Всё началось с научного эксперимента, а закончилось планетарной катастрофой и полным поражением человека как вида. Таков итог противостояния генетически модифицированных обезьян с человечеством, показанный в фильме "Планета обезьян: Война". Вернее, с людьми, оставшимися в живых после страшной эпидемии, унесшей жизни нескольких миллиардов человек.
Первый фильм трилогии «Восстание планеты обезьян» (режиссёр Руперт Уайатт) рассказывает, как молодой учёный, испытывая на приматах лекарство от болезни Альцгеймера, обнаруживает, что оно развивает их интеллект. В результате научных опытов на свет рождается высокоразвитый примат по прозвищу (имени) Цезарь. В силу ряда обстоятельств число высокоразвитых приматов увеличивается. И уже тогда они начинают свою борьбу против людей. Это была борьба за свободу и обретение своего дома, в которой они одержали убедительную победу.
Менялся мир, менялись люди, менялись обезьяны. В «Революции» люди, уцелевшие благодаря врождённому иммунитету, пытаются… нет, не уничтожить обезьян, а лишь выжить сами. Но для этого им надо потревожить обиталище будущих хозяев мира. Обезьяны, вернее, агрессивная и воинствующая их часть во главе с приматом Кобой, первыми начинают войну – и против людей, и против своих же сородичей – сторонников Цезаря, к тому времени ставшего вождём. Стремительное развитие интеллекта обезьян (некоторые из них уже научились говорить, а не просто изъясняться жестами) приводит к тому, что они всё сильнее становятся похожими на людей – со всеми присущими им достоинствами и недостатками, пороками и добродетелями. И хотя светлая сторона вроде бы побеждает, создатель фильма режиссёр Мэтт Ривз показывает нам и тёмную сторону мира обезьян, не выставляя их лишь жертвами людской агрессии.
Уже в «Революции» становится ясно, что «Войны» не избежать.
«Не я начал эту войну», - говорит Цезарь в новом фильме. Но он допустил её. А ещё, ослеплённый жаждой мести (тоже чисто человеческое качество, развившееся в обезьянах) допустил, что весь его вид чуть было не погиб от рук людей, которые тоже стали иными. Да, иными, чем даже в «Революции». И дело здесь не только в мутировавшем вирусе, теперь не убивающем человека, а превращающем его в бессловесное и неразвитое «животное», но и в отказе физически здоровых людей от той системы общечеловеческих ценностей, что регулировала когда-то отношения в обществе. В новом мире людей нет добра и милосердия, есть лишь вопрос выживания: останется ли Земля планетой людей или станет планетой обезьян?
Жестокий и беспощадный полковник (Вуди Харрельсон), возглавляющий солдат, способных только убивать, выполняя приказы своего командира, - главный оппонент Цезаря. Причём оппонент не только в военном смысле, но и в нравственном. Полковник оправдывает свою жестокость тем самым вопросом выживания человечества. И жертвует на этом пути даже собственным сыном, не понимая того, что после совершённого им поступка человеком являться уже не может.
Обезьяны, напротив, уже в «Революции» вырабатывают свою нехитрую мораль, главный постулат которой: обезьяна не убивает другую обезьяну. Хотя происходящие в «Войне» события вроде бы и опровергают эту норму, и обезьяны-таки, взявшись за оружие, начинают уничтожать друг друга. Но пришедшие в услужение людям обезьяны – это уже просто «шавки». А значит, в отношении них закон не действует. Так же, впрочем, как и сами «предатели» не чувствуют себя отягощёнными какими бы то ни было моральными преградами.
Удивительно, но и люди, которых осталось на Земле всего ничего, одержимы жаждой взаимоуничтожения. И в картине мы видим не только войну людей с обезьянами, но людей с людьми. Под звуки американского гимна, под звёздно-полосатым полотнищем – этими символами старого, ушедшего в небытие мира - строится мир насилия, который неизбежно будет разрушен, настолько зыбки его основы.
Так создатель картины, которая по сути своей, конечно же, блокбастер, ставит вопросы библейского характера, последовательно показывая, как и почему люди уступили Землю другому виду.
Постапокалиптический мир развивается в сторону Нового Апокалипсиса, приводя человечество практически к полному уничтожению. И гигантская снежная лавина, сходящая с гор, кажется не только орудием воздаяния, но и символом очищения мира от скверны, порождённой человеком.