Сообщество «На русском направлении» 14:11 15 апреля 2017

Никольские храмы как вехи русской истории

Любовь к Николаю Чудотворцу и почитание его на Руси общеизвестно, а по названиям николинских церквей и храмов можно изучать и географию, и историю нашей страны. Совершим же с вами небольшое путешествие во времени и в пространстве…

Печатается с продолжением

Любовь к Николаю Чудотворцу и почитание его на Руси общеизвестно. Рассказами о чудесных исцелениях, избавлениях, спасениях, полученных и по молитвам ко Святителю, и при его непосредственном участии полна русская церковная историография. А по названиям николинских церквей и храмов можно изучать и географию, и историю нашей страны.

Совершим же с вами небольшое путешествие во времени и в пространстве…

Начальный период русской истории носит полулегендарный характер. Времена Рюрика, Вещего Олега, Аскольда и Дира даже в различных летописях отражены по-разному, как по-разному описаны происхождение и деяния первый русских князей. По некоторым версиям Аскольд и Дир - дети законного киевского князя Кия, по другим – высокопоставленные бояре и военачальники новгородских князей Рюрика и его приемника Вещего Олега. Отправленные походом на Царьград, они были приглашены киевлянами – полянами, тогдашними жителями современной центральной Украины, на княжение, т.к. своих князей у полян не было.

Авторитетный академик Б.А. Рыбаков выдвигал версию, что Дир не имя соправителя Аскольда, а титул самого киевского князя; кто-то с мнением главного советского специалиста по нашей древнейшей истории не согласен, но периоды их правления разносит во времени, и т.д.

Достоверными (для верующего человека) из этой «тьмы веков» можно признать два эпизода – первый, связанный с походом Аскольда на Царьград в 866 г. (по византийским источникам – год 860-ый) и убийство Аскольда Вещим Олегом в 882-ом.

Первый эпизод широко освещён в византийских источниках. В период правления Императора Михаила III (840-867) и при Патриархе Фотии (ок. 820 – 896), приемнике на Константинопольской кафедре вселенских учителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, войско русов на 200 – 350(?) кораблях и численностью около 8 тысяч человек (по свидетельству «Повести временных лет» порядка 30 – 40 человек на корабле) осадило Константинополь с моря. Патриарх своими знаменитыми проповедями пытался вселить в горожан уверенность в победе, но жители хорошо осознавали нависшую над ними смертельную опасность.

После усердной молитвы в Соборе Святой Софии – Премудрости Божией в море Патриархом с сонмом сослужащих ему архиереев и при огромном стечении народа был опущен хранящийся в храме омофор Пресвятой Богородицы – и произошло чудо. Спокойная на тот момент стихия разбушевалась, поднялась страшная буря, разметала корабли русов (Фотий называл наших предков «ругами»), да так, что почти все корабли были потоплены и мало кто смог спастись из числа нападавших.

Парадоксально – но факт, что праздник, установленный греками в честь этого славного избавления от неприятеля, в самой Греции почти забыт, и в православном мире широко празднуется только нами – потомками так чудесно и внезапно разгромленных самою Богородицею русов!

У этой истории, опять же по византийским источникам, есть продолжение. По преданию поражённый происшедшими событиями, киевский князь Аскольд попросил Патриарха Фотия крестить его, его дом и всех желающих в греческую веру, и сам был крещён с именем… Да-да-да – с именем Николай в честь великого Чудотворца и Угодника Божия!

Что послужило причиной убийства Вещим Олегом киевского князя до сих пор не совсем ясно. Толи Аскольд превысил свои полномочия, воссев на Киевском престоле, толи принятие им Православия вызвало у язычника Олега прилив ярости – но, вызванный на берег Днепра Новгородским князем, Аскольд был им убит, а Вещий Олег сам себя провозгласил князем киевским.

Над могилой Аскольда была возведена церковь во имя Святителя Николая, по одной из версий - сделано это было по инициативе княгини-христианки Ольги, но в 971 году храм был разрушен по приказу её сына-язычника князя Святополка. Через двадцать лет храм был восстановлен при равноапостольном Великом князе Владимире, а в 1036 году здесь возник женский монастырь. При князе Мстиславе Владимировиче Мономахе в 1155 году на этом месте основали уже мужскую обитель – будущий Пустынно-Николаевский монастырь.

Сегодня на Аскольдовой могиле красуется выстроенный в стиле барокко в 1810 году по проекту архитектора А.И. Меленского храм-ротонда во имя Св. Николая. Храм принадлежит Украинской греко-католической церкви. В заключение следует сказать, что князь Аскольд в 2013 г. Украинской православной церковью Киевского патриархата был причислен к лику святых. Не смог найти подробных сведений по этой канонизации, но полагаю, что князь Аскольд был прославлен как страстотерпец…

И вновь возвращаемся в Древнюю Русь…

В 1380 году войско Великого князя Московского двигалось к Куликову полю на вселенскую сечу с татаро-монголами. Решено было устроить привал. Рать расположилась на отдых в том месте, где ныне стоит городок Дзержинский Московской области. И тут Великий князь Димитрий увидел на ветвях дерева икону святого Николая Угодника. Восприняв это явление как благоприятственный знак, он воскликнул: «Видение это угреша сердце мое». Угреша – согрело. Отсюда и название – Николо-Угрешская обитель. Сегодня – это десятки отреставрированных и отстроенных из руин практически заново храмов и часовен, большое хозяйство, Николо-Угрешская духовная семинария. Монастырю придан статус ставропигии, т.е. подчиняется он не главе епархии, а непосредственно Патриарху…

двойной клик - редактировать изображение

Расположенная в Замоскворечье церковь Николы в Пыжах получила своё название в память стольника, командира стрелецкого полка Потапа (прозвище – Богдан) Клементьевича Пыжова (1639-1703), тогда и вся округа носила это наименование – Пыжи. Деревянный храм на этом месте возник ещё в конце XVI века, а каменный был отстроен уже во второй половине следующего – XVII-го столетия. Храм этот ныне полюбился многим москвичам, благодаря ярким антисергианским проповедям его настоятеля – митрофорного протоиерея о. Александра (в миру – Александра Ивановича Шаргунова, род 1940 г.). О. Александр является главой Комитета «За нравственное возрождение Отечества», стоящего на строго консервативных позициях.

двойной клик - редактировать изображение

Ныне действующий Николо-Бабаевский монастырь, расположенный в Ярославской области у слияния реки Солоницы и Волги, получил своё название от наименования большого рулевого весла для сплава плотов – «бабайки», на котором по преданию к месту будущего монастыря приплыла икона св. Николая Угодника. Монастырь был основан в XV веке. Здесь с 1861-го по 1867-ой провёл свои последние годы в молитвенном уединении известный богослов и проповедник Епископ Игнатий (Брянчанинов).

двойной клик - редактировать изображение

Храм Николы на Болвановке в центре бывшей Таганской слободы получил своё название от слова «болванка» - так назывались металлические полусферы для изготовления шапок. Деревянная церковь ремесленников – шляпных дел мастеров – стояла на этом месте с 1506 года. Ныне существующий храм в стиле «московского барокко», построенный зодчим Осипом Старцовым, завершён был в 1712 году.

Правды ради, следует сказать, что на сайте соседнего храма – Спаса Преображения на Болвановке, происхождение этого наименования объясняется более «благородно». По преданию на этом месте в XV веке располагалось золотоордынское подворье, куда баскаки привозили на поклонение своего идола – «болвана». И вот якобы на этом самом месте Царь Иоанн III в 1465 году разорвал ханскую грамоту и втоптал в землю ханскую басму, и с того момента Русь прекратила выплату дани Золотой Орде. Интересно, что по поводу «басмы» до сих пор ходят споры – что под этой басмой понимать. Версий очень много – например, басма – это тот же идол, истукан, по другой версии – это чуть ли не статуэтка самого хана, есть версия, что это портрет золотоордынского владыки, наконец, что басма – это отпечаток босой ноги татарского повелителя. Мне, кстати, почему-то ближе именно последний вариант. Может быть, в силу своей «натуральности», что ли… Следует напомнить, что официальный конец татарскому игу был положен несколько позже – в 1480 году, после знаменитого «Стояния на Угре»…

двойной клик - редактировать изображение

А вот разноголосые истории о происхождении названия храма Николы в Подкопаях, находящегося в историческом районе Москвы – на Кулишках, там, где Яуза впадает в Москву-реку. Первое упоминание о нём появляется за 1493 год. В храме после разрушительного кремлёвского пожара, уничтожившего царский дворец, временно обосновался Царь и Великий князь Иван III Васильевич. Наименование «Подкопаи» объясняется, по крайней мере, тремя версиями. Первая – самая простая и «материальная» - на этом месте в старину добывали прекрасную красную глину, почему и вся местность была изрыта «подкопами» - горными выработками. Следы этих «подкопов» находят здесь до сих пор во время археологических раскопок.

Вторая версия такова – воры ночною порой устроили под церковь подкоп и украли драгоценную ризу с иконы Николая Чудотворца. Ризу удалось вынести, но под обрушившимся подкопом один из похитителей погиб.

Самая удивительная, но и самая ярко характеризующая отношение русского народа к Угоднику Божию Николаю - это история, приводимая знаменитым церковным писателем С.А. Нилусом. Она такова. Одному московскому купцу, особо чтившему Мир Ликийских Архиепископа, но разорившемуся и находящемуся под угрозой долговой ямы, во сне явился Николай Чудотворец и сам предложил купцу сделать подкоп под церковь и похитить с его иконы серебряную ризу. А, продав её, возобновить дела и снова встать на ноги. (Кстати, официальная отмена долгового рабства в России произошла лишь в 1879 году по Указу Императора Александра Второго Освободителя. Как мы видим, титул Освободителя Государь Александр Николаевич заслужил за время своего правления не единожды…)

Изумлённый купец, разумеется, воспротивился – как можно совершить такое святотатство – украсть ризу с иконы! Но Святитель невозмутимо ответил, что никакой кражи нет – и икона его, Николая, стало быть, и риза с неё – тоже его. И он просто отдаёт её купцу в долг, а когда тот снова разбогатеет, то сделает точно такую же ризу и возвратит её на икону.

Купец не сразу согласился на такое предприятие, но являвшийся ему Архиепископ был настойчив, и, в конце концов, купец поступил так, как велел ему Божий Угодник. Когда же все события развернулись по слову Николая Чудотворца, и купец, действительно, восполнил утраченное, то он – как и уговорился со Святителем - изготовил точно такую же ризу и украсил ею икону. Прихожане храма не могли надивиться тому, что новая риза была точь в точь как старая похищенная, и тогда виновник торжества поведал им почти невероятную историю похищения и возвращения своих богатств…

двойной клик - редактировать изображение

В районе Якиманки находится храм Николая Чудотворца на Берсеневке. На этом месте уже в XIV веке существовал Никольский на Болоте монастырь. В 1625 году храм упоминается уже как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневскою решёткою». Что ж это за «решётка» такая?

В царствование уже не раз упомянутого нами Ивана III Васильевича в 1504 году в Москве началась борьба с бедственными пожарами и преступностью, для чего город был поделён на участки, закреплённые за богатыми и власть имущими великокняжескими слугами. Так Якиманка оказалась в ведении видного дипломата и государственного деятеля времён Иоанна III и Василия III Ивана Никитича Беклемишева. Около сорока лет Иван Никитич верой и правдой служил Августейшим отцу и сыну, но за осуждение развода Василия III с Соломонией Сабуровой, да и за приверженность Царя греческим обычаям, по государеву указу в 1525 году он был обезглавлен. Но вернёмся на несколько десятилетий назад…

У Беклемишева было прозвище – Берсень, то есть «крыжовник». Откуда оно могло пойти? Может быть, свои владения Иван Никитич огородил именно этим колючим кустарником - «берсеневою решёткою»? Кто знает… Скажу лишь, что в современной топонимике Москвы мало кто из государственных людей XVI века остался и в названии набережной – Берсеневская, и в названии башни Кремля – Беклемишевская, чаще, правда, именуемой Москворецкая…

Я хорошо знаю Настоятеля этого храма - игумена Кирилла (в миру – Александр Сергеевич Сахаров, род. 1957 г.), который управляет приходом уже четверть века. Игумен Кирилл с 1991 по 1997 год возглавлял Союз православных братств, и именно на этот период пришлась активная деятельность Православного братства во имя Преподобного Серафима Саровского, где я являлся Товарищем (заместителем) Председателя Братства.

Братство провело с десяток имевших большую популярность Серафимо-Дивеевских чтений, в которых принимали участие академик И.Р. Шафаревич, философ и социолог А.Г. Дугин, писатель и публицист И.В. Дьяков, философ и математик, развивающий современную теодицею, В.Н. Тростников, председатель «Союза офицеров» С.Н. Терехов, Председатель Президиума Международного геополитического общества С.А. Шатохин, Глава Союза «Христианское Возрождение» В.Н. Осипов и многие, многие другие известные политики и общественные деятели. Их неизменным участником являлся и игумен Кирилл.

Первым Председателем нашего Братства (ныне – Старейшина) был писатель, библиограф и монархический деятель Александр Николаевич Стрижёв (род. 1934 г.), больше известный по его книге «Календарь русской природы» и по многочисленным публикациям в журнале «Наука и жизнь» за период с 1966 по 1982 гг. Нынешним Председателем Братства является монархист-легитимист, православный публицист – Сергей Фёдорович Крюков (род. в 1961 г.); и игумен Кирилл, и А.Н. Стрижёв, и С.Ф. Крюков – авторы нашего сайта. Причём, и Председатель Союза православных братств, и первый Председатель Серафимовского братства – члены Союза писателей России.

В своём храме игумен ведёт службы по древнерусскому (дониконианскому) чину, практикует древнее знаменное пение, раздельное стояние мужчин и женщин. Игумен Кирилл – ярый противник экуменизма, его приход не принял ИНН и ОГРН, сам гражданин Сахаров не имеет российского паспорта…

В последнее время мы встречались с игуменом Кириллом лишь несколько раз на заседаниях возрождённого скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым «Союза русского народа»…

двойной клик - редактировать изображение

(Продолжение следует)

Сегодня 00:54
Cообщество
«На русском направлении»
1.0x