Авторский блог Алина Уханова 17:06 16 декабря 2018

Может ли образованный человек быть невоспитанным?

Обучение + Воспитание = Образование. (В продолжении тем "Толерантным может быть только воспитанный человек" и "Жестокость как чёрная краска человеческого общения")

1. Кадр из диафильма "Что такое хорошо..." В. Маяковского, 1960г. Художник А. Зегер (https://diafilm.net/diafilm/3678-chto-takoe-horosho-i-chto-takoe-ploho)

2. Иллюстрация к рассказу А. Платонова "Ещё мама". Художник А. Бальжак

Считается, что ВОСПИТАННОСТЬ -- это уровень развития личности,

проявляющийся в согласованности между ЗНАНИЯМИ, убеждениями,

ПОВЕДЕНИЕМ...

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть...

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин"

 

Недавно на сайте в одном из постов я вычитала словосочетание "Воспитанная, образованная женщина..." Да, эти два качественных прилагательных перечислялись через запятую. Но это же не однородные члены! Понятно, что воспитанный человек может быть не достаточно образованным... А образованный? Он что же, может быть НЕВОСПИТАННЫМ? Но это же нонсенс! А почему нонсенс? Ведь "образование" можно купить в переходе метро, или в некоторых, так называемых, коммерческих вузах...

Воспитание!!! О чём это мы? Разве у нас в столь образованном мире не всё в порядке?

А трагедия в образовательном учреждении Керчи, а вслед -- жаркие дебаты с обсуждением проблемы взаимосвязи обучения и воспитания? ("60 минут" 17 октября 2018г. Специальный выпуск. https://www.youtube.com/watch?v=-tLmX1rhZAM)

А подростковая агрессия и борьба с нею? (Специальный репортаж Алисы Романовой на канале Россия 24 "Мальчики для битья", 24 ноября 2018г. https://www.youtube.com/watch?v=JaV8_3I9cZg)...

Пытаюсь продолжить свои рассуждения...

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон...

Все верно, беда, коли мало знаний.
И все-таки в этом ли только зло?
А что как успехов при воспитанье,
Простите крамолу мою заране,
Добиться не так уж и тяжело?!

Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей...

"Воспитать человека". Эдуард Асадов

Шагаем в жизнь за воспитанием...

I. Детство, детство, детство -- это свет и радость...

В рождении человека равно участвуют и отец, и мать. Любой пол жданного ребёнка родителями встречается с одинаковой радостью. Хотя некоторые отцы семейства горды появлением на свет первым -- именно сына! Продолжатель РОДА! Но! Случается затем, что мальчишка, оставленный ушедшим из семьи "батюшкой" (продолжающим искать свою женщину), растёт "безотцовщиной" лишь под приглядом мамы и бабушки, пытающихся собой заполнить образовавшуюся брешь в маленькой ячейке общества. А фамилию отца сын несёт по жизни, порой и не зная о своей родословной...

Как сейчас становится "модным" (послушаешь у Корчевникова), так таковые примеры оказываются заразительными. Недополучившие отцовского воспитания, сами нередко не находят себя в одной семье с первого раза.

Н.М. Карамзин писал: "Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты".

Наверное, Тараса Бульбу, гоголевского персонажа, можно назвать примером отцовского авторитета. Уж он-то точно знал, что учить сына уму-разуму надо тогда, когда он поперек лавки лежит, а вдоль вытянется — трудно будет.

Слово «отец» образовалось от праславянского корня «otьсь», который в свою очередь возник от корня «otъ». Предполагается, что церковнославянское слово «отьнь» – отчий, также производное от данного корня. В большинстве языков таким словом называют воспитателя, опекуна мужского рода.

Отец -- Отечество -- государство, Родина-Мать -- Отчизна -- Отец

Исстари на Руси место проживания семьи, родительский дом, называли отчим домом. Можно ли представить отчий дом без отеческой заботы о детях и отеческого слова?

Вот оно -- оттуда и наиважнейшее определение: "Воспитание — ведающим отеческим словом питаемый".

(https://lazarev.ru/news/41-2013-09-09-13-07-08/1627-2014-06-19-13-47-39.html)

Порадовал в своё время В.В. Маяковский советских детишек и их отцов настольной книжкой "Что такое хорошо и что такое плохо..." Да, именно за отеческим словом крошка-сын к отцу пришёл.

До воздействия воспитательного слова отца от рождения ребёнка должно пройти некоторое время. А вот воспитание нежностью от мамы ненаглядный малыш получает с первого прикосновения к её груди.

Есть устойчивое выражение "впитать с молоком матери", то есть как бы заложить в человеке с младенчества многое из того, что определит его судьбу. "Оказывается, это старое изречение имеет глубокую физиологическую подоплеку - лишнее доказательство того, что опытом и интуицией народа негоже пренебрегать никому - ни матери, ни врачу, ни научному деятелю, ни самой Науке" (http://lib.komarovskiy.net/moloko-materi.html).

И далее дошколёнок воспитывается сначала в небольшом семейном коллективе, задавая вопросы почемучек маме, папе, бабушкам, дедушкам, сестрёнкам и братишкам. А затем к процессу подключаются профессиональные воспитатели детских садов в социуме сверстников будущего школьника. Ему стараются привить любовь к Родине, к ближнему своему, природе, труду...на основе христианских ценностей и опираясь на накопленное старшими духовное богатство из литературы, кино и, конечно же, бабушкины сказки.

Звенит звонок весёлый, детей торопит в класс.

Открыты двери школы теперь всегда для нас...

Вот и наш 7-летний гражданин уже готов сделать шажок на следующую ступеньку своего долгого жизненного пути. Правда, вначале несмело, крепко держась за тёплую руку родителя...

II. В начале жизни школу помню я...

За массивной школьной дверью первоклассника ждёт учительница первая его. Это женщина, на которую возлагается как обучение пришедших за знаниями ребятишек, так и их воспитание. Учительница начальных классов принимает также эстафету материнской заботы от мам всех её учеников в классе. Так должно быть, по крайней мере! Вспоминается рассказ А. Платонова "Ещё мама" (см. илл. на заставке) и повесть Валентина Распутина "Уроки французского"...

А в старших классах -- мамой на долгое время становится классная руководительница, реже -- отцом -- кл. руководитель (как в киноповести Георгия Полонского "Доживём до понедельника"!).

Профессиональные педагоги, которые при получении педагогического образования в педучилищах, педвузах и университетах, наверное, черпали грамоту у знаменитых педагогов прошлого, как А.С. Макаренко и Януш Корчак.

С юношеских лет и нам знакомы произведения писателя, педагога и воспитателя А.С Макаренко "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях" и, конечно же, его статья "Художественная литература о воспитании детей" (http://az.lib.ru/m/makarenko_a_s/text_1937_hud_literatura_dlya_detey.shtml).

А вот о Януше Корчаке лично я узнала лет восемь назад от подруги, учительницы русского языка и литературы.

Более десяти лет до 2011 года в России Клубом учителей "Доживём до понедельника", Региональной общественной организацией, ежегодно проводился Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских работ учителей "Педагогические инновации". Участники конкурса, представившие лучшие работы, отмечались медалями Януша Корчака.

Януш Корчак (Хенрик Гольдшмит) (род. в 1887 году -- погиб 6 августа 1942 года в концлагере Треблинка) -- выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

двойной клик - редактировать изображение

1. Педагог с детьми в мирное время (фото из Яндекса)

2. Памятник Я. Корчаку с детьми в Варшаве, 2006 год, авторы Збигнев Вильма и Богдан Хмелевский

Биографические подробности от рождения и до трагической кончины этого великого гражданина мира (вместе с двумястами воспитанниками варшавского Дома сирот в газовой камере) можно найти в справочной литературе. Сжатая видеоинформация в интернете -- вот здесь: "Януш Корчак - Долгий путь к себе. Гении и злодеи" (.https://www.youtube.com/watch?v=UKmPlzjJI5I).

На многогранной деятельности Я. Корчака в тему очерка задержусь.

-- Разработанная талантливым писателем и психологом система воспитания востребована и в современности.

Известная книга его «Как любить ребёнка» занимает особое место в библиотеке мировой педагогической литературы. В предисловии к ней Альберт Лиханов пишет: "Не только поляки чтут выбор (конца жизни) своего бессмертного учителя. Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей".

-- 10 заповедей по воспитанию детей (для взрослых, родителей и учителей /п.5, п.9/) оставил поколениям этот опытнейший педагог:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2, Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

P.S. Надо не забывать, что учителЯ -- сами родители.

-- Как общественный деятель, педагог принял участие в составлении Женевской декларации прав ребёнка, принятой 26 ноября 1924 года. И под ней стоит его подпись.

Вот знаменитые 5 принципов этой декларации:

1.Ребёнку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.

2. Голодный ребёнок должен быть накормлен; больному ребёнку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребёнок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребёнок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

3. Ребёнок должен получать помощь в тяжёлое время испытаний в первую очередь.

4. Ребёнок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации.

5. Ребёнок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям.

А теперь вернёмся в школу наших дней.

В преамбуле я упоминала о трагедии в Керчи и её обсуждении на ТВ (см. ссылку). Меня так поразило эмоциональное выступление Н.Н. Платошкина, преподавателя высшей школы, политика, писателя, дипломата. Он просто вопрошал, почему функция воспитания убрана из школы.

(То есть, как в математике: Образование Обучению, при Воспитании → 0)

Есть в интернете и отдельный ролик, посвящённый этой тематике: "Николай Платошкин о трагедии в Керчи: почему стреляют в школах?"(https://pandoraopen.ru/2018-10-26/nikolaj-platoshkin-o-tragedii-v-kerchi-pochemu-strelyayut-v-shkolax/).

И Николаю Николаевичу будто бы пытается объяснить виртуально как это произошло педагог Казакова Е.Н. в статье "Образование, воспитание и обучение, как единое целое" (https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9094/):

Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей. А педагоги, в свою очередь, считают, что они дают только знания, а воспитывать должны родители, а так же участвовать в образовательной деятельности и контролировать ее выполнение...

Но так не должно быть!

И вновь педагог Казакова серией доказательств приходит к выводу, что образование, это процесс, включающий в себя такую организацию учебной деятельности в школе, когда ученик приобретает не только знания, но и получает уроки воспитания от авторитетного Учителя.

А вот и 5 доводов Ольги Васильевой, министра образования, почему нам нужно вернуться к советской школе

( https://mel.fm/pedagogika/1642539-arguments_vasilieva).

По мнению министра, роль современной школы всё та же: воспитывать «личность, уважающую свой народ и ценящую труд».

1. Нравственное воспитание

("Сегодня у нас дети, завтра у нас народ")

Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование...Сейчас духовно-нравственному воспитанию детей в школах уделяется меньше внимания, чем натаскиванию на ЕГЭ...Главная задача учителя — постоянно оставаться в контакте с ребёнком и быть для него примером.

2. Единый стандарт

("По всей стране должно быть единое образовательное пространство")

...Сократить число учебников и создать стандарт по каждому предмету, заменив примерные образовательные программы на «конкретные». По новому стандарту будет не больше трёх линеек учебников — для основных, базовых и углублённых предметов.

3. Трудовое воспитание

("Леность -- основа порока. Человек должен трудиться --душой, руками и головой")

В советской системе труд считался неотъемлемой частью воспитания всесторонне развитой личности... С восьмого класса в школах начинались «основы производства», и школьники обучались конкретной профессии... В конце 1980-х годов профессиональное обучение в старших классах признали необязательным, и «основы производства» постепенно исчезли из школ.

Ольга Васильева считает, что современным школьникам трудовое воспитание необходимо — они должны уметь «трудиться ежечасно, ежесекундно» и «получать радость от своего труда». C 2017 года по инициативе Минобрнауки в российских школы начали вводить часы трудового воспитания в рамках предмета «технология».

4. Ученические производственные бригады

("Учащиеся должны заниматься общественно полезной деятельностью")

В производственных бригадах советские школьники закрепляли навыки, полученные во время трудового обучения. Они выезжали в лагеря при колхозах и по несколько часов в день работали в поле или в лаборатории, в зависимости от специализации. Школьники учились управлять комбайнами и тракторами, выводить сорта сельскохозяйственных культур, помогали на животноводческих фермах.

Российские школы могут вернуться к советской практике...

5. Уборка

("Уборка школьных помещений не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника")

Дежурства по классу, обычные для советских школьников, в последние годы стали довольно редкой практикой. Против них выступают родители, ссылаясь на статью закона об образовании, которая запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой. Министр с этим не согласна: она выступает за возвращение в систему образования самостоятельной уборки школьниками классов и территорий вокруг школы...

Дай-то Бог, этому сбыться!

Привлекает внимание на сайте статья Г. Иванкиной "Почему советский ребёнок был умнее нынешних".

Сравнивать свой ум советской школьницы с умом моего ребёнка мне как-то не пришло в голову. А вот утерянная роль в нравственном воспитании современного школьника художественной литературы, о которой много говорится в публикации автором, заметна невооружённым глазом.

Но это объяснимо, как я себе представляю, всё теми же ОГЭ и ЕГЭ. 9, 10 и 11 классы -- одна забота у школьника и родителей -- подготовка и успешная сдача ГЭ! У будущих технарей главные предметы математика и физика. Без репетиторства навряд ли обойдёшься. Знакомая ситуация. (Бесконечная беготня, вечный цейтнот).

Высокий же балл по русскому и литературе им тоже желателен... Но здесь главное -- приложить усилия к усвоению школьной программы. А это -- прочитать плановые произведения и вовремя сдавать сочинения по ним, вспоминая все правила русского языка, пройденные в курсе основного общего образования. Репетиторами же выступают мамы и бабушки, как правило.

Расширить круг писателей-воспитателей сверх программы ребятишкам не досуг. Так и остаются на некоторое время в замкнутом программой кольце у воспитателей-классиков.

P.S. А кстати, об УМЕ. Его, оказывается, можно тоже воспитывать.

Что и рекомендует Е.В. Ильенков в своей книге "Воспитание ума", 2004г. (http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ilenkov_vospitanie/00.aspx)

Но об этом -- в другой раз.

III. Взрослая жизнь как самоучитель

Когда уйдем со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь — назад, и вновь ему с утра -
Встречай, учи и снова расставайся,

Когда уйдем со школьного двора...

Спасибо, что конца урокам нет,
Хотя и ждешь с надеждой перемены.
Но жизнь — она особенный предмет:
Задаст вопросы новые в ответ,
Но ты найди решенье непременно!

Спасибо, что конца урокам нет!
А.А. Дидуров

Взрослый человек, шагнувший в самостоятельную жизнь, казалось бы, может найти своё правильное решение в любых жизненных обстоятельствах. Но нередко делает столько ошибок, таковых, которые были уже сделаны, к примеру, его родителями. Так устроен мир, что мы не учимся на чужих ошибках, а делаем подобные, но свои. Следовательно, полученное воспитание дома и в школе оказывается не достаточно полным...

Пособием для воспитателей детских садов и школьных учителей является педагогика -- наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.

Вот Януш Корчак и переживал в своё время, что "Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке". Как становится понятным: эта наука должна быть нацелена не только на обучение и развитие детей, но и взрослых, у которых уже сформировались характер, собственная система взглядов, менталитет. Ведь привычно слышать: «Взрослого не переделаешь". А если попробовать?

Ещё в XIX веке и появилась наука андрагогика. В Российском педагогическом энциклопедическом словаре она значится как «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания, взрослых».

Так вот эта отрасль, исходя из потребностей самой личности, делает выбор направления саморазвития (философия экзистенциализма).

Воспитание взрослых связано с образованием, просвещением и самообразованием людей через разнообразные социальные институты.

Огромный материал о воспитании взрослого человека здесь: (https://studopedia.su/13_160718_vospitanie-sushchnost-kontseptsii-i-printsipi.html).

Но спустимся с высот науки в обычные человеческие реалии.

Как нам говорили бабушки: "Жизнь всему научит!". А чему, лучше, чем поэтесса Анжелика Челиевич, и не скажешь, это своего рода урок:

Жизнь научит всему:
И любить, и хранить,
Жизнь научит беречь,
И прощать, и ценить!
…Жизнь научит всему:
…Не кричать и не ждать,
…Жизнь научит молчать
…И взлетать, и порхать!
Жизнь научит всему:
Достигать и страдать,
Жизнь научит мечтать,
И дышать, и вставать!
…Жизнь научит всему:
…Не просить и не лгать,
…Жизнь научит скучать,
…Совершать и блистать!
Жизнь научит всему:
И встречать, и дружить,
Жизнь научит дарить,
Жизнь научит, как жить!!!

(https://www.stihi.ru/2012/11/24/11081)

А вот и ещё заезженная поговорка "Век живи, век учись" только в связи с собственно обучением наукам. А ведь она от автора, римского философа и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э.- 12 апреля 65 г. н.э.), полностью звучит так: «Век живи — век учись тому, как следует жить».

Вместо эпилога

"Жизнь прожить -- не поле перейти"...

...Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век
Звучал во мне то щедростью, то болью
За ширь твоих дорог, в которых человек,
Все испытав, становится собою.

За то, что ты река без берегов,
За каждую весну твою и зиму,
За всех друзей и даже за врагов-
Спасибо жизнь. За все тебе спасибо!..

Р. Рождественский

1.0x