Авторский блог Денис Борисов 13:13 25 февраля 2018

Москва - Сталинград: дорогой к Победе

корреспонденты «Завтра» на день опередили всю страну, преодолев 2200 километров на автомобиле, чтобы возложить цветы на Мамаевом кургане в честь 75-летия победы в Сталинградской битве.

Реалистичное «роуд-муви» о тех, кто живет за МКАДом и не тужит об этом

О том, что город воинской славы Волгоград в честь юбилея великой победы в Сталинградской битве собирается посетить президент, мы узнали, лишь когда первые километры пути остались позади. Сначала это был просто автопробег «Дорогами войны»: Москва – Воронеж – Волгоград - Москва, организованный компанией Car-PR при поддержке французской компании NTN-SNR для блогеров и журналистов автомобильных изданий. Но после известия о грядущем визите главы государства, маршрут превратился в принципиальный.

двойной клик - редактировать изображение

Платно, не значит, приятно!

Это не новость, что на нескольких федеральных трассах давно существуют платные отрезки пути. Но глазами обычного водителя мы увидели процедуру впервые. Шли мы по М4 «Дон», вдруг бац – все затормозили. Впереди - будочка типа билетной кассы, а внутри тетенька, принимающая малую мзду от желающих насладиться комфортом коммерческой автомагистрали. Берут за въезд от 65 до 110 рублей.

двойной клик - редактировать изображение

Объехать эту навязанную услугу можно, но крюк выходит приличный, да еще по такому бездорожью, что оставить потом на ремонт авто можно гораздо больше, чем этим кассиршам. У нас ушло около тысячи рублей на проезд по таким вот отрезкам, то есть их было с десяток на перегоне до Воронежа.

Печаль в том, что никакого комфорта платная трасса, в отличие от нее же, когда-то бывшей бесплатной, не гарантирует. Может быть, после уплаты своих кровных, она кажется водителям шире, или что снега на ней меньше? Загадка человеческой души. И первое наблюдение – как же люди выживают за МКАД? Ну, например, продают русские дороги…

Не хлебом единым…

Первая наша остановка где-то под Тулой. Куцая избушка с некреативной надписью «Кафе». Туалета внутри нет. Он расположен рядом под некреативной вывеской «Туалет». Ниже отпечатанный на А4 прайс: Туалет платный – 20 рублей, душ – 100 рублей. Здесь продают сервис.

двойной клик - редактировать изображение

Впрочем, не обольщайтесь, никакого комфорта тут тоже нет: одна из кабинок опечатана на ремонт, в двух остальных, как и положено, нет бумаги. Но самое смешное, что за деньги, тут нет даже унитазов. Только «дырки в полу» - простите за натурализм!

двойной клик - редактировать изображение

А вот в кафе кормят по-рабоче-крестьянски: комплексный обед из трех блюд с компотом – 250 р. Умиление и ностальгия! Еле сжевав огромную 300-граммовую котлету по-киевски, холодную и без масла внутри, можно действительно плюнуть на сервис и сразу разориться еще на 20 рублей.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

Левитана бы сюда!

Поскольку на отрезке Тула - Воронеж в течение 11-12 часов практически ничего не происходит, тянет на лирику – русскую, беспощадную… За автомобильным стеклом – туман, сотканный из грязного снега и слякоти, поднимаемой в воздух колесами, за стеклом – Русь, настоящая, исконная.

двойной клик - редактировать изображение

О, Русь! Как не впасть в меланхолию при виде твоих замкадошных серо-снежных пейзажей? Тут и одинокий заяц-беляк показался бы радостным миражом. Но стелется великая серость, как безликая ткань, из которой пошили форму для нейтральной олимпийской сборной атлетов из России. И не видно просвета. Начинаешь по-настоящему понимать Левитана, только когда встанешь лицом к бескрайнему русскому полю да расстегнешь ремень нетерпеливой рукой…

двойной клик - редактировать изображение

Но! Не впадать в уныние! Верить! Ведь впереди – Сталинград и гвоздики Путина…Только вперед! Пока на горизонте не померещится в слякотной взвеси силуэт ильфопетровского Студебеккера…

Вздыбившийся шлагбаум и персонажи из 90-х

В Воронеже участники пробега первым делом возложили цветы к одному из многочисленных городских монументов, посвященных павшим в Великой Отечественной, и отправились было в местный музей, чтобы узнать о битве за Воронеж в 1943 году. Но на нашем пути непреодолимой стеной встали 90-е.

двойной клик - редактировать изображение

Подъехать к музею на трех машинах оказалось непросто: прямо на дороге перед ним парковаться нельзя. А чтобы попасть во внутренний дворик, нужно было заехать за обычный такой бело-полосатый шлагбаум. Туда нас железный ограничитель легко пропустил. Но потом волшебно захлопнулся, и мы, пятясь задним ходом, наехали прямо ему на холку.

«Всех впускать, никого не выпускать»! – громко проскрежетал обиженный, под давлением автомобиля выгибаясь драконом. От этого жалостливого звука на дорогу выскочил дежурный, который, оказывается, шлагбаум закрыл, но пост свой после этого преступно покинул. А за ним из тени коммерческого магазина выдвинулись два брата-близнеца интеллигентно-очечного стиля.

Впрочем, авто истинных владельцев шлагбаума указывали на то, что никакие они не интеллигенты, а скорее персонажи из нашего недавнего смутного прошлого. Позади них как аргумент на все возражения «накосячивших» высились громады тонированных «лэнд-роверов», что прямо указывало на бессмысленность дискуссии.

двойной клик - редактировать изображение

Впрочем, прежде чем отдать 4 тысячи рублей на замену «дракона», мы все равно выслушали некий напутственный монолог от местных воротил. История повествовала о «черных копателях», которых в Воронеже, полно. Так вот, некоторым из них стали являться призраки павших на полях сражений солдат даже среди белого дня.

Был ли это намек на то, что с этих пор наша жизнь никогда не будет прежней? Ладно – подумали мы – доберемся до Сталинграда, а туда и призраки не сунутся!

Взрыв колеса и «мертвый» прицеп на обочине

Небольшой лайфхак: добраться из Воронежа в Волгоград самолетом еще сложней, чем на машинах. Вам придется лететь через Москву, а по времени выйдет дольше и с пересадками: по небу – от 4,5 часов до 13 часов 40 минут (по прогнозу сайта Tutu.ru), дорогой – около 11 часов (собственный опыт). Поезда, как ни странно, также невыгодны: они идут с пересадкой на станции «Грязи Воронежские», а поездка займет от 15 до 20 часов.

Впрочем, честно признаемся, что и на автомобиле покорить эти тысячу километров оказалось непросто. Здесь грузовики и длинные фуры диктуют свои условия. В какой-то момент федеральная трасса превращается в узкую и темную «двухполоску», на которой не так легко опередить все большегрузы. Тут либо рисковать, ничего не видя дальше 50 метров, либо плестись за тяжеловесами на скорости 40 до наступления эры справедливости.

двойной клик - редактировать изображение

Мы, конечно, рисковали, и дважды все могло закончиться очень плохо.

Сначала на 100 километрах в час налетели на камень, и у нас разорвало колесо. Если бы не опыт водителя, автожурналиста Григория Мерлина, возможно, некому бы было писать этот репортаж.

«Прихрамывая» на ободе, мы отползли на обочину. Попытались выставить предупреждающий сигнальный треугольник, но его все время сносил сильный ветер. Вокруг царила практически сплошная тьма, изредка прорываемая дальним светом проносящихся машин. И – о чудо! – буквально через 5 минут после аварии, сияя красно-синим нимбом к нам подкатил патруль ГИБДД, случайно следовавший мимо. Они и указали ближайший шиномонтаж, куда сопроводили «с мигалками» наш «хромой» автомобиль.

двойной клик - редактировать изображение

Во второй критической ситуации было еще страшней. На такой же «слепой» трассе из темноты вдруг выплыл навстречу силуэт неопознанного предмета на дороге, он был толстый и длинный и перегораживал фактически всю полосу. Водитель среагировал и «вильнул», иначе мы влетели бы колесом на препятствие и скорее всего перевернулись бы в кювет.

двойной клик - редактировать изображение

Оказалось, что на обочине стоит кем-то брошенный огромный прицеп, а его стальная оглобля с кольцом на конце для сцепки спокойно лежит посреди трассы! Как говорится, вот вам, ребятки, русский железный «авось»!

Сталинград: электричество на кончиках пальцев

В России существуют такие географические точки, где присутствует необъяснимая, но улавливаемая людьми энергетика места. Ну, например, Сергиев Посад, или Оптина пустынь, или древняя Тверь, или «остров покорения Казани» с деревянной церквушкой, в которой молился Иван Грозный.

двойной клик - редактировать изображение

Вот и мы въезжали не в современный Волгоград, а, конечно, в тот самый Сталинград, где когда-то внутренняя сила наших дедов победила нечто внешнее, наносное, злое и потому - тленное. И это отчетливо ощущаешь в городской черте, даже если ты циничный интернет-обитатель и «лидер мнений».

Мы прогулялись по улицам города славы, и прокатились на единственном в России метротраме (трамвае, который быстро бегает как снаружи, так и под землей), мы посетили огромную панораму, посвященную Сталинградской битве и посмотрели на Дом Павлова – знаменитое строение, которое полностью сохранилось с горячего 43 года по сей день.

двойной клик - редактировать галерею

Но главным, конечно, был Мамаев курган. Поднимаешься по ступенькам, и дыхание сбивается не от пронизывающего ветра и не от подъема по двумстам гранитным ступеням (по числу дней Сталинградской битвы). А от осознания величия и величины жертвы. За Сталинград погибло около миллиона человек, на Мамаевом кургане похоронено 35 тысяч из них.

Касаешься рукой постамента 85-метровой «Родины-матери», и кончики пальцев начинает колоть электричество…

двойной клик - редактировать изображение

Входишь в Зал Воинской Славы, с вечным огнем из факела - в огромной руке, и забываешь обо всем...

двойной клик - редактировать изображение

Просто несешь свою гвоздику и преклоняешь колено, и опускаешь голову в знак уважения к тем, кому в граните выбиты такие слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли и шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?..»

двойной клик - редактировать изображение

С 75-летием величайшей битвы в истории – битвы за Сталинград!

двойной клик - редактировать изображение

1.0x