Авторский блог Максим Чаблин 10:05 30 августа 2019

На пути в доброжелательную школу

Данный материал посвящён Дню Знаний, началу нового 2019 - 2020 учебного года и является логическим продолжением предыдущей статьи "Доброжелательная школа", опубликованной в личном блоге автора на сайте газеты "Завтра" 5 апреля 2019 года. В новой статье раскрывается цель реализации в Белгородской области региональной Стратегии "Доброжелательная школа", принятой по инициативе Губернатора Евгения Степановича Савченко, выполнение нематериального компонента которой невозможно без формирования в России лево-консервативной государственной идеологии, совмещающей советские принципы и принципы евразийского консерватизма, проведение лево-центристской экономической политики, широкое использование опыта Советской школы, взаимосвязь с идеями белгородского солидарного общества. Анонсированы профсоюзные мероприятия и акции по «продвижению» идеологии «Доброжелательной школы». И как резюме - мысль о том, что главное для профсоюзной стороны - забота о Труженике-Педагоге, создающем благоприятную доброжелательную атмосферу для своих воспитанников, которым жить дальше, обустраивать Великую Россию будущего и наш родной Белгородский край!

Профсоюзная «дорожная карта» – в действии!

Белгородская региональная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации поддержала анонсированную Губернатором Белгородской области Евгением Степановичем Савченко новую региональную Стратегию «Доброжелательная школа». И сегодня я расскажу о конкретных профсоюзных действиях по её реализации и выскажу некоторые свои мысли по «идеологическому» компоненту данного документа в широком, государственническом смысле.

Если говорить о самой Стратегии, то её цель заключается в определении региональных приоритетов для построения на территории области доброжелательной образовательной среды в период до 2021 года, способной обеспечить конкурентоспособность и воспитательную ценность общего и дополнительного образования. Реализация Стратегии направлена на выполнение задач национального проекта «Образование», разработанного на основании майского Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2018 года. Она включает в себя 9 портфелей, состоящих из 35 проектов по различным направлениям, каждый из которых важен, но среди них я бы особенно выделил «Формирование доброжелательного образовательного пространства». А эта задача может быть решена только совместными усилиями сторон социального партнёрства на всех уровнях. Данное направление работы в наибольшей степени включает в себя наши, профсоюзные вопросы.

Что делает профсоюз

Президиум региональной организация Профсоюза принял решение об участии в реализации Стратегии, утвердил План мероприятий («дорожную карту») по взаимодействию региональной организации Профсоюза и департамента образования области в рамках реализации региональной Стратегии «Доброжелательная школа» на 2019 – 2021 годы. Уже начала свою работу областная профсоюзная инициативная группа экспертов, в которую входят председатели организаций Профсоюза, профактивисты и ветераны педагогического труда из различных муниципальных территорий нашей Белгородской земли. Ведь все они – известные и уважаемые среди широкой педагогической общественности люди! Их главная цель – донести до всех членов отраслевого Профсоюза в Белгородской области «идеологию» Стратегии и раскрыть роль отраслевых профсоюзных организаций в её реализации. А для этого используются площадки отчётно-выборных профсоюзных собраний в первичках и конференций местных профсоюзных организаций, встречи в трудовых коллективах образовательных учреждений. Тема «Доброжелательной школы» стала главной в ходе прошедшего в канун нового 2019 – 2020 учебного года областного августовского педагогического Форума, последовавших далее муниципальных форумов, в работе которых приняли участие председатели профсоюзных организаций различного уровня и наши профсоюзные активисты. На информационных ресурсах региональной организации (сайт, группы в социальных сетях) открыта рубрика «Доброжелательная школа и профсоюз». Местные профорганизации работают в тесном контакте со своими управлениями образования по вопросам реализации Стратегии. Всё это мы реализуем на организационном и информационно-просветительском этапах нашей «дорожной карты».

А теперь о самом главном этапе – основном. Для начала здесь важно отметить, что, говоря о задачах формирования доброжелательной образовательной среды, важно решить проблему низкой социальной защищённости педагога. И эта проблема особенно заботит нашу профсоюзную организацию. Ведь для того, чтобы, согласно Стратегии, в доброжелательной школе все педагоги были позитивные, ответственные, креативные, стремящиеся к постоянному саморазвитию, любящие детей, сначала нужно сделать всё возможное для повышения социального статуса педагога! Так какова же здесь наша роль, какие должны быть действия профсоюзной стороны? Это, прежде всего: осуществление контроля за реализацией прав и гарантий работающих, закреплённых в трудовом законодательстве, оказание правовой помощи членам Профсоюза, которые получают в областном комитете бесплатные юридические консультации, а в результате экономическая эффективность от правозащитной деятельности региональной организации ежегодно исчисляется несколькими десятками миллионов рублей. Это практическая консультационная помощь на местах по вопросам охраны труда руководителям образовательных учреждений и председателям профсоюзных первичек. Это организация оздоровления и отдыха работников: львиная доля профсоюзных средств ежегодно идёт на отдых членов Профсоюза в профсоюзных санаториях области «Дубравушка», «Красная Поляна», «Первое мая», а также в крымском туристско-оздоровительном комплексе «Чайка» в Алуште. Областной комитет Профсоюза совместно с департаментом образования периодически проводит мониторинг по выплате заработной платы работникам образовательных организаций по муниципальным территориям области. Но перед нами стоит более важная задача: добиваться повышения заработной платы педагогических работников! А для этого нужно изменить действующую сегодня в нашей области систему оплаты труда в образовании. Этот вопрос обком Профсоюза неоднократно поднимал перед департаментом образования. В 2017 году с его подачи он был рассмотрен на заседании Общественного Совета при департаменте образования. А в этом году по поручению Губернатора области вопрос о повышении средней заработной платы работников образования рассматривается вплотную, и уже в рамках реализации Стратегии планируется введение новой системы оплаты труда, которая позволит в течение двух лет прийти к поэтапному увеличению средней заработной платы учителей на 50 %. Поэтому, для нас, как для профсоюзной стороны, при формировании доброжелательной образовательной среды в школе важно, чтобы каждый педагог получал достойную заработную плату! Так что профсоюзная сторона уже активно участвует в реализации Стратегии по многим направлениям профсоюзной работы!

Идеологические скрепы

Стратегия определяет образовательную среду как совокупность двух составляющих – образовательную инфраструктуру (набор материальных условий, в которых осуществляется образовательный процесс) и нематериальный компонент (систему отношений в образовательном учреждении, информационную среду, социокультурную среду), описывает их состояние с позиции «Как есть» и те портфели проектов, которые позволят решить приоритетные проблемы в процессе построения доброжелательной инфраструктуры и создания доброжелательной социально-психологической атмосферы в образовательных учреждениях. Председателей профсоюзных организаций, наших профактивистов при формировании доброжелательной школы также интересует далеко не только материальная сторона вопроса! Поэтому, подробнее остановлюсь на нематериальном компоненте Стратегии, в анализе сегодняшнего состояния которого я, как и многие мои коллеги, увидел искреннюю озабоченность проблемой духовного кризиса в российском обществе, современными вызовами российскому образованию и связанными с ними рисками, глубинными изменениями, происходящими в механизмах воспитания в семье. А из способов решения данных проблем особенно моё внимание привлёк содержательный портфель проектов Стратегии, который непосредственно связан с процессами обучения и воспитания детей. Это: школа полного дня и внедрение воспитательного стандарта, создание единого регионального доброжелательного воспитательного пространства с его Кодексом доброжелательности и уровневыми портретами выпускника белгородской школы, основанными на ценностях Доброжелательной школы. Также это: разработка культурного норматива для юных белгородцев, новый подход к организации дополнительного образования детей, особое внимание дошкольному образованию, возрождение системы наставничества и шефства среди детей, которая действовала в советское время!

А всего этого невозможно достичь, если в стране нет идеологии. И здесь я снова повторюсь: не может быть доброжелательной школы, если в России не будет сформирована государственная идеология. Конечно, на уровне области, отдельно от всего нашего государства, такую идеологию не сформируешь. Но в нашем крае есть положительный опыт – работа над стратегией по формированию на Белгородчине солидарного общества, которая и представляет собой своеобразную белгородскую идеологию, базирующуюся на социально-консервативных принципах. И его обязательно нужно использовать в работе по «Доброжелательной школе»! Ну а все мы, наше педагогическое сообщество региона, да и не только педагогическое, профсоюзы вправе добиваться принятия государственной идеологии, её закрепления в конституции и законах страны. И, я думаю, в интересах России и нашего родного Белогорья, если она будет лево-консервативной, лево-евразийской, совмещающей принципы советской идеологии и идеологии евразийского консерватизма, когда сильное государство с его традиционными ценностями сочетаются с социальной справедливостью, заботой государства о трудящемся человеке и лево-центристской экономической политикой. Ну не может быть благоприятной психологической атмосферы в педагогическом коллективе, если заработная плата учителя смехотворная по сравнению с руководителями предприятий крупного и среднего бизнеса, депутатов и чиновников высшего звена! А ведь ученики видят и очень остро чувствуют социальное расслоение в обществе, причём на собственных примерах: когда, по их понятиям, с подачи особенно «крутых» родителей, есть «элитные» школы и «неэлитные», когда даже в одной школе есть «элитные» классы и такие классы, в которых учатся дети… если мягко сказать – «второго сорта», так как, просто не хочется произносить более обидных слов из молодёжного сленга, когда в финансовом плане выгоднее выучиться на «эффективного менеджера» и при поддержке «особо одарённых деньгами папы или мамы» сразу после института «прыгнуть» в кресло крупного руководителя, причём, желательно в бизнесе, но никак не на учителя, который, чтобы стать директором школы, должен пройти очень трудоёмкий, но при этом достойный, интересный профессиональный путь! И всё это культивируется нашим «родным» телевидением, которое, если там не навести порядок, и дальше будет унижать учителя, принижать профессию педагога и ежедневно навязывать в сознание ребят и их родителей либерально-прозападно-потребительский образ жизни! Почему я снова об этом? Да опять же потому, что Стратегия «Доброжелательная школа» говорит о таких компонентах нематериальной составляющей образовательной среды, как: психологический климат, воспитательное пространство, информационная среда образовательного учреждения, его социокультурная среда, традиционные ценности и уклад жизни. Всё это тесно связано с идеологией, о необходимости которой сегодня говорят всё больше и больше. А школа и профсоюз не могут быть от этого в стороне! Как не можем мы быть в стороне от того, что сегодня по нашему отраслевому закону образование в России – это… образовательная услуга! Но ведь это совсем не так! Образование – это великая государственническая миссия, но никак не потребительская услуга! И в наших с Вами совместных силах, коллективно, через решения педагогических советов и родительских комитетов в образовательных учреждениях, выборных профсоюзных органов всех уровней, иных педагогических и образовательных площадок, форумов, слётов обращаться к Главе Российского Государства, в Совет Федерации и Государственную Думу с такими предложениями!

Доброжелательная школа и Профсоюз

А теперь о том, как мы уже сейчас через профсоюзные мероприятия и акции начали «продвигать» идеологию «Доброжелательной школы», что будет сделано в недалёком будущем. Совсем недавно запущен областной фотоконкурс «Профсоюзный фотофакт». Среди различных направлений работы и тем, отражаемых в конкурсных материалах, особое внимание уделяется таким, как: «Доброжелательная школа и профсоюз», «Доброжелательный детский сад и профсоюз», «Доброжелательное учреждение дополнительного образования и профсоюз». Итоги конкурса будут подведены в ноябре 2019 года. А в декабре ребята из Молодёжного Совета региональной профсоюзной организации определят свои направления работы, обсудив роль молодёжных советов и комиссий местных и первичных профорганизаций в рамках реализации Стратегии «Доброжелательная школа». Особенно следует остановиться на вопросах обучения профсоюзного актива. На весну 2020 года запланированы областной обучающий семинар для председателей местных организаций Профсоюза и первичных профсоюзных организаций учреждений высшего и среднего профессионального образования по теме «Профсоюзные организации отрасли и реализация Стратегии «Доброжелательная школа» и подобные семинары в муниципальных территориях области. В ходе традиционной ежегодной октябрьской сессии областной Школы молодёжного профсоюзного актива «Спектр», запланированной на следующий октябрь, будет работать тематическая площадка «Доброжелательная школа и профсоюз». А в Центре дистанционного (заочного) обучения профсоюзных кадров и актива региональной профорганизации в новом учебном году будет проведено занятие на тему «Профсоюзные организации отрасли и реализация Стратегии «Доброжелательная школа». Ещё одной интересной задумкой станет проведение в первой половине будущего года регионального конкурса методических разработок профсоюзных уроков и занятий «Доброжелательная школа и профсоюз». А в сентябре, продолжая многолетнюю профсоюзную традицию, по результатам этого конкурса в образовательных учреждениях пройдут сами профсоюзные уроки, посвящённые Дню знаний, на которых будут использованы методические разработки победителей, призёров и участников конкурса. Следом пройдёт региональный онлайн-конкурс детских рисунков детей педагогических работников – членов Профсоюза «По Дорогам Добра!», в номинациях «Мой доброжелательный учитель», «Мой доброжелательный воспитатель», «Мой доброжелательный педагог». Особо хочу отметить, что эти два конкурса будут способствовать решению нескольких главнейших задач при организации образовательного процесса в школе: социально-нравственного воспитания и профессиональной ориентации школьников, формирования нравственного поведения и основ профессионального сознания, позитивного имиджа педагогической профессии и профсоюзного движения в обществе.

В рамках «дорожной карты» в 2020 году пройдут и спортивно-оздоровительные мероприятия: эстафетные соревнования «II Зимние профсоюзные старты», областной туристический слёт работников образования, посвящённый 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Кроме того, члены отраслевого Профсоюза примут участие в XXXVIII открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России – 2020» и в VII Спартакиаде трудовых коллективов Белгородской области.

На заключительном этапе реализации «дорожной карты» в 2021 году среди наших местных и первичных профсоюзных организаций планируется организовать мониторинг «Роль профсоюзных организаций в реализации региональной Стратегии «Доброжелательная школа», провести совместно с департаментом образования областной семинар «Доброжелательная школа и профсоюз: успехи, проблемы, перспективы», подвести итоги взаимодействия региональной организации Профсоюза и департамента образования области в рамках реализации региональной Стратегии «Доброжелательная школа».

На всех этапах реализации «дорожной карты» будет осуществляться информационное сопровождение проведения мероприятий на всех имеющихся у нас профсоюзных информационных ресурсах. Особое внимание при этом мы уделим подготовке статей и очерков, раскрывающих профессиональный путь педагогических работников и ветеранов педагогического труда, являющихся профсоюзными активистами, внёсших весомый вклад в развитие образования Белгородской области.

Кадры решают всё!

Конечно, это не всё, что нам придётся делать. Наверное, время внесёт свои коррективы, дополнения и изменения в профсоюзную «дорожную карту» по «Доброжелательной школе». Появятся новые интересные идеи и предложения. Но при всём этом сегодня важно помнить ещё одну знаменитую фразу, сказанную устами великого для нашей страны и мира человека, руководителя Российского Государства в самый сложный период его истории, Иосифа Виссарионовича Сталина: «Кадры решают всё»! И к воспитанию и образованию эта фраза имеет, самое что ни на есть, первостепенное отношение! А потому для профсоюзной стороны самым главным остаётся одно: Стратегия «Доброжелательная школа» должна быть направлена на наши кадры: на Труженика-Педагога, создающего благоприятную доброжелательную атмосферу для своих воспитанников, и на самих ребят, которым жить дальше, обустраивать Великую Россию будущего и наш родной Белгородский край!

1.0x