Ольга АРЕФЬЕВА/КОВЧЕГ "Время назад" ("Отделение ВЫХОД")
Вот никогда не был поклонником Ольги Арефьевой, но даже если бы колонка не исходила из нового и заметного в современной русской музыке, а действовала бы по старинному принципу "надо слушать", на "Время назад" стоило откликнуться, пусть и с осязаемым, но объяснимым временным интервалом.
В девяностые я знал, что у Арефьевой есть три "ковчега": блюз, акустический и регги; за два десятилетия появились ещё и рояль-, и шансон-, и даже "кабаре-ковчег", а электрический "Ковчег", похоже, стал основным, аккумулировав в себя некоторые ранние "ковчеги". Думаю, Арефьева в первую очередь числит себя по рок-н-ролльной линии, несмотря на многочисленные иные проекты.
Что симпатично, Ольга Арефьева убеждённо далека от тв-радио-"форматов", от агрессивно-послушной волны "женского рока" и, вероятно, теряя в массовом слушателе, явно предпочитает играть на куда более сложном поле, где встают великие тени прошлого. ("Как ни визжи — не выйдет Джанис Джоплин").
"Время назад" — многоликий альбом-переживание в четырнадцать композиций. Это качественное обращение к полноценной рок-эстетике, одновременно и опыт 60-70-х, и современное прочтение. Звучит пластинка с какой-то взаправдашней свежестью. Нашлось место и блюзу, и арт-року, и регги, и "дорзятинке", правда, всё-таки отечественного разлива. В Арефьевой всегда хватало "составляющих"— тут и классический рок, и городской романс, и фолк, и "флэтовые" акустические посиделки, и советские восьмидесятые майк-науменковского образца, и романтическая ирония, и неизбежные "растаманы из глубинки" - и далеко не все лично меня вдохновляют.
Насколько понимаю, добрая треть альбома — переосмысленные старые номера: "Мыловар", "Оборотень", "Папоротник", "Два" и заглавный харизматичный блюз, написанный ещё в 1991 году, когда погибла цивилизация, долго время жившая по свиридовскому "Время, вперёд!". "Средневековый барон", "Сион" с добро-наивным проповедничеством. "Два" — вольная обработка стихотворения датской писательницы Тове Дитлевсен неожиданно уходит в восточный мотив, но за внешней историей хорошо читается именно женский взгляд. Вообще, "Время назад" — очень яркий женский образ, героиня, если и не знает, то явно чувствует свою силу.
Это "нечеловеческие танцы одиноких повстанцев", взыскующих тайны, любви, подлинности. Арефьева не доверяет многомудрым речам ("Блестящ твой ум. Жаль, дураку достался"), зная, как легко сегодня уйти в самообман, в неоправданные обобщения, в позитивистско-психоаналитические пошлости. Хотя и некоторые её излюбленные лазейки а-ля хиппи давно уже поглощены глобальным супермаркетом.
А главный герой пластинки — время. Но это не линейное время и, тем более, не современная беготня — успеть жить "во время". Скорее это понимание, что "время есть движение насквозь трансцендентальное", по замечанию русского математика и философа Митрофана Аксёнова. Или же ницшеанское "Всё, что было — вечно: море снова вынесет всё обратно". Ничто не исчезает бесследно. И не за пределами жизни, но здесь и сейчас можно и нужно найти смыслы и цели. Так вновь и вновь возникают и рок, и пророки, и герой Шекспир, и долгий путь к Святой земле.