Авторский блог Василий Шахов 04:32 12 января 2017

Мирное сосуществование духовности - светской и религиозной-1

Возможно ли мирное сосуществование духовности религиозной и духовности светской?.. Полемические размышления...
31 15 101

                                           ВАСИЛИЙ   Ш  А  Х  О  В

 

 

                           МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ

                                     – СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ - 1

                                (ТРЕВОЖНЫЕ ЗАМЕТКИ – РАЗМЫШЛЕНИЯ)

  • «…Гражданин не может состояться в человеке, оторванном от корневой системы своего народа. И потому все воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к родине и ее природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чем лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев».                                         ЛЕОНИД  Л Е О Н О В.
  • ……………………………………………………………………………………..
  •  
  •                          Дитя в люльке*

Счастлив ребенок! и в люльке просторно ему: но дай время
Сделаться мужем, и тесен покажется мир.

                                                                        М.Ю. Лермонтов.

…………………………………………………………………………………………………………

                           Колыбельная песня. Аполлон Майков

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"

…………………………………………………………………………….

Спи, моя радость, усни!
(музыка В. Моцарта,
слова С. Свириденко)

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Сладко мой птенчик живет.
Нет ни тревог, ни забот;
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей,
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал, малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни

ДУХОВНОСТЬ: ЭТИКА  ПОДВИЖНИЧЕСТВА

 

«Даст красоту души твоей…»: традиция духовного  и нравственного

Болховитинов, К.Ф. Калайдович, Ф.И. Буслаев, Н.С. Тихонравов, А.Н. Пыпин, А.Н. Веселовский, А.А. Шахматов, В.Н. Перетц, В.М. Истрин, Н.К. Никольский, А.С. Орлов, В.П. Адрианова-Перетц.

            «Историческая память»  восточнославянских племён уходит на несколько столетий вглубь. Из поколения в поколение передавались предания и легенды о расселении славянских племён, о противоборстве славян и аваров («обров»), об основании Киева, об овеянных немеркнущей славой деяниях первых князей, о далёких походах Кия, о мудрости вещего Олега, о хитрой и решительной Ольге, о благородном доблестном Святославе.

            Возникшее в Х1 столетии летописание, вобрав  мифологию, реалии и факты  исторического эпоса  на несколько веков (фактически вплоть до эпохи Петра Великого) явилось не только погодовой записью-фиксацией текущих событий. В структуре («недрах») летописей эволюционировало русское сюжетное повествование, развивались элементы публицистических жанров.

            Сошествие на Русь «божественной благодати»  «великое и дивное» дело – крещение Руси. «Слово о законе и благодати» Иллариона. Князь Владимир - по собственному побуждению ( а не по наущению или совету). Владимир – «учитель и наставник». Принятие «благодатной веры» «до нашего языка русского доиде». Креститель Руси – деятель вселенского масштаба «равноумен», «равнохристолюбец»  самому Константину Великому, императору «двух Римов» - Восточного и Западного. Владимир – рядом с апостолами Иоанном, Фомой, Марком, которым принадлежит заслуга обращения в христианскую веру других стран и земель.

            Письменность и литература «пришли» на нашу Русь вместе с принятием христианства. Великие первооткрыватели-«книжники» (византийские и болгарские миссионеры, а также их русские ученики и сподвижники) осуществляли колоссальную задачу  доступного истолкования, популяризации новой религии; для строящихся церквей

были насущно необходимы богослужебные книги.

            Процесс христианизации приводил за собой коренную переориентацию, перестройку мировоззрения, мировосприятия русичей. Решительно отвергались бытовавшие ранее представления о происхождении и устройстве вселенной. Жизненно необходимой оказывалась потребность в литературе, которая излагала бы христианскую трактовку всемирной истории, по-христиански истолковывала бы космогонические проблемы, давала бы принципиально другое (а именно христианское) объяснение явлениям природы, быту и бытию человека.

            Потребность в умелых писцах( с к р и п т о р и и   - корпоративные объединения книжников).Старейшая из дошедших до нас рукописей (Остромирово евангелие) переписывалась более полугода – с октября 1056 до мая 1057 года. П а т р и с т и к а – (греч. – отец) произведения авторов, почитаемых как «отцы церкви».  Иоанн Златоуст, Григорий  Назианзин, Василий Великий, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский.  Писатели-г о м и л е т ы (авторы поучений и проповедей); памятники у ч и т е л ь н о й  литературы («Златоструй»). Та же - «Лествица» Иоанна Лествичника; идея книги – содержащиеся в ней поучения словно ступени, ведущие к идеалу «духовных совершенств». П а н д е к т ы – сборники библейских и святоотческих изречений-цитат  по тематическому принципу. А п о к р и ф ( греч. – тайный, сокровенный) – сочинение, рассказывающее о библейских персонажах или святых ( однако не входившее в круг памятников, почитаемых как священное писание или официально признанных церковью). Х р о н о г р а ф - памятник, излагающий всемирную историю

            Особняком стоит один из замечательнейших памятников Древнерусья  известный  как «Поучение Владимира Мономаха» ( 1117). Великий князь – сын Всеволода Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха (отсюда и прозвище – Мономах). Активный политик, энергичный дипломат, убежденный поборник норм феодального вассалитета и защитник принципа престолонаследия по старшинству рода,  деятельный участник многих военных походов и битв. «Поучение» - итог долгой, трудной, исполненной деяний и свершений жизни; это, в сущности, - его нравственное и политическое завещание. Доминирующий пафос сочинения – этическое требование строго и неукоснительно блюсти нормы христианской морали; неизменно быть  в поведении своем «кротким»,  покорствовать «старейшим», соблюдать их, старших, советы и наставления, а также ни в коем случае не обижать сирых, сирот и вдов. Дидактика сочетается в этом завещательном «слове» с духовно-просветительскими тенденциями. Автор «Поучения» восторгается совершенством мироустройства: «… како небо устроено, како ли солнце, како ли луна, како ли звезды, и тма, и свет, и земля, на водах положена… зверье розноличнии, и птица и рыбы».  Педагогически-учительный монолог автора «Поучения» включает в себя комментированную трактовку божественного сотворения вселенной, дивных деяний Всевышнего, который «от персти создал человека», который сотворил «образи розноличии в человечьскых лицих»: если собрать людей со всего мира, не найдешь среди них двух, совершенно похожих друг на друга.

 

               «Домострой»   воспитательные принципы:

 

            «Како дети учити и страхом спасати. Казни сына своего от юности его и

 покоит тя на старость твою и даст красоту души твоей. И не ослабляй, бия младенца;     аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет; ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши  от смерти. Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем развеселишися. Казни сына своего из млада, и порадуешься о нем в мужестве; и посреде злых похвалишися, и зависть примут враги твои. Воспитай детище с прещением и обрящещи о нем покой и порадуешься о нем в мужестве; И не даж ему власти во юности, но сокруши ему ребра, дондеже растет, а, ожесточав, не повинет тис я: и будет ти досаждение и болезнь души и тщета домови, погибель имению, и укоризна от сусед, и посмех перед враги, пред властем платеж и досада зла.

 

         Человек и природа…   «Как прекрасна Земля и на ней – человек!»- удивительные строки Сергея Есенина.

         Конечно, ближе к природе люди деревенские. Но и горожане любят, ценят, берегут природу.

 В   городах поселились и люди, и деревья, и цветы, и травы. Как хороши чайные розы!  Как радуют взгляд  голубые колокольчики, белые ромашки, сирень – всех цветов радуги!  Но цветы и травы нуждаются в защите, в подкормке, в повседневном уходе. Многовековую историю имеют знаменитые городские парки,

охраняемые   ландшафты.

Весной в городском поднебесье курлыкают журавли, возвращающиеся на родные гнездовья. Осенью же гусиные и лебединые стаи пролетают над многоэтажками, прощаясь с заливными лугами и озёрами. Некоторые же пернатые остаются в городе на зимовку. Все привыкли к чириканию воробышков в морозные дни. В парках зимой щебечут синицы. Полакомиться рябиновыми гроздями в феврале-марте прилетают дрозды. В лесопарках барабанят дятлы…

         А в домашних условиях радуют детвору и взрослых голосистые попугайчики, нежные канарейки. Долгие зимние вечера услаждают забавные черепашки, колючие ежи, прожорливые морские свинки, рыбки - обитатели аквариума. И конечно же – четвероногие друзья человека, все эти Полканы, Джульбарсы, Барбосы, Каштанки.

         В наши дни много говорят об экологии… Экология природы… Экология души человеческой…  Нравственная позиция каждого из нас.

   Беречь Природу  -  беречь Родину

         Регионоведческие аспекты  П у ш к и н и а н ы:

         «…великого тень чую смущенной душой…»

 

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа,  русский язык, русский характер отразились в такой очищенной красоте,   какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно русская».

 

                                    Николай Васильевич   Г О Г О Л Ь.

 

   …И вот уже более двух столетий внемлет читающая Россия вдохновенному слову Пушкина, пророчеству Пушкина, нравственным урокам Поэта-человеколюбца: «О, сколько нам открытий чудных  Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель».  Нравственный урок – для размышления, для становления личности, для формирования жизненной позиции («Воды глубокие Плавно текут. Люди премудрые Тихо живут»).

   «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок», - скажет поэт в финале одного из сочинений. «Береги честь смолоду» - одна из заповедей народной педагогики, воспринятая и воплощённая Пушкиным в чарующе-вдохновенных образах-строках.

   Пушкинское озарение. Пушкинское присутствие. Мудрый летописец Пимен в келье Чудова монастыря. Свободолюбивый Емельян Пугачёв. Моцарт и Сальери. Пётр Великий и «птенцы гнезда Петрова». Романтичный Дубровский. Онегин, Ленский, Татьяна Ларина. Вольные цыганы. Кавказский пленник. Во глубине сибирских руд не потерявшие достоинства декабристы…

   Пушкин – наш университет. Пушкин – наша школа. Пушкин наша азбука, наша духовно-нравственная абевега, начало всех начал…

 

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
   Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
   В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
   Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
   Баюшки-баю.
 
По камням струится Терек,
   Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
   Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
   Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
   Баюшки-баю.
 
Сам узнаешь, будет время,
   Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
   И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
   Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
   Баюшки-баю.
 
Богатырь ты будешь с виду
   И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
   Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
   Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
   Баюшки-баю.
 
Стану я тоской томиться,
   Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
   По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
   Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
   Баюшки-баю.
 
Дам тебе я на дорогу
   Образок святой:
Ты его, моляся богу,
   Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
   Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
   Баюшки-баю.

 

 

Тихо вечер догорает, А. Фет

Тихо вечер догорает,
Горы золотя.
Знойный воздух холодает —
Спи, мое дитя!
 
Соловьи давно запели,
Сумрак возвестя,
Струны робко зазвенели —
Спи, мое дитя!
 
Смотрят ангельские очи,
Трепетно светя,
Так легко дыханье ночи —
Спи, мое дитя!

 Колыбельная песня, А. Блок

Спят луга, спят леса,
Пала божия роса,

В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит:

"Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.

Встречу брата и пойду,
Спрячусь в божием саду,

А под вечер брат уснет
И меня гулять пошлет.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра…"

Духовный космос поэзии

 

   Духовность – как идеология…

            «Что такое мысль в поэзии? – размышлял Виссарион Белинский. - Для удовлетворительного ответа на этот вопрос должно решить сперва, что такое чувство. Чувство, как показывает самое этимологическое значение этого слова, есть принадлежность нашего организма, нашей плоти, нашей крови. Чувство и чувственность разнятся между собой тем, что последняя есть телесное ощукщение, произведенное в организме каким-либо материальным предметом, а первое есть тоже телесное ощущение, но только произведенное мыслию. И вот отчего человек, занимающийся какими-нибудь вычислениями или сухими мыслями, подносит руку ко лбу, потрясенный, взволнованный чувством, подносит руку к груди или к сердцу, ибо в этой груди у него замирает дыхание, ибо эта грудь у него сжимается или расширяется, и в ней делается или тепло, или холодно, ибо это сердце у него и млеет, и трепещет, и порывисто бьется; и вот почему он отступает, и дрожит, и поднимает руки, ибо по всему его организму, от головы до ног, проходит огненный холод, и волосы становятся дыбом. Итак, очень понятно, что сочинение может быть с мыслию, но без чувства; и в таком случае есть ли в нем поэзия? И, наоборот, очень понятно, что сочинение, в котором есть чувство, не может быть без мысли. И естественно, что чем глубже чувство,  тем глубже и мысль, и наоборот… мысль, родившись в голове поэта, дала, так сказать, толчок его организму, взволновала и зажгла его кровь и зашевелилась в груди. Таков «Демон» Пушкина… Я не говорю о его «Онегине», этом создании, великом и бессмертном, где что стих, то мысль, потому что в нем что стих, то чувство… одно без другого быть не может, если только данное произведение художественно».

******************************************************************

 …«Через законы быта люда прорубил окно к звёздам»  Велимир Хлебников…

 

…«Пусть на могильной плите прочтут: он боролся с видом и сорвал с себя его тогу. Он не видел различия между человеческим видом и животными видами и стоял за распространение на благородные животные виды заповеди и ее действия «люби ближнего, как самого себя». Он называл неделимых благородных животных видом своими ближними и указывал на пользу использования жизненного опыта прошлой жизни наиболее древних видов. Так, он полагал, что благу человеческого рода соответствует введение в людском обиходе чего-то подобного установлению рабочих пчел в пчелином рое, и не раз высказывал, что видит в идее рабочей пчелы идеал свой лично. Он высоко поднял стяг галилейской любви, и тень стяга упала на многие благородные животные виды…»

«Впрочем, он никому не навязывал своего мнения и, считая его своим лично, признавал священнейшее право всякого иметь мнение противных свойств».

 

…«И хитроумные Евклиды и Лобачевский не назовут ли одиннадцатью нетленных истин корни русского языка? В словах же увидят следы рабства рождению и смерти, назвав корни – божьим, слова же – делом рук человеческих.

И если живой и сущий в устах народных язык может быть уподоблен долометрию Евклида, то не может ли народ русский позволить себе роскошь, недоступную другим народам, создать язык – подобие долометрия Лобачевского, этой тени чужих миров? На эту роскошь русский народ не имеет ли права? Русское умнечество, всегда алчущее прав, откажется ли от того, которое ему вручает сама воля народная: права словотворчества?»

 

 

…«Кто знает русскую деревню, знает о словах, образованных на час и живущих веком мотылька.

И не значит ли, что боги унесены из храма, если безбоязненно в ряды молящихся замешиваются иноверцы? И выполняют требы?

 

                                   Пренебрегли вы древней дланью,

Благословившей  вас в купели,

И живы жертвенные лани,

Мечи жреца чтоб не тупели…»

 

                                                   (продолжение следует)

Комментарии Написать свой комментарий
12 января 2017 в 06:12

Жду продолжения, из которого я бы смог увидеть Вашу авторскую позицию.

12 января 2017 в 07:36

Василий Васильевич!

По поводу статьи "Русский космизм Ивана Бунина".
Я не могу сам править Ваши названия, это не допустимо,
в позиции "Источник" будет указано - статья предоставлена
автором. Вашу же статью по краеведению опубликовал
со ссылкой на источник, то есть на Завтра.

Прошу Вас ещё раз, если для Вас это возможно,
прислать обозначенную статью с названием
"Космические мотивы в творчестве Ивана Бунина".
Она будет размещена в разделе "Космизм России",
этот раздел восстановил на Аналитии, смотрите
левый рубрикатор сайта.

А вот название планируемой Вами статьи
"Русский космизм Константина Циолковского"
вполне устраивает.

12 января 2017 в 07:47

Василий Васильевич!

Совместить светскую и религиозную духовность
МОЖНО и НУЖНО.

Примером такого совмещения в нашей истории
служит двоеверие, существовавшее на протяжении
нескольких веков. Язычество это и есть светская
духовность. А народ и был православным пока
жил в этом двоеверии, книжек их заморских
не читал, праздники обрезания не праздновал.

Духовность совместить можно ещё и потому,
что нравственные нормы во многом совпадают.
Хотя норма "кто с мечом к нам придёт, от меча
и погибнет" совсем не христианская...

А вот мировоззрение совместить НЕЛЬЗЯ !
Нельзя совмещать монизм и дуализм в одном
флаконе, будет нестроение мозгов, в медицине
называется шизофренией.

Научный, но при этом одухотворённый, русский
космизм это монизм. Наука говорит, что люди
придумали богов.

Религиозный же дуализм утверждает, что бог
создал людей, да и весь мир.

Надо как-то определяться - либо туда, либо сюда.
Есть правда и третий вариант...
баю баюшки баю... спи моя радость усни...

12 января 2017 в 08:49

Уважаемый Юрий, извините что вмешиваюсь. А неверующий человек, в вашем понимании, не может быть духовным? Или только будучи язычником или православным?

12 января 2017 в 08:51

Впрочем, вы неверующих определили в язычники. Но всё равно какая-то неясность.

12 января 2017 в 08:59

Дмитрию Лысову

Язычество русское никогда не было религией. Это мировоззрение,
мифологи, культура, традиция. Есть в языческих верованиях боги?
Есть. Но с помощью этой мифологии описываются определённые
явления окружающего мира и не более того. Пишу это
исключительно в качестве ликбеза.

Мы с Василием Васильевичем продолжаем дискуссию о
Русском космизме. А это течение русской мысли и
содержит в себе пример духовности без религиозной веры.

То есть, отвечая абсолютно конкретно на Ваш вопрос -
неверующий человек может быть духовным
и Русский космизм является отличной площадкой для этого.

12 января 2017 в 09:02

Дмитрию Лысову

Небольшое дополнение.

В Русском язычестве есть боги для описания определённых явлений.

Русский космизм гораздо шире Русского язычества, тут можно
использовать понятия богов, а можно и не использовать, есть
и другие способы описания тех же явлений.

12 января 2017 в 10:14

Светская, и религиозная духовность вполне совместимы. И что, разве верующий человек не может быть светским? И на оборот?

12 января 2017 в 10:20

Роман Грабовский
Сегодня в 10:14
Светская, и религиозная духовность вполне совместимы. И что, разве верующий человек не может быть светским? И на оборот?


...Роман, со вступлением Вас в кружок светской духовности (с филиалом духовность религиозная). Совершенно правильно: И НАОБОРОТ...

12 января 2017 в 10:23

...Рад началу серьёзной дискуссии... Давно уже "воюю" за право употреблять термин (дефиницию, понятие) СВЕТСКАЯ ДУХОВНОСТЬ...

12 января 2017 в 10:25

...МТОДУЗ (Московско-Троицкий общественный дистанционный Университет Знаний) опубликовал на том же сайте "Завтра" сотни две очерков по проблематике СВЕТСКОЙ ЭТИКИ, ЭТИКИ РЕЛИГИОЗНОЙ...

12 января 2017 в 10:31

...Образовано сообщество "УЧЕБНЫЙ КОСМОС РОССИИ"... Там предполагается ЛИКБЕЗ (начальные стадии) по К О С М И З М А М, К О С М О С У (в самом прагматичесо-гносеологическо-методологическо-методическом смысле этого ПОНЯТИЯ, имеющего историю тысячелетней протяженности)...

В чужой монастырь со своим Уставом... Добро пожаловать, социологи, политологи, физики, математики, химики, биологи, несусветные ЛИРИКИ-МИФОЛОГИСТЫ-МЕТАФОРИСТЫ, секты и мафии философов и проч. и проч.

12 января 2017 в 10:37

Юрию

Процедуру образования и фиксации Содружества см. на рекламной экспозиции "Завтра"... Процедура простейшая... Однако следует отметить: "Завтра" - фирма весьма скромная и архиперегруженная... Стоит стон и вопль об ограничении количества публикаций... Я даже подумываю о "поисках" более обширного просветительского "пространства"... Нужна не стенгазетная плащ-палатка, а нечто более фундаментальное ...

12 января 2017 в 11:01

Василий Васильевич!

Вы же завели Сообщество, посвященное как бы Русскому космизму.

Обращал уже внимание, что за всю историю русской мысли было
сформировано три направления: русский космизм, русский коммунизм
и православный софизм. Образованное Вами Сообщество однозначно
позиционируется как православный софизм (умствования то есть),
Вы сами там об этом и написали.

И зачем было "лезть в чужой монастырь (русский космизм) со своим
(православным) уставом"?

Просьба, если буду сильно задираться в дискуссии, меня попридерживать.

Пишите как получается, Ваши статьи весьма информативны, а общение
обогащающе.

Всех благ!

12 января 2017 в 11:28

Юрию

Почему Вы полагаете, что "умничество" - лишь "православный софизм"?..

12 января 2017 в 11:33

...однозначно позиционируется... Совсем, совсем диаметрально - НАОБОРОТ...


Моё главное занятие последних десятилетий - ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ (и не только краеведческий)... У социологов, политологов болезнь - прокрустово ложе структуры, структурализма, "системы" - схоластики... Вечные споры: что первично, что вторично, что тысячерично?..

12 января 2017 в 11:41

Василий Васильевич!

Софизм от слова "софия", то есть премудрость.
А она, в своё время, от "совы Афины".

София Царьграда, Киевская и Новгородская София...

Софья Палеолог, жена Ивана III, строила собор в Кремле -
наверное Софийский, но назван Успенским. С чего бы это?

София подменила в русской традиции Макошь, что входила
в пантеон князя Владимира, она же широко известна на Руси
как Параскева Пятница, много церквей ей было посвящено,
у меня тут в соседнем селе первая церковь именно её.

Вы спрашиваете:
"Почему Вы полагаете, что "умничество" - лишь "православный софизм"?.."

Я писал совершенно противоположное - православный софизм это
умничество. Хотя можно было бы обойтись и без эмоциональных
ярлыков.

Роман обсуждаемый вопрос как-то конкретизировал,
в советское время под светским понималось именно нерелигиозное.
Хотя слово "светский" означает всего лишь то, что на виду, в свете.

Так что уместно обсуждать вопрос взаимоотношения
религиозной и нерелигиозной духовности. Думаю, что они совместимы.

А вот религиозное и нерелигиозное мировоззрение несовместимы
категорически.

12 января 2017 в 12:36

...несовместимы категорически... А где диалектика? Единство и борьба противоположностей...

Впрочем теория, как и Восток, дело тонкое...

12 января 2017 в 12:38

...Этимология может и прояснять, и затуманивать...

12 января 2017 в 13:10

Василий Васильевич!

Наша дискуссия должна быть познавательна и интересна
читателям, для них же здесь пишем.

Готовлю сейчас к размещению на Аналитии статью
с речью Леонова на юбилее Л.Н. Толстого. Приведу
оттуда цитату, он цитирует Горького:
"Надо помнить, что, как все религиозного типа сообщества, церковь еще
на пороге храма требует от верующего полного отказа от самостоятельного
мышления, то есть от собственной личности вообще..."

Диалектика штука полезная, мне этого было мало, не отвергая
диалектику, расширил её многомерностью и всем тем, что с этим
связано, а материализм до одухотворения материи (материализации
духа). Но даже диалектика в чистом виде уже много чего позволяет.

12 января 2017 в 13:12

Василий Васильевич!

Жду Вашу статью об Иване Бунине.
Не привередничайте пожалуйста, дорогой Вы мой человек.

12 января 2017 в 14:30

Юрий Носков
Сегодня в 13:10
Василий Васильевич!

Наша дискуссия должна быть познавательна и интересна
читателям, для них же здесь пишем...


...Я не хотел бы обижать почтеннейшую "Завтра", но слишком "узок" круг авторов...
"Дискуссия" в жанре комментариев... По серьёзным проблемам должен быть серьёзный диалог... Увы, увы!..

12 января 2017 в 14:35

Готовлю сейчас к размещению на Аналитии статью
с речью Леонова на юбилее Л.Н. Толстого...


...Леонов - пожалуй, самый крупный художник-"космист" нашей эпохи... Его труды фундаментально изучены...

12 января 2017 в 14:35

...Не устарела ли бунинская статья? Ещё полистаю...

12 января 2017 в 15:04

Василий Васильевич!

По поводу статьи об Иване Бунине.
Опубликованный здесь текст вполне приемлем для публикации,
нужно лишь поправить название.

Если доработаете, то наверное ещё улучшится, Вам виднее.

Буду ждать письма со статьёй.

12 января 2017 в 15:57

Василий Васильевич!

Чтобы систематизировать работу Оргкомитета по созданию
ЦЕНТРАЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ РОССИИ

создано здесь на сайте Сообщество "Родина"

http://zavtra.ru/blogs/communities/rodina

Просьба Ваши статьи, посвящённые этой теме отразить
в Сообществе. Для этого войдите в свою статью,
нажмите "Редактировать" и укажите Сообщество "Родина".
Если что-то будете впредь писать на эту тему или тему
краеведения, просьба указывать название Сообщества.
Это позволит читателям легко находить нужные
материалы.

12 января 2017 в 17:01

Успехов Вам!..

12 января 2017 в 18:13

Юрию Носкову.
Зачем здесь цитата из Горького-атеиста? Нижегородский пролетарий в деятельности православной церкви ничего не понимал.А душой -был верующий.
Лев Толстой спросил его в Крыму:- Вы почему не веруете в Бога?
-Веры нет,Л.Н
Это - неправда.Вы по натуре верующий и без Бога вам нельзя.Это вы скоро почувствуете.
А не веруете вы из упрямства,от обиды: не так создан мир,как вам надо".
Как "раскусил его Толстой! А? (М.Горький, собр. соч. тои 16. Стр. 134.
А по поводу утраты личности в церкви -это фантазии человека, совершенно не понимающего духовный смысл христианской общины. Здесь что-то объяснили Достоевский и Лесков.

12 января 2017 в 18:36

Самостоятельно мыслящий философ К.Леонтьев в конце жизни бросил всю "цветущую сложность", высший свет и "духовной жаждою томим" поплыл на Афон,потом поселился в в Оптиной пустыни.

12 января 2017 в 22:48

Валерию Скрипко

В тексте комментарий речь идёт о Леонове Л.М. и вот этой статье

http://analitiya.ru/zn_00817.htm

12 января 2017 в 23:15

Валерию
Юрию

...С интересом вникаю в некоторые коллизии дискуссионные... Всего Вам!..

Причина удаления
Действия