Авторский блог Андрей Аганин 12:45 31 октября 2017

О чём заставляет задуматься провозглашение выхода Каталонии из состава Испании

двойной клик - редактировать изображение

1. 27 октября 2017 года парламент Каталонии (Parlament de Catalunya/Parlamento de Cataluña/Parlament de Catalonha) проголосовал за отделение от Испании и принял резолюцию о провозглашении независимости. «Мы основываем Каталонскую Республику в качестве независимой и суверенной страны под верховенством закона», – говорится в резолюции, зачитанной председателем парламента Каталонии Карме Форкаделл-и-Льуис (Carme Forcadell i Lluís/Carme Forcadell Lluís) перед началом голосования.

Ранее уже объявили о том, что они будут бойкотировать голосование, члены Партии социалистов Каталонии (Partit dels Socialistes de Catalunya/Partido de los Socialistas de Cataluña, PSC) и партии «Граждане – Гражданская партия» (Ciutadans/Ciudadanos/Hiritarrak/Cidadáns, Cs). Также в голосовании не участвовали члены Народной партии Каталонии (Partit Popular Català PPC/Partido Popular de Cataluña (Partido Popular Catalán)) – каталонского филиала правящей в Испании «Народной партии» (Partido Popular). Перед началом тайного голосования каталонская оппозиция (депутаты от лояльных Испании партий и объединений) покинула зал заседаний и здание парламента Каталонии.

В ходе голосования все оставшиеся в зале депутаты по очереди выходили к избирательной урне и отдавали свои бюллетени. Последней бюллетень опустила председатель парламента Каталонии Карме Форкаделл-и-Льуис.

Большинство депутатов выступили за объявление независимости. После подсчёта голосов выяснилось, что «за» провозглашение Каталонии независимой проголосовало 70 депутатов, против – 10, воздержались (бланки оказались пустыми) – 2. Всего в составе парламента Каталонии – 135 депутатов.

двойной клик - редактировать изображение

В текст резолюции, внесённой в парламент Каталонии депутатами партии «Кандидатура народного единства» (Candidatura d'Unitat Popular, CUP), входит декларация независимости, которая была подписана президентом женералитата Каталонии (Generalitat de Catalunya/Generalidad de Cataluña/Generalitat de Catalonha) Карлесом Пучдемон-и-Казамажо (Carles Puigdemont i Casamajó/Carles Puigdemont Casamajó) 10 октября 2017 года, но так и не вступившая в силу.

двойной клик - редактировать изображение

Возле здания парламента Каталонии собрались сторонники независимости Каталонии, они приветствуют решение о провозглашении Каталонской Республики.

Председатель правительства Испании Мариано Рахой Брей (Mariano Rajoy Brey/Mariano Rajoy Brey) после принятия декларации о независимости Каталонии пообещал восстановить законность в автономном сообществе, со своей стороны, призвав всех граждан Испании к спокойствию, а также созвал экстренную встречу кабинета министров (Consejo de ministros или Gabinete). На своей странице в сети Twitter он написал, что «власть закона восстановит законность в Каталонии, я прошу всех испанцев сохранять спокойствие».

2. Ранее 1 октября 2017 года в автономном сообществе Каталония (Comunitat Autònoma de Catalunya/Comunidad Autónoma de Cataluña/Comunitat Autonòma de Catalonha) прошёл референдум по вопросу о независимости, который фактически был сорван правоохранительными органами Испании и сопровождался массовыми беспорядками, приведшими к многочисленным пострадавшим. Тем не менее, около 90 % участников референдума проголосовали за независимость Каталонии от Испании. Конституционный суд Испании признал голосование не соответствующим конституции.

двойной клик - редактировать изображение

Правительство Испании на чрезвычайной встрече 21 октября 2017 года приняло решение о применении статьи 155 Конституции Испании в отношении автономного сообщества Каталония. В соответствии с этой статьей всё его руководство может быть отстранено от власти, а властные полномочия в этом автономном сообществе Испании будет осуществлять представитель, назначенный Мадридом, после чего в Каталонии должны будут пройти досрочные парламентские выборы.

Глава женералитата Каталонии Карлес Пучдемон-и-Казамажо заявил, что применение со стороны центральных властей Испании 155 статьи Конституции Испании является незаконным и оскорбительным действием. Он отказался проводить в Каталонии досрочные выборы.

3. В ответ на решение парламента Каталонии объявить о независимости уже вечером 27 октября 2017 года председатель правительства Испании Мариано Рахой отправил в отставку исполнительную власть – женералитат Каталонии, распустил парламент Каталонии и объявил о проведении позже в 2017 году досрочных парламентских выборов на территории автономного сообщества.

двойной клик - редактировать изображение

28 октября 2017 года официально опубликовано распоряжение председателя правительства Испании Мариано Рахоя, согласно которому заместитель председателя правительства Испании – Министр по вопросам председательства и территориальных администраций Испании Мария Сорайя Са́энс де Сантамари́я Анто́н (María Soraya Sáenz de Santamaría Antón) возлагает на себя функции президента женералитата Каталонии в связи с осуществлением в Каталонии определённых мер, согласованных Советом министров от 27 октября 2017 года, в соответствии с применением статьи 155 Конституции Испании 1978 года.

В названном распоряжении также вновь подтверждается отстранение от власти всего состава женералитата Каталонии, большинство функций которого возложила на себя Сорайя Са́энс де Сантамари́я.

Ранее сообщалось, что правительство Испании объявило, что министр внутренних дел Испании Хуан Игнасио Соидо А́льварес (Juan Ignacio Zoido Álvarez) отныне руководит силами каталонской полиции.

4. 28 октября 2017 года в официально распущенных органах государственной власти автономного сообщества Каталония (ранее образованных публичных органах власти с переданными государственными полномочиями от Испании автономному сообществу Каталония) не намерены признавать себя отстранёнными от власти. Более того, они планируют начать реализовывать ряд шагов, предусмотренных в одобренной парламентом Каталонии декларации о независимости. В частности, отправленные в отставку руководители Каталонии хотят проанализировать создавшуюся ситуацию после инициатив Мадрида по восстановлению конституционного порядка в Каталонии.

Вскоре после этого отстранённый президент женералитата Каталонии Карлес Пучдемон-и-Казамажо заявил, что не признаёт распоряжение председателя Совета министров Испании о его отстранении от власти. В ходе своего телеобращения 28 октября 2017 года он пояснил: «В демократическом обществе функцию выбора правительства выполняет парламент», – давая понять этими словами, что вопросы упразднения деволюции в Каталонии (передачи государственных полномочий от Испании автономному сообществу Каталония) вправе решать исключительно парламент Испании – Генеральные кортесы (Cortes Generales/Cortes Españolas) Испании, а не Совет министров Испании.

Карлес Пучдемон-и-Казамажо пообещал продолжать мирную борьбу за независимость Каталонии. По его словам, для этого он готов использовать исключительно демократические механизмы. Он заявил: «Мы не верим в силовые решения. Мы продолжим работать над строительством свободной страны.». Также Карлес Пучдемон-и-Казамажо отметил: «Мы уже многие годы чувствуем себя частью Европы», – делая прозрачный намёк на то, что каталонцы всё это время ощущают себя нацией.

5. Мы ни в коем случаем не оспариваем официальную позицию России, озвученную 28 октября 2017 года официальным представителем Министерства иностранных дел Российской Федерации, директором Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации М.В. Захаровой: «Считаем ситуацию в Каталонии внутренним делом Испании. Полагаем, что развитие событий вокруг каталонского сюжета должно происходить строго в русле действующего испанского законодательства (Источник – федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное агентство России ТАСС» и сайт http://tass.ru/politika/4600611). Мы лишь ещё раз озвучиваем эту позицию, а также предлагаем вспомнить несколько более ранние слова Президента Российской Федерации В.В. Путина в её подтверждение.

Так, в своём выступлении на пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 октября 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин вновь напомнил о двойных стандартах подхода мировой общественности к стремлению ряда народов к независимости и самоопределению. Говоря о референдуме и в целом о ситуации в Каталонии, он обратил внимание на то, что подобные настроения зрели там давно. При этом он заявил, что Россия считает ситуацию с Каталонией внутренним делом Испании: «В ситуации с Каталонией мы увидели единодушное осуждение сторонников независимости Евросоюзом и целым рядом других государств. В этой связи не могу не отметить: раньше надо было думать об этом!», – сказал В.В. Путин.

Кроме того, он отметил, что поддержка Европой развала ряда государств и отделения Косова привела к росту сепаратистских тенденций, что вылилось, в том числе, в ситуацию в Каталонии. В.В. Путин сказал, что в своё время Европа фактически приветствовала появление целого ряда новых государств, а затем безоговорочно поддержала отделение Косова, «провоцируя подобные процессы в других регионах Европы, да и в мире». При этом В.В. Путин напомнил, что когда Крым заявил о проведение референдума и дальнейшем присоединении к России по его итогам, остальным это не понравилось: «Получается, на взгляд некоторых наших коллег, есть правильные борцы в деле независимости и свободы, и есть сепаратисты, которые не могут отстаивать свои правда даже с помощью демократических механизмов», – отметил В.В. Путин. По его словам, это – «ярчайший пример двойных стандартов», которые «таят в себе серьёзную опасность для стабильного развития Европы и других континентов, для продвижения интеграционных процессов во всём мире» (Источник – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», Российский федеральный государственный информационный телеканал «Россия-24», информационный портал «Вести.ру (vesti.ru)» и сайт http://www.vesti.ru/m/doc.html?id=2945178).

6. Признавая то, что обсуждаемая тема касается крайне деликатного вопроса, по которому заявлена официальная позиция Российской Федерации, нисколько не вступая в полемику ни с ней, ни с кем бы то ни было вообще, а также, не вдаваясь в правовые коллизии и тонкости правоприменения в Испании, которые носят очень сложный характер, осложнённый наличием помимо правового фактора ещё и политического идипломатического, а также фактора конституционного кризиса, приведём лишь точную формулировку статьи 155 Испанской Конституции (Constitución española), одобренной Генеральными кортесами на пленарных заседаниях Конгресса депутатов (Congreso de los Diputados) и Сената (Senado de España) 31 октября 1978 года, утверждённой испанским народом на референдуме 6 декабря 1978 года, подписанной Его Величеством Королём (Su Majestad El Rey) перед Генеральными кортесами 27 декабря 1978 года («Boletin Oficial del Estado», № 311, от 29 декабря 1978 года), в переводе Пере Романа (Посольство Королевства Испании в Российской Федерации, 1995 год), размещённого на сайте http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM#80):

«Статья 155

1. Если автономное Сообщество не выполняет обязательства, предусмотренные Конституцией или другими законами, либо его действия наносят серьёзный ущерб общегосударственным интересам Испании, Правительство предупреждает председателя автономного Сообщества. Если ответа с его стороны не последует, Правительство может, с согласия абсолютного большинства Сената, принять необходимые меры для выполнения автономным Сообществом указанных обязательств в принудительном порядке, либо для защиты упомянутых общегосударственных интересов.

2. В осуществлении мер, предусмотренных в предыдущем пункте, Правительство может давать соответствующие распоряжения любым властям автономных Сообществ.».

7. Власти Испании официально признали «Закон о правовом переходе и основании Республики» (Llei de transitorietat jurídica i fundacional de la República) и референдум о независимости недействительными, следовательно, с их позиции автономное сообщество Каталония остаётся в правовом поле действия Испанской Конституции и законов Испании.

Кроме того, многие эксперты, выступающие в средствах массовой информации, зачастую неверно утверждают, что Испания имеет федеративное устройство или называют её Королевство Испания. Следует отметить особенности Испанской Конституции: 1) она совсем не содержит упоминания термина «королевство», хотя в ней существует раздел второй «О Короне»; 2) она прямо указывает на не допустимость федерации. Приведём соответствующие цитаты:

«Статья 1

1. Испания конституируется в правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм.

2. Носителем национального суверенитета является испанский народ, источник государственной власти.

3. Политической формой испанского государства является парламентская монархия.

Статья 2

Конституция основана на нерушимом единстве испанской Нации, общем и неделимом Отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними.

Статья 11

1. Испанское гражданство принимается, сохраняется и утрачивается в соответствии с законом.

2. Ни один испанец по рождению не может быть лишен своего гражданства.

3. Государство может заключить договоры о двойном гражданстве с ибероамериканскими странами или же со странами, имевшими или имеющими особые связи с Испанией. В этих странах, даже если они не признают за своими гражданами такого права на взаимной основе, испанцы могут натурализоваться без потери испанского гражданства.

Статья 56

1. Король – глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в постоянной деятельности государственных органов, – осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, особенно с народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией и законами.

2. Его звание – Король Испании, однако он может также пользоваться другими званиями, которые соответствуют Короне.

3. Король неприкосновенен и не подлежит ответственности. Его решения скрепляются подписью в порядке, установленном в статье 64, без его подписи они не имеют силы, за исключением положений, предусмотренных в статье 65.

Статья 145

1. Ни в коем случае не допускается образование федерации автономных Сообществ.

2. Уставы могут устанавливать условия, принципы и порядок заключения соглашений между автономными Сообществами для осуществления ими совместной деятельности и оказания друг другу услуг, так же, как и порядок осведомления об этом Генеральных Кортесов. Во всех остальных случаях соглашения о сотрудничестве между автономными Сообществами заключаются с разрешения Генеральных Кортесов.».

Таким образом, строго формально говоря, Испания не является королевством и федерацией, в Испании нет суверена как лица, которому без каких-либо ограничительных условий и в течение неопределённого срока полностью принадлежит верховная власть в государстве, и подданства как политико-правовой односторонней связи физического лица и монарха, но политической формой испанского государства является парламентская монархия, в Испании есть Король и гражданство, в Испанской Конституции детально прописано, что такое Корона. Кроме того, термин «нация» употребляется исключительно в отношении нерушимого единства испанской Нации, общем и неделимом Отечестве всех испанцев как граждан своего государства.

8. По состоянию на 30 октября 2017 года независимость Каталонии не была признана ни одним государством.

27 сентября 2017 года власти частично признанной Республики Абхазия заявляли, что собираются признать независимость Каталонии (Источник – независимое информационное агентство «Интерфакс» и сайт http://www.interfax.ru/world/580810).

28 октября 2017 года министр иностранных дел Южной Осетии Дмитрий Медоев (Медойты Никъалайы фырт Дмитри) заявил о готовности его государства признать независимость Каталонии, «если будет получено соответствующее обращение из Каталонии». Ранее, 25 октября 2017 года в Барселоне открылось представительство Республики Южная Осетия. В МИД непризнанной республики пояснили, что его открытие будет способствовать налаживанию двусторонних связей, в первую очередь, в области культуры и в гуманитарной сфере. Тогда Дмитрий Медоев, участвовавший в открытии представительства, поддержал провозглашение независимости Каталонии, отметив, что «двадцать шесть лет назад югоосетинский народ сам осуществил те же судьбоносные политические шаги на пути становления собственной государственности» (Источник – российский международный многоязычный информационный телеканал «RT» и сайт https://russian.rt.com/world/news/443843-yuzhnaya-osetiya-nezavisimost-kataloniya, а также федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство „Россия сегодня“» и сайт https://ria.ru/world/20171025/1507536683.html).

27 октября 2017 года депутат Европейского парламента Жерар Онеста (Gérard Onesta) от французской партии «Европа Экология Зелёные» (Europe Écologie Les Verts, EELV) в интервью телеканалу БФМ (BFM TV) заявил: «То, что происходит сейчас в Каталонии, соответствует международному праву. Не следует забывать, что его нормы предусматривают право народов на самоопределение, тем более в случаях, когда это происходит при отсутствии каких-либо насильственных действий. И следует признать, что каталонский народ именно таким образом и поступает» (Источник – российская ежедневная общественно-политическая газета «Независимая газета» и сайт http://www.ng.ru/news/598437.html). Ранее он в качестве наблюдателя входил в состав международной группы, осуществлявшей 1 октября 2017 года мониторинг проведения референдума по вопросу о независимости Каталонии.

28 октября 2017 года появился комментарий Управления информации и по связям с общественностью МИД Арцаха (непризнанного самопровозглашённого государства – Республики Арцах (Нагорно-Карабахская Республика)) в связи с провозглашением независимости Каталонии, в котором говорится, что «право народа Каталонии самостоятельно устанавливать свой политический статус посредством демократического волеизъявления неоспоримо». Далее в заявлении, размещённом на его сайте, сказано: «В соответствии с рядом основополагающих документов ООН международное сообщество взяло на себя обязательство поощрять осуществление права народов на самоопределение и уважать это право» (Источник – сайт http://www.nkr.am/ru/news/2017-10-28/972/ и сайт http://gorodskoyportal.ru/stavropol/news/news/39490523/).

9. Поступила поддержка провозглашения Каталонской Республики со стороны региональных властей ряда государств.

Председатель избираемого коллегиального органа Территориальной общности Корсика (Collectivité Territoriale de Corse) Ассамблеи Корсики (L'Assemblée de Corse) Жан-Ги Таламони (Jean-Guy Talamoni) сообщил, что солидарен с руководством Каталонии. Также он выразил сожаление, что такое историческое событие проходит в атмосфере повышенной напряжённости. «Мы приветствуем рождение Республики Каталонии и выражаем нашу солидарность с её правительством и народом» — написал Жан-Ги Таламони в своём Twitter (Источник – российская информационная мультимедийная служба, включающая в себя новостной портал «L!FE» и сайт https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1055637/shotlandiia_i_korsika_poddierzhali_niezavisimost_katalonii).

Министр по культуре, туризму и иностранным делам (Cabinet Secretary for Culture, Tourism and External Affairs) Шотландии Фиона Хислоп (Fiona Jane Hyslop), выражая позицию правительства Шотландии (Scottish Government), также имеющего опыт проведения референдума о независимости, поддержала позицию властей Каталонии по вопросу её отделения от Испании. Фиона Хислоп отметила, что «хотя Испания имеет право выступать против независимости, однако народ Каталонии должен иметь возможность решать свое будущее». При этом министр воздержалась от прямого признания Каталонии независимым государством и призвала обе противоборствующие стороны к диалогу (Источник – независимое информационное агентство «Интерфакс» и сайт http://www.interfax.ru/world/585129).

Премьер-министр Фламандского сообщества Бельгии (Minister-president van Vlaanderen) Герт Буржуа (Geert Albert Bourgeois) заявил о поддержке провозглашения независимости Каталонии с оговоркой, что вопрос об окончательном признании Бельгией самопровозглашённого государства находится в компетенции премьер-министра Бельгии (Premier ministre de Belgique/Premier van België) Шарля Мишеля (Charles Michel) (Источник – независимая общественная компания, ответственная за организацию общественного нидерландоязычного радио- и телевещания для Фламандского сообщества Бельгии «Vlaamse Radio- en Televisieomroeporganisatie», станция цифрового новостного радио «Nieuws+» и сайт https://www.vrt.be/vrtnws/nl/2017/10/27/liveblog--catalonie-stemt-voor-onafhankelijkheid-/).

Яунелгавская краевая Дума (Jaunjelgavas novada dome) в Латвии, как сообщил председатель Думы (Domes priekšsēdētājs) Гунтис Либекс (Guntis Libeks), направила письмо каталонской Ассоциации муниципалитетов за независимость (Associació de Municipis per la Independència, AMI), в котором выразила поддержку народу этого автономного сообщества в стремлении получить право на самоопределение (Источник – федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство „Россия сегодня“» и сайт https://ria.ru/world/20171025/1507547538.html).

10. Вместе с тем, необходимо отметить, что, сколько бы копий не ломалось в связи с обсуждением этого вопроса, признание независимого статуса самопровозглашённой Каталонской Республики, по-видимому, определяется не в Каталонии, и, скорее всего, может не состояться, а если и состоится, то это может произойти в будущем через неопределённо долгое время.

В истории Каталонии было уже восемь провозглашений собственной независимости, четыре из которых можно было отнести к провозглашению каталонцев как самостоятельного народа в истории человечества, а четыре носили значительный оттенок провозглашения собственного государства. Все эти попытки завершились провалом.

В 1873, 1931 и 1934 годах правительство Каталонии предпринимало попытки отделиться от Испании, которые не увенчались успехом. В 1931 и 1934 годах даже провозглашалась первая и вторая Каталонские Республики. Была провозглашена немонархическая Каталонская Республика ещё и в 1640 году, но уже через четыре с половиной месяца в 1641 году направляется просьба о протекторате Людовику XIII Справедливому (Louis XIII le Juste), которая через одиннадцать месяцев была удовлетворена. Попав под протекторат французских Бурбонов Каталонская Республика около 11 лет находилась опять в зависимости, теперь уже от Франции и Наварры, а потом вновь оказалась в Испании с октября 1652 года.

11. Но если звёзды зажигаются, значит, это кому-то надо, вспомним период, последовавший после «Падения Берлинской стены» 9 ноября 1989 года. Уже вскоре после 3 октября 1990 года Германская Демократическая Республика (Deutsche Demokratische Republik, DDR) оказалась постепенно, но очень быстро «поглощённой» Федеративной Республикой Германия (Bundesrepublik Deutschland, BRD), а затем начался период как будто самопроизвольного и совершенно никакими силами неуправляемого провозглашения независимости рядом регионов тогдашних государств-членов ООН с появления новых государств-членов ООН, а также желанием стать таковыми со стороны давно уже образовавшихся государств, карликовых государств, государств, оккупированных другими государствами, и подопечных территорий ООН.

Вот хронология появления новых государств-членов ООН в период после «Падения Берлинской стены» 9 ноября 1989 года:

23 апреля 1990 года Намибия

18 сентября 1990 года Лихтенштейн

17 сентября 1991 года КНДР

17 сентября 1991 года Латвия

17 сентября 1991 года Литва

17 сентября 1991 года Маршалловы Острова

17 сентября 1991 года Федеративные Штаты Микронезии

17 сентября 1991 года Республика Корея

17 сентября 1991 года Эстония

2 марта 1992 года Азербайджан

2 марта 1992 года Армения

2 марта 1992 года Казахстан

2 марта 1992 года Киргизия

2 марта 1992 года Молдавия

2 марта 1992 года Сан-Марино

2 марта 1992 года Таджикистан

2 марта 1992 года Туркмения

2 марта 1992 года Узбекистан

22 мая 1992 года Босния и Герцеговина

22 мая 1992 года Словения

22 мая 1992 года Хорватия

31 июля 1992 года Грузия

19 января 1993 года Словакия

19 января 1993 года Чехия

8 апреля 1993 года Македония

28 июля 1993 года Андорра

28 июля 1993 года Монако

28 июля 1993 года Эритрея

15 декабря 1994 года Палау

14 сентября 1999 года Кирибати

14 сентября 1999 года Науру

14 сентября 1999 года Тонга

5 сентября 2000 года Тувалу

1 ноября 2000 года Союзная Республика Югославия (сейчас – Сербия)

10 сентября 2002 года Швейцария

27 сентября 2002 года Восточный Тимор

28 июня 2006 года Черногория

14 июля 2011 года Южный Судан

Этот процесс, начавшись в 1990 году, очень долго постепенно «замедлялся». В период (1990 – 1994 годов) появилось 29 новых государств-членов ООН, с прекращением членства 3 других государств-членов ООН. За более продолжительный период после 1994 года появилось значительно меньше новых государств-членов ООН – всего 9, последнее – Южный Судан –в 2011 году. Могло им стать ещё и Косово, но только принципиальная позиция Российской Федерации, КНР, Испании, Греции, Кипра, Румынии и Словакии не позволила появиться ещё одному новому государству-члену ООН, из-за чего сейчас Косово вместе с 2 другими такими непризнанными ООН государствами относится к категории «признанных хотя бы одним членом ООН, но контролирующих только часть заявленной территории».

При этом есть ещё 4 других таких непризнанных ООН государства, относящихся к категории «признанных хотя бы одним членом ООН, и контролирующих заявленную территорию».

Каталония сейчас вместе ещё с 4 другими непризнанными ООН государствами относится к категории «признанных только государствами – не членами ООН», все из которых расположены на территории бывшего СССР.

При этом есть ещё не менее 2 других (или даже много больше) непризнанных ООН государств, относящихся к категории «не признанных хотя бы одним членом ООН и не признанных государствами – не членами ООН».

12. И только относительно вроде бы недавно «затормозившись», процесс провозглашения новых наций, новых независимых государств, новых суверенных народов начинает приобретать второе дыхание. Точнее, некие неафиширующие себя силы «гонят новую волну», подлинную волну «глобального мира регионов», когда в полный рост будет вновь поднят вопрос о полной дефрагментации системы международных отношений, возникшей на останках Ялтинско-Потсдамской системы, но и не только её. Безусловно, эти некие неафиширующие себя силы являются субъектом проекта «Мировая глобализация». Они пытаются изобразить объективность каких-то новых запускаемых ими процессов. Как-то будет теперь? Сколько ещё может появиться новых самопровозглашённых государств?

Итак, напомним, что помимо референдума в Каталонии 1 октября 2017 года, обозначился крах распространяемой и пропагандируемой системы деволюции унитарных государств, когда центральные власти суверенного государства передают значительную часть своих государственных полномочий единицам административно-территориального деления (условно говоря, – «регионам» или «на места») с образованием новых публичных (государственных или муниципальных) органов власти, которые принимают законодательные и исполнительные полномочия. Далее, «в регионах», «на местах» хотят провозгласить федерацию вместо уже осуществлённой деволюции, дабы оставить навсегда (на неопределённый период) принятые полномочия с полной правовой гарантией их невозвращения центральным властям унитарного государства. Это – первый этап сецессии – регионализация.

Потом, не получив федеративного устройства в унитарном государстве, «в регионах», «на местах» начинают апеллировать к центральным властям унитарного государства в части ущемления их налоговых и бюджетных прав в пользу тех «регионов» и «мест», которые продолжают оставаться унитарными, без осуществления деволюции. Затрагивается тема особых в прошлом исторических, политических, культурных, языковых, региональных, социальных и прочих особенностей, которые обязательно должны учитываться центральными властями унитарного государства, которые в свою очередь должны идти навстречу «регионам» и «местам». После отказа центральных властей унитарного государства продолжать этот процесс перманентной деволюции без конца и без края, за первым этапом сецессии, следует уже второй этап – полное отделение от унитарного государства, провозглашение независимости, суверенного народа, нации. Эта технология применялась даже в поздний период существования Российской Империи несколько более 100 лет назад.

Несмотря на федеративное устройство СССР и РСФСР в позднесоветские годы нечто подобное было повторено союзными субъектами (субъектами федерации СССР), несмотря на более высокий уровень жизни в большинстве из них по сравнению с уровнем жизни в РСФСР и Азербайджанской ССР, теми двумя союзными субъектами (субъектами федерации СССР), которые продолжали оставаться до 1991 года последними донорами союзного бюджета (бюджета СССР) в отличие от всех остальных союзных республик-реципиентов. Аналогичные проблемы высветились и в налогово-бюджетном процессе РСФСР, многие автономные республики в составе РСФСР и Абхазская СССР в составе Грузинской ССР, захотели повысить свой статус до уровня союзных республик. Кое-кто из представителей Съезда народных депутатов СССР ставил уже в 1989 году вопрос о членстве всех союзных республик в ООН, а всех автономных республик в составе союзных республик – союзными субъектами (субъектами федерации СССР).

Аналогичные процессы происходили не только в СССР, не только в социалистических государствах (таких как СФРЮ и ЧССР), не только в федеративных государствах вообще, но и в унитарных государствах социалистической ориентации (таких как НДРЭ, ДРА и Бирма), но самое главное – и в ряде капиталистических унитарных государств Европы (таких как Франция, Соединённое Королевство, Италия и Испания), капиталистических федеративных государствах (таких как Канада, Австралия, ЮАР). Влияние внешних сил на эти по своей сути внутренние процессы никогда нельзя исключать, но эти процессы объективно или субъективно всё же осуществлялись во многих государствах, в различные периоды новой и новейшей истории.

Идут ли эти процессы хотя бы насколько исторически объективно, или они осуществляются исключительно только потому, что их инициируют какие-то силы, осуществляющие определённый мировой проект? Это должно являться серьёзным предметом будущих исследований. Не ответив на вопрос о наличии (или отсутствии) субъекта этих процессов, не установив сам этот субъект, нельзя не подойти в самом ближайшем времени к краху всего мироустройства с самыми непредсказуемыми последствиями для человечества.

1.0x