Проблема воспитания и устройства беспризорных детей, детей-сирот и оставшихся без попечения близких людей и родителей - одна из самых важных и болезненных в настоящее время в нашей стране. Особенно беспокоит тот факт, что их число не уменьшается, а все больше увеличивается. Как утверждают эксперты, эта цифра составляет сегодня 5 млн беспризорников, что больше, чем после Гражданской и Великой Отечественной войн вместе взятых. Таких детей устраивают либо в детские дома, либо в приемные семьи.
Естественно, у многих из нас возникает вопрос, где же лучше ребенку, в детском доме или в приемной семье? И здесь мнения расходятся. Кто-то считает, что в семье ребенку все же лучше, чем в детском доме, а кто-то наоборот. Но коль скоро биологические родители не могут растить и воспитывать своих детей на должном уровне, их следует у них отнять и устроить в приюты, детские учреждения либо в приемные семьи. Отбираются дети у алкоголиков, наркоманов, у опустившихся на дно жизни людей. Однако нередки случаи, когда отнимают детей у любящих, но мало обеспеченных родителей, у одиноких матерей. Представители комиссии по несовершеннолетним, проверяя условия проживания ребенка, заглядывают в холодильники. Если там не оказалось определенного набора продуктов, например, апельсинов, мяса, то дитя устраивается в детский дом, а в дальнейшем к приемным родителям.
Правильно ли это? И стоит ли так жестоко отнимать у живых и любящих родителей их детей? Не лучше ли и справедливее будет, если государство станет оказывать действенную помощь неблагополучным и малообеспеченным семьям, родителям, попавшим в трудные жизненные ситуации, активнее бороться с алкоголизмом и наркоманией, безработицей и бомжеванием. Тогда реже или вовсе не придется отнимать детей у матерей, лишать их родительских прав. Ведь никто не может заменить и дать ребенку больше душевного тепла, чем родная мать.
А всегда ли хорошо бывает ребенку в приемной семье? Ведь известно немало случаев, когда приемные родители и за рубежом, и у нас в стране, не справляясь с воспитанием, нередко подвергали приемных детей жестоким наказаниям и истязаниям, вплоть до смертного исхода. К тому же есть немало примеров, когда некоторые семьи берут на воспитание более десяти и даже до двадцати детей. Однако не факт, что усыновляя и беря на воспитание столько чужих детей, они смогут дать для их развития то же, что квалифицированные воспитатели с педагогическим образованием в детском доме, интернате, где создаются все условия для всестороннего развития подростков. Это всевозможные кружки, музыкальные занятия, спортивные секции и так далее. И во всякой ли приемной семье будут заботиться о всестороннем развитии ребенка, устраивать его в кружки, секции, музыкальную школу и так далее?
Но самое главное, на мой взгляд, сможет ли приемная мать стать родной для усыновленных или взятых на попечительство детей?
Вот одно из мнений некоей М.:
«Как это ни прискорбно звучит, но, по-моему, родная мать и приёмная мать как молоко и молокозаменитель. И в этом нет ничего ни обидного, ни страшного. Надо просто воспринимать это как данность. Особенно, если ребёнок уже имеет опыт общения с родной матерью (пусть и небольшой, пусть и негативный). Зов крови побеждает, и родной матери многое прощается, но приемной нет».
А вот, что сказала приемная мама Е. со стажем", вырастившая многих приемных детей:
"Вы никогда не станете для приемного ребенка РОДНОЙ мамой, вы будете для него КАК РОДНАЯ. С родной ребенку все равно лучше…»
Также мама Любовь Белянина откровенно призналась на своей страничке, что она против усыновления:
«У меня двое детей – сын и дочь. И в тот момент, когда я родила первого ребёнка, четко осознала, что между своими и чужими детьми есть огромная пропасть, и что никогда не смогла бы полюбить чужого ребёнка так, как своего. Есть такое высказывание: «Чужих детей не бывает», но я с ним согласна лишь частично. Оценивая свой личный опыт, могу сказать, что до появления своего ребёнка относилась к детям прохладно, они не вызывали бурного умиления, восторга, желания потискать и поиграть. Сейчас же я с большим трепетом и теплом отношусь к детям в принципе, однако точно могу сказать, что ни одного ребёнка не смогу полюбить так же сильно, как своих… Мне нравится, что мои дети похожи на меня и на моего мужа. И речь идет не только о внешних сходствах, но и о чертах характера, привычках родных детей, то есть, они в целом очень похожи на нас. Если говорить о ребёнке, которого ты берёшь из детского дома, то, безусловно, у него появятся приобретённые черты и он будет в чём-то похож на вас, но всё-таки личные качества в большей степени задаются на генетическом уровне и искать какое-то сходство будет вполне проблематично».
«Все мы знаем, какие сейчас условия в детских домах. Но и приемные родители зачастую ради детских пособий прикидываются приличными людьми, а получив ребенка и не найдя с ним общего языка, начинают избивать его. Так что этот вопрос спорный», - считают одни.
«И почему все думают, что в детских домах детям может быть только плохо, что там весь персонал – бездушные роботы, которые детей ненавидят? – считают другие. - Если руководителю, директору, воспитателям удается создать положительную атмосферу, сплотить детей, взрастить в их душах лучшие чувства, любовь, доброту, научить их не пасовать перед будущими трудностями самостоятельной жизни - чем же это плохо?»
В таких детских домах и школах-интернатах ребят приучают к труду, обучают их бытовым навыкам, убирать за собой, мыть полы, стирать, гладить и даже штопать свои личные вещи, девочек знакомят с кулинарным, а мальчиков со столярным делом и так далее. Могу уверить вас, дорогие читатели, что лично я сама воспитывалась с 5-го по 9-ый класс в подобном детском доме, а с 10-го по 11-ый класс в связи с расформированием нашего детского дома - в Сафоновской школе-интернате Смоленской области. Именно там нас, девочек, научили кроить и шить на электрической и ножной машинках для себя одежду, платья, юбки, блузки. Мальчиков обучали столярному делу, вождению. Многие воспитанники занимались разными видами спорта, в том числе лыжным и велогонками, имели не только юношеские, но уже и взрослые разряды. С успехом выступали на городских и зональных соревнованиях.
Да, дисциплина и распорядок дня у нас были строгими. Подъем, зарядка, легкие утренние пробежки, в определенное время завтрак, обед и ужин. Конечно, в 1-ю смену уроки, а во вторую в том же классе выполнение домашних заданий, после подготовки которых отправлялись в свои кружки, спортивные секции. В одно и то же вечернее время отбой и сон. И почти никто не потерялся в жизни. Многие поступили в вузы, получили высшее образование и обрели хорошие специальности.
Но, как бы то ни было, не стоит спорить, что ребенку все же лучше воспитываться, расти, мужать не в детском доме, не у приемных родителей, а в родной семье. И нельзя походя отнимать ребенка у матери, отца только потому, что в холодильнике не было в этот раз апельсина или какого-либо экзотического фрукта.
Ведь нет на земле для человека никого роднее и ближе матери. И, как сказал великий критик В.Г.Белинский, «нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею».