирования;

— исполнение функции "держателя" стандартов, архитектур и конфигураций открытых платформ (БПЛА, "тележки", полётный процессор, антидроновое ПВО и т. д.);

— организационная поддержка испытаний новых образцов;

— формирование и техподдержка консорциумов (коопераций) независимых команд для выполнения сложных проектов.

Считаю, что таковы лишь самые первоочередные шаги. Нам нужно сформировать и аналог вражеского Минцифры, и параллельные неповоротливой армии старого типа Военно-научно-добровольческие силы. Не ЧВК из бывших зэка, а именно ВНДС из техноэнтузиастов и пассионариев.

Такое решение должен принимать глава государства. В годы Великой Отечественной войны подобные вопросы решались стремительно. Ибо существовал Госкомитет обороны во главе с самим Сталиным. Назначался бы уполномоченный Госкомитета обороны, исполнителям работ (хоть госпредприятиям, хоть артелям) давались бы необходимые детали и материалы по твёрдым ценам — и вперёд! Но у нас не война, а СВО. А вместо Госкомитета обороны — два координационных комитета по решению проблем фронта. Один — во главе с мэром Москвы С. Собяниным, со штабами в регионах. Другой — при правительстве страны, во главе с премьером М. Мишустиным. Только последний занят текущими делами по всей экономике и "социалке" в России, а мэр столицы думает ещё о перекладке уличной плитки и благоустройстве мегаполиса, о сотнях городских проблем. Руки до волонтёрского ВПК попросту не доходят.

Положение срочно нужно менять! Мы уже видим плоды "народного творчества" врага. У него переделанные в дроны легкомоторные самолёты, начинённые взрывчаткой, атакуют цели в Поволжье. Они уже покрывают расстояние в 1200 км до цели.

Фото: КЦПН

23 апреля 2024
1.0x