Сообщество «Салон» 00:00 25 апреля 2012

Музон

БАРТО. «Привет! Тоталитаризм» (thankyou. ru)
0

БАРТО. "Привет! Тоталитаризм" (thankyou.ru)

Примечательная пластинка, которая, пожалуй, может пройти несколько незамеченно в силу того, что это набор кавер-версий. Песни, которым "Барто" придаёт своё прочтение и, может быть дарит новую жизнь. Сие станет ясно позже, пока имеем одиннадцать номеров — среди которых мэтры отечественного рока, столпы рокапопса и малоизвестные герои андеграунда — "Центр", "Аквариум", "Комитет охраны тепла", "Мумий-Тролль", вплоть до первой коломенской панк-группы "ВАфрике". Но очевидно, что это не сборник ремиксов, а полноценный альбом "Барто". В отличие хотя бы от такой строки в дискографии группы как "Ремиксы" двухлетней давности. 

"Пластинка получила название "Привет! Тоталитаризм", что отнюдь не является заигрыванием с нынешней политической ситуацией в стране, — это (как, впрочем, и всегда у "Барто") личное обращение к каждому конкретному человеку, к его внутреннему ощущению себя в эпоху перемен, к его нравственному выбору. Альбом тоталитарен ещё и в том смысле, что "Барто" абсолютно узнаваемы и верны собственной идеологии, поэтому чужие песни звучат у них, как свои. Выбор коллективов неслучаен: все эти музыканты остались и остаются приверженцами принципов свободного творчества. Навсегда оставшись вне общепринятого формата, вдали от аншлагов в кремлёвском дворце и титулов заслуженных артистов, они воспитывали целые поколения вольномыслящих людей, меняя формат под себя, противостоя обществу, лишённому внутренней свободы. Вместе с тем свободы в самовыражении им всегда было не занимать. Эти группы в разное время были важны как для каждого из участников "Барто" по отдельности, так и для всего коллектива в целом, и, безусловно, повлияли на становление проекта", — сообщают музыканты. 

Можно, конечно, поспорить насчёт какой-то особой независимости Гребенщикова или Лагутенко, но не будем придираться. Тем более, "Барто" всегда были хорошо наслушаны, и относятся к явлениям без снобизма, создавая свою культурную историю. 

Всегда думал, где бы "Барто" оказались в контексте 80-х. Музыканты в одной из бесед убеждённо подчёркивали, что "Питер решает". Хотя "Барто" с их нестандартным подходом к музыке, куда логичнее в ряду "Ночного проспекта", "Нюанса" или "Николая Коперника". С другой стороны, острота тем вполне для компании ленинградского рок-клуба. Кстати, сценическая и музыкальная часть группы с недавних пор обитает в Петербурге, что накладывает отпечаток— на пластинке, например, отметился известный персонаж питерской альтернативы Игорь "Кита" Статных, компьютерщик "Психеи", автор музыки к некоторым сериям "Масяни". 

"Привет тебе" — шкодливо-карнавальный номер из репертуара солдата группы "Центр" Василия Шумова. "Юность" — щемящая лирика из сайд-проекта музыкантов "Барто" — "Огни святого Эльма". "Она может двигать" — наверное, у БГ при желании кто угодно, включая "Коловрат" или "Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра земля", может найти близкие вещи или песни, интересные для толкования. Тем более, "Она может двигать", если верить самому БГ, представляет резкий социальный выпад о том, что Земля доведена до такого состояния, что скоро придётся за это расплачиваться. "Она" — здесь женское начало Земли. Так что вопрос "что мы будем делать, когда она двинет собой" не лишён смысла. "Анестезия" героев декаданса "Оберманекен" не достигла цели — здесь, скорее, получилась упрощённо-раздражённая "Агата Кристи". Большие удачи альбома, балансирующие на грани политкорректности, это новая версия песни "Машнинбэнд"— "Маугли" и "Московские стройки" — авторства Юлии Теуниковой, одной из серьёзных и точно недооценённых музыкальной прессой героинь отечественного андеграунда. В оригинале "стройка" всего одна — однако мрачный фон стараниями "Барто" только усилился. Пронзительно-изящен "Кот" "Краденого солнца" со вкраплениями "Аукцыона". "Лесби" (Fanclub) — агрессивная дискотека с депрессивным текстом. "Барто" в боевой раскраске — не замалчивать болячки, но вскрывать. 

Пожалуй, если брать чисто музыкальный аспект, то избранные "Барто" решения в целом не поражают. Всего хватает — от трип-хопа до индастриала и ЕВМ. Готовых хитов — штуки три-четыре. И диалог с андеграундом прошёл куда интереснее, чем оммаж ветеранам "русского рока". Но в культурном отношении получилась интересная тема. Вспоминается ещё одна группа, сочинившая немалое число каверов, но парадоксальным образом подчёркнувшая свою оригинальность — знаменитый Laibach. Впрочем, словенские арт-провокаторы всегда подчёркивали, что не делают каверы, а интерпретируют историю, частью которой является поп-музыка. "Барто" такой подход явно близок. Пусть речь идёт не об истории, но о бескомпромиссном взгляде на нашу сегодняшнюю реальность. 

Открытость "Барто" порождает желание прикинуть возможные проявления, включая заимствования и интерпретации. Даже из творчества Агнии Петровны. Мне почему-то кажется, что группа вполне может сделать песню на стихотворение про "Резиновую Зину". Ещё легко представляю альбом кавер-версий на российские поп-группы. Без гламура и глянца, с фирменным умным цинизмом. Лютая может получиться история. 

 

Cообщество
«Салон»
3 0 9 503
20 октября 2018
Cообщество
«Салон»
41 0 7 079
Cообщество
«Салон»
0 0 1 608
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой