Сообщество «Форум» 11:36 8 июля 2016

О родимых пятнах капитализма и как построить коммунизм

Карл Маркс, его соратник Фридрих Энгельс и их последователи Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин оставили потомкам богатое научно-теоретическое наследие, как построить социализм и его высшую стадию коммунизм. Об этом и пойдет речь в данной публикации.

Карл Маркс, его соратник Фридрих Энгельс и их последователи Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин оставили потомкам богатое научно-теоретическое наследие, как построить социализм и его высшую стадию коммунизм.

Возможно, кто-то возразит, что марксисты разрабатывали свою теорию построения социализма и коммунизма применительно к тем условиям, в которых в тот период человеческое общество находилось. Тем не менее, главные положения по-прежнему остаются актуальными и в наше время, когда Страна Советов под воздействием определенных сил вернулась и опять вступила на капиталистический путь развития.

Для того чтобы восстановить социализм и справедливое общество в нашей стране, необходимо теперь снова приложить немало усилий. И здесь определенно может помочь марксистская теория построения коммунизма.

Чтобы помешать восстановлению и переходу к более справедливому обществу, его противники прилагают все усилия, очерняя социализм, раздувая все больше и больше вокруг него костер негатива.

В своей последней научно-философской работе «Критика Готской программы» К.Маркс особое внимание уделяет вопросу о двух фазах коммунистического общества, о различии и основных характерных чертах и особенностях социализма и коммунизма как двух ступеней развития одной, коммунистической общественно-экономической формации. «То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал «первой» или низшей фазой коммунистического общества, - писал по этому поводу В. И. Ленин. - В первой своей фазе, на первой своей ступени коммунизм не может еще быть экономически вполне зрелым, вполне свободным от традиций или следов капитализма». (В. И. Ленин, Соч., т. 25, изд. 4, стр. 442.)

«Критика Готской программы» наряду с «Манифестом Коммунистической парии» является программной работой Маркса. Социализм — это новое общество, только что вышедшее из недр капитализма, поэтому оно во всех отношениях еще сохраняет родимые пятна, следы, пережитки старого строя в экономике, быту, в сознании людей. Говоря о первой фазе коммунизма — социализме, Маркс пишет: «Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 19, М. 1961, с. 18). Отсюда возникло выражение «родимые пятна капитализма», употребляемое как характеристика пережитков прошлого в нашей жизни.

Строительство нового общества предполагает воспитание новых, коммунистических отношений и понятий о труде, воспитание нового человека, свободного от всех и всяких родимых пятен капитализма. Коммунизм означает более высокую, чем социализм, ступень развития нового общества, достигшего экономической зрелости и обеспечившего изобилие материальных благ, когда будет осуществлен переход от распределения по труду к распределению по потребностям. При коммунизме полностью исчезнут пережитки капитализма как в экономике, так и в сознании людей. О высшей фазе коммунизма можно сказать, что это общество, которое развилось на своей собственной основе, не унаследованной от прошлого, а созданной социализмом.

Характеризуя высшую фазу коммунизма, Маркс писал: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, 1948, стр. 15.). Надо понимать, что различия между социализмом и коммунизмом обусловлены различной степенью экономической зрелости нового общества.

Несмотря на то, что коммунистическая идея в силу разных объективных и иных причин потерпела временное поражение, те несомненные успехи, которых добилось Советское государство за короткий по историческим меркам срок, превратившись из отсталой аграрной страны в развитое передовое общество, занимавшее второе место в мире по экономическому и техническому развитию, доказывает преимущество социализма над капитализмом. Наша страна прошла трудный, но вместе с тем величественный путь от победы Великой Октябрьской социалистической революции до построения нового общества, освободившего человека от всякого гнета и эксплуатации, достигшего небывалого в истории прогресса.

Ф. Энгельс в своем знаменитом труде «Анти-Дюринг» писал, что при капитализме общественные силы, созданные людьми, в силу анархии производства господствуют над людьми подобно стихийным силам природы и обрушивают на них чудовищные бедствия. Результатом действия этих сил является безработица, разорение миллионов крестьян, ремесленников и мелких торговцев, опустошительные экономические кризисы и войны, в которых истребляются миллионы людей, особенно в эпоху империализма. С победой социализма эти силы, кажущиеся сверхъестественными, демоническими, поступают под контроль людей, развитие производства принимает плановый характер, люди заранее предвидят общественные результаты своей производственной деятельности.

При переходе от капитализма к социализму и коммунизму в соответствии с развитием и изменением производительных сил будут развиваться и производственные отношения, будут меняться формы собственности. Исчезнут еще имеющиеся остатки частной собственности крестьян-единоличников и некооперированных кустарей, существование которых допускалось статьей 9 Конституции СССР и свидетельствовало о незавершенности строительства социализма. Если при социализме экономической основой общества является социалистическая собственность, существующая в двух формах: государственной (всенародной) и кооперативно-колхозной, то при коммунизме будет существовать единая, всенародная собственность на средства производства. Таким образом, переход от социализма к коммунизму предполагает дальнейшее развитие общественной собственности, которое приведет к завершению процесса обобществления средств производства.

Хотя экономическую основу социализма и коммунизма составляет один и тот же способ производства, но при коммунизме этот способ производства получит высочайшее развитие и освободится окончательно от следов старого строя. Производительные силы общества при коммунизме достигнут своего расцвета, в результате чего будет создано изобилие всех предметов потребления. Технический прогресс пойдет вперед еще более высокими темпами, все процессы производства будут полностью механизированы и автоматизированы, на службу обществу будут поставлены новые источники сырья и энергии. Электрификация всех отраслей народного хозяйства, газификация, реактивная техника и атомная энергия многократно увеличат власть человека над природой. На основе высочайшего развития производительных сил коммунистическое общество преодолеет все пережитки классового общества, в том числе противоположность между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. В связи с этим при коммунизме отпадут и классовые различия, еще существующие при социализме: сотрутся грани между рабочим классом и крестьянством, а также между этими классами и интеллигенцией.

В первой фазе коммунизма действует социалистический способ распределения, который гласит: «От каждого по его способностям, каждому по его труду». Иными словами: каждый обязан трудиться по своим способностям и возможностям, имея право получать вознаграждение по количеству и качеству своего труда. На данной ступени развития общества этот принцип распределения наилучшим образом обеспечивает сочетание общественных и личных интересов трудящихся.

И все-таки социалистический принцип распределения, несмотря на свою историческую прогрессивность, не является идеалом. Когда общество достигнет более высокой ступени развития, оно осуществит коммунистический способ распределения: «От каждого по его способностям, каждому по его потребностям». Это означает, что каждый член коммунистического общества будет иметь полную возможность удовлетворить все свои потребности, потребности культурно развитого человека.

Труд при социализме является обязанностью и делом чести каждого работоспособного гражданина. Выполнение этой обязанности стимулируется как моральным поощрением добросовестных работников, так и оплатой их труда. Распределение по труду порождает у работников личную материальную заинтересованность в повышении производительности труда. Социалистическое государство строго контролирует выполнение этой обязанности, устанавливает соответствие между мерой труда и мерой потребления каждого работника. Обязанность трудиться закрепляется также правовыми нормами. В Конституции СССР записано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест».

Но эта обязанность уже не потребует принуждения. Характеристика И.В Сталина социалистического труда как дела чести, дела славы, дела доблести и геройства еще в большей мере будет относиться к коммунистическому труду. При коммунизме труд для человека станет привычкой, его первой жизненной потребностью. Вследствие этого отпадает надобность в соразмерении потребления с количеством и качеством труда, вложенного в производство каждым отдельным членом общества, а также в правовых нормах, регулирующих труд.

В книге «Государство и революция», В.И.Ленин, характеризуя труд при социализме, писал: «...не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научаются работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу». (В. И. Ленин, Соч., т. 25, изд. 4, стр. 439.) Необходимые для такой перемены экономические и духовные предпосылки создаются лишь с переходом к высшей фазе коммунизма.

Буржуазные писатели немало потрудились над тем, чтобы представить коммунизм как царство всеобщей уравниловки, где якобы все будут получать всего поровну, все будут иметь одинаковые вкусы и потребности и где для всех будут установлены «казарменные порядки». Такое представление говорит только о невежестве буржуазных идеологов и об их звериной ненависти к коммунизму. На самом деле ни при социализме, ни при коммунизме не должно быть никакой уравниловки. Марксизм-ленинизм показал, что мелкобуржуазные представления о социализме как всеобщей уравниловке являются карикатурой на социализм. В действительности равенство при социализме означает уничтожение классового неравенства и гнета, создание одинакового отношения к средствам производства и освобождение всех трудящихся от эксплуатации, установление равной оплаты за равный труд. «До тех пор, пока наступит «высшая» фаза коммунизма, — указывал Ленин, — социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления...». (В. И. Ленин, Соч., т. 25, изд. 4, стр. 441.)

Большое значение для построения коммунизма имеет функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей. Охраняя и развивая социалистическую собственность в ее обеих формах — государственной и кооперативно-колхозной, — социалистическое государство обеспечивает укрепление устоев социализма и тем самым создает необходимые предпосылки для перехода к коммунизму.

Представители нынешнего режима любят заявлять с экранов телевизора об успехах в борьбе с бедностью. Уместно вспомнить перестроечный лозунг демократов, мол, "Большевики боролись с богатыми, а мы будем с бедными бороться!" Но стал ли русский народ за 20 с лишним лет антинародных реформ, проводимых безответственной властью, жить лучше? Или сие касается лишь избранной кучки людей?

По версии журнала Форбс, По количеству долларовых миллиардеров Россия в 2012 году занимала 3 место в мире после США (424 миллиардера) и Китая (157 миллиардеров). Общее состояние 96 самых богатых мародеров России составило 376,1 млрд.$ или 20,3% ВВП в 2011 году (или 55% расходов бюджета, или 102% всех инвестиций), что в разы превысило аналогичный показатель США, Китая, ЕС и др. стран и регионов.

Известно, что 64, или 2/3 долларовых мародеров России разбогатели за счет преступной прихватизации и связей с высшим чиновничеством.

Только 28 миллиардеров создавали свой бизнес с нуля, а еще 4 человека являлись "красными директорами", то есть имели отношение к непосредственному управлению производством в советское время (но потом тоже приняли участие в прихватизации). Причем высшие строчки рейтинга поголовно у тех, кому народная собственность досталась за счет преступной прихватизации, а следовательно, именно у этих персон сконцентрированы наиболее лакомые куски национальных богатств, на которых они паразитируют, и приходится большая доля общего состояния - 320,9 млрд.$ (или85,3% от общего состояния 96 миллиардеров в размере 376,1 млрд.$).

Несмотря на то, что приватизации подлежали лишь основные средства предприятий, то есть здания и машины, которые обеспечивают, скажем, добычу нефти и газа. Однако по факту у народа были украдены и сами недра, которые принадлежат и будущим поколениям России, но прожираются лишь узкой группировкой олигархов и чиновников. Большинство долларовых топ-мародеров (57, или 59%) с общим состоянием 314,7 млрд.$) так или иначе паразитируют на таких экспортно-сырьевых отраслях, как нефть и газ, металлургия и горнодобывающая отрасль, химическая промышленность и удобрения. Разворовывание российских недр принесли и приносят основной доход и позволили диверсифицировать активы и вложится во вспомогательные сектора: транспорт, строительство, инвестиции, финансы и т.д. Лишь у 7 миллиардеров есть машиностроительные активы, да и те носят вспомогательный характер и не являются основным источником богатств.

О несправедливости нынешнего капиталистического устройства России можно говорить бесконечно. Ясно одно, что все чаще отечественные мужи начинают понимать всю несостоятельность капиталистических отношений, а в своих дискуссиях и обсуждениях нередко обращаются к истокам и примерам социализма.

Так, в познавательной телепередаче «Специальный корреспондент» от 6 июля текущего года был показан фильм-расследование Бориса Соболева «На дне знаний». В нем рассказывается о расплодившихся в нашей стране коммерческих «Вузах-призраках», в которых за определенную плату можно получить «Хрустящие корочки дипломов» об образовании и престижную специальность, не посещая занятий, о том, как стать первокурсником, не сдав ЕГЕ, и как заработать звание лучшего ректора России. Многие участники обсуждения пришли к выводу о необходимости надлежащего контроля Минобрнауки и на примере социалистического опыта введения всеобщего бесплатного образования, ибо сегодня многие талантливые молодые люди не могут получить высшее образование на платной основе и реализовать себя.

Для того чтобы вновь начать возрождать социализм и справедливое общество, необходимо помнить и изучать классиков марксизма, применяя их теорию в соответствии с условиями и сложившейся обстановкой. Главная задача строительства коммунизма - это создание его материальной базы и преодоление пережитков капитализма в экономике и сознании людей. При отсутствии паразитических классов, чтобы добиться всеобщего изобилия и осуществить главный принцип коммунизма «От каждого по способностям, каждому по потребностям», необходимо всемерно развивать производство и сельское хозяйство на основе достижения и развития научно-технического прогресса.

Многих интересует, будет ли существовать государство при коммунизме? По мнению классиков, государственная власть отомрет лишь тогда, когда коммунизм одержит окончательную победу во всем мире или, по крайней мере, в большинстве стран. Если же коммунизм будет существовать в одной стране, если сохранится капиталистическое окружение, то государство останется и при коммунизме, одной из задач которого является защита страны от нападения извне и охрана мирного труда населения. Из самой природы коммунистического общества, в котором нет классов, заинтересованных в войнах, вытекает его мирная политика. В условиях социализма все функции Советского государства имеют своей целью обеспечить строительство коммунизма. Функция военной защиты страны от нападения извне служит охране мирного труда советского народа, строящего коммунизм. Она обеспечивает необходимые для строительства коммунизма внешние условия — сохранение мира.

Необходимо помнить, что марксисты в своих философских трудах отмечали лишь важнейшие черты коммунизма, которые можно предвидеть и установить научно. Пытаться определить заранее все подробности устройства коммунистического общества (например, определять во всех деталях, каким будет быт при коммунизме) это значит фантазировать попусту. Каким коммунистическое общество будет во всех своих деталях, решат сами трудящиеся в процессе его создания и строительства.

1.0x