Авторский блог Владислав Шурыгин 13:58 30 апреля 2019

Небо на всю жизнь

памяти Генриха Новожилова
7

На 94-м году жизни скончался создатель легендарных самолетов Ил-76 и Ил-96 Генрих Новожилов.

Весной 1948 года Новожилов, будучи студентом МАИ, попал на практику в ОКБ 240, которым руководил знаменитый авиаконструктор Сергей Ильюшин. Первой его самостоятельной работой в новом отделе стала разработка стыка фюзеляжа с крылом на самолете Ил-14.

В конце 1950-х годов он был назначен замглавного конструктора пассажирского самолета Ил-18.

В 1964 году ему были поручены работы по дальнемагистральному Ил-62 и организации его серийного производства.

В июле 1970 года Генриха Новожилова назначают генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела».

Легендарный, по сей день летающий реактивный транспортный самолет Ил-76 стал первым самолетом конструкции Новожилова Ил-76 установил 8 мировых рекордов. Самолет Ил-76 оказался настолько удачным, что продолжает использоваться в российской армии и иностранными государствами по сей день, давно став не только легко узнаваемой машиной КБ Ильюшина, но и изящным символом российской авиации за рубежом.

На основе этого не имеющего аналогов в мире самолета были созданы многочисленные модификации: заправщик Ил-78, самолет для тренировки космонавтов в невесомости Ил-76К, самолет для пожаротушения, самолет дальней радиолокационной разведки А-50.

«Я горжусь самолетом Ил-76. Горжусь тем, что на Ил-96-300 летает президент. За Ил-62 я получил Ленинскую премию», — говорил Новожилов.

Позднее он руководил работами по первому отечественному широкофюзеляжному пассажирскому самолету Ил-86 и военной модификации на его основе Ил-80 (летающий командный пункт), широкофюзеляжному дальнемагистральному Ил-96-300, специальная версия которого обслуживает президента РФ Владимира Путина. Пассажирский Ил-86 стал первым советским широкофюзеляжным лайнером – нашим ответом «Боингу» и «Эйрбасу». О надёжности этого самолёта говорит только один факт – за 25 лет эксплуатации на самолётах этого типа не погиб ни один пассажир. Единственная катастрофа произошла 28 июля 2002 года при перелёте пустого самолёта из одного аэропорта в другой. И причиной аварии стал человеческий фактор.

«Сложно поверить, но Генрих Васильевич работал в полную силу до последних дней. Его будет очень не хватать. Вечная ему память», — сказал экс-глава «Ила» Алексей Рогозин. Он подчеркнул, что «Генрих Васильевич был примером для каждого, кто с ним сталкивался». По словам Рогозина, Новожилов внес неоценимый вклад в авиастроение не только как генконструктор ОКБ им. Ильюшина с 1970 по 2005 год. «В последние два года я часто обращался к нему как к главному советнику по науке и всегда получал помощь. Знаю, что эту поддержку ощущал практически каждый сотрудник «Ильюшина», — отметил Рогозин.

Новожилов — лауреат Ленинской премии, премии правительства РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, Генеральный конструктор (1970–2005), академик РАН, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии А.Н. Косыгина, лауреат премии Людвига Нобеля, президент Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
30 апреля 2019 в 15:44

Последние звезды советской галактики гаснут... Хуциев, Данелия, Новожилов... Спасибо им всем за то, что помогали нам не просто жить, а радоваться жизни.

30 апреля 2019 в 19:20

Жаль конструктора, еще жальче его самолёты, которые "променяли" на боинги и эрбасы...

30 апреля 2019 в 19:58

Где то читал, что техническая документация на большой самолёт
составляет порядка сотни тысяч листов.Невозможно представить!
А что у конструкторов в головах!!!

И вот таким чудом берётся управлять товарищ,
неделю назад окрапивший свой мозг "человеческим фактором".
Слов нет, какая безответственность, может даже вандализм!!!

Мой покойный брат Саша Козленко, учившийся с Валерием Быковским,
рассказывал, как этот "человеческий фактор" приводил к катастрофе
у него на глазах.Он считал, что остался жив не только благодаря
своей исключительной реакции(был мастером спорта по стрельбе
по летящим мишеням), но и по незнакомству с "человеческим фактором".

Человеческий фактор – вещь в себе?
Данный термин описывает возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Конструкторы стараются уменьшить или не допустить последствия таковых(Википедия).
Конкретный пример. В СМИ только что сообщили о вынесении обвинительного приговора водителю автобуса, который, перепутав педали, направил машину в пешеходный переход, что послужило причиной гибели четырёх человек. Очень часто мы слышим, что шофёр не справился с управлением транспортного средства. При этом не так уж редко в крови виновников аварий не находят следов алкоголя, превышающих допустимый законом уровень.
А ведь по поводу профессионализма подследственных обычно вопросов не возникает. Все они профессионалы, порой высокого класса. Да, человек в быту может оказаться под влиянием многого чего, что в критической ситуации помешает ему проявить профессионализм. Это могут быть усталость и утомление при недосыпании, какие то из ряда вон неприятности и так далее. На то и конструкторы стараются.
Но пока они работают, мы укажем на частую причину, способствующую авариям у профессионалов. Таковым фактором является алкоголь, действующий в отдалении от эпизода с выпивкой. При этом в крови этанол практически не выявляется, но в тонких структурах мозга он сохраняется от 9 до 20 дней после приёма опьяняющей дозы, обеспечивая тот дефицит функции, который и может стать роковым у водителёй, хирургов, лётчиков, диспетчеров. Об этом сообщает В.Фахреев в курсе занятий по избавлению от любого вида наркомании. Неоднократные попытки вычислить безвредную дозу алкоголя неизменно заканчиваются провалом и во многом именно по причине свойства этанола вызвать дефицит функции мозга. Последнюю точку в этом вопросе поставили учёные, опубликовавшие в авторитетном журнале «Lancet» вывод о том, что у алкоголя для человека безвредных доз не существует.
И если половина ДТП происходит по вине нетрезвых водителей, то по причине отсроченного действия алкоголя ещё не менее четверти. Нетрудно прикинуть, жизнь скольких граждан сохранит ТРЕЗВОСТЬ.
19.12.2018 г. Лев Козленко

1 мая 2019 в 19:11

Еще труднее представить, что многие из этих сотен тысяч листов документации, безвозвратно утеряны, и не только в авиационных, но и в других бывших советских КБ, в наше время.

1 мая 2019 в 23:57

Неужели было время, когда страна полностью обеспечивала себя собственными самолетами...

2 мая 2019 в 09:38

-------
Неужели было время, когда страна полностью обеспечивала себя собственными самолетами...
-------
Обеспечивала себя, страны соц. лагеря и продавала по всему миру.
Были разработаны самолёты от 10 до 180 мест, в статье упоминается самолёт на 300 мест , который был разработан , изготовлен, но был задвинут в кладовку в пользу западных компаний.
Я летал на самолётах в советское время ежемесячно(часто в командировки), стоимость полётов была доступна населению (Москва -Алма-Ата 50 рубей).

2 мая 2019 в 13:42

Я тоже летал много раз. Из Донецка до Москвы каждый день с 8-00 до 20-00 через два часа был рейс на "ТУ-104" или "Ан-10" , билет 22 руб. (три билета на мою первую зарплату - 70 руб). В купейном вагоне поезда билет стоил 18 руб.