Авторский блог Андрей Васильев 18:30 6 мая 2014

Мост через реку времени

Осязаемой связью с героическим дедовым прошлым (в детстве все просто: дедушка воевал – значит, дедушка герой, и это, кстати, правильно), которое только в зрелом возрасте предстало тем, чем война и является – грязной опасной рутиной, бытием-максимально-приближенном-к-смерти – были его награды.

Я очень хорошо помню отношение ко Дню Победы в нашей семье. И с той и с другой стороны. Но если со стороны бабушки по маме это как-то проще было (что понятно, она застала только эвакуацию, маленькая была), то со стороны бабушки по отцу облик войны и победы был как-то ближе. Еще бы, ведь ее муж (мой дед, соответственно) видел войну во всех видах, и не только Великую Отечественную, но еще и в Испании 1936-1939. Туда он попал в составе советской военной разведки, в 1939 был отозван, а потом попал на фронт уже немного севернее…

Что такое для меня маленького был «культ победы»? Дедушкины ордена, медали, салют на 9 мая. Но была еще одна книга – «История Великой отечественной войны в фотографиях». Там было много чего - и знаменитый парад ноября 1941 года, и чекмаревский «Комбат»… Мне тогда было 4-5 лет, и вот это-то и соответствовало моему тогдашнему понятию героизма – его вещественным выражением. А поскольку другого детства у человека не бывает, то эти воспоминания и останутся одними из самых лучших.

А осязаемой связью с героическим дедовым прошлым (в детстве все просто: дедушка воевал – значит, дедушка герой, и это, кстати, правильно), которое только в зрелом возрасте предстало тем, чем война и являет,ся – грязной опасной рутиной, бытием-максимально-приближенном-к-смерти – были его награды. Одной из них был Орден Красной Звезды. Деду, выпускнику ковровской разведшколы, соответствовала строчка из статута ордена: «За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского или служебного долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни, а также за образцовое выполнение специальных заданий командования». Скажу только что военную карьеру (в которой, впрочем, опасности и лишения намного превзошли вознаграждение) дедушка сделал благодаря, в частности, тому, что сделал ставку на изучение иностранных языков. Немецкий и испанский, по крайней мере, он знал в совершенстве.

Еще один его орден – Великой Отечественной войны I степени. В его статуте сказано, за какие заслуги он давался (приведем несколько):

- «кто организовал чёткую и планомерную работу штаба»;

- «кто сумел восстановить повреждённый самолёт, совершивший вынужденную посадку на территории противника, и выпустить его в воздух»;

- «кто лично уничтожил 2 тяжёлых или средних, или 3 лёгких танка противника»;

- «Кто подавил огнём артиллерии не менее 5 батарей противника».

Организацией работы штаба одного из фронтов дедушка и занимался. Организация работы штаба, как мы видим из статута, приравнивается к уничтожению нескольких единиц вражеской техники или к подавлению нескольких батарей противника.

Мой дед умер за несколько лет до моего рождения. Моя связь с ним – это то, что я один-два раза в год приду на их с бабушкой могилу, приберусь там и пропою прокуренным голосом «Со святыми упокой». Он был партийным (хоть и крещеным как все люди его поколения, тем более дореволюционного года рождения), делу Ленина-Сталина был предан, и преданность эта лет ему не прибавила… Но для меня-то мостом к нему служат как раз эти награды. Которые я могу взять в руки и представить его себе, живого.

После войны, помимо работы и семьи, дедушка все свободное время посвящал изучению причин и хода событий войны. Он собрал почти все, что можно было собрать из книг того времени по данному вопросу. Но последней загадкой, до конца жизни так и не разгаданной дедом, была такая: как немцы умудрились дойти до самой Волги…

1.0x