Создание мемориального комплекса памяти павших в боях подо Ржевом в 1942—1943 гг., безусловно, замечательно. Всё-таки первый мемориал советскому солдату за все тридцать лет существования Российской Федерации. Однако художественное исполнение монумента не выдерживает критики, неспроста вызывает у многих отторжение.
ПАМЯТНИК − НЕ ОПТИЧЕСКИЙ АТТРАКЦИОН
Выше бёдер − да, неплохо изваянный советский солдат, в духе исторических аналогий. Таких, как Родина-Мать на Мамаевом кургане под Сталинградом или воин-освободитель в Трептов-парке в Берлине. Однако ниже − что-то напоминающее… рваные лохмотья юбки. Или Железный Трон из популярного зарубежного киносериала «Игра престолов».
двойной клик - редактировать изображение
Алёша, Воин-освободитель и Железный трон: какая картинка лишняя?
Если подойти и очень внимательно приглядеться, то оказывается, что это… стая из 35 журавлей. Только почему-то тёмных, а не белых, как в известной песне на стихи Расула Гамзатова о душах павших воинов. К чему такие оптические фокусы, вроде того, как из большое «нет» вблизи оказывается составлено из многих «да»?
двойной клик - редактировать изображение
Оптические иллюзии: «нет» из «да»; вблизи становятся видны журавли
СМЕСЬ БУЛЬДОГА С НОСОРОГОМ
Получившийся мутант, «кентавр» − плод неуклюжей попытки «скрестить» несовместимое, «смесь бульдога с носорогом». Сочетать язык классического искусства, монументального социалистического реализма с разорванной, ломаной психопатией упадочнической буржуазной поп-культуры. Точно так же ныне по шаблонам Голливуда клепают бездарные киноподелки про ту войну.
двойной клик - редактировать изображение
«За нашу Победу»… Но почему стрелки на карте − Drang nach Osten?
Такие «эстетические мутанты» − увы, обычное явление. Вспомним крайне двусмысленный логотип 75-летия Великой Победы. На котором стрелки наступления, из которых составлены цифры, направлены слева направо, по карте − с Запада на Восток. Что соответствует направлению вторжения в СССР и наступления гитлеровских войск.
КУРАТОРЫ-ДВУРУШНИКИ
Подобная смысловая глухота и эстетическая слепота неудивительны. Кураторов творения «в годы оны» метко называли «двурушниками». Создание мемориала инициировало РВИО (Российское военно-историческое общество), в жюри конкурса заседал экс-министр культуры Владимир Мединский. Инициаторы и куратор попытки, среди прочего, повесить в Петербурге памятную доску Маннергейму − союзнику Гитлера, одному из организаторов блокады Ленинграда.
Общее руководство авторами памятника осуществлял Андрон Кончаловский − создатель рассчитанного на европейскую богему фильма «Рай». Главная коллизия Второй Мировой войны − не битвы под Сталинградом или на Курской дуге, а политкорректное спасение русской аристократкой еврейской семьи в концлагере.
Памятник подо Ржевом заслуживает устранения двусмысленностей. Например, доделать нормальные ноги фигуре воина. Или хотя бы выкрасить журавлей в белый цвет, дабы издалека не напоминали лохмотья рваной юбки. Чтобы павшие за Советскую Родину воины не ужаснулись, если бы увидели этот монумент, похожий на издевательство.
Источник: Hi-Hume Journal