Сообщество «На русском направлении» 14:03 14 мая 2017

Николинские храмы как вехи русской истории

Любовь к Николаю Чудотворцу и почитание его на Руси общеизвестно, а по названиям николинских церквей можно изучать и географию, и историю нашей страны.

Печатается с продолжением

Продолжение

За свою многолетнюю общественную деятельность, прежде всего как редактора и сотрудника патриотических СМИ, я не раз обвинялся своими оппонентами, в том числе из «красного сектора», в национализме и русском шовинизме. На подобного рода наговоры я отвечал примерно следующим образом.

Националист – это тот, кто, следуя исключительно голосу крови, превозносит свой народ, унижая другие, и действует ему на пользу (наверняка – мнимую) в ущерб другим народам. А я не националист, а православный монархист, и прежде всего – имперец. А значит, мне близки и дороги представители всех народов Российской Империи, и я признаю за каждым народом право исповедовать его историческую веру и следовать его культурным традициям, если они не идут в разрез с интересами других народов и государства в целом.

Время Империи не истекло, оно продолжается. Вопрос лишь в том, что на смену понятия «Империя территории» пришло понятие «Империя влияния». И сегодня важна не площадь государства, а спокойствие на границах, наличие стран-союзниц, и прежде всего в буферных зонах, международный авторитет и т. д. Всего этого очень не хватает сегодняшней России, а почти забытый политологический оборот «рост международной напряжённости» вновь, к великому сожалению, стал актуальным…

Националисты не создают империй, они их разрушают, и потому мне этот ярлык абсолютно чужд. Но забавнее всего то, что у великорусского «националиста» Павленко практически нет великорусской крови! На уровне прабабушек и прадедушек во мне 1\4 (и по линии матери, и по линии отца) немецкой крови, 1\4 – казачьей (по линии отца, в т. ч. из терского атаманского рода Родиных, и фамилия моя оттуда же – из Владикавказа-Орджоникидзе-Владикавказа, от большой и небогатой казачьей семьи Павленок) и по 1\8 - грузинской, эстонской, польской и русской. Но, если взглянуть на широкие скулы и восточные глаза (фото сохранились!) единственной в моём роду представительницы великороссов – моей прабабушки Елены Ивановны Трофимовой, и указать из каких она краёв – а её отец был крестьянином Пермской губернии, Верхотурского уезда, Нейво-Шайтанской волости, - то можно не сомневаться, что известная поговорка «Поскреби русского, и найдёшь татарина», именно о таких русских! И ещё одна поговорка, и тоже про меня: «Папа – турок, мама грек, я же – русский человек!». Так к голосу чьей же крови мне прислушиваться, чтобы быть «русским шовинистом»?

Это отступление первое. Второе будет касаться «ужасов» Царской России – «тюрьмы народов». И опять же доказывать свою позицию я буду не с чужих слов, как большинство моих оппонентов, а основываясь на истории моей семьи.

Родной брат моей прабабушки Александр Иванович Трофимов (ум. в 1927 г.), сын крестьянина из глухой Нейво-Шайтанской волости, получил высшее образование, стал ведущим инженером-технологом тульских оружейных заводов, видным экономистом, а в 1910 г. издал ставшую очень популярной книгу «Против Капитала К. Маркса», в которой с позиций российской полит-экономической реальности, развивал своё учение о технической ренте. Семейное предание гласит, что по поводу этой книги у него были открытые диспуты с участием В.И. Ленина.

Его сестра – Александра Ивановна – получила образование учителя математики и полвека преподавала свой любимый предмет в одной из московских школ в центре столицы. В её комнате в коммунальной квартире («на сорок восемь комнаток всего одна уборная» - В. Высоцкий), на улице Рылеева (ныне – вновь Гагаринский переулок) прошла «московская часть» моего детства… Ордена тёти Шуры – Знак Почёта, Трудового Красного Знамени, медали – я любил перебирать и разглядывать в те, уже очень далёкие годы…

Наконец другая его сестра, моя уже упомянутая прабабушка – Елена Ивановна – получила медицинское образование и всю жизнь проработала детской медсестрой в сухумской больнице. Спросите, как она оказалась в Сухуми (где, к слову, родился и я сам)? Отвечаю…

Мой прадед по материнской линии – Ражден Багратович Чхартишвили – сын крестьянина кутаисской губернии Баграта Иессеевича и Марфы Константиновны, урождённой княжны Накаидзе - в 1904 г. окончил Тифлисскую фельдшерскую школу. Во время учёбы он познакомился с Серго Орджоникидзе, дружбу с которым сохранил вплоть до трагической гибели Григория Константиновича (Серго – партийное прозвище Орджоникидзе). В 1905 году прадед определился в Сухумскую городскую больницу, куда в том же году, по окончании Московских фельдшерских курсов, приехала и моя прабабушка.

Вот так, даже на окраинах Империи, в консервативной Грузии, крестьянский сын мог жениться на девушке из владетельного княжеского дома, а в столице Абхазии встретиться и образовать семью русская и грузин, приехавшие укреплять и развивать здравоохранение в этом райском уголке Земли – одном из четырёх уделов Пресвятой Владычицы нашей Богородицы…

Четыре удела - четыре «жребия» - территории, находящиеся под особым покровительством Божией Матери. Это – Святая Гора Афон, Киево-Печерская Лавра, Серефимо-Дивеевский монастырь и Иверия (Грузия), прежде всего – Новоафонский монастырь в Абхазии…

Между прочим, много лет мой прадед трудился в системе курортного лечения Абхазии, которая, как и при царе, так и при Советах подчинялась исключительно центральной власти. После революции, в частности, - Наркомздраву РСФСР.

Читатель вправе спросить меня, когда же мы продолжим путешествие по николинским местам Москвы и России, и какое отношение к нашей экскурсии имеют предыдущие автобиографические отступления автора?

Работая над настоящим очерком, я заинтересовался духовной жизнью моей далёкой, и никогда не посещаемой мною, прародины. Ведь, признаться, я даже не знал - к какой епархии сегодня относится историческое Верхотурье. Моё любопытство оказалось непраздным…

Верхотурье (округ с одноимённым окружным городом) относится к Екатеринбургской митрополии, которую возглавляет уроженец тамошнего края Митрополит Кирилл (в миру – Михаил Васильевич Наконечный, род в 1961 г.). Его полное наименование – Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский. Может показаться странным, что самый малочисленный населённый пункт, имеющий статус города (а в Верхотурье нет и 9 тыс. населения), входит как составная часть в наименование митрополии… Но дело в том, что здесь находится одна из православных твердынь всего Зауралья – ныне действующий Свято-Николаевский мужской монастырь. Монастырь был основан в 1604 году. Поток паломников в эти места увеличился после переноса сюда, столетие спустя, мощей новопрославленного Праведного Симеона Верхотурского (1607-1642), считающегося покровителем уральской земли. В начале XX века число паломников достигало 60 000 человек в год!

Главным Собором монастыря является Крестовоздвиженский храм (на заглавном фото), построенный по проекту архитектора А.Б. Турчевича в 1913 году, и открытие его было приурочено к 300-летию Дома Романовых. Представьте себе - это третье по объёму церковное здание во всей России, уступающее только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге!!

двойной клик - редактировать изображение

Не скрою, что после того, как я узнал столько нового и удивительного о своей Малой Родине и о её славном православном прошлом, мне очень захотелось побывать там… Но времена нынче сложные… Впрочем, даже если что «человекам… невозможно», то «Богу же всё возможно» (Мф.19, 26)…

Строительство Николинских церквей продолжается и в новейшую историю. И может самой удивительной современной постройкой является Храм-маяк в живописном селе Малореченское под Алуштой в Крыму. Строительство здания было завершено в 2006 г., а в мае 2007 года храм был освещён. Церковь относится к Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), освещал его тогдашний Глава УПЦ (МП) митрополит Владимир (Сабодан, 1935-2014).

Самая высокая церковь в Крыму устремлена в небо на 65 метров! Под фонарной частью расположена звонница с электроприводом для колоколов, что позволяет исполнять большое количество мелодий. Под звонницей с каждой из четырёх сторон находятся красочные панно, высотой по 15 метров, на которых изображены три канона Богородичных икон – Афонская, Покрова и Знамение, и Святитель Николай.

двойной клик - редактировать изображение

Храм действительно может играть роль маяка, но в черноморские лоции он всё-таки не внесён…

В цокольной части храма располагается уникальный Музей катастроф на водах, открытый в 2009 году. В храмовой стене каждый желающий может разместить сведения о погибших при кораблекрушениях, плавании и т.д.

двойной клик - редактировать изображение

Никола Ратный, Никола Можайский, Никола Мокрый, Никола Заяицкий… Эти, подчас довольно странные словосочетания, я слышал в разное время при разных обстоятельствах. Пришла пора узнать, что они обозначают и какие истории стоят за ними…

Николаю Чудотворцу в Православной церкви посвящён каждый четверг, а также установлены три отдельных празднества – Никола «вешний» - 22 мая (здесь и далее по н. с.), дата перенесения мощей Святителя из Мир Ликийских во французский город Бари; Никола «зимний» - 19 декабря, день его смерти; и Никола «летний» - в день рождения Св. Николая – 11 августа. Никола «зимний» ассоциируется с изображением Николая Угодника в богато украшенной митре. Предание связывает рождение этого канона с замечанием Императора Николая Первого, обращённого к священноначалию, по поводу того, что его небесный покровитель - без головного убора…

двойной клик - редактировать изображение

Классическим же на протяжении веков являлся образ Николая Угодника с поднятой для благословления правой рукой и держащим Евангелие – левой. Но на Руси возник новый иконописный канон – Архиепископ Мир Ликийских правой рукой подымает обоюдоострый меч, а левой – храм, который в церковной живописи, обычно, обозначает город - град. На некоторых списках клинок намеренно изображается удлинённым, так, что он даже выходит за поле иконы. В символическом изображении храма кто-то угадывает один из храмов города Можайска, а кто-то – кафедральный собор города Белгорода…

Образ этот именуется Никола Можайский или Никола Ратный, и, действительно, с ним тесно связаны два православных предания. Более древнее связано с подмосковным Можайском.

В XIV веке Можайск, восточный форпост Москвы, был осаждён татаро-монголами, и жителям грозили пленение и смерть, а городу – полное разорение… Во всех храмах столицы удельного княжества (существовало с 1233 г. по 1493 г.) шли непрестанные службы, особо горожане призывали на помощь любимого ими Святого Угодника Божия Николая. И произошло чудо! В небе над городом, лицом к осаждавшим, возникла в полный рост фигура Святого с занесённым над захватчиками мечом в правой и с можайским храмом в левой руках. Татаро-монголы в панике бежали, а жители, разумеется, решили увековечить образ своего спасителя, и именно в том виде, как он им явился.

двойной клик - редактировать изображение

В Можайск на поклонение святыне часто езживали московские цари и патриархи, которых, вероятно, особенно притягивало то, что образ сей явился и просиял именно на Руси, стал близким и родным, и явил себя в ратном деле!

Второе предание связывает Николу Ратного с Белгородской областью, но, вероятнее всего, что само название иконы – «Ратный» - было уже известно, так как списки с можайской иконы очень широко разошлись по Руси в эти тревожные столетия, почти не отмеченные мирной жизнью.

В XVI-XVII вв., год точно неизвестен, насельники Коренской Николаевской мужской пустыни и жители соседнего селения Устинка, что ныне находятся в Белгородчине, подверглись нападению татар, набегами наезжавших на Русь из Дикого поля (территория приазовских и причерноморских степей, издавна населяемая степняками – от хазар и печенегов до татаро-монголов). По преданию настоятель обители взял в руки икону Николы Ратного, и вместе с жителями и насельниками, с пением и чтением молитв, вышел крестным ходом к плотине на реке Коренёк, через которую татары уже были готовы начать переправу. Что привиделось захватчикам сказать уже трудно, но татары вдруг начали спешно отступать, а так как переправа была очень узкой, многие конники попадали в реку и потонули, остальные в страхе ретировались.

Историк Малой Руси Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский (1788-1850) со слов архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста (в миру Иван Мочульский, 1729-1818 гг.), так описал это чудесное событие: «Священство и монахи, став на правом берегу реки, кричали татарам: «Воротитесь; силою креста Господня святитель Николай потопит вас в сей реке!» И поскольку плотина была небольшая, а татар – великое множество, то от тесноты некоторые из них упали в реку; орда, испугавшись, возвратилась восвояси».

До 1765 года икона-воительница пребывала в пустыни, которая с того знаменательного события стала называться Коренской Ратного Николая пустынью, а после упразднения последней, была перенесена в Троицкий собор Белгорода.

Предание говорит о том, что иконой Николы Ратного фельдмаршал М.И. Кутузов сам благословлял русских солдат в 1812 году…

На поклонение в Троицкий собор к ней ездили и Екатерина II, и Александр I, и Николай I. В мае 1904 года, в начале Русско-японской войны, перед иконой молился Государь Император Николай II…

Следует отметить, что Никола Ратный Белгородский – традиционного письма – в полный рост с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой.

двойной клик - редактировать изображение

В 1919 году сотрудниками Белгородской ЧК с иконы были сняты золотой оклад и три золотых памятных креста, и ценности эти бесследно пропали. Через год из храма исчезла и сама икона. А вскоре был разрушен и Троицкий храм…

Чудотворная икона была обнаружена в подсобке Николо-Иоасафовской кладбищенской церкви Белгорода в конце 80-х годов прошлого столетия, а с 1990 года она находится в Преображенском храме, с 1923 года являющимся кафедральным собором Белгородской и Старооскольской епархии.

Есть ещё и Никола Ратный Московский… Но история этой иконы настолько удивительна, что требует отдельного рассказа…

(Продолжение следует)

1.0x