Существуют вечные споры между представителями различных идеологий, между носителями и последователями различных идей. Например, среди традиционалистов, занимающихся проектированием образов будущего, популярно стремление критиковать взгляды трансгуманистов и неотрансгуманистов. И хотя я причисляю себя к лагерю консерваторов, но оценивать подобные идеи с критической точки зрения не могу. Не могу критиковать стремление человека всячески поддерживать технический прогресс, изучать достижения науки и техники, расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения. Не могу критиковать стремление к тому, чтобы как можно более отдалить или отменить старение и смерть человека.
Традиционалисты считают, что эти стремления противоречат Традиции. Но если мы берём эту сферу философии как определение цели жизни и определение жизненного целеполагания, то без стремления к сверхцели и к сверхчеловеку не может существовать разумный человек. Очень важно традиционалистам и консерваторам сохранить баланс между Традицией и Прогрессом.
Тут мы сталкиваемся также и с ценностью Свободы – ценностью как личностной, так и политической. В политической борьбе и в стремлении угодить обширным электоральным массам многие политики, не задумываясь, делают заявления, которые можно описать как запретительно-принудительные. Россия сегодня скатывается отчасти к такой системе права, при которой большинство законов и законопроектов рассматривает ту или иную сферу жизни общества с точки зрения запретительного регулирования. Нам постоянно что-то запрещают.
Но гражданское общество - это императив консенсуса при верховенстве закона. А когда в государстве возникают группы лиц, которые сами себя наделяют полномочиями говорить от общества и занимаются самоуправством – то мы получаем ситуации, когда закон оказывается второстепенен перед действиями таких групп. Множество примеров подобного поведения мы видим на Украине после государственного переворота, когда целые группы, участвовавшие в государственном перевороте, после его совершения наделили себя беспрецедентными полномочиями. Именно тогда в украинском обществе появилось такое явление как «мусорная люстрация». К гражданскому обществу такие проявления беззаконной вседозволенности отношения не имеют. Ведь такие люди настаивают на императиве презумпции своей правоты, и они хотят добиться того, чтобы это стало социальной нормой. Гражданское общество такое поведение должно отторгать.
К сожалению, законы, направленные на запреты, зачастую находят понимание у большинства населения – у тех, кто не имеет сформированной ценностной шкалы, а жизненное целеполагание которых находится как максимум в рамках продолжения рода. И для таких групп граждан ограничение их свобод не является чем-то опасным. Такие люди не стремятся, если обобщить, к серьезным изменениям своего бытия и не прогнозируют будущее.
двойной клик - редактировать
Хотите ли вы жить вечно? Как на такой вопрос ответит большинство? Мы услышим в ответ утвердительное отрицание. Таким ответом на этот сложный вопрос человек признается в том, что он запрограммирован на смерть. Он вроде бы ещё жив, но он уже идёт к смерти. Интересно, что такой ответ прозвучит от людей вне зависимости от их социального положения. Ответ большинства – мы не хотим жить вечно, даже 150 лет не хотим жить. Запрограммированные на смерть люди окружают нас постоянно.
двойной клик - редактировать
Упрощённая жизненная ценностная парадигма, включающая в себя рождение, взросление и смерть, плюс наполнение этих этапов стандартным набором из семьи, детей и работы на работе напрочь убивает в человеке стремление к сверхчеловеку. Если уйти от ницшеанского подхода, то можно упомянуть такое философское течение как русский космизм. Его сторонники видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров. Сегодня же нравственные ориентиры обществу пытаются насильно насадить запретительными мерами. Даже запрет абортов в России – это лишь небольшая попытка придержать стремящуюся к смерти нацию, оказавшуюся в идейно-нравственном тупике.
Тут мы затрагиваем такую сферу как существование «души нации». Леволиберальные идеологи, отрицающие национальный дух, национальное единство и называющие нации лишь искусственным термином определения общности граждан определенной территории не смогут объяснить разные феномены, происходящие даже в наше время.
Хочу привести в пример Эстонию. После выхода из СССР Эстония, как и другие члены Союза, пришли в точку бифуркации, и перед Эстонией была поставлена задача определить себе жизненное целеполагание для всей нации - то есть поставить цель и сформулировать новую идеологию. Ведь без этих определений нация начинает стремительно умирать. И мы видим разницу между странами Балтии, среди которых Литва и Латвия так и не определились с этими целями и Эстонию – страну, поставившую себе цель. Первые две стремительно погибают: молодежь разъезжается по Европе и ассимилируется, оставшиеся в Литве и Латвии люди стареют. В Эстонии ситуация другая, а в 2010 году даже был достигнут положительный прирост населения. Страна в начале 90-ых поставила себе цель – стать электронным государством с развитыми формами прямой демократии. И выстроенная в итоге система электронного регулирования взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и государством дали результаты. Один из важных показателей при этом – один из самых низких показателей коррупции в мире.
Эстония – крайне инновационное государство, в нём размещаются управленческие и информационные центры некоторых международных и европейских организаций и институтов. В ноябре 2012 года в Таллине начала работу штаб-квартира IT-агентства Европейского союза, там же действует центр кибербезопасности НАТО. С 2000 года правительство Эстонии перешло к безбумажным заседаниям кабинета министров, пользуясь электронной сетью документации в интернете. С 2000 года в Эстонии можно подавать налоговые декларации электронным путём. Среди стран Центральной и Восточной Европы Эстония является абсолютным лидером по вовлеченности населения в использование интернета. В октябре 2005 года жители Эстонии впервые в мире смогли участвовать в выборах органов местного самоуправления посредством интернета, не выходя из дома. В 2007 году Эстония стала первой в мире страной, предоставившей своим избирателям возможность голосовать через интернет на парламентских выборах.
То есть к нынешнему моменту эстонцы пришли к тому, что выполнили некую поставленную 20 лет назад цель. И по статистике самоубийств в Эстонии прослеживается динамика, как, начиная с 1995 года, количество суицидов начало падать. Наиболее низкий показатель в Эстонии был достигнут в 2008 году - 18,05 самоубийств на 100 тыс человек, самый худший был в 1994 году - 42,05 самоубийств на 100 тыс человек. К 2012 году количество суицидов опять начинает расти и приближается к числу 30 самоубийств на 100 тыс человек. Не нужно путать природу суицидов. Если мы берём Венгрию, Украину и Беларусь, в которых уровень суицидов тоже весьма высок, то причины кроются в социально-экономическом неблагополучии этих стран. В Эстонии уровень жизни весьма высок, продолжительность жизни также высока. Причина суицидов в отсутствии или потере жизненного целеполагания у отдельно взятого эстонца, которые при системности происходящего говорят о болезни всей нации.
Вы наверняка сталкивались с какими-то историями, когда ваши успешные друзья или друзья друзей приходили к попыткам суицида, хотя их общее благополучие было весьма велико. Почему успешный человек приходил к такому исходу? Он либо терял жизненные цели при их достижении и не мог поставить себе новых, либо у него изначально не было сформированной ценностной шкалы и внятного жизненного целеполагания.
Эстония снова оказалась в кризисе, «душа нации» снова больна. Выйти из него можно лишь путем постановки новых сверхзадач. Эстонцам эти задачи формулировать, ставить и решать намного проще – это всё-таки небольшая общность. России и русским куда сложнее, но и наши цели могут быть мегацелями. Русские как нация сегодня также стоят перед серьезным кризисом отсутствия жизненного целеполагания, жизненных идей и нравственных ориентиров. Многие сегодня предлагают разные пути выхода из этого во многом идеологического тупика, начиная от всяческих мобилизаций, заканчивая тотальным затворничеством. Последнее для меня – тупик ещё более глубокий. Искать идею существования для нации нужно в рамках сверхцелей. Но пока она не найдена, эти сверхцели должен ставить перед собой каждый конкретный гражданин.
Хотя последние годы показали, что Россия пытается нащупать для себя ту самую сверхцель, которая бы сказалась на здоровье души всей нации. Этим событием стало возвращение Крыма в состав России. Произошедшее событие показало на тот момент не только эффективность политического руководства и наших вооруженных сил. Это событие показало, что Россия не слагает с себя полномочий по участию в мировых процессах. Как это прямым образом может сказаться на жизни каждого конкретного гражданина? Казалось бы, наоборот, крымские и последующие за ними события привели россиян к понижению уровня их жизни из-за санкционного режима Запада против нашей страны. Но некоторые статистические выкладки показывают другую картину.
двойной клик - редактировать
В 2016 году наше правительство отчиталось о превышении исторического максимума средней продолжительности жизни в России за все время наблюдений, включая советский период. Средняя продолжительность жизни в России по итогам 2015 года составила почти 71,4 года. Казалось бы, что для этого нет экономических предпосылок. Экономический кризис сначала 2008 года, а затем и 2012 года должны были приостановить рождаемость в стране и не сказаться на повышении средней продолжительности жизни. Начиная с 2011 года рождаемость в стране растет: в 2011 году родилось 1 796 629 человек, в 2015 году - 1 940 579 человек.
двойной клик - редактировать
Снижается в России и количество самоубийств. Без этого показателя об оздоровлении души нации говорить не приходится. Достигнув своего пика в 1994-2002 годах, уровень самоубийств с тех пор неуклонно падает: с 2000 по 2006 годы он снизился почти на четверть и продолжает падать. В 2013-2014 в России на 100 тысяч жителей приходилось 19,5 случаев самоубийства. В 2015 году этот же показатель равнялся 17,7. В 2016-м этот же показатель упал уже до 15,4. В 1990-х годах Россия занимала второе место в мире по частоте самоубийств, в 2013 году - четырнадцатое, в 2016-м - тридцатое. Динамика не просто положительна, а кардинальная.
Но и эти показатели пока далеки от того, чтобы Россия могла полноценно заявить о своих лидерских амбициях в будущем.
Ведь население США с 2000 года выросло на 37 млн человек. Только за последние 5 лет население США увеличилось на 10 млн человек. Такой прирост населения, производимый не только за счет рождаемости, но и миграции, является серьезным подспорьем для удерживания лидирующей роли США в мире.