Морская гроза
Авторский блог Владислав Шурыгин 13:13 19 марта 2019

Морская гроза

моряков-подводников можно, без всякого сомнения, назвать элитой нашей армии
10

В марте моряки-подводники отмечают  профессиональный праздник — День моряка-подводника, день российского «подплава».  19 марта 1906 года по указу Императора  Николая II в классификацию судов военного флота был включён новый класс боевых кораблей — подводные лодки.

ХХ век подарил человечеству две уникальных способности. Летать как птицы и погружаться в пучину водную. Два творения рук человеческих позволили людям покорить стихии, ранее никогда им не доступные —  самолёт и подводная лодка.

И если самолёты очень скоро легко сменили военную службу на гражданскую и сегодня стали, пожалуй, самым популярным видом транспорта, то подводные лодки по-прежнему остаются лишь боевыми машинами, несущими службу в глубинах морей и океанов. Бесшумные, практически невидимые, они безмолвно скользят в кромешной тьме глубины, лишь изредка поднимаясь к поверхности, чтобы через тонкий «ус» радиобуя «выстрелить» закодированной искрой радио или приподнятым из воды оком перископа опознать потенциальную цель.

Подводные лодки — одно из самых удивительных созданий человеческих рук, квинтэссенция всех самых передовых технологий. За сто одиннадцать лет подводные лодки прошли путь от «ныряющих» на несколько часов судёнышек до сегодняшних громадных — с пятиэтажный дом — подводных крейсеров и ракетоносцев, движимых силой  укрощённого атома, способных полгода не подниматься на поверхность, и ограниченных в своей автономности лишь запасами продовольствия для экипажа.

И, впервые увидев перед собой подводную лодку, угольно-чёрную, едва возвышающуюся над водой, похожую на вынырнувшую касатку, ты мгновенно понимаешь, что перед тобой создание совершенно иного мира. Мира глубины, мира вечной тьмы, мира запредельного давления, которое рвёт сталь как бумагу и сжимает прочные корпуса, как пустую банку из-под кока-колы…

Подводные лодки полностью изменили характер современной войны. Сначала в Первую, а затем и во Вторую мировую войну лодки едва не поставили на колени самую крупную морскую державу мира Великобританию, практически парализовав её судоходство. На дно были отправлены миллионы тон оружия, снаряжения, продовольствия и нефтепродуктов. Одна подводная лодка своим торпедным залпом причиняла противнику больше вреда, чем целая танковая дивизия! Чтобы разорвать эту «подводную удавку» Англии и США пришлось напрячь все силы в беспощадной войне на море, которая шла с переменным успехом до осени 1942 года, пока военные успехи Советского Союза на суше не вынудили немцев перебросить все имеющиеся ресурсы на изготовление оружия для вермахта и тем самым спасли Британию от  разгрома на море.

Подводные лодки почти играючи отобрали корону у царствовавших почти полстолетия на морях «дредноутов», загнав их в базы и порты, где они до конца войны простояли, отгородившись от смертельно жалящих их из под воды торпед сетями и боновыми заграждениями. Только создание огромных конвоев, защищённых сотнями кораблей эскорта с самыми совершенными системами обнаружения и поражения позволило сохранить судоходство между странами антигитлеровской коалиции.

Советские подводники также внесли свой вклад в разгром врага. Их имена золотом вписаны в историю подводных сражений Второй мировой… Легендарный Александр Маринеско, отправивший на дно военный транспорт «Вильгельм Густлов» с десятью тысячью гитлеровцев на борту, среди которых, кстати, был персонал одной из лучших немецких школ подводного плавания… Николай Лунин,  потопивший тринадцать кораблей противника…  Пётр Грищенко, потопивший одиннадцать кораблей врага…

Поэтому после Великой Отечественной войны наступил «золотой век» «подплава». Созданные в начале пятидесятых  подводные лодки с ядерными реакторами, сделавшие их неограниченно автономными и по-настоящему подводными (а вырабатываемого реактором электричества хватает не только на движение лодки под водой, но и на выработку кислорода и пресной воды), стали новым словом в морской стратегии.

Очень скоро атомоходы «примерили на себя»  сначала крылатые ракеты, а потом и стратегические, превратившись тем самым не только в морских охотников, но и во всадников апокалипсиса, способных одним своим залпом стирать с карты целые страны.

Сегодня Российский подводный флот — это один из самых современных и передовых родов войск нашей армии. Он объединяет множество классов лодок: от атомных ракетоносцев и подводных «охотников» до диверсионных мини-лодок и глубоководных атомных исследовательских станций, способных погружаться на дно Мирового океана.

Поэтому моряков-подводников можно, без всякого сомнения, назвать элитой нашей армии. Они несут вахту в глубинах морей и океанов в прочных корпусах самых совершенных боевых машин — подводных лодок, ежедневно и ежечасно бросая дерзкий вызов природе, которая ещё миллионы лет назад отобрала у наших предков мир воды, оставив на память об океанской колыбели лишь немного соли в крови...

И гимном «подплава» в отсеках звучит знаменитое визборовское:

Прощайте, красотки! Прощай, небосвод! 
Подводная лодка уходит под лёд. 
Подводная лодка — морская гроза. 
Под чёрной пилоткой стальные глаза…

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
19 марта 2019 в 13:30

Элит быть не должно. Со всей пролетарской беспощадностью...
Но за поздравление спасибо. С Праздником!
Что главное у подводников? Что если что случается, то погибают, как правило все. Но и побеждают все. Этакий коммунизм, похожий на тот коммунизм, для всех нас в России, в который мы попадем, как только направим УЖЕ выпускаемые деньги (превращенную абстрактную прибавочную стоимость) в России в бюджет РФ.

19 марта 2019 в 14:00

Поздравляю Евгееий!!!, я уж думал подать на тебя в розыск....что тебя тут нет, не успел, ....глянь старина на вахте, много не пей...наш порт Коммунизм.

19 марта 2019 в 14:09

Евгений, сори!

19 марта 2019 в 14:14

Ну ты, Джони, даешь. Я здесь по 24 часа дежурю, все жду, когда местные товарищи начнут каяться, что обманывали народ, что капитализм якобы все еще существует. И, конечно, пытаюсь всем здесь объяснить, что мы все находимся в одной лодке - России.

20 марта 2019 в 10:09

Поздравляю моряков - подводников с профессиональным праздником!
Клева сегодня не будет, клево было вчера.
Я начинал службу на Северном Флоте в Полярном, 4 эск. ПЛ. К-21 Лунина стояла у причала, напротив моих окон. Впоследствии было принято правильное решение, ПЛ отремонтировали и поставили на вечную стоянку в г. Североморске в качестве музея. Побывав на ней, понимаешь какие герои моряки-подводники времен ВОВ. Условия только для ведения боевых действий с мин. набором необходимых приборов и узлов. Не смотря на множество современных материалов историков относительно торпедирования К-21 Тирпица, моряки исходят из того, что торпедирование было. Сокрытие достоверных данных обеими сторонами в ходе боевых действий, это обычная практика военных. Когда будет доказано обратное, тогда и можно принять другую версию.
Современные ПЛ, АПЛ, ПЛАРК, РПК СН, ТРПК СН в значительной мере обладают комфортными условиями для экипажей, вовсе не говорит о легкой службе. Заметно улучшилось отношение государства к морякам, выраженное в денежном довольствии, предоставлении соц. пакета. Но героический труд моряков остался неизменным. Подводный флот России на сегодня является самым сильным в мире еще с Советских времен. Его больше всего опасались США и выделили огромные деньги на уничтожение ПЛ. Корабли были порезаны как и в Хрущевские времена на иголки. Среди них были и новые пр. 941 "Акула", выведенные из состава ВМФ. Явное не понимание роли России в Мировом океане со стороны предателя Ельцина и его шайки, благословившего Америку и заявившего, что нам достаточно прибрежных катеров для охраны границ. С приходом Путина отношение к флоту резко изменилось в лучшую сторону, началось его возрождение-частично были реанимированы ТРПК СН пр. 941, началось строительство новых субмарин. Изменилось стратегическое значение России в Мировом океане. Что сильно расстроило Американцев. Надо понимать, что ВМФ очень дорогой вид ВС РФ, не только при строительстве, но и по ежегодному содержанию. Один из лучших писателей-маринистов В.С. Пикуль в книге "Крейсера" так писал о формировании офицерского корпуса моряков-подводников: набор на ПЛ происходил по желанию офицеров-надводников, свое денежное содержание устанавливал офицер сам, по решению Морского министерства, где рассуждали так: платить столько, сколько сами определят, все равно сгорят. Кстати, на сегодня этот фактор не утратил своего коварного значения для подводников.
В итоге моя служба на СФ составила 22 года. Последнее место службы 3 Фл. ПЛ, г. Гаджиево. После чего был переведен в Москву, где и закончил свой славный путь моряка. Но любовь к Северному Флоту не угасла, как первая любовь.
Еще раз с праздником!

20 марта 2019 в 12:01

Поздравляю, Виктор! Не раз бывал в Гаджиево, в том числе и в самые нелегкие времена 90-х. Осталось много добрых друзей и воспоминаний. Надеюсь и убежден, что теперь у них все хорошо!

20 марта 2019 в 14:35

Алексей, спасибо. Не исключено, что мы могли и пересечься. В Гаджиево моя служба проходила с 1991г.до конца 1998 года.

С уважением. Виктор.

20 марта 2019 в 14:56

Вполне возможно, Виктор! Забыл, к сожалению, фамилию контрадмирала, который нас принимал. Статный, высокий, манерный (в лучших традициях русского флота) с безупречной выправкой и умением очень тактично и убедительно склонять на свою сторону любого собеседника. Потом, по слухам, его перевели в Питер в какой-то закрытый институт. Несколько раз встречал его фамилию в газетах. Очень надеюсь, что жив и здоров, как и все матросы и офицеры Гаджиево (он же Скалистый). Бывал я там и в начале уже этого века. А впервые приезжал в 1996 году. Слава Богу, что все идет к лучшему с тех пор.

21 марта 2019 в 08:27

Скорее всего это был командующий 3 Флотилией ПЛ, тогда контр-адмирал в последствии вице-адмирал Сухачев Юрий Александрович (можно найти по фамилии и в. зв.)

21 марта 2019 в 08:38

Да, это он. Спасибо, Виктор! Жму краба и всех благ тебе! Приятно встретить морскую душу на страницах "сухопутной" газеты!