Авторский блог Андрей Аганин 01:23 23 августа 2019

Несколько штрихов об Альма-матер самых близких «партнёров»

В последние месяцы стали звучать отдельные мнения экспертов о том, что неудачные испытания в рамках реализации российских проектов связаны с недостаточно успешным сотрудничеством с самыми близкими «партнёрами», которые не оправдывают возлагавшихся ранее на них надежд.

двойной клик - редактировать изображение

1. Наши сограждане очень часто слышат от самых высоких лиц в государстве слово «партнёры». Для нас так часто употребляют этот слово, что мы уже практически и не задумываемся о тех, о ком высокий руководитель «хочет поведать нам», не сказав ничего содержательного, собственно говоря.

А вместе с тем, слово партнёр (франц. partenaire – участник) имеет в русском языке несколько значений:

1.1. Напарник, соучастник. И тут хотелось бы понять, что же это за такие напарники или, может быть, соучастники чего?

1.2. Сожитель. Здесь лично я вообще нахожусь в недоумении.

1.3. Участник в какой-либо совместной деятельности. Компаньон по бизнесу. Опять возникает вопрос, что же это за совместная деятельность, по какому бизнесу это компаньоны?

1.4. Член какого-либо партнёрства. Никак нельзя и тут ответить на вопрос, что же это за партнёрство?

1.5. Элемент товаропроводящей сети, разделяющий риски с производителем. Например, партнёр закупает программное обеспечение у разработчика (у какого?) по специальной низкой цене (насколько она низкая и для кого?) и продаёт (нам что ли?) с наценкой розничным потребителям.

Много вопросов и толков оказывается у этого вроде бы простого русского слова, берущего смысл от слова из французского языка!

двойной клик - редактировать изображение

2. Несколько меньше разногласий в понимании другого русского слова «альма-матер», берущего смысл от слова из латинского языка. Альма-матер (лат. alma mater – буквально по-русски «кормящая мать» или «мать-кормилица») – старинное неформальное название учебных заведений (университетов), которые изначально давали в основном теологическое и философское образование, как организаций, питающих духовно.

двойной клик - редактировать изображение

3. И тут мы переходим к главному в настоящей статье: к рассказу о двух самых главных альма-матер самых близких (чрезвычайно важных) «партнёров» руководства, которое о них вскользь часто упоминает.

Итак, Федеральная академия политики безопасности (ФАПБ, нем. Bundesakademie für Sicherheitspolitik, BAKS) является межведомственным учреждением – учебным центром Федеративной Республики Германия по углубленным исследованиям, образованию и обучению в области политики безопасности. ФАПБ находится в ведении Федерального министерства обороны ФРГ. В состав попечительского совета ФАПБ входит Федеральный совет безопасности ФРГ. Она расположена в комплексе зданий на территории дворца Шёнхаузен в районе Берлина Нидершёнхаузен (бывшем самостоятельным сельским населённым пунктом в федеральной земле Бранденбург до образования Большого Берлина в 1920 году, но после административной реформы 2001 года Нидершёнхаузен в статусе района включён в северо-восточный административный округ Берлина – Панков), который был построен в 1950-х годах для бывшего исполнительного органа Германской Демократической Республики (в 1949 – 1964 годах и 1990 году назывался Правительство ГДР (нем. die Regierung der DDR), в 1964 – 1990 годах назывался Совет министров ГДР (нем. Ministerrat der DDR)).

двойной клик - редактировать изображение

4. ФАПБ предназначена для дальнейшего обучения руководителей федерального правительства и земельных правительств, а также частного сектора, занимающегося вопросами безопасности, за пределами ведомственных границ. ФАПБ отвечает за обеспечение всестороннего повышения квалификации за пределами министерского уровня для нынешнего и будущего исполнительного персонала как из федеральных и государственных учреждений, так и из частного сектора, имеющих отношение к политике безопасности. При этом охватываются все сферы политики безопасности, а также действия государства и человека. Она также предназначена для создания сети между вышеуказанными группами людей. ФАПБ рассматривает себя как форум для обсуждения интересов политики безопасности и в этой функции она поддерживает роль ФРГ в международном сообществе и во всех международных организациях с целью достижения консенсуса в вопросах политики безопасности.

Основным событием программы ФАПБ является её ежегодный шестимесячный Старший курс по политике безопасности, в котором принимают участие около тридцати человек из федеральных министерств и земельных министерств, деловых кругов и научных сообществ. Иногда в нём также принимают участие представители министерств иностранных дел и наднациональных организаций.

двойной клик - редактировать изображение

5. Чтобы продолжить выполнение своих задач политики безопасности в будущем, с 2015 года ФАПБ придерживается концепции, основными пунктами которой являются следующие:

5.1. Общественный дискурс и общение.

Новым является открытие дискуссии о безопасности для широкой общественности. Для этой задачи поле «общение» было впервые создано; с осени 2015 года оно стал профессиональным и получило название «Коммуникация и публичный дискурс». Между тем, одним из столпов академической работы стали классическая работа с прессой, связи с общественностью, интернет-редакция, социальные сети и гражданский диалог, а также продвижение младшей политики безопасности.

5.2. Преподавание.

Основной семинар предназначен для сотрудников федеральных министерств, которые должны быть готовы принять ключевые документы по вопросам безопасности. Курс открыт для сопоставимых участников из бизнеса и общества. Управленческий семинар для управленческого персонала из правительства, промышленности и общества предоставит участникам возможность углубить свои знания по сложным темам политики безопасности на интенсивной трехнедельной фазе обмена.

5.3. Специализированные мероприятия и международное сотрудничество.

Каждый год ФАПБ организует около 70 мероприятий с участием около 4000 участников. На национальном и международном техническом уровне ФАПБ будет расширена в качестве платформы для вопросов будущей политики и стратегии безопасности. Это призвано укрепить доверительный обмен мнениями между экспертами.

двойной клик - редактировать изображение

6. В середине 1980 годов возникли споры о создании национального учебного заведения для обсуждения и распространения информации по вопросам политики безопасности, аналогичного институтам, которые уже существовали в других государствах (таких как Университет национальной обороны (англ. The National Defense University) в Вашингтоне, Институт высших исследований и разработок национальной обороны (франц. Institut des Hautes Etudes de Défense Nationale) в Париже или Королевский колледж оборонных исследований (The Royal College of Defence Studies) в Лондоне).

Летом 1987 года Федеральный совет безопасности ФРГ впервые рассмотрел вопрос создания такого института и сформулировал следующие основные требования для него:

«Многочисленные и разнообразные международные обязательства Федеративной Республики Германии вызывают потребность в профессионально подготовленных исполнительных кадрах, способных эффективно представлять национальные интересы на международном уровне»;

«Необходимым условием для этого является общая политическая и стратегическая ориентация в сфере политики безопасности, которая выходит за пределы ведомственных границ и основана на общем понимании национальных интересов Германии»;

«Принятие нашей политики безопасности в отношении населения является жизненно важным элементом самой безопасности. Активизация обсуждения вопросов общественной безопасности требует наличия профессионально компетентных лидеров в правительстве, бизнесе, науке и СМИ, которые могут взять на себя необходимое руководство в формировании общественного мнения»;

«Стремление к расширению сотрудничества по вопросам безопасности с нашими европейскими союзниками требует от немецких чиновников и офицеров прохождения подготовительной подготовки на национальном уровне в соответствии с международными стандартами».

После этого межведомственный комитет занялся этой темой и рекомендовал создать соответствующее учреждение, которое должно выполнить эти основополагающие требования. В 1988 году Федеральный совет безопасности ФРГ одобрил эту рекомендацию комитета и поручил ему разработать учебную программу для этого учреждения, которая была утверждена комитетом летом 1989 года.

В феврале 1990 года Федеральный совет безопасности ФРГ утвердил учебную программу и решил создать академию, находящуюся в ведении Федерального министерства обороны ФРГ. Летом того же года Федеральный кабинет министров согласился на создание ФАПБ, а Федеральный совет безопасности ФРГ должен был сформировать Попечительский совет академии.

Академия начала свою работу в 1992 году, её первым президентом был адмирал (в отставке) Дитер Веллерсхофф (нем. Dieter Wellershoff) в своём временном доме «Розенбург» в Бонне. В то же время был создан Консультативный совет для оказания помощи академии в её работе, прежде всего, путём издания рекомендаций относительно её учебной программы.

В 2002 году по рекомендации Консультативного совета и ФАПБ Попечительский совет принял решение об окончательном переводе её деятельности в Берлин.

С марта 2004 года ФАПБ построила собственный комплекс с лекционными залами, конференц-залами и офисами в парке дворца Шёнхаузен в северо-восточном административном округе Берлина – Панков. С переездом в Берлин требования к ФАПБ резко возросли и сделали необходимой новую структуру, которая была введена в 2007 году.

В апреле 2015 года была создана рабочая группа «Junge Sicherheitspolitiker» совместно с группой друзей ФАПБ (нем. BAKS e.V. Friends), которая способствует целенаправленному объединению молодых специалистов и руководителей из политики, власти и общества и вовлекает своих членов в работу ФАПБ.

двойной клик - редактировать изображение

7. Президент и вице-президент ФАПБ поочередно назначаются Федеральным министерством иностранных дел ФРГ и Федеральным министерством обороны ФРГ. ФАПБ, помимо руководства, состоит из подразделений обучения и поддержки. С февраля 2016 года руководство ФАПБ, помимо президента, вице-президента и директора, состоит из трёх руководителей сфер по направлениям (коммуникации, специализированные мероприятия, семинары). Сотрудники исследовательской зоны прикомандированы министерствами, входящими в Федеральный совет безопасности ФРГ (Федеральное министерство иностранных дел ФРГ, Федеральное министерство внутренних дел ФРГ, Федеральное министерство юстиции ФРГ, Федеральное министерство финансов ФРГ, Федеральное министерство экономики ФРГ, Федеральное министерство энергетики ФРГ, Федеральное министерство обороны ФРГ и Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития ФРГ).

Попечительский совет ФАПБ состоит из членов Федерального совета безопасности ФРГ под председательством Федерального канцлера и принимает решения по фундаментальным вопросам ФАПБ. Задачей Консультативного совета ФАПБ является консультирование Совета попечителей ФАПБ по всем вопросам межведомственной подготовки по вопросам политики безопасности. Консультативный совет ФАПБ представляет лиц из политически и социально значимых областей. В настоящее время, когда в сентябре 2012 года был учрежден 6-й Консультативный совет ФАПБ, это, например, профессора Харфрид Мюнклер (нем. Herfried Münkler) и Йоахим Краузе (нем. Joachim Krause), а также такие люди, как Йорг Шенбом (нем. Jörg Schönbohm) и Вальтер Вакенхут (нем. Walter Wakenhut).

двойной клик - редактировать изображение

8. С переориентацией ФАПБ веб-сайт стал медиа-центром работы Академии. На сайте www.baks.bund.de читатели узнают последние результаты семинаров и специальных мероприятий. Кроме того, рабочие документы по политике безопасности, информационные бюллетени и заявления руководства ФАПБ предоставляют широкий информационный пакет. По запросу также можно подписаться по электронной почте для бесплатной подписки.

ФАПБ раз в два года вручает премию Карла Карстенса (нем. Karl-Carstens-Preis), названную в честь бывшего президента Федерации, которая названа в честь бывшего федерального президента ФРГ. Этой премией награждаются личности, «которые внесли выдающийся вклад в развитие отношений политики безопасности в немецкоязычных государствах и продвигали широкий подход к современной политике безопасности в обществе». Церемония награждения проходит поочерёдно с «речью Манфреда Вёрнера» (нем. „Manfred-Wörner-Rede“). Он призван ознаменовать традицию мемориальных выступлений бывшего министра федеральной обороны ФРГ и генерального секретаря НАТО Манфреда Вёрнера, а также содействовать диалогу по вопросам безопасности.

С 2005 по 2013 год участники предыдущего семинара по политике безопасности разработали, обсудили и представили анализ политики безопасности. Были выполнены следующие работы:

2005 год: «Импульсы для разработки стратегии национальной безопасности ФРГ»;

2006 год: «Политика безопасности 2010 года – Превентивная, всеобъемлющая, устойчивая»;

2007 год: «Асимметрия как вызов. Основы межведомственной политики безопасности»;

2008 год: «Энергетическая безопасность 2050 года – межведомственная проблема;

2009 год: «Грузия в фокусе – Перспективы безопасности на Кавказе – Рекомендации для немецкой политики»;

2010 год: «Европейская безопасность и Россия – варианты с точки зрения Германии;

2011 год: «Европа и Ближний Восток – стратегическое значение Турции с точки зрения Германии»;

2012 год: «Сетевая безопасность – выбор рекомендаций по политике безопасности;

2013 год: «Недооцененные вызовы безопасности для ФРГ и Европейских Союза».

двойной клик - редактировать изображение

9. Теперь немного об ещё одной федеральной академии.

Федеральная академия военной администрации и военной техники (ФАВАВТ, нем. Die Bundesakademie für Wehrverwaltung und Wehrtechnik (BAkWVT)) была учебным заведением бундесвера со штаб-квартирой в Мангейме. В федеральной администрации вооруженных сил ФАВАВТ служила в качестве центрального учебного заведения для обучения, подготовки и повышения квалификации должностных лиц, государственных служащих и работников в высших сферах ответственности, а также профессиональной подготовки должностных лиц высшей и высшей технической службы. Ежегодно проводились около 450 курсов с более чем 10 000 участников.

9.1. Через год после создания бундесвера (нем. Bundeswehr от Bundes – «федерация» и Wehr «оружие; оборона, сопротивление» – вооружённые силы Федеративной Республики Германия) в 1956 году в Мангейме была создана школа управления бундесвера. В 1961 году школа управления бундесвера была преобразована в академию, в тот год преподавательский состав насчитывал 341 человека. В 1974 году академия была переименована в ФАВАВТ. К 25-летнему юбилею в 1986 году ФАВАВТ окончили уже 6 000 выпускников. В 1994 году в берлинском районе Грюнау был открыт филиал ФАВАВТ. В 2001 году было зарегистрировано 12 000 участников курса ФАВАВТ. В рамках переориентации бундесвера ФАВАВТ в конце 2012 года перешла в недавно созданный учебный центр бундесвера.

двойной клик - редактировать изображение

10. Совсем недавний визит Президента Российской Федерации во Французскую Республику и его переговоры с французским государственным деятелем, политиком, действующим президентом Французской Республики и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Французской Республики (с 14 мая 2017 года) Эммануэлем Жан-Мишелем Фредериком Макроном (франц. Emmanuel Jean-Michel Frédéric Macron, 21 декабря 1977 года, Амьен, Сома, О-де-Франс, Французская Республика) были отмечены, прежде всего, неожиданными заявлениями последнего о том, что Россия является «европейской страной до глубины души», Европа простирается «от Лиссабона до Владивостока», а вся архитектура отношений между Европейским Союзом и Российской Федерацией должна быть полностью перестроена на принципах большего доверия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобного рода дипломатическая риторика последний раз применялась официальным Парижем разве что во времена французского военного и государственного деятеля, генерала, ставшего во время Второй мировой войны символом французского Сопротивления Шарля Андре Жозефа Мари де Голля (франц. Charles André Joseph Marie de Gaulle, 22 ноября 1890 года, Лилль, Лилль, Нор, (Третья) Французская Республика – 9 ноября 1970 года, Коломбе-ле-Дёз-Эглиз, Шомон, Блез, Верхняя Марна, (Пятая) Французская Республика). Поскольку Э.Ж.-М.Ф. Макрон не без оснований считается креатурой «клана Ротшильдов» (иначе элит Соединённого Королевства), то речь фактически идёт об утрате Берлином статуса привилегированного партнёра Москвы и дополнительных угрозах для крупнейших банков Германии (Deutsche Bank AG и Commerzbank AG), чьи акции продолжают стремительно падать в цене, приближаясь к дефолтному уровню.

Чем же всё-таки было вызвано охлаждение между Москвой и Берлином. Берлин в годы правления немецкого государственного и политического деятеля, учёного-физикохимика, действующего федерального канцлера Федеративной Республики Германия (с 22 ноября 2005 года) Ангелы Доротеи Меркель (нем. Angela Dorothea Merkel, урождённой Каснер (нем. Kasner), 17 июля 1954 года, Гамбург, ФРГ) слишком последовательно двигался в фарватере политики США, жёстко настаивая на вхождении Украины в Восточное партнёрство – проект Европейского Союза, имеющий основной заявленной целью развитие интеграционных связей Европейского Союза с шестью государствами бывшего СССР: Республикой Азербайджан, Республикой Армения, Республикой Белоруссия, Грузией, Республикой Молдова и Украиной. Кроме того, ФРГ поддержала все антироссийские санкции, не отступив от этих решений и до настоящего времени. Да и политика ФРГ в отношении строящегося магистрального газопровода «Северный поток – 2» (англ. «Nord Stream 2») из Российской Федерации в ФРГ через Балтийское море длиной свыше 1200 км (2400 км по двум ниткам), являющегося расширением магистрального газопровода между Российской Федерации в ФРГ, проходящего по дну Балтийского моря «Северного потока» (англ. Nord Stream, ранее – морская часть Северо-Европейского газопровода). Срок окупаемости газопровода «Северный поток – 2» эксперты оценивают от 8 до 30 лет, в зависимости от тарифа на транзит, который установят ПАО «Газпром» и его «партнёры». Но «партнёры» проводят крайне сдержанную и осторожную политику в отношении коммерчески выгодного им проекта «Северный поток – 2», из-за чего растут расходы на его осуществление, и удлиняются сроки его окупаемости, в то время как за реализацию этого проекта приходится многие годы НЕСТИ НЕПОМЕРНЫЕ РАСХОДЫ РОССИЙСКОМУ НАРОДУ, а не всё более и более мифическим «партнёрам».

Некоторые эксперты все годы правления А.Д. Меркель настаивали на неотвратимости самого скорого изменения курса официального Берлина в отношении Москвы, намекая на плодотворное сотрудничество в различных неафишируемых сферах, включая скрытый импорт Российской Федерацией технологий и товаров, мягко говоря, двойного назначения. Однако, в последние месяцы стали звучать отдельные мнения экспертов о том, что неудачные испытания в рамках реализации российских проектов (предположительно таких как «Посейдон», «Беревестник», а также пожар на «Лошарике») связаны с недостаточно успешным сотрудничеством с самыми близкими «партнёрами», которые не оправдывают возлагавшихся ранее на них надежд.

1.0x