Авторский блог Александр Андрух 18:22 20 марта 2018

Нобелевские лауреаты за социализм

"цель социализма состоит именно в том, чтобы преодолеть хищническую фазу человеческого развития ради более высокой…";

Только тот, кто ничего не видит вокруг себя, очевидно, станет отрицать факт, что состояние современного мироустройства находится в стремительном турбулентном вихре, сметающем на своём пути целые страны, ввергающем другие в полосу длительных бед и катастроф! И кажется, что непросто обнаружить причины такого, прямо скажем, незавидного положения дел. Однако в действительности ларчик открывается просто и выражается в общем нехитрыми трюизмами: "Знание – сила" и "Учение – свет"! То есть, не люди и их развитие, благополучие, жизнь зависят от того или иного мироустройства, а само оно зависит от уровня развитости и знаний людей! Вспомните лишь максиму: "Каждый народ заслуживает то правительство (главу государства, режим), которые он имеет"! Но, скорее всего, действуют в плотной увязке оба эти фактора, переплетаясь, дополняя и коррелируя друг друга. Соотношение тут практически неотличимо от соотношения в другой паре: бытие – сознание, где первично сознание, выбирающее под себя бытие, но, когда это произошло, когда выбор сделан, вступает уже в силу и свои права выбранное бытие, начиная влиять и доформировывать сознание в соответствии с динамикой своего состава… (Но, кажется, мы отвлекаемся на философскую тропу).

А ещё среди причин можно назвать ту, что приводится в действие диалектическим законом "перехода количественных изменений в качественные", поскольку количество народонаселения на планете стремительно возрастает и оформить эти массы в нечто удобоваримое и поддающееся управлению, равно как и устойчивой социализации, ну хотя бы отдалённо напоминающей, скажем, советский народ в годы пика его развития (конец 50-х – начало 60-х), не представляется возможным из-за возникшей нехватки образовательно-культурологических ресурсов, да и, откровенно говоря, отсутствия по самым разным причинам цели и желания хоть кому-то этим заниматься. Таким образом, в данном случае, увеличение количества не приводит к качественному скачку вверх, а, наоборот, к ниспаданию вниз. В силу этого и другой важнейший марксистский закон о "материализации идей, которыми овладели массы", если и может срабатывать, то в весьма ограниченных пределах и в отношении идей лишь самых примитивных и нечеловеческих, таких, как, скажем, махровый национализм, фашизм или радикальный исламизм, поскольку выработка достойного понятийно-воспринимающего аппарата у народонаселения при наличествующем его качестве попросту невозможна! Негативные процессы духовного и образовательно-культурного обнищания масс имеют повальный и всеохватывающий характер, как я и писал не так давно. Коснулись они и России, и, естественно, всего постсоветского пространства, приобретя, как это ни прискорбно констатировать, наибольшую степень гиперболизации и гротеска на просторах Украины, где образование, наука и культура рухнули (или были обрушены умышленно) особенно ощутимо и болезненно, с кровью и невиданными в послевоенное время масштабами разрушений! Хочу этим сказать лишь то, что дикость и необузданная вакханалия страстей низменного пошиба – это, мягко говоря, далеко не самые лучшие спутники цивилизованности и прогресса!

Но, хотя и стала планета маленькой и хрупкой, хотя и стало всё в этом мире взаимосвязано и взаимообусловлено, нам бы (имею здесь ввиду все осколки Российской империи и СССР) в своих пенатах навести лад и порядок. Почему же в этом назрела необходимость? Да просто потому, что это не получается у того гибрида, который образовался после распада СССР, под названием Российская Федерация! И не может выйти ничего по определению именно потому, что возврат в архаику пещерного века, в джунгли палеолита ещё никому не приносил процветания и устроенности! Но может я что-то путаю и современная Россия, наоборот, в 1991-м прыгнула из царства социалистической тягучей необходимости прямо в царство капиталистической свободы и благополучия? Вижу почти с отчётливой ясностью, в связи с таким лихим предположением, на ваших лицах ироническую или недоумевающую улыбку, а, следовательно, и согласие скорее с палеолитом, чем с царством свободы… Словом, если требуются более веские слова в подкрепление тех, что уже написаны автором, то "их есть у меня"! И слова эти – не кого-то там, а самого лауреата Нобелевской премии! И даже двух таких!

Но давайте по порядку. Совсем недавно Жорес Иванович Алфёров дал видео-интервью журналисту Константину Сёмину, в котором есть интересная ссылка на любопытную статью Альберта Эйнштейна под названием "Почему социализм?" (1949 г.), где недвусмысленно даётся понять, что, если люди планеты Земля хотят иметь для себя и своих детей будущее, да и просто хотят выжить, то они должны выбрать социалистический общественный порядок. Вкратце обрисовав хищническую суть капитализма и присутствие эффекта искажения капиталистическим обществом самого человеческого естества, Эйнштейн отметил, что социализм как раз "обращён к социально-этической цели", т.е. иными словами не выглядит столь пещерно и звероподобно, по сравнению с капитализмом! "Цель социализма и состоит именно в том, чтобы преодолеть хищническую фазу человеческого развития ради более высокой…" (здесь и далее цитаты из самой статьи, которая есть в и-нете)!

В конце концов обрисовав настолько, насколько это возможно в небольшой по объёму статье, неприглядность "родимых пятен капитализма", великий учёный делает однозначный вывод: "Я убеждён, что есть только один способ избавиться от этих ужасных зол, а именно путём создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану.

Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с потребностями общества, распределяла бы необходимый труд между всеми его членами способными трудиться и гарантировала бы право на жизнь каждому мужчине, женщине и ребёнку.

Помимо развития его природных способностей, образование человека ставило бы своей целью развитие в нём чувства ответственности за других людей, вместо существующего в нашем [западном] обществе прославления власти и успеха"!

Вот именно на все эти и другие соображения Нобелевского лауреата великого Эйнштейна обратил внимание другой Нобелевский лауреат, некоторые слова которого (из того самого интервью Сёмину) тоже, думаю, не лишне привести.

Жорес Алфёров: "Наступил, как я называю, "антисоветский период в истории страны". Ежели, как говорится, наша социалистическая система нуждалась в улучшении, в некоторых положительных изменениях, был целый ряд трудностей..., то, простите, главное ведь заключалось в том, что мы (сейчас 2017-й год) сто лет тому назад создали, благодаря гению Владимира Ильича Ленина, уникальный пример в истории мировой цивилизации – перешли к строительству социалистического общества! Я в прошлом году здесь, в Госдуме, читал лекцию, которая называлась так "Альберт Эйнштейн: социализм и современный мир". Альберт Эйнштейн в 1949-м году написал статью "Почему социализм?", в которой он, с присущей ему абсолютной логикой, и в общем простыми средствами показал, что выход, вообще говоря, для мировой цивилизации – это социалистическое общество, плановое ведение хозяйства, обобществление собственности, прежде всего в промышленности, в крупных отраслях..! То, что мы сделали, мы сделали ужасную вещь – мы, как говорится, ликвидировали величайшее (при всех недостатках, как страны и проч.)… СССР – это было необычайно великое достижение мировой цивилизации! И, между прочим, первые решения Советской власти касались образования – оно стало бесплатным, общедоступным, и оно стало бурно развиваться!.. В тяжелейшие годы гражданской войны правительство принимает решение о создании крупнейших научных институтов! Физико-технический институт наш был создан как рентгеновский радиологический институт, в котором Абрам Фёдорович Иоффе возглавил физико-технический рентгеновский отдел в 1918-м году! Был создан физико-химический институт имени Карпова, был создан государственный оптический институт… Что касается образования, оно бурно развивалось.., были всякие перегибы, конечно, но постепенно, постепенно …оно стало бесплатным и общедоступным…".

Сколько же ещё требуется собрать Нобелевских лауреатов, чтобы массы прислушались к их словам? Ведь вещают они, чай, не о "биноме Ньютона"! И при желании понять их мысли и рассуждения в этом направлении, не менее важном, чем те научные изыскания, которыми они занимались, может каждый!.. Но кто же будет слушать, кто внемлет словам двух мудрейших людей, появление которых в истории человечества делают ему честь, возможно незаслуженную! Ибо некому слушать, некому слышать, некому внимать…

P.S. Хотя, увы, справедливости ради, следует признать, что в последние годы само звание "Нобелевский лауреат" настолько девальвировано и политизировано, что зачастую особого выделения и не заслуживает, или, если и можно это выделение обозначить, то нередко оно несёт в себе отрицательный смысл и нагрузку, как в случае с "лауреатом мира" Обамой или белорусской "лауреаткой от литературы", ФИО которой, пардон, утеряно…

Но это отнюдь не может относиться к именам А. Эйнштейна и Ж. Алфёрова, незапятнанность которых ни у кого не может вызывать сомнений!..

Полное интервью Ж.И. Алфёрова:

1.0x