В канун Дня Победы среди дорогих нам лиц, наяву проплывающих в рядах Бессмертного хода, хотелось бы увидеть лицо человека, роднее и ближе которого нет для большинства представителей моего поколения, выросшего в 1960-1970 годы. Это безусловный лидер Советского народа, фронтовик, боевой офицер, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. По счастью мне есть что рассказать об этом удивительном человеке из первых уст, поскольку мы уже много лет дружим с личным комендантом Леонида Ильича с 1972 по 1982 годы, полковником КГБ СССР Олегом Александровичем Стороновым, который играл для семьи Брежнева ту же роль, что и Власик для Сталина. Ниже я привожу некоторые факты биографии Леонида Ильича и отрывки наших бесед с Олегом Александровичем, которые позволяют по-новому оценить неизгладимый образ лучшего – по мнению многочисленных опросов – руководителя нашей страны в ХХ веке.
двойной клик - редактировать изображение
Леонид Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 года в городе Каменское (более известен как Днепродзержинск) Днепропетровской области, в начале 30-х годов работал слесарем на крупнейшем металлургическом заводе имени Ф.Э. Дзержинского. В 1935 году он окончил Каменский вечерний металлургический институт имени Арсеничева. После службы в армии Брежнев вернулся на свой завод, где работал инженером. В Днепродзержинске он жил в скромном двухэтажном четырёхквартирном доме, который сейчас называют «Лёнин дом». По словам бывших соседей, он любил гонять голубей со стоявшей во дворе голубятни:
Когда весна придет – не знаю,
Пройдут дожди, сойдут снега...
Но ты мне, улица родная,
И в непогоду дорога.
На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей,
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.
С 14 мая 1938 года Брежнев работал заведующим отделом Днепропетровского обкома КП(б)У. 23 мая 1939 года его утверждают секретарем Днепропетровского обкома КП(б)У по пропаганде и агитации, а 25 марта 1941 года – секретарем по оборонной промышленности.
Кстати, в молодости Леонид Ильич писал замечательные стихи, большинство из которых утеряны. Но одно сохранилось:
Это было в Лозане, где цветут гимотропы, где
сказочно дивные снятся где сны.
В центре культурьно кичливой Европы в центре, красивой,
как сказка страны.
В зале огромном стиле «Ампиро» у входа где плещет
струистый фонтан, собралися вопросы решать всего
мира, представители буржуазных культурнейших стран.
Брилианты, монокли, цилиндры и фраки, в петлицах
отличия знаки и запах тончайших раскошных духов.
Длинные речи не нужны, и глупы громкие фразы о добрых
делах
От наркотина лица бессмышленно тупы наглость во взоре и
ложь на устах.
На двери внезапно взоры всех устремились и замер – среди речи
английский сэр.
В залу с улыбкой под шум разговора вошел Воровской
делегат С.С.С.Р.
Шоклинг! позорной культуры, нет лака,
В пышном об-ве говор и шум как смели сюда Вы
явится без фрака, он без цилиндра «мужик»
Простите! не знал я да знать разве мог я что
здесь это важно решающим столь.
У нас это проще во фраке без фрака, в блузе рабочей
в простых сапогах, у нас ведь не нужны отличия
знаков, что нужно решаем всегда и без них.
У нас ведь одеты совсем не как «деньди» в простых
сапогах, в блузе рабочей, кофе не пьют там, там
нет и щербета, но дело там делают не на словах
И замерла зала, как будто невольно звонок председателя
вдруг прогремел;
Господа на сегодня быть может довольно пора отдохнуть
от сегодняшних (дней – зачеркнуто. – А.В.) дел.
А утром в оттеле под фирмой астрий
посол наш, убит был, убийцы рукой
И в книге великой росийской истории
Жертвой прибавилось больше одной!!!
(На память И.И. Евсюкову от Л. Брежнева
1927 г. 13-ое Ноября)
В годы войны Леонид Ильич был заместителем начальника политуправления Южного и Северо-Кавказского фронтов, начальником политотдела 18-й армии 4-го Украинского фронта. В этой связи нельзя не вспомнить о той травле, которую развернули еще в годы «перестройки» в отношении Леонида Ильича Брежнева. Сегодня ни на праздничных парадах, ни во время Бессмертного хода уже никто не вспоминает о военных заслугах бывшего лидера страны, лично возрождавшего после хрущёвского безвременья память о Великой Победе. Невозможно без содрогания вспоминать, как с телеэкрана клоун Хазанов пародировал дикцию, которую Брежнев приобрел в результате ранения и контузии на фронте, а все страна при этом дружно смеялась. Так и поверишь, что каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает – Горбачёва и Ельцина.
двойной клик - редактировать изображение
Поэтому не лишне напомнить, как воевал Леонид Ильич Брежнев. К началу 1943 года Новороссийск был оккупирован немецкими и румынскими войсками. Линия фронта проходила по восточному берегу Цемесской бухты в районе цементного завода. Ставка поставила перед командующим Закавказским фронтом, генералом армии Иваном Владимировичем Тюленевым задачу подготовить и провести наступление на Краснодар, чтобы отсечь северокавказскую группировку немецких войск. С этой целью был разработан план десантной операции в районе Новороссийска. Основной десант высаживался с кораблей в районе Южной Озерейки, а вспомогательный под командованием майора Цезаря Куникова, состоявший из 275 бойцов морской пехоты — в районе Станички. Операция началась 4 февраля 1943 года – через два дня после завершения Сталинградской битвы. К сожалению, из-за шторма высадка основного десанта закончилась неудачей. А вот вспомогательный десант имел успех. Морским пехотинцам, а вслед за ними частям 18-й армии удалось закрепиться на небольшом участке побережья — меньше 30 квадратных километров. Полковник Брежнев лично сорок раз забрасывался по морю на Малую Землю. А это было опасно, так как некоторые суда подрывались на минах и гибли от попадания прямых снарядов и авиационных бомб. Однажды сейнер, на котором находился Брежнев, напоролся на мину. Брежнев оказался в воде, где его чудом подобрали матросы. Именно в результате полученной контузии у него впоследствии возникли дефекты речи, над которыми принято кривляться у храбрых и удачливых шоуменов.
«В отбитии наступления немцев активное участие принимал начальник политотдела 18-й армии полковник тов. Брежнев, — говорится в статье “225 дней мужества и отваги” (“Правда”, 1943 год). — Расчёт одного станкового пулемёта (рядовые Кадыров, Абдурзаков, из пополнения) растерялся и не открыл своевременно огня. Два взвода немцев, воспользовавшись этим, подобрались к нашим позициям на бросок гранаты. Тов. Брежнев физически воздействовал на пулемётчиков и заставил их вступить в бой. Понеся значительные потери, немцы отступили, бросив на поле боя несколько раненых. По приказу тов. Брежнева расчёт вёл по ним прицельный огонь, пока не уничтожил».
К 10 февраля десант занял населённый пункт Мысхако и несколько кварталов Новороссийска. Численность группировки войск была доведена до 17 тысяч, позже на плацдарме высадилось ещё пять партизанских отрядов. К сожалению, все господствующие высоты занимал противник и позиции десанта простреливались как на ладони. Десантники вынуждены были постоянно вгрызаться в скальный грунт побережья. Помогали защитникам плацдарма лёгкие бомбардировщики У-2 46-го гвардейского Таманского авиационного полка, где служили девушки («Ночные ведьмы»).
Этот маленький клочок земли, который 225 дней обороняли наши войска, получил название «Малая земля». Командир десанта майор Цезарь Куников вскоре после высадки был ранен и вывезен в Геленджик, где умер от ран. За мужество и отвагу ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
9 сентября началась операция по взятию Новороссийска, в которой плацдарм в районе Станички сыграл немалую роль — с него наступала одна из трёх групп наших войск, обеспечивавших блокирование и захват города. К 16 сентября Новороссийск был освобождён. Эта дата считается также датой окончания обороны «Малой земли».
2 ноября 1944 года Леониду Ильичу Брежневу было присвоено воинское звание генерал-майора. На Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади он был комиссаром сводного полка 4-го Украинского фронта, шёл во главе колонны вместе с командующим фронтом, генералом армии Андреем Ивановичем Ерёменко.
двойной клик - редактировать изображение
После войны Брежнев в качестве 1-го секретаря Запорожского обкома КП(б)У руководил восстановлением «Запорожстали» и Днепрогэса, а затем снова вернулся в Днепропетровск, где был 1-м секретарем горкома, а с 13 января 1949 года – 1-м секретарем обкома партии.
Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.
Я не хочу судьбу иную.
Мне ни на что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.
В декабре 1966 года в Александровском саду у Кремлевской стены по инициативе Брежнева началось сооружение мемориального архитектурного ансамбля «Могила Неизвестного солдата». Работа шла быстро, и уже 3 декабря к Кремлевской стене с 41-го километра Ленинградского шоссе из братской могилы был перенесен и торжественно перезахоронен прах Неизвестного солдата. 8 мая 1967 года мемориальный архитектурный ансамбль был открыт официально. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев зажег Вечный огонь от факела, который ему передал Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев.
Леонид Ильич Брежнев был открытым, жизнерадостным человеком, простым для своих людей, жестким для врагов. В отличие от всех последующих лидеров страны, он был высок ростом, статен, хорош собой и пользовался успехом у женщин. Он любил охоту, быстрые красивые автомобили и военную технику, всю жизнь был страстным курильщиком…
Мне сказали они про охоту,
Над угольями тушу вертя:
«Стосковались мы, видно, по фронту, –
По атакам, да и по смертям.
Это вроде мы снова в пехоте,
Это вроде мы снова – в штыки,
Это душу отводят в охоте
Уцелевшие фронтовики...»
Егерей за кровожадность не пинайте,
Вы охотников носите на руках, –
Любим мы кабанье мясо в карбонате,
Обожаем кабанов в окороках.
Так об этом в 1969 году пел Владимир Высоцкий. А командующий ВДВ, Герой Советского Союза, генерал армии Василий Филиппович Маргелов был одним из близких друзей Брежнева и в жизни, и на охоте. Именно благодаря этой дружбе получили самостоятельность сильно урезанные при Хрущёве воздушно-десантные войска. Леонид Ильич любил ВДВ, называл их «Дальнобойной артиллерией ЦК КПСС», способствовал их развитию. В результате советские десантники получили такую технику, какой не было ни у одной из стран НАТО.
Леонид Ильич Брежнев был настоящим мужиком, храбрым солдатом, мудрым политиком. И никто не заставит нас думать иначе. В этом я еще и еще раз убеждался, слушая рассказы о нем Олега Александровича Сторонова – одного из самых близких к генсеку людей. По словам Олега Александровича, слухи о коллекции редких автомобилей Леонида Ильича являются чистой воды вымыслом. Даже мебель в его квартире была такой же, как и в квартирах большинства советских людей. Да и сама квартира мало чем отличалась – трехкомнатная, в спальне и гостиной стены оклеены обоями, в столовой и кабинете – желтым линкрустом. Это материал, который используется в вагонах метро. Пол в комнатах был отделан паркетом, а в коридоре и на кухне – линолеумом.
двойной клик - редактировать изображение
Обычно Леонид Ильич возвращался домой к началу программы «Время» и смотрел ее, сидя за столом. Правда, телевизор был оснащен пультом – но на шнуре. Кроме того, в машине был радиотелефон – вот и все технические новинки в распоряжении первого лица страны. Но речь вовсе не о «застое» – этот термин появился уже в ходе горбачёвской «перестройки». При этом единственное, что смогли «вменить» Генсеку – это якобы пустые прилавки, хотя это неправда. Дефицит на отдельные виды товаров случался, особенно после того, как заведовать сельским хозяйством стал Горбачёв. Зато качество товаров при Брежневе было выше, продукты питания были натуральными. К тому же умышленно умалчивают о гигантских усилиях страны, направленных на поддержание мира и укрепление обороноспособности страны. В СССР не было безработицы и бомжей, были бесплатные образование и медицина, гарантированная пенсия, все имели возможность получить жилье, отдыхали в санаториях и домах отдыха за символическую плату. И уж точно, чего не было – это кровавых междоусобных конфликтов и войн на земле наших предков, дикого социального неравенства и разграбления страны в угоду кучке криминальных олигархов.
– В 1947 году Иосиф Виссарионович Сталин отменил парад, – говорит Олег Александрович. – При Хрущёве он так и не возобновился. И только когда в 1964 году Леонид Ильич заступил Генеральным секретарём, он дал указание возобновить проведение парада на Красной площади. И вот уже 55 лет этот парад идет из года в год.
– Олег Александрович, расскажите пожалуйста об окружении Леонида Ильича, кому он доверял в работе?
– Своя команда есть своя команда. Еще с царских времен было заведено, что каждый заступивший на высокую должность набирает свою команду из проверенных и знающих людей. Так же и здесь – из старой команды остались только Суслов и Громыко. А так практически он всех поменял на тех людей, кого знал по совместной работе на Украине, в Молдавии, в Казахстане. Как на фронте, который был за плечами Леонида Ильича – он знал, с кем можно пойти в разведку.
– А Вам лично приходилось сталкиваться с кем-то из этих людей – например, с Цвигуном или Цинёвым?
– Да, приходилось. Ты знаешь, что Леонид Ильич любил охоту. Когда он возвращался с охоты, то давал мне список, кому передать трофеи в качестве подарков. И в числе первых в списке всегда значились и Цвигун, и Цинёв, и Чебриков. Ну и конечно само собой Андропов, Щёлоков, Бугаев и другие лица из ближайшего окружения.
– То есть он вовсе не плёл интриги, в чем нас упорно пытаются убедить?
– Нет, это действительно были его друзья. И на все советские праздники – Первомай, День Победы, Октябрьской революции, Новый год, а также на день рождения – к нему всегда приезжали те люди, которые были его близкими друзьями. Я могу назать их: Андропов, Черненко, Цвигун, Алиев (если он был здесь), Щербицкий, главный маршал авиации Бугаев, который был личным пилотом Леонида Ильича. Они садились за стол, и застолье было чисто дружеским. Вот это были те, кому он доверял до самого конца. Очень обязательные, трудолюбивые, проверенные люди.
двойной клик - редактировать изображение
– Но все же это были фигуры высокого ранга. А вот по отношению к простым людям – скажем, из охраны и обслуживающего персонала?
– Он был человеком очень скромным. К нему можно было обращаться без дрожи в голосе, зная, что он ответит на любой вопрос, никогда не скажет грубого слова. Называл всех чаще по имени, здоровался, поздравлял с днем рождения. Любил быструю езду, сам водил машину – и попадал в аварии, несколько раз очень серьезные. Машина вдребезги, а он цел и невредим. Было в нем что-то неуловимое, особенное. Он любил шутки, анекдоты: «Ну расскажи, расскажи – какой-нибудь анекдот!» Очень много знал стихов – Есенин был у него любимый поэт. Есенина он знал наизусть почти полностью.
Вот таким был «народный генсек» Леонид Ильич Брежнев. И новым поколениям россиян, чтобы не оказаться в роли Иванов, не помнящих родства, стоило бы повнимательнее присмотреться ко многим достижениям советского периода нашей истории и непосредственно к личности Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, построившего на планете Земля дом, в котором все мы живем и поныне:
Я как в годы прежние, опять
Под окном твоим готов стоять
И на свет его лучей
Я всегда спешу быстрей
Как на свидание юности моей.
Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумерках зажглись, -
Он мне дорог с давних лет
И его яснее нет
Московских окон негасимый свет.
двойной клик - редактировать изображение