Сообщество «Салон» 00:00 23 мая 2013

Мне бы в небо

умер Алексей Балабанов
14

Он был режиссёром, вызывавшим при жизни упрёки в казалось бы совершенно противоположных вещах. От оголтелого русского национализма ("Брат" и "Брат-2") до откровенной склонности к сознательным русофобским провокациям ("Груз 200", "Кочегар"). От заигрывания со столичными критиками, видевшими в нем единственный оплот российского кино, персону номер один на подмостках местечкового театра абсурда отечественного кинопроизводства, до антисемита, плюющего на фестивальные законы и мнения коллег. Кем бы он ни был в действительности — пророком или манипулятором, ориентировавшимся в первую очередь на пример своего известного датского коллеги — неважно. Балабанов, пожалуй, один из немногих избранных творцов новой России, чей разговор был в первую очередь с Богом, а не со зрителем. Что он и доказал, оставшись навеки лежать в снегах у колокольни счастья в своем последнем фильме "Я тоже хочу", сказавшем о его творчестве больше, чем всё его богатое кинонаследие очень разных и, порой, крайне неровных лент.

Среди современных режиссёров нашего кино у него не было собеседников. Любая тема балабановского фильма — удачного или откровенно провального — всегда выбиралась в иную вертикаль. Артхаусные творцы, обласканные международными премиями, предпочитали — и до сих пор не могут остановиться в этом процессе — монотонно вскрывать нарывы бесконечных "Окраин", где бессмысленных героев не только невозможно было полюбить, но и хоть сколько-нибудь им посочувствовать. Данный подход не был войной, — он предпочитает смаковать поражение. Балабанов, напротив, словно выдирал с хрустом куски жизни у болезненного тела гигантской империи, которая уже давно не сопротивляется тлену. Даже в "Жмурках" — комедии о прошлом, в гомерически абсурдной кровавой мясорубке, жизнь пыталась торжествовать. В "Морфии" круг ада, изрядно потрепав героя, в качестве единственного спасения предлагал ему утешиться синематографом — плотью и кровью балабановского творческого кредо, поскольку он был истинным, настоящим режиссёром.

С методом его работы можно было спорить, можно было не доверять его искренности, подвергать осмеянию. Настоящий разговор по душам нередко проходит острой гранью между любопытством и раздражением. Балабанов не всегда попадал в резонанс с временным мировоззрением автора, но всегда был, как никто другой, интересен. Смерть поставила всё на свои места. Ибо против неё нет ни яда, ни противоядия — двум столпам критической алхимии.

В последнее время Балабанову уже не требовалось говорить много. То, что в "Кочегаре" казалось намеренным растяжением экранного времени и раздражало изрядно, как и в "Я тоже хочу", также страдающим именно этим, стало пугающе ясно: для того, чтобы сказать слово, не требуется писать целый рассказ. Для сравнения — чтобы рассказать зрителю о любви отца и дочери Никите Михалкову потребовались огромный бюджет, многоуровневая история и исторический абсурдизм. Чтобы показать крыс в одёжках нацистов, режиссёру Андрону Кончаловскому понадобился ещё больший бюджет и 3D в придачу. То, чем занимается модный режиссёр Звягинцев, и говорить неприлично. Все эти люди делают кино. Отбивают бюджеты. Собирают бабло. Последний фильм Балабанова показывали в маленьком зале кинотеатра "Фитиль". После него было страшно. И очень хотелось любить. Теперь на территории настоящего искреннего разговора обо всех нас остался только режиссёр Дмитрий Астрахан. Человек, которого никогда не оценит критический бомонд, давно списавший его с поля битвы в самую низшую лигу.

Когда умерла Людмила Гурченко, кинокритик Алексей Васильев написал следующее: "Наверняка со временем это чувство сменится иным, и знаю, что кому-то это покажется кощунством, но я хочу быть честен: то, что я испытываю в эти дни, — это обида. Так обижен на Гурченко, что ни видеть ее, ни слышать не могу и не хочу. Как-то это не похоже на нее: взять и вот так вот бросить, уйти, ничего не сказав, не объяснив, никого вместо себя не оставив?". Балабанов как раз ушёл, все объяснив, но обида и чувство пустоты, которую, только теперь ясно уже не сможет заполнить никто, видимо, останется с автором этой статьи навсегда.

 

Cообщество
«Салон»
8 0 9 365
Cообщество
«Салон»
2 0 3 446
Cообщество
«Салон»
2 0 8 868

Комментарии Написать свой комментарий
19 мая 2017 в 02:14

Русский национализм? Рософобия? У Балабанова? Где? Покажите, как говорится пальцем. Да и затяжек особых нет - просто такой ритм. Как только это увидишь, становится понятно, зачем они нужны. Кстати, длинные планы у него есть и в ранних картинах, надо только присмотреться.

Нет, в балабановских "отморозках" (а почти все его герои - именно "отморозки") очень хорошо видно то время, которое он живописал. Не комедия, не трагедия, а просто - жизнь, как она была, с минимальным оттенком маньеризма, простительного и даже нужного в большом кино.

21 мая 2017 в 19:18

чем же затянут "Я тоже хочу"?
напоследкок Балабанов сказал главное - не все попадут после смерти туда, куда хотят.
В начале фильма бандит сидит в бане пьёт пиво.Рыбку вяленную грызет.
говорит парню ло себе : Вотсегодня убил четверых.Съездил в церковь, исплведался,причастился.Чувствую себя прекрасно"
Да за этот эпизод уже можно считать фильм все понятно показал - а именно духовность околоцерковную в РФ, и спонсоров Церкви.
Балабанов гений.

21 мая 2017 в 23:23

Действительно, отличный фильм. Вчера посмотрел, до сих пор "бродит". Есть о чём подумать. Ну а длинные планы - это вполне понятно. Это же жанр такой - "дорожный" ("road movie"). Похожие сцены можно видеть, например, в некоторых сериях "Клан Сопарано". Но там, конечно, особенной философией и не пахнет.

22 мая 2017 в 22:34

Метафоры в фильме просты, но образны-оттого и "бродит". Смотреть всем и до конца.

24 мая 2017 в 08:55

Фильм "Груз 200" - ужаснейший, отвратительный. Все там показаны подлецами, трусами, мерзавцами, врунами, грязной скотиной. Да по сравнению с этим грязным фильмом "Штрафбат" и "Сволочи" образцы патриотического кино. Лично для меня Балабанов умер после "Груза 200".

Впрочем, теперь Господь ему судья...

24 мая 2017 в 17:52

Эт' точно. "Груз 200" - откровенная "чернуха". Однако талантливая "чернуха", и тем она опасна. Кто-то, не знающий то время на собственном опыте, может подумать, что именно так оно и было. Но так было лишь отчасти.

Типажи - почти все - мне встречались в то самое время в жизни: и беспринципные фарцовщики, и разбитные доченьки работников райкома, и плутоватые военкомы, и милиционеры из самых страшных школьных хулиганов, и рецидивисты-мокрушники среди соседей по дому, и пропагандисты, требующие в первую очередь Ф.И.О., и пьянь в синь в том же подъезде… Причём не где-нибудь в Тмутаракани - а под Москвой.

Беда в том, что среди главных героев действительно нет ни одного нормального человека - одни "отморозки". Есть только герой-десантник, да и тот - покойник. Ну а сюжет - ну что ж, бывает и похуже, да пореже.

Может, за этот фильм его и "не взяли"? Не зря ж он так закончил свой последний фильм.

24 мая 2017 в 12:05

Автор: "умер Алексей Балабанов"

Добавлю: умер 18 мая 2013 года, т.е. 4 года назад.

24 мая 2017 в 17:44

См. дату статьи: золотой фонд, сэр.

24 мая 2017 в 22:52

ну братцы ...груз200 полный провал.И провалы бывают.
А вот не взяли его на небо в его же фильме "Я тоже хочу" - это от той простоты, что он сам себя так строго судил ,что оставил себя вне "неба". Но это же фильм - метафора.

24 мая 2017 в 22:58

Метафора - матафорой, а вот не взяли, и всё. Значит, чувствовал за душой какой грех. А может, просился так - туда? Вот мол я какой объективный. Эх, чужая душа - потёмки.

25 мая 2017 в 01:12

К тому же, какой же это провал? Я думаю, сотня режиссёров за такой "провал"… много что могла бы сделать. С чисто кинематографической точки зрения - всё в порядке. А вот в идейном смысле - нет.

25 мая 2017 в 15:36

Саша , Александр.
Ну ты меня смешишь зачем то
что значит "не взяли "?
Балабанов ставил по сценарию фильм. Сам себя не поставил в том что уносится на небо....Ну такие вещи ...ну ты под влиянием Балабанова - это крутейшее у тебя завихрень...завидую.
----
ну и да груз 200 (будь он н ладен).
я работал на северстали (будь Она неладна)
И НА ЭТОЙ ПЛОЩАДКЕ северсталевской, где все места мне знакомы , СНИМАЛИ ГРУЗ200. пасквиль-шарж , не уд ему .фильму и Балабанову.
забудте этот фильм . тчк

25 мая 2017 в 21:54

Балабанов был не только режиссёром, но и автором сценария фильма "Я тоже хочу" (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Я_тоже_хочу). Так что он говорил там вполне от первого лица.

Посмотрел вчера "Мне не больно", кстати. Тоже очень хороший фильм.

26 мая 2017 в 01:52

PS. А "не взяли" его за фильм "Про уродов и людей", и он это знал. ;)