Авторский блог Николай Михайлов 19:02 31 октября 2019

Ни хао!

книга Константина Батанова о том, как вести дела с китайскими партнёрами

Константин БАТАНОВ. Ни хао! Как вести дела с китайскими партнёрами. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 304 с.

В последние годы китайское присутствие ощущается во всех областях нашей повседневной жизни: нас окружают бытовые товары китайского производства, число китайских туристов на Красной площади в некоторые дни превышает число россиян, наши дети и внуки изучают китайские единоборства. Это всё происходит на фоне заявлений руководителей России и Китая о том, что отношения между нашими странами каждый год становятся всё ближе и дружественней. Без сомнения, Китай — великий сосед России, её крупнейший партнёр на мировой арене.

Книга "Ни хао! Как вести дела с китайскими партнёрами" напоминает нам о том, что любое сотрудничество начинается с контактов между людьми, в ней рассказывается о характерных особенностях китайской культуры и быта, отмечаются черты психологии китайцев, которые влияют на взаимодействие с иностранцами. Китайцы представляются как очень прагматичные люди. Цитата: "На Западе принято считать, что сотрудничество возможно между людьми, которых связывают дружеские отношения, а сам процесс проходит в атмосфере доброжелательности с учётом интересов всех сторон. Однако при тесных контактах с китайцами открывается и другой взгляд: сотрудничество — это своего рода война. За успехом каждого человека стоит какая-то сила. В ряде случаев он опирается на деньги и связи родственников, какие-то особые навыки, но очень часто бывает так, что человек сделал карьеру или разбогател благодаря усилиям, неудачам и работе других людей. Тех самых людей, которых этот человек сумел привлечь к себе и использовать для достижения собственных целей, то есть тех, кем он манипулировал".

Отдельная тема в книге — поездка в Китай, что вас там может ожидать, советы о том, как её сделать более приятной и избежать трудностей, которыми любят нас пугать некоторые СМИ и путешественники. Значительное внимание уделено деловому этикету, обмену подарками, употреблению алкоголя, китайской кухне и языку. Важный аспект — способы проверки благонадёжности партнёров. В книге также рассматривается классический набор из тридцати шести стратагем, описанных в древнекитайской литературе ещё три тысячи лет назад, — способов манипуляции противником с целью получения преимуществ. Стратагемы включают в себя обман, шантаж, соблазнение, использование шпионов, неравноценный обмен и другие вариации, с нашей точки зрения, неблаговидного поведения.

Цитата: "Значительная часть стратагем подразумевает использование с выгодой для себя пороков людей, с которыми происходит конфликт интересов. Китайцы ещё с древних времён полагают, что человек по своей сути порочен и имеет наклонности и черты характера, которые могут привести его в ловушку и поставить в невыгодное положение, если, конечно, он не будет их контролировать. Возможно, именно поэтому в Китае, да и в других древних цивилизациях, так уважительно относились к аскетам — не будучи подвержены соблазнам, они были неуязвимы для тех, кто хотел применить против них какую-либо хитрость".

Автор, опираясь на наблюдения за современными китайцами, утверждает, что эти стратагемы живы и широко используются жителями Поднебесной до сих пор, к описанию каждой из них он прилагает конкретные примеры их применения в современной жизни. Интересно, что китайцы очень бережно относятся к стратагемам и считают тех, кто их использует, мудрыми людьми.

Заключительная часть книги познакомит читателей с опытом работы автора в китайском коллективе, здесь приводятся различные советы по выстраиванию отношений с китайскими коллегами, методы предотвращения неловких ситуаций и т.д.

Цитата: "О том, что компания — это семья, вы не раз услышите, общаясь с китайскими предпринимателями. Всё верно, только имеется в виду большая азиатская семья с чёткой иерархией. У неё много отличий от типичной западной семьи, в которой два родителя и двое-трое детей. В этой азиатской семье много детей, их надо своевременно наказывать и поощрять, заботиться об их воспитании, личностном росте, следить за их оценками в школе (то есть размером пользы, которую приносит конкретный сотрудник)".

Книга вызывает сложные эмоции. С одной стороны, очевидно, что автор любит и уважает Китай. Он открывает секреты повседневной жизни китайцев, рассказывает об уроках, полученных им от его китайских коллег и недругов, даёт нам возможность узнать то, что до него не открывали другие специалисты по Китаю.

С другой стороны, некоторые тезисы преподносятся слегка цинично и резковато. Например, К. Батанов утверждает, что "работа или бизнес — это поле боя, на котором нет однополчан. Во избежание разочарований проще исходить из того, что сотрудники и партнёры являются соперниками". Ещё одно утверждение: "Я разочарую молодых специалистов-китаеведов, а также тех, кто долгое время общался с китайцами и решил, что он теперь почти китаец. Помните, что вы всегда будете чужими для китайцев. Чтобы быть своим, вашей душе надо было тщательнее выбирать место, где родиться, и семью — и своевременно сделать выбор в пользу Китая. Даже если вы выпили со своими китайскими друзьями миллион литров алкоголя, вместе покорили Эверест или даже женились на китаянке, вы всё равно останетесь немного "не таким" в глазах китайцев, включая и китаянку, на которой женились. Свою роль здесь сыграли культурные, языковые, исторические, ментальные и другие различия. Но это совсем не значит, что вас не любят или только и ждут, чтобы сделать вам плохо. Просто вы "не такой"".

Эта книга во многом нетипична именно тем, что она не обозначает китайцев как наших братьев, не объявляет их нашими врагами, а призывает относиться к ним именно как к партнёрам, то есть прагматично, и содержит практические рекомендации по ведению конкретной работы. Важный момент — книга не только описывает китайские хитрости, но и учит противостоять им. Эта книга будет интересна широкому кругу читателей: тем, кто интересуется культурой азиатских стран, политикам, бизнесменам, психологам и другим.

1.0x