Авторский блог Владислав Мальцев 00:06 21 января 2024

Неразменная тысяча. Сколько самолётов поставят к 2030 году?

как менялось количество и сдвигались сроки сдачи импортозамещаемых лайнеров

15 января на сайте Правительства России было опубликовано распоряжение №7-р от 13 января 2024 года, предписывающее выделить 282,3 млрд руб из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на инвестиции с целью «расширения производства отечественной авиационной техники для обеспечения выполнения комплексной программы развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. №1693-р, достигаемой до 2030 года с выходом на проектные мощности по производству воздушных судов в год SSJ-NEW – до 20 штук, МС-21-310 – до 72 штук, Ил-114-300 – до 12 штук, Ту-214 – до 20 штук и Ил-96-300 – до 2 штук в период реализации инвестиционного проекта».

Названа в документе и конечная цель в виде «обеспечения транспортной независимости Российской Федерации достигается до 2030 года путем выполнения комплексной программы развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. №1693-р, в части поставки воздушных судов SSJ-NEW – 142 штуки, МС-21-310 – 270 штук, Ил-114-300 – 70 штук, Ту-214 – 115 штук и Ил-96-300 – 12 штук».

Обойдется это в астрономическую сумму порядка 1 трлн руб: «Объем капитальных вложений, необходимый для реализации инвестиционного проекта, составляет 1.003.051.964 тыс руб в ценах соответствующих лет (865.606.881 тыс руб в ценах 2023 года)», из которых «заемное финансирование (банковское) – 380.920.070 тыс руб в ценах соответствующих лет (283.786.032 тыс руб в ценах 2023 года); средства участников инвестиционного проекта (в объеме амортизации, формируемой в рамках реализации инвестиционного проекта) – 122.780.986 тыс руб в ценах соответствующих лет (82.468.941 тыс руб в ценах 2023 года); бюджетные средства в объеме 215.564.059 тыс руб в ценах соответствующих лет, предоставляемые выгодоприобретателям из федерального бюджета…; средства Фонда национального благосостояния – 283.786.849 тыс руб в ценах соответствующих лет». Опубликован и график траншей из бюджета вплоть аж до 2038 года.

Суммы неудивительны с учетом стоимости продукции. Как следует из Приложения №1 к распоряжению Правительства Российской Федерации №12-р от 11 января 2023 года «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. №2044-р и утверждении паспорта инвестиционного проекта «Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов», для «Аэрофлота» стоимость первых двух SSJ-100 составит 2 млрд 256 млн руб за один самолёт, с третьего по восемнадцатый – 2 млрд 358 млн руб и начиная с девятнадцатого – 2 млрд 464 млн руб, с первого по пятого Ту-214 и с первого по шестого МС-21 – 3 млрд 144 млн руб, начиная с шестого Ту-214 и седьмого МС-21 – 3 млрд 285 млн руб.

двойной клик - редактировать изображение

Решение правительства о инвестировании новых средств из ФНБ появилось как раз на фоне того, что в Telegram-каналах активно муссируются цифры то в 1000, то в 500 самолётов, запланированных к производству до 2030 года. Непонятно – это увеличение или уменьшение? Надо разобраться подробнее.

Первая цифра была озвучена 15 июня 2022 года министром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Мантуровым в интервью ТАСС на XXV Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022): «В соответствии с поручением президента по итогам совещания по вопросам развития авиационных перевозок и авиастроения мы совместно с Минтрансом сформировали комплексную программу развития авиационной отрасли до 2030 года. Одним из ее параметров является прогноз производства воздушных судов, включающий оптимальную номенклатуру, объемы и сроки поставок. До 2030 года предприятиями авиационной промышленности подтверждена возможность поставки более тысячи самолётов для нужд гражданской авиации… Планируется поставка: 142 SSJ-New, 270 МС-21-310, 70 Ил-114-300, 70 Ту-214, 12 Ил-96-300. Парки региональных перевозчиков пополнят самолёты «Ладога», Л-410, «Байкал».

Затем было принято упомянутое выше распоряжение Правительства Российской Федерации №1693-р от 25 июня 2022 года: «В 2022 – 2030 годы предусматриваются поставки 1036 самолётов для нужд гражданской авиации, из них 142 единицы SSJ-NEW, 270 единиц МС-21-310, 70 единиц Ил-114-300, 70 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96-300, 140 единиц ТВРС-44 «Ладога», 178 единиц Л-410 и 154 единицы «Байкал» (ЛМС-901)... При этом с 2024 года планируется выйти на поставку 20 единиц в год самолётов SSJ-NEW, а программа создания самолётов МС-21 предусматривает поставку 72 единиц в год с 2029 года с началом поставок первых 6 машин в 2024 году. Кроме того, предусматривается большой объем поставок малоразмерных самолётов (ТВРС-44 «Ладога», Л-410, «Байкал» (ЛМС-901) – 20 – 25 самолетов ежегодно, начиная с 2026 года».

Выделяемые средства в документе не прописаны, но на последовавшем оперативном совещании с вице-премьерами 27 июня 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин упомянул: «По поручению главы государства Правительством подготовлена Комплексная программа развития авиатранспорта на ближайшие семь лет. Соответствующее распоряжение подписано... На реализацию программы за этот период планируем направить более 770 млрд рублей. Причём свыше 150 млрд из них поступят в отрасл

ь уже до конца текущего года на обеспечение авиаперевозок». Сколько из этой суммы конкретно на производство самолетов – непонятно.

Дальше на время наступила тишина, сопровождаемая оптимистичными заявлениями о соблюдении графика. «Производственным планом 2023 года предусмотрена поставка двух готовых самолётов SSJ-NEW, однако сначала нам нужно пройти испытания и сертификацию», – говорил 22 декабря 2022 года Мантуров в интервью ТАСС. Это предусматривалось и распоряжением Правительства Российской Федерации №12-р от 11 января 2023 года «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. №2044-р и утверждении паспорта инвестиционного проекта «Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов», где в приложении №1 была четко прописана приема «Аэрофлотом» двух первых SSJ-100 в декабре 2023 года.

Прошло полгода. «По SSJ New процесс тоже идет, в сертификационных испытаниях участвуют научные институты – ЦАГИ и СибНИА, куда мы уже доставили обновленные планеры самолёта. Также запланированы летные испытания в российском облике, задача – получить главные одобрения изменений в конструкцию к концу текущего года. Полет этого лайнера будет в ближайшее время – в начале лета, срок уже обозначен председателем правительства. Ориентируемся на него», – бодро рапортовал 16 мая 2023 года в интервью ТАСС Денис Мантуров. По факту, первый опытный полет лайнера прошел не в начале, а в самом конце лета – 29 августа 2023 года. Разумеется, про поставки первых двух готовых самолётов до конца года забыли.

При этом уже в майском интервью ТАСС глава Минпромторга сдвинул сроки сдачи и других импортозамещенных самолётов: «Поставки Ту-214… В этом году это будут, скорее всего, доработанные под эти задачи ранее эксплуатировавшиеся самолёты, в следующем году начнем поставки новых».

6 октября 2023 года Министерство транспорта Российской Федерации разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект документа «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. №1798 в части изменения сроков и стоимости поставляемой авиационной техники», которое «предусматривает… перенос срока поставки 3 единиц самолётов Ил-114-300… с 2023 на 2026 год».

Проходит еще месяц, и вот новости от 13 ноября: «Поставка 22 полностью импортозамещенных самолётов SJ 100 российским авиакомпаниям ожидается в 2024 году. Об этом, отвечая на вопрос ТАСС, журналистам сообщил глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. «У нас по программе 2 самолёта должно было быть передано в этом году и 20 в следующем. Мы просто уплотнили программу 2024 года», – рассказал он. Слюсарь уточнил, что это связано с тем, что «программа испытания двигателей ПД-8 оказалась чуть больше, чем планировали»… Глава ОАК отметил, что изначально сертификацию рассчитывали получить до конца 2023 года, «но, к сожалению, это перешло на следующий год».

Между тем, начали срываться сроки и поставок третьего вида самолётов. Из публикаций татарстанских СМИ от 4 декабря 2023 года: «Сдача первых Ту-214 переносится на 2024-й, сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме. По комплексной программе развития авиационной отрасли РФ до 2030 года Казанский авиазавод – филиал «Туполева» (КАЗ) должен был построить три лайнера. Как утверждают наши собеседники, в высокой степени готовности – один, заложенный еще до СВО… В «Туполеве» нам подтвердили сдвиг программы вправо – самолёты сдадут в 2024 году. «Работа идет достаточно напряженная, но есть задержки, – рассказал «БИЗНЕС Online» управляющий директор «Туполева» Вадим Королев. – Во-первых, непросто разогнаться с учетом нашей пропускной способности – раньше КАЗ делал в среднем полтора Ту-214 в год. Во-вторых, ввиду уникальности схемы доведения ресурсов на масштабирование производства формирование соответствующих правил потребовало ощутимо больше времени, нежели предполагалось изначально. Это сказывается на сроках техперевооружения – и у нас, и, насколько понимаю, по нашей кооперации. Сейчас все необходимые меры выработаны, деньги пошли, но изначальные сроки сдвигаются несколько вправо». По его словам, одна машина в цехе окончательной сборки, остальные – на стадии агрегатной сборки».

двойной клик - редактировать изображение

Об этом же 12 декабря 2023 года сообщали уже федеральные СМИ: «По данным «Ъ», «Ростех» успеет достроить и передать в 2023 году максимум один самолёт Ту-214 из трех запланированных… Как стало известно «Ъ», Казанский авиационный завод (входит в «Ростех») достроит и передаст до конца года один Ту-214. Самолёт уйдет спецзаказчику. По версии одного из источников «Ъ», это СЛО «Россия», другого – МЧС. Реальная эксплуатация, по его сведениям, начнется не ранее 2024 года. По одной из версий, самолет находится на стадии финальной сборки, по другой – в процессе технической приемки».

При этом намеченное к производству до 2030 года количество Ту-214 выросло в полтора раза. На презентации заместителя генерального директора ПАО «Яковлев» Олега Нестерова, показанной 22 ноября 2023 года в рамках Х Международной недели авиакосмических технологий Aerospace Science Week в Московском авиационном институте (МАИ), значилось 142 SSJ-100, 270 МС-21, 70 Ил-114 SSJ-100 и 115 Ту-214. Напомню, в распоряжении правительства Российской Федерации №1693-р от 25 июня 2022 года были запланированы лишь 70 Ту-214.

Уже с этой цифрой 28 декабря 2023 года на доклад к президенту вышел и генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов: «И по программе, которая была Вами утверждена, мы до 2030 года должны произвести более 500 самолётов различного типа: 270 лайнеров МС-21, 142 самолёта Superjet 100 и 115 самолётов Ту-214».

Многие тогда усмотрели в этом противоречие с цифрой, заявленной президентом 14 декабря 2023 года в ходе прямой линии: «Мы планируем произвести свыше тысячи самолётов к 2030 году, своих собственных самолётов». Но противоречия-то нет, по крайней мере заметного. Цифры крупных авиалайнеров остались те же, что и в распоряжении правительства Российской Федерации №1693-р от 25 июня 2022 года: «В 2022 – 2030 годы предусматриваются поставки 1036 самолётов для нужд гражданской авиации, из них 142 единицы SSJ-NEW, 270 единиц МС-21-310, 70 единиц Ил-114-300, 70 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96-300, 140 единиц ТВРС-44 «Ладога», 178 единиц Л-410 и 154 единицы «Байкал» (ЛМС-901)». По Ту-214 даже возросли с 70 до 115. Но помимо крупных лайнеров примерно половину запланированных составляют мелкие самолёты.

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

1.0x