Авторский блог Дмитрий Скворцов 10:41 17 сентября 2016

Не по делам их

Как Иоасафа Белгородского сделать «украинским святым»?

Вот уж лет пять, как сторонники т.н. «канонической автокефалии» в УПЦ (МП) самочинно (и, увы, безнаказанно) искажают ряд соборно принятых Церковью молитв. Предметом их «ревизии» являются строки, содержащие определения «российский».

Поначалу лидеры автокефалистского крыла в епископате УПЦ (МП) вели себя подобно украинским книгоиздателям. Те, например, в повести «Тарас Бульба» меняли всё «русское» на «наше» или «казацкое». Так и здесь – вместо «всех святых в земле Российстей просиявших» начали славить «всех святых земли нашей». А после «Революции гидносты» – когда потребовалось удостоверить победившему нацизму свою благонадёжность уже по полной – и эвфемизмы вроде «наше» стали постепенно отбрасывать за ненадобностью. Российское превращалось «украинское» (казус переименования Владимирской Богоматери в Вышгородскую мы недавно упоминали).

15_06_укр_святых_АТО.jpg

Молитва митр. Олэксандра Драбынко в День всех святых в земле российской просиявших

Наконец, год назад митрополит Запорожский Лука предложил не мелочиться, а взять и учредить праздник всех святых, в земле украинской просиявших.

«Мы уверены, что становление украинской государственности, самоидентификация единства нашего народа, возможна, прежде всего… по признаку высшего проявления индивидуального развития личности – святости, – пояснил владыка.

Не станем сегодня выяснять, насколько задачи «становления украинской государственности» и «самоидентификации единства» (sic!) сообразуются с воззрениями тех же святых, в земле «украинской» просиявших? Отметим лишь, что все они – начиная от Ольги и Владимира, и заканчивая Лаврентием Черниговским – утверждали деяниями своими единство Руси от Хуста до Иркутска. И единство русских – от Шанхая до Парижа и Сан-Франциско. А вот о «становлении украинской государственности», «самоидентификации единства украинской нации» не говорили ни слова!

Впрочем, для украинской историографии ничего невозможного нет – если уж канонически выверенные молитвы исказить рука поднимается, что мешает жития святых соответствующим образом «перевести» на «сучасну українську». Тем более что Русь давно уж в украинских учебниках переименована в Украину.

Только вот что с такими «урождёнными украинцами» как Димитрий Ростовский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский делать? Вернее – с их «москальскими» наречениями? Пожалуй, самую головоломную задачу ставит перед украинизаторами Истины святитель Иоасаф Белгородский, чью память сегодня особо чествуют как на крайнем западе, на и на пограничном востоке теперешней Украины. Не говоря уже о Киеве, где, собственно, и состоялось становление подвижника.



Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры.

Родился будущий святитель в 1705 г. в Прилуках (ныне Черниговской обл.) В крещении мальчик получил имя Иоаким в честь родителя Богородицы (на Рождество Которой он и появился на свет). Отец его, Андрей Горленко был полковником Прилуцкого полка, а мать Мария Даниловна – дочерью гетмана Даниила Апостола, одного из родоначальников дворянского дома Муравьевых-Апостолов. Апостолы – выходцы в Запорожскую Сечь из Молдавии, а Горленки – из Подкарпатской Руси. Семья была очень богатой (впрочем, Иоаким с детства обнаружил равнодушие к каким бы то ни было земным благам).

В Петра творенье! В Киев!

Как и сейчас обеспеченные родители, способные себе это позволить, подбирают для своих чад самые продвинутые учебные заведения, так и Иоакима восьмилетним (!) отправили за 140 вёрст в школу при Киевской Академии. Той самой, чьё здание ныне занимает самозваная т.н. «Киево-Могилянская академия», вытравливающая дух Петра Могилы с самого момента своего учреждения в 1992 г. экс-парторгами, резко переквалифицировавшихся в ярых украинизаторов.

Впрочем, и при свт. Петре Могиле, основанное им учебное заведение академией не было. Истинно европейская власть (а Малороссия находилась под польско-католическим владычеством) не допустила придания высшего статуса «рассаднице духовного просвещения среди русского народа» (как характеризует Киево-Братскую коллегию «Летопись Голосеевской пустыни»). А статус Академии (и, как следствие соответствующий преподавательский состав) творенье Петра Могилы получит лишь по указу Петра и Иоанна – сыновей Государя Алексея Михайловича, освободителя Матери Городов Русских.

Наблюдая в Киеве за подвижничеством монахов Печерской Ларвы, Иоаким на 16-м году жизни утвердился в намерении принять иноческий постриг. Поступив по настоянию родителей в Киевскую Академию, он вскоре бросает её и удаляется в Межигорский монастырь, что в двадцати верстах от Киева выше по течению Днепра. Сюда перенёс древнюю обитель князь Вышгородский Андрей – первый великоросс по определению Ключевского. По преданию как раз отсюда вывез он в своё Боголюбово Владимирскую икону Божией Матери, освятившую свой благодатью становление Москвы как Третьего Рима (и именно Владимирской иконой благословила Иоакима его мать на монашество, смирившись с избранной сыном долей). Юноша ушёл в монастырь, уже восстановленный после пожара 1676 г. Реконструирована обитель была при деятельнейшем участии её насельника, уроженца подмосковного Можайска Иоакима Савелова, будущего патриарха Московского.


Межигорский монастырь перед разрушением большевиками

В Межигорье 22-летний инок Иларион (под этим именем был пострижен в монашество Иоаким Горленко) своей строгой подвижнической жизнью обратил на себя внимание духовного начальства. В 1727 г. он принял великий постриг с именем Иоасаф от ректора Киевской академии игумена Братского монастыря Илариона Левицкого. Вскоре иеродиакон Иоасаф был определен в преподаватели академии.

В эти годы Иоасафа Горленко приблизил к себе и посвятил в иеромонахи высокопреосвященный подвижник-аскет Архиепископ Киевский Рафаил Заборовский (уроженец Галиции, ставший советником Священного правительствующий синода при императрице Елизавете). Иоасаф был поставлен в клирики Софийского кафедрального собора и введён в состав Киевской духовной консистории.

В 1737 г. архиеп. Рафаил назначает 32-х летнего иеромонаха Иоасафа игуменом знаменитого Мгарского монастыря под Лубнами.

За год до того в обители пожар истребил все деревянные здания, а в 1728 г. в ней обрушилась соборная церковь. Молодой игумен, несмотря на катастрофическую нехватку средств, выстроил девяностометровый каменный корпус келий. Но для возобновления храма средств не было. Несмотря на резко ухудшившееся здоровье (во время приступов тяжелой болезни он уже дважды прощался с жизнью) игум. Иоасаф отправился осенью 1742 г. в столицы для «испрошения доброхотных пожертвований». В Санкт-Петербурге он был принят императрицей. Елизавета Петровна приказала выдать просителю на сооружение храма 2000 руб. Государыня была впечатлена назидательным Словом игумена Иоасафа «Как далеко от нас живот вечный».

В 1744 г. по указанию царицы будущий святитель был возведен в сан архимандрита и через некоторое назначен наместником Троицкой Сергиевой Лавры. При этом настоятельство Мгарского монастыря за ним всё также оставлялось. За четыре года служения в Лавре «он явил себя весьма ревностным и полезным соработником» ее настоятеля архиепископа Переславль-Залесского, викария Московской епархии Арсения Могилянского – уроженца городка Решетиловка (ныне Полтавской обл.), который в 39 лет был назначен императрицей проповедником при дворе.

Весной 1748 г. отошёл ко Господу тогдашний Епископ Белгородский Антоний. Новым епископом Елизавета Петровна видела архим. Иоасафа. 2 июня в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе, в присутствии Императрицы и Высочайшей Фамилии он был посвящен во Епископа Белгородского и Обоянского Архиепископом Псковским и Нарвским Симоном Тодорским (уроженцем Золотоноши под Киевом, будущим законоучителем законоучитель Петра III и Екатерины II).

Именно с Белгородской кафедрой связано большинство чудес, которые явили Христос и Богородица через святителя Иоасафа (хотя их счёт идёт ещё с Иоакимового детства). Именно в здесь – в одной из самых беднейших областей России в полной мере раскрылось человеколюбие и миссионерский талант великого просветителя. Лишь перечисление примеров тому заняло бы не одну страницу.

Но одно, возможно, главное чудо имеет прямое отношение к нашей теме.

Чьё чудо?

Как-то свт. Иоасаф увидел сон: в притворе одной из церквей, его внимание привлекла источавшая сияние икона Божией Матери, стоявшая… за кучей сора. В этот миг Богоматерь обратилась к нему: «Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а служители храма сего повергли его в сор!».

После этого святитель при посещении храмов епархии подробно осматривал каждый, отыскивая тот, что был явлен во сне. Наконец, прибыв в предместье Изюма, он понял, что в видении ему явлена была местная Вознесенская церковь. Войдя в притвор, он внимательно осмотрел его, и увидел, что большая икона богородицы служит как бы перегородкой, за которой ссыпают уголь для кадила... Долго молился со слезами владыка Царице Небесной, испрашивая у неё прощения себе и местным священникам. Всё это время крайние обеспокоенно смотрело на епископа и духовенство города, не понимая, почему он так задержался в притворе. Наконец, отчитав благочинного за небрежное отношение к святыне (тот пояснял, что в церкви просто осталось много икон от прежнего изветшавшего иконостаса), святитель распорядился поставить икону на подобающее место.

В 1792 г. Вознесенский храм был перенесен в другое предместье – Пески. И обретённая святителем икона прославилась многочисленными чудесами уже как «Песчанская». В частности, в 1830 г. после перенесения чудотворного образа на главную площадь Изюма, аи затем Крестного хода по городу и окрестностям, в уезде разом прекратилась эпидемия холеры.

«Песчанскую» икону особо почитал император Александр II. В 1883 г. по прошению жителей Изюма Священный синод постановил ежегодно накануне 15 мая в память коронования Государя Александра ІІІ совершать крестный ход с Песчанским образом из с. Пески в Изюм. В городе икона оставалась 8 дней, и затем Крестным ходом переносилась обратно. В 1913 г. Крестный ход с грандиозными почестями иконе совершался уже в Харьков и затем в Белгород.

И вот станут ли после таких «имперских пятен в биографии» объявлять изюмскую икону «украинской святыней»? Впрочем, даже географическая её «украинскость» сомнительна. Не только потому, что Изюм (где ныне располагается штаб «АТО») на момент прославления образа входил в «москальскую» епархию.

Территория нынешней Харьковской обл. юридически стала частью Русского государства (отбита у Литвы) еще в 1503 г. Российская принадлежность данной территории (за 150 лет до Переяславской рады!) подтверждается картами Гийома де Боплана. Она никогда не входила и в Гетманщину, подчинялась белгородскому воеводе, Посольскому приказу, а вовсе не созданному в Москве в 1663 г. Малороссийскому приказу.

Даже в Смуту, когда практически все завоевания 1503 г. были утрачены (Чернигов и Новгород-Северский перешли к Польше), лишь территория будущей Харьковской обл. осталась в составе Русского государства и впоследствии приютила тысячи беженцев с Правобережья Днепра.

Нынешняя харьковская область пережила две волны заселения: великороссийскую, когда с начала XVI в., после войны с Литвой и присоединения северских территорий к Русскому государству сюда направлялись русские служивые люди для охраны рубежей и освоения края; и малороссийскую, когда спустя 150 лет эта окраина Русского государства приняла беженцев с Правобережья Днепра (среди них и предки автора по материнской линии). С разрешения русского царя малороссийские беженцы селились здесь, создавая т. н. слободы — поселения, жители которых были освобождены от ряда повинностей. Так в середине XVII в. появился регион Слобожанщина, в который входит Харьковская, Сумская, Белгородская, части Луганской и Воронежской областей.

Но, возвращаясь к фигуре святителя, повторимся, что мы намеренно не коснулись его духовных подвигов. Ведь не «по делам их» классифицируют украинизаторы благодати украинский пантеон, а «расчленяют святость» по месту рождения и национальному признаку. Причём в проекции на нынешнее – как правило, извращённое официальной пропагандой – понимание географии и этнографии.

Только Истина (в том числе историческая) ведь имеет свойство ставить её попирателей в неловкое положение самым неожиданным образом. И в самых, казалось бы, неблагоприятных тому местах.

Есть в Киеве, на Нивках, храм Святителя Иоасафа. Как заранее объясняется на его сайте особо озабоченным «патриотам», это самая близкая церковь «украинским авиаторам» не только потому, что самая близкая к авиазаводу им. Антонова, но и потому, что первый испытательный полет «Ильи Муромца» Игоря Сикорского состоялся в День памяти свт. Иоасафа Белгородского.

Киевский храм Святителя Иоасафа

Понятно, что такое объяснение рассчитано исключительно на жертв украинской системы «образования», и не догадывающихся, что «украинский авиатор» Игорь Иванович Сикорский был убеждённым русским националистом, сыном одного из виднейших членов «Союза русского народа». Хотя, если поскрести этих самых «украинских авиаторов»…

Конструкторское бюро под управлением уроженца Московской области, выпускника Ленинградского политеха Олега Константиновича Антонова было организовано на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Именно там был выпущен легендарный непревзойдённый первенец Ан-2. Лишь через пять лет – летом 1952 г. – решением партии (той самой, что отписала Слобожанщину Украинской ССР) ОКБ Антонова переведут в Киев.

Что не помешает причислить Антонова к «великим украинцам».

Дадут ли православные Украины поступить подобным образом с памятью своих святых?


Хромолитография нач.XX в. из Иосафо-Белгородского скита под Шумском (ныне Тернопольской обл.)

P.S. В сентябре 2011 г., на столетие состоявшегося по инициативе и при непосредственном содействии Государя Николая II Александровича канонизации свт. Иоасафа, в Белгород прибыли крестные ходы со всей нынешней Украины.

Из Винницкой области привезли большую икону святителя, на стекле которой чудесным образом отпечаталось его изображение (в местном храме и сама икона, и стекло выставляются для поклонения рядом). В Белгороде чудесное стекло было выставлено рядом с ракой святителя.

Паломники с Украины определённо знают о святости нечто большее, нежели некоторые украинские епископы.

В день прославления свт. Иоасафа. Белгород. Фото С.М. Прокудина-Горского с колокольни Троицкого монастыря. 4 сентября 1911 г.


Божественная литургия на Соборной площади Белгорода в день 100-летия прославления свт. Иоасафа Белгородского. 17.09.2011

"Фонд стратегической культуры"

1.0x