Авторский блог Евпраксия Макошева 11:09 20 декабря 2022

Наконец-то новый прорыв к русскому языку в немецкой Летучей мыши

И снова Валерий Гергиев, а также другие новости Другого театра

25 декабря в 14:00 и 19:00 и 30 декабря в 19:00 в Москве - В. Гергиев и Мариинский театр. Зал Зарядье - Летучая мышь И. Штрауса. КЗЧ - Россини.

Во времена величия Русской оперы и в ленинградском Кировском театре, и в московском Большом постановки на музыку западноевропейских композиторов шли только на русском языке. Микрофоны и бегущая строка не были нужны. Высшее руководство страны, курировавшее театры- брэнды, да и сама Исполнительская школа оперных мастеров советского периода истории России обязывала дирекции театров принимать на службу в лучшие театры страны только солистов высочайшего уровня, вокальная школа которых позволяла зрителю наслаждаться мощью голосов и красотой тембров, равно как и не напрягаться над пониманием текста, а иметь возможность расслышать каждое слово. Затем всё изменилось. В зрительный зал летели языки оригиналов опер, а в строках титров во всех городах забегали фразы переводов. Казавшееся поначалу прорывным нововведение постепенно привело к падению вокального мастерства. И со временем мало осталось солистов, способных не «развозить» текст, а чётко произносить его,- всё равно слушатель прочтёт титры. А затем и сам вокал становился всё более выхолощенным и слабым,- ведь даже на главных сценах установили микрофоны для подзвучки. Мощные голоса почти повсеместно оказывались за бортом больших оперных сцен. Исключения лишь подтверждали новые правила. Сохранить традиции удалось Мариинскому театру.

Произошло это лишь благодаря тому, что стоявший у руля театра Валерий Гергиев все годы продолжал принимать в театр мощноголосых с исключительными тембрами певцов из разных, в том числе самых отдалённых уголков нашей страны, независимо от их происхождения. «Блатные» в Мариинке не задерживались, но зато талантливые солисты становились прославленными во многом благодаря тому, что профессионально росли внутри стен Мариинки. Впоследствии за своих Гергиеву нигде не было стыдно. Ему не было жаль выпускать в мир большой оперы своих птенцов, он был ими горд и не жаден, а они счастливы всегда возвращаться на свою родную сцену. Раз ты солист Мариинского, это уже само по себе знак качества. Так было с Нетребко, Бородиной, Горчаковой, Абдразаковым, Сулимским, Скороходовым, Сержан, .... Со многими, всех не перечесть.

С другой стороны, невозможно представить себе, чтобы по-восточному умный и мудрый человек отказывал высокопоставленным просителям в их желании пристроить на сцене Мариинского своих протеже. Наверняка были спектакли с участием нужных солистов или в постановке продвинутых младорежиссёров. Но это были разовые акции. Судить можно по постановкам и по составу исполнителей в последние годы, когда влияние Маэстро позволяет ему решать все важные вопросы на самом высоком уровне и без чужого вмешательства. Это стало возможным, потому что ставка на достоинство в прочтении материала, сделана была давно, за годы упорного труда создан мощнейший коллектив, а слабоголосые и бездарные в театре просто не задерживались, даже если волею случая появлялись. Чутьё и вкус руководителя отсеивали лишнее, вытачивали драгоценное из несовершенных слитков в идеальные. В постановочном процессе Гергиев не гнался за модой и саморазрушающим модернизмом, а стойко, как оловянный солдатик, вёл линию, где главенство было за гармонией и тончайшими в новизне формами классики. Такими были и оперные, и балетные постановки на музыку композиторов XX-XXI веков, наших современников,- от Игоря Стравинского до Родиона Щедрина и, работающих в театре сегодня Эдуарда Кипрского и Настасьи Хрущёвой. Гергиеву немало доставалось и достаётся от либеральных журналистов, но ничто и никто не смогли заставить его отклониться от выбранного Пути.

Поэтому, когда грянул февраль и оппозиционные неженки собрали чемоданы и сели на велосипеды до грузинской границы, Мариинский театр пострадал в наименьшей степени. В труппе собраны те, кто справится с задачей любой сложности. Уехала Губанова или Стихина - ну что же, в театре есть и получше. Одна Бородина чего стоит. А Семенчук, а Сержан, а Павловская, а Сулимский, а Абдразаков, а Ганбаатар!... Ни один театр мира не мог бы похвастать такими бриллиантами. О новогоднем подарке Гергиева Москве чуть позже. Поговорим о том, что происходит вокруг.

А происходит на разных сценах замечательное:

- На прошлой неделе Британский Национальный Совет Искусств прекратил государственное финансирование Английской Национальной оперы в пользу созданного в 2015 году Chineke-оркестра, музыкантами которого могут быть только темнокожие разных национальностей (сейчас это 62 музыканта 32 национальностей, в основном Black). Впрочем, если артисты Английской Национальной оперы будут готовы передислоцироваться из здания лондонского Колизея в Манчестер, государство продолжит финансировать Оперу, хоть и не в такой степени, как до нынешнего момента.
Другая Английская оперная труппа исполнила оперу "Орфей" средневекового композитора Монтеверди. В этой постановке фольклорная группа индийских инструментов и музыкантов перемешана со старинными классическими западноевропейскими инструментами, а арии исполняются вперемежку и одновременно, как в манере индийского Боливуда, так и в стиле средневекового барокко. Где Black и где Английская опера, где барокко, а где индийский фольклор,- спросите вы. И мы не сможем ответить, потому что всё более и более чудны фантазии элитариев.

- Во Французском регионе 'Альпы-Прованс-Лазурный берег' наоборот,- на 2 миллиона евро увеличен бюджет для проведения наиболее значимого французского музыкального фестиваля в Экс-Ан-Провансе во время параллельно ожидаемой летней Олимпиады в Париже. Интересно, на какие именно евроречёвки подобострастно отреагируют в постановках режиссёры/дирижёры и кому пойдёт это финансирование. ЛГБТ, Трансы, Фемины, Я/|МЫ, Ноучайлд, Зелёные с Грэтой и Блэк превыше всего уже были, Украина в прошлом, её практически нет. Кажется, остался лишь левый поворот в глобальном мире, в угол которого предсказуемо упёрся Капитал старых аристократических элит. Посмотрим, будет ли живо Евро распадающегося на глазах Евросоюза ко времени лета;

- Экс-главред журнала "Театр" Марина Давыдова, об отставке которой я писала в своей прошлой статье, внезапно назначена на пост программного директора Зальцбургского фестиваля. Возможно, слёзные жемчуга синдеевского Дождя в Латвии многим отставным генералам не будут давать покоя. Держись, Марина. Нет, Зальцбург, держись.
В наших театрах тоже происходят перемены, порой очень странные.

- "Золотую Маску" не остановить: лишившаяся нынешней осенью лап и хвоста Национальная театральная Премия продолжает пляску смерти в категории Музыкальный театр в завуалированных политических глобальных оперных играх. Единственной неотсечённой частью Маски остаётся голова. Гневные письма пока не до конца испуганных экспертов, которых просто ещё не привлекли к административной ответственности, как Давыдову, не дают покоя дирекции СТД, являющейся учредителем Золотой Маски вместе с Министерством Культуры России и департаментом Культуры г. Москвы. Дойдёт ли до полного самоуничтожающего абсурда в стремлении к смерти высшее руководство Маски или нас всех ожидает спасительное обновление с полной заменой членов жюри и экспертного совета?

Номинированная на наибольшее количество премий в нескольких категориях опера Э.Корнголда "Мёртвый город" (режиссёр -постановщик Василий Бархатов), показанная в Московском театре "Новая опера", ещё раз вернула зрителя к вопросу о том, есть ли смысл тратить столько средств столичного бюджета на сценографию, декорации и костюмы, если под написанный композитором ангелический хор явно религиозного характера (один из двух благозвучных музыкальных моментов в этой средней интересности по части музыкального материала опере) сцена заполняется мимансом в белых костюмах с огромными головами мистериальных масонских жертвенных животных ( козлов, оленей, носорогов, насекомых и других тварей), зловеще смыкающих кольцо вокруг главного героя, будто в кадрах инициации в драме Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами". Как мы знаем, Кубрику не удалось доснять свой обличающий «чёрную аристократию» фильм. Он то ли умер при загадочных обстоятельствах, то ли был убит аналогично героям своего фильма, пожелавшим раскрыть обстоятельства исчезновения некоторых инициируемых неофитов. Что же касается Бархатова и его постановки "Мёртвого города", врядли можно сомневаться в том, что ещё не снятые с постов в "Золотой маске" эксперты, продвинут сие творение до победного конца. К тому же, все эти полуживотные никак не гармонируют с написанным либретто и музыкой Корнголда. Однако, когда это останавливало новаторов- режиссёров и их экспертов из жюри? Стэнли Кубрик разоблачал, а Василий Бархатов вожделенно наслаждается вставленной не к месту сценой кражи неземными тварями души находящегося в пограничном от страданий из-за смерти жены человека. Экспертный совет закрывает глаза на дешёвые двери и панели декораций с ближайшего строительного рынка и бесцельно вверх и вниз поднимающиеся и опускающиеся не ради смысла, а просто ради мельтешения пандусы, на повторяющиеся из одной в другую премьеры западного образца современные офисные костюмы. И даже на неинтересные сюжет и музыку, совершенно не подходящие для жанра оперы. Личная драма полусумасшедшего человека, страдающего от галлюцинаций и раздвоения личности, доходящего до критических степеней переживаний, растянутая на длинные три действия, каждое по часу,- не самое лучшее произведение для победы в театральном музыкальном конкурсе великой страны, в которой культура обращения к психотерапевтам практически отсутствует за ненадобностью. Крепость характера в этой части мира воспроизводится из поколения в поколение в детстве благодаря бабушкам и сказкам, с помощью которых ещё ребёнком каждый из нас переживает самые сложные психоделические моменты жизни и смерти в пространстве мифа. Кто может захотеть увидеть ЭТО не три, не два ещё раза, а хотя бы один. Нет, участь опер Мусоргского, Чайковского или Глинки не ожидает Корнголда, извлечённого зачем-то из глубокого и справедливого забытья. Только ради сцены символического пожирания души и последующего поглощения всех адским огнём, воспроизведённым художником по свету на красном заднике декораций, ставить этот Мертвый и разрушающий мозг слушателей город? Только в угоду подмастерьев чёрной аристократии, работающих на благо хозяев и за их, нет, за наши деньги? Проследить цепочку финансирующих такие проекты руководителей довольно легко. Даже снимаемые с фронтальных афиш Акторы этих игр продолжают лезть в щели и по-прежнему получать желаемые финансы.

- После представленной в Перми богомоловской "Кармен" одесского разлива с матами и доставаемыми из интимных мест пред очи публики женскими тампонами мы должны готовиться к новым некультурным прорывам. И снова в Новой опере. Сложно не заметить, что именно после первого и единственного появления в здании оперы в саду Эрмитаж Эльвиры Сахибзадовны Набиуллиной, обнародовано решение о постановке в театре, руководимом нынче Антоном Гетьманом, вагнеровского "Летучего голландца" Константином Богомоловым.

Запад достаточно давно и неплохо справляется с задачей уничтожения смыслов русских опер руками выходцев из России (Черняков, Бархатов, Серебренников, Богомолов), снимающих с губ заказы мировой политической и финансовой элиты на уничижение и вырождение смыслов русской культуры. Теперь дошла очередь и до немецкой. Видимо, политический распад Германии уже предрешён и субъектность великой когда-то страны утрачена, раз уж чёрный лебедь Чернякова заплыл на территорию "Золота Рейна", превращая в психлечебницу уже и всю тетралогию "Кольца Нибелунга" Вагнера, подобно тому, как когда-то превратил в неё "Пиковую даму" П.И. Чайковского Лев Додин на сцене Большого театра. Неумирающая либеральная режиссура снова на марше. Ты её за дверь - она в окно.

Глотком свежего воздуха на этом фоне остаются выступления Мариинского театра. Только что в Большом концертном филармоническом зале им. П.И.Чайковского отзвучала прекрасная музыка "Конька-Горбунка" и "Озорных частушек" Родиона Щедрина. А 25 декабря на сцене зала Зарядье мы услышим на русском языке и в исполнении солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева "Летучую мышь" И. Штрауса. Немецкая опера-оперетта, сложнейшая для исполнителей и легчайшая в восприятии, уверена, достойна внимания, потому что к её исполнению прикоснулись руки трепетных мастеров Мариинского театра. Предновогоднее настроение точно появится и зазвучит искренний смех, вплетаемый в кружево многомерного юмора.

1.0x