Авторский блог Тимур Турсунов 18:59 2 октября 2016

Нищие духом.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Евангелие от Матфея (Мф. 5:3)

Интересно девки пляшут в придорожном ресторане… Что-то не сходится: бездуховные существа блаженны и спасутся, то есть благодать Божья на них и продолжение интересной Жизни после Смерти, как – так?! Бедный, бедный Гегель, решил написать Пропедевтику, то есть учебник философии для гимназий, где в начале стремился объяснить детушкам что такое Дух, детушки его не поняли, да и не только детушки, Гегель расстроился на что вредный старик Шопенгауэр не преминул вставить шпильковского типа: зайдите в этот «храм» мысли (имея в виду все работы Гегеля), ни черта толкового вы там не найдете, запутаетесь и разочаруетесь…

Хотя сам грешил откровенными софизмами и чрезмерным пафосом. Так то Великие, а нам, людям по-хорошему обыкновенным, не блуждающим в дебрях семантики и семиотики как? Культура-то православная, а ежели ты даже не воцерковленный, то живешь в ней. Ну хорошо, не знаешь ты Символов Веры, но сердцем то веришь, а это как понимать, что бездуховные спасутся, ведь не кто-то, сам Спаситель об этом сказал… И встречается Человек тебе вроде Перельмана, признанный гений, а по всем современным представлениям – нищий, вот не попрошайка, а нищий, отказывающийся от премий, живущий мягко говоря бедно, не стремящийся к славе, не алкающий женщин, деликатов, яхт, богатств, орденов и медалей и опять вопросы… И рассказывает тебе друг твой имевший все, и яхты, и женщин, и ордена, и медали, богатство, власть, что когда по его словам ему посчастливилось встретить Учителя, то Учитель приказал: «Сбрось свои дорогие одежды и аксессуары, возьми вон там стиранное, но чистое тряпье накинь на себя, возьми глиняную надтреснувшую миску, лежащую рядом с тряпьем, иди на базар и проси милостыню, сколько принесешь на то и поешь». Он рассказывал потом, что сидя на условной паперти, вдруг по другому увидел и ощутил Небо и Землю, Людей и Мир, понимая что совершает первый шаг из кругов обмана и суеты. А потом вспоминал притчи Учителя, его иносказания… Учитель говорил ему, что можно включить воображение и представить себе особенное кладбище где на каждом памятнике или плите слова и только слова: самый самый богатый, самый самый умный, самая самая красивая, то есть кладбище «самых самых», а потом обращался с вопросом, что разве для этого мы живем, разве «иметь» такое надгробие это самое главное в нашей жизни. Приходит понимание: мало надо Человеку для нормального существования, но много дано, чтобы увеличить Красоту этого Мира, принося радость людям и тем самым радуя себя. Проходя подобную школу, обучаясь навыкам саморегуляции, физическим упражнениям особого рода укрепляющих тело, мой друг избавился от хронической болезни, которую за большие деньги не могли вылечить именитые врачи, обрел душевное спокойствие и научился радоваться жизни. Капиталы ОСТАЛИСЬ при нем, но сейчас он совершенно по другому их использует, да и живет условно «скромно», по современным меркам, зато глаза у него блестят как в молодости и женщины любят не за деньги и перепадающую им власть, а просто любят, хотя любить за деньги для меня до сих пор великая и непонятная женская тайна. Возникают мысли, что может быть Спаситель под «нищим духом» имел в виду «tabula rasa», то есть чистую душу незамутненную духом стяжательства и вселенской злобы. Пробиваются рифмованные строки:

Стихи должны за сердце брать

Без ухищрений и обмана.

Стихи, как горестная рана,

Что нищий должен продавать.

Стою у паперти вселенской,

И отвернувшись от стыда,

Зажал пятак, что бросил веско

Дурак, ушедший в никуда.

Возникает Есенинское: не жалею, не зову, не плачу…

Песни Гребенщикова: серебро Господа моего, ехали мы, ехали с горки на горку, да потеряли ось от колеса…

Наутилиусовское: видишь там на горе возвышается крест, повиси ка на нем, а когда надоесть, возвращайся назад, гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной…

А затем снова свое:

Я сегодня злой и веселый
И рубашку не рвал на груди,
Вот стою совершенно голый
Пред тобою судьба на пути.
Нет костюмов на карнавале,
Капиталов нет, никого
С кем до одури пил и скандалил
И не хочется ничего
Может что-то пойму в надежде,
Не уйти второпях дураком,
Но зато я любил так нежно
Как был клят ненавистным врагом.
Ну а ежели что-то прошляпил,
А возможно случайно пропил
То про это пропел Шаляпин:
Мефистофельски, в меру сил.
А по мне ни любви, ни веры
Ни о чем не жалею опять.
Слава Богу не стал примером
И мне не за что отвечать.


Приходит на ум Буддийское отторжение страстей, Диоген в бочке, который попросил Александра не закрывать ему солнце, Экклезиаст с суетой сует ощущение вот этой своей нищеты перед Источником всего Сущего и, может это не нищета вовсе, а чистота Души и отказ по сути дела от мерзостей, которые несмотря на позолоту преходящи и гнилы изнутри. А потом, в силу своей смиренной обыкновенности, внезапно понимаешь, прав был Спаситель: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

ТТ.

Октябрь 2016, Ташкент.

1.0x