Авторский блог Роман Илющенко 15:10 17 июля 2019

Некоронованный монарх Всея Руси

история Великого князя Андрея «Боголюбского» поможет лучше понять истоки многих сегодняшних процессов. Как на Украине, так и в самой России

Одной из «болевых точек» нашего общества, особенно на фоне узаконенной Конституцией аполитичности и провозглашенной в её рамках толерантности, является проблема национальных Героев. Надо согласиться, что в государстве, с более чем с тысячелетней самобытной историей, каковой является Россия, исторических личностей, внесших большой вклад в её становление, укрепление и развитие, и «доживших» до наших дней, на порядок меньше, чем должно быть. Основные причины, как в р-р-революционных перипетиях ХХ века (когда по сути самой Русской истории была объявлена война); так и в верно подмеченных ещё гением Пушкина, нашей «лености и нелюбознательности», усиленных поголовной дебилизацией масс, через те же самые СМИ.

По завету «Красного Солнышка»

На этом фоне «открытие» для не утративших интерес к своей истории граждан таких личностей, каким является Великий князь Андрей Юрьевич «Боголюбский», со дня трагической гибели которого в эти дни минуло 845 лет, могло бы помочь лучше понять истоки многих сегодняшних процессов. Как на Украине, так и в самой России.

Родился он в 1111 году в Ростовско-Суздальской земле, в семье куда более известного отца, основателя Москвы - Великого князя Юрия Владимировича, прозванного «Долгоруким». Здесь же прошло его детство и юность, сильно отличающееся от аналогичных периодов жизни, как отпрысков нынешних коронованных особ, так и деток тусовочных «звёзд». В три года, что было тогда обычной практикой, мальчика уже сажали на коня, к 11-ти годам он участвовал в походах и сражениях, а в 14 готов был сам их возглавлять.

Князь Андрей прошел все эти этапы с честью и вызванный отцом в Южную Русь, на нынешнюю Украину, принимал участие в многочисленных битвах. Демонстрируя при этом не только личную храбрость, но и рано открывшийся в нём полководческий талант. Так, в битве под Луцком (1150 год) он, сражаясь в первых рядах, оказался на мосту через реку Ольшаницу окруженным венгерскими кнехтами – союзниками Волынского князя Изяслава Мстиславовича - противника его отца. Из этой ситуации ему чудом удалось выйти невредимым. Через год пылкий и неукротимый князь Андрей вновь оказывается в аналогичной ситуации в сражении под стенами стольного града Киева. Увлекшись атакой, он гнал противника, оказавшись впереди своей дружины и едва не попал в засаду, удержанный верным слугой. Схожий случай происходит на следующий год в сражение на реке Руте, где Андрей Юрьевич снова едва не погиб, изломав копьё, выронив щит и оставшись без сбитого ударом противника шлема. И снова, как отмечает летописец, «Бог хранил» героя.

Князь Андрей, как видим, не из робкого десятка. Не был он обделен и умом государственного деятеля, однако постоянные междоусобные войны русских с русскими не могли принести ни радости от временных побед, ни лавров подлинного национального героя. Каким был уже тогда на Руси её креститель святой князь Владимир Святославович, прозванным подданными «Красное Солнышко». Именно он и стал, похоже, идеалом для возмужавшего в боях, не лишённого амбиций и очень набожного князя Андрея.

Он давно начал томиться ролью вассала отца, лившего кровь своих единоверных братьев ради самоутверждения и удержания власти, как всего лишь переходящего приза. Его сын желал самостоятельности, имеющей куда более дальние перспективы: объединения на века всего разделенного границами княжеств русского народа, продолжая линию святого князя Владимира. Однако, на раздираемой постоянными войнами (с участием иноземных наёмников) и противоречиями Южной и Юго-Западной окраине Руси, это было уже тогда невозможно.

Богололюбовское Знамение

В итоге им было принято решение, оставить, вопреки воле отца Южную Русь и направиться на Родину. Об этом давно просила мужа и его супруга Улита Кучковна – дочь убитого свекром её отца, крупного землевладельца боярина Кучки, что сыграло впоследствии свою роковую роль в судьбе Андрея. Но, пожалуй, без этого важного решения, связанного с движением на Северо-Восток, не получил бы своего развития «Русский проект», завершившийся созданием единого и могучего государства с центром в Петрограде, расцвет которого пришелся на начало ХХ века. Который сегодня снова проверяется на прочность, подвергаясь серьёзными испытаниями и яростным нападкам русофобов всех мастей.

Произошло это важное в истории России событие в 1155 году. Главными городами Северо-Восточных владений русских князей считались тогда Суздаль и Ростов, куда он сначала по приглашению родственников жены и собирался ехать. Но в пути произошло знаковое событие, изменившее его планы. Они зафиксированы летописцами. Дело в том, что с собой князь повелел взять из своей киевской вотчины - Вышгорода старинную икону Богородицы, привезенную незадолго до того из Византии и которую по преданию написал один из авторов Евангелия - Лука. Но не доезжая 10 верст до Владимира, где князь планировал заночевать, кони, запряженные в повозку с иконой, вдруг остановились. Их поменяли на свежих, но и они не смогли тронуться с места. Пришлось ставить походные шатры.

Этой же ночью Андрей увидел сон, в котором Богородица повелела везти Её икону не в Ростов, а во Владимир. Князь так и поступил. Икона позже получила наименование «Владимирской», прославившись ещё не раз многочисленными случаями помощи Руси-России (в 1380, 1395, 1408, 1480, 1521 гг.), а решение остаться жить здесь же, определило и статус города, как будущей столицы Северо-Восточной Руси. Место, где произошло это событие, получило название Боголоюбово, став любимой загородной резиденцией князя.

Оно же дало прозвище и ему, поскольку Андрей Юрьевич отличался нелицемерным исповедованием Православия среди нестойких в вере земляков, многие из которых втайне продолжали оставаться язычниками. Он много сделал для религиозного просвещения народа и усвоения подданными сути христианства, прославив себя не только политическими и военными победами, но и строительством множества каменных церквей и монастырей. Наиболее известный из них Успенский храм во Владимире, видимый всем издалека при подъезде к городу на поезде. А в память явления ему во сне Богородицы, была написана Боголюбская икона.

Кормилец и зодчий

Обладая сильными волевыми и лидерскими качествами, Андрей, стал по сути первым некоронованным Русским монархом. После смерти на Киевском престоле его отца в 1157 году, номинально сохранившего за собой и Северо-Восточные земли, ростовцы и суздальцы скоро признали Андрея своим князем. Но он, приняв их под свою руку, сам остался во Владимире, используя по максимуму достоинства сделанного ранее выбора.

Здесь в отличие от Суздаля и Ростова, где хватало не менее амбициозных или равных ему по знатности и старшинству бояр и князей, у него тогда не было конкурентов, с которыми ему пришлось бы делиться властью. С этой же целью он предусмотрительно провел и кадровую «зачистку», отправив всех ближайших претендентов на великокняжеский стол в почетную ссылку в Византию.

Обезопасив себя таким образом, как надеялся Андрей, от заговоров, он занялся устройством своей новой столицы, не жалея на это средств. Владимир, по задумке Великого князя, должен был затмить своей славой и красотой Киев, поэтому тут строились объекты со схожей топонимикой: Успенский собор, Золотые ворота, Печерный город, копировались даже названия рек, например, одна из них стала отныне называться Лыбедью.

Подражая своему выбранному герою, он, как и «Красное Солнышко», положил отдавать десятую часть доходов от своей казны на возведение Успенского храма – прообраза главной при Владимире в Киеве Десятиной церкви, посвященной Успению Богородицы. Как и его великий предшественник, он заботился и о нуждах народа: любил посещать больных и даже лично ухаживать за ними, кормил голодных, содержал на свой кошт погорельцев, вдов, сирот, обездоленных, чем стяжал любовь и уважение простолюдинов, чего нельзя было сказать о знати.

Скоро к нему потянулись многие киевляне и вообще жители Юго-Западной Руси в надежде обрести на новых землях мир, порядок и стабильность, поэтому город быстро рос, расширялись границы его вотчинного княжества. Таким образом, ускорилось формирование великорусской нации, состоящей из людей, прежде всего не боявшихся трудностей переселения, готовых двигаться на восток и север. Князь пытался «пробить» себе и отдельного митрополита, вступив в сношение с Константинопольским Патриархом, что было бы тогда, по сути всемирным признанием его столицы. Однако, эта его затея не удалась. Но его старания не пропали и уже в 1300 году Митрополит Киевский и Всея Руси Максим перенес свою кафедру из Киева именно во Владимир, что закрепило за городом столичный статус.

Усмиритель и защитник

Укрепившись в Ростове и Суздале, князь Андрей заявил свои права на Новгород, заявив: «хочу искать его добром или лихом». Это было серьёзным вызовом новгородской вольнице, не знавшей до сей поры над собой никакой власти, кроме выбираемых на вече посадников или приглашенных князей. Однако, слух о способностях и возможностях Великого князя быстро достиг города, и новгородцы сочли за благо покориться воле Андрея, просив к себе в 1159 году его ставленника. Им стал его племянник, князь Мстислав Ростиславович.

Но надолго буйных новгородцев не хватило и 8 лет спустя они его изгнали. Результатом стала грандиозная военная экспедиция 1170 года на непокорный Новгород во главе уже с сыном Андрея, князем Мстиславом Андреевичем. Она закончилась неудачей, но успешно сочетая дипломатические и экономические рычаги, он уже бескровным путём снова сумел добиться повиновения новгородцев.

Став вполне легитимным правителем фактически Всея Руси, Андрей повсеместно укрепляя единовластие, занял жёсткую позицию не только в отношении местечкового сепаратизма. Заботился он и о поддержании международного авторитета Русского государства, защищая не только его интересы, но Веру, а так же честь и достоинство верноподданных. А такая необходимость частенько возникала.

Так, в 1164 году, принявшие недавно ислам волжские болгары, которые были данниками суздальцев, оскорбили не только русских купцов, но и их веру. Андрей посчитал это недопустимым и делать вид, что ничего страшного не произошло, как это принято сейчас в большой политике, не стал. Состоявшийся поход на басурман оказался удачным, была взята богатая добыча и трофеи. В войсках князя находилась и чудотворная Владимирская икона. Ей и были, как было принято в русской армии тех лет, приписаны победы.

Со временем начал волноваться и переменчивый Киев, но власть Андрея простиралась и туда. Киевский стол последовательно занимали его ставленники и братья Глеб, Михаил, а когда последнего изгнали, направил военную экспедицию и туда во главе с сыном Юрием.

Убитый, но непокоренный

А тем временем, как это бывало не раз в русской истории, в ближнем окружении Андрея созрел заговор. Среди его участников: родственники жены, доверенные и приближённые лица, одним из которых был крещёный князем язычник, уроженец Северного Кавказа Анбал - его домоуправитель и ключник. Мотивы у всех были разные: от желания отмстить за репрессированных родственников, страха перед заслуженным наказанием до простой зависти и желания пограбить. Всего заговорщиков было около 20 человек.

В ночь с 29 на 30 июня (по старому стилю) 1174 года, вырезав верную лично Андрею стражу и выломав ворота в княжеской резиденции в Боголюбово, они для храбрости решили сначала посетить винные погреба, от которых были ключи у Анбала. Затем, опьяневшие заговорщики вломились в спальню к великому князю. Проснувшись, Андрей хотел схватить висевший над головой меч, принадлежавший любимому сыну князя Владимира святому Глебу, убитому по приказу сводного брата Святополка. Но меча на месте не оказалось. Его предварительно спрятал все тот же Анбал.

Несмотря на преклонный возраст, 63-х летний князь продолжал сражаться голыми руками, пытаясь усовестить нападавших. В свалке один из заговорщиков был убит, что еще больше разъярило остальных. Наконец князь упал, исколотый пиками и мечами. Думая, что это конец, гонимые страхом убийцы выскочили на двор, но Андрей еще был жив. Он громко стонал и попытался скрыться. Но убийцы, услышав его голос, вернулись и, найдя его под лестницей добили, отрубив при этом руку.

Вслед за этим в Боголюбове, а затем и в столице поднялся мятеж. Заговорщикам удалось поднять на него всегда чем-то недовольную, неблагодарную чернь: начались убийства верных сторонников великого князя, грабежи их домов и палат. Кровавый, никем не сдерживаемый разгул продолжался несколько дней, затихнув только перед страхом Божия наказания, внушаемого духовенством.

Спустя почти век, и сегодня можно, приехав в бывшую резиденцию Великого князя, посетить связанные с кровавой трагедией места. Русская Православная Церковь канонизировала Андрея Боголюбского, как благоверного князя в 1702 году. Его останки, отныне почитаемые святыми мощами, покоятся в построенном им Успенском соборе Владимира.
С его смертью Россия вновь скатилась к междоусобицам и братоубийственной войне. Очередная попытка объединить русских перед лицом внешнего врага окончилась неудачей. Впереди было страшное нашествие монголов, тяжелое трёхсотлетнее иго – суровый, но необходимый урок, который нужно было усвоить великому, но нетерпеливому русскому народу.

1.0x