Авторский блог Наше Завтра 00:03 4 мая 2022

Николай Кротов, Виктор Геращенко "Жизнь и удивительные приключения банкира Виктора Геращенко"

Кротов Николай, Геращенко Виктор. Жизнь и удивительные приключения банкира Виктора Геращенко. — М. : Наше Завтра, 2022. — 580 с.

Первый печатный вариант этой книги увидел свет ещё в 2009 году, затем она неоднократно переиздавалась. За это время в жизнеописании Виктора Владимировича Геращенко по прозвищу "Геракл", самой яркой фигуры из сферы банковского дела постсоветской России, проявилось немало нового. О чём-то стало можно говорить (хотя о многом по-прежнему нельзя, «грузовик наедет»), что-то лично памятное оказалось ещё более рельефным и важным, достойным публичного освещения.

"Геракл" — фигура не только яркая, но и знаковая. Его отец, Владимир Сергеевич Геращенко, 1905 года рождения, из рабочих, «в оппозиции не участвовал, колебаний не было», прошёл путь от безработного времён НЭПа до первого заместителя председателя правления Госбанка СССР (1948–1958). С этого поста был отправлен в академическую «ссылку» со строгим выговором по партийной линии, поскольку не сработался с новым «хрущёвским» руководством и его новациями, шаг за шагом ломавшими сталинскую модель экономики. Впрочем, и с «брежневским» руководством тоже.

Виктор Геращенко оказался более чем достойным сыном своего отца, за 1989–2002 годы четырежды занимал пост руководителя главного банка страны и в памяти народной, несмотря ни на что прочее, остался человеком, который в 1998 году, совместно с Евгением Примаковым и Юрием Маслюковым, после дефолта удержал Россию на краю финансовой пропасти, не дав ей рухнуть туда и разбиться на десятки псевдосуверенных осколков. Не говоря уже про финансирование «северного завоза», провал которого обрёк бы на зимнюю катастрофу наши Арктику и Дальний Восток. Но такого развития событий удалось избежать. Поэтому слова Геращенко о том, что «люди ко мне нормально относятся», — не выдуманы, так оно и есть.

Вообще, «последефолтный» период с 11 сентября 1998 года по 20 марта 2002 года, когда "Геракл" последний раз руководил банком России, до сих пор остаётся единственным периодом в постсоветской истории нашего Отечества, когда ЦБ позволял себе не следовать рекомендациям МВФ, а национальная экономика не испытывала «монетарного голода» и росла такими темпами, что практически не заметила «крах доткомов» США 2000—2001 годов. Здесь необходимо отметить, что Виктор Геращенко практически всю брежневскую эпоху проработал в совзагранбанках: Лондон, Бейрут, Сингапур, — и умел не просто находить общий язык, но и быть что называется на короткой ноге с представителями мировых финансовых элит. А под его кредо: «Мы всё переживём. Мы — народ терпеливый», — может подписаться любой из наших сограждан.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x