Авторский блог иерей Михаил Родин 22:58 11 сентября 2014

О еже на враги победы и одолении

В связи с последними изменениями государственной политики Совет Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви решил восстановить изменённое в годы гонений на Церковь прошение о стране российской.

В Москве с 3-го по 4-е сентября проходил Совет Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (совещательный орган при Предстоятеле Церкви -- Митрополите Московском и всея Руси). Полностью постановления можно почитать вот тут.
И в ряду прочих пунктов обращает на себя внимание пункт 10.1 "10.1. Возобновить произношение на сугубой ектении прошения: «Еще молимся о милости Божии, о помощи, и о поспешении, и укреплении и о пособлении, и сподоблении, еже на враги победы и одолении, страны нашея, воинству, о благопребывании, о мире, и о тишине, и о устроении, и оставлении грехов всего православнаго християнства, рцем вси»." Думаю, нужно пояснить подоплёку этого решения.

Ещё месяца два назад один наш староверческий батюшка сказал мне, что он теперь на сугубой ектении читает прошение, которое наши священники произносили раньше. До революции в нём упоминался "державный царь" (благочестивым и благоверным его не называли). После революции была редакция идентичная тексту, принятому на прошедшем СМ. Это прошение было изъято уже при утверждении советской власти, за которую, видимо, не могли молиться, так как она, эта власть, объявила курс на воинственное безбожие. Тогда это прошение заменили на текст: "Еще молимся о стране нашей и о спасении ея". Так вот, упомянутый батюшка сказал, что, по его мнению, пора это прошение вернуть в сугубую ектению: последние события показывают, что власть наша теперь на враждебна Вере Християнской, и, очевидно, нуждается в Божией помощи для сохранения нашей страны и нашего народа от разных западных "доброжелателей". И самое интересное в этой истории то, что вернуть это прошение предложил не упомянутый выше батюшка, а кто-то другой, с кем он даже не говорил об этом. И решение это, кстати, было принято практически без обсужджения и в полном единодушии. Видимо, в трудное для нашей страны время, наша Церковь оказалась удивительно единой: одни мысли, одинаковые желания, одно чувство.
Нет, конечно, нельзя говорить, что в среде нашего священства и прихожан нет т. н. "либералов", которые осуждают действия и политику руководства России. Есть. Есть такие граждане, принадлежащие к числу чад нашей Церкви, которые апплодируют Новодворской, сострадают Макаревичу и злословят Путина. И в одном московском приходе (не будем показывать пальцем) такие вот "интеллигенты" даже некоторым образом концентрируются. Но Церковь не партия, где все до одного обязаны иметь одинаковые политические воззрения. Да что там партия, -- даже малейшую "ячейку общества" невозможно уберечь от таких членов, у которых наблюдаются патологические психо-соматические признаки.
Скажу более того. Один клирик нашей Церкви в переписке со мной недавно возмущался не только политикой руководства нашей страны, но и моим одобрением этой политики. Он, этот клирик, сказал, что его удивляют мои политические взгляды. Мне пришлось ему пояснить: "А мои политические взгляды просты. Я живу в России. Современная Россия позволяет мне воспитывать моих детей в вере и благочестии. Есть силы, которые пытаются Россию разрушить и ввести в ней другие, чуждые мне порядки. Разрушение России будет означать много крови и страданий, возможно, гибель и страдания близких мне людей. И даже если мы переживём разрушение России, очень вероятно, что "носители демократии" не дадут мне воспитывать детей в вере и благочестии. Поэтому я за сильную Россию. Я против тех, кто пытается её разрушить. Вот и всё."
Признаюсь, я с большой радостью принял восстановление старой формы прошения "о милости Божии, о помощи, и о поспешении, и укреплении и о пособлении, и сподоблении, еже на враги победы и одолении, страны нашея, воинству, о благопребывании, о мире, и о тишине, и о устроении, и оставлении грехов всего православнаго християнства". Не скрою, крымские события, позиция и действия России в последнее время вселяют надежду, что растерзать нашу страну "западным партнёрам" в ближайшее время не удастся. А это значит, что ещё какое-то время у нас будет возможность "проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу", будет возможность в благочестии и чистоте воспитывать детей, молиться и совершать божественные службы. Это значит, что "европейские ценности" (терпимость к извращениям, "секспросвет", ю.ю., и т. п.) не будут навязываться нам, как они навязываются консервативным христианам в т. н. "free world countries".
И последнее. Скажу в виде "шютки, в которой есть только доля шютки". Я почти уверен, что такой феноменальный успех в Крыму. Такая виртуозная спецоперация по спасению и возвращению домой населения целого полуострова вместе с тем самым полуостровом, последние успехи на юго-востоке бывшей Украины -- всё это признак того, что ГОСПОДЬ ПОМОГАЕТ нашей стране, помогает её руководству. Иначе они не смогли бы так изящно, филигранно, твёрдо, спокойно и уверенно защищать Россию. Выскажу даже предположение мистического порядка. Полагаю, что такой успех -- награда Путину за то уважение и признание, которое он проявил к Русской Православной Старообярдческой Церкви тем, что наградил Её Предстоятеля гос. наградой (впервые в истории) и устроил для него приём в своей резиденции. Господь помогает не просто так, но по молитвам Церкви. Стало быть, все эти люди, облечённые огромной властью и несущие огромную ответственность, нуждаются в наших молитвах.
Значит ли всё сказанное, что, скажем, у Путина, Медведева, Володина, Иванова, Шойгу, Рогозина, Чуркина и многих других нет ошибок и недостатков? Напротив. И ошибок, и недостатков много -- именно поэтому за всех за них нужно молиться.
О милости Божии,
о помощи,
и о поспешении,
и укреплении,
и о пособлении,
и сподоблении,
еже на враги победы
и одолении,
страны нашея росийския,
воинству,
о благопребывании,
О мире,
и о тишине,
и о устроении,
и оставлении грехов
всего
православнаго
християнства
.
1.0x